АртемьеваВероника Максимовна,
МАОУ«Гимназия № 3»,
Учительначальных классов
Г.о.Балашиха
+7(916)827-62-66
Формированиечитательской грамотности и технология проектного обучения = любовь к чтению =современная школа полного дня.
Дляпедагогов не секрет, что такое читательская грамотность и технология проектногообучения. Вопрос в том, как же интересно формировать одно, используя другое.
Читательскаяграмотность – это способность человека понимать и использовать письменныетексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своихцелей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Проектнаятехнология – это практические творческие задания, требующие от учащихся ихприменение для решения проблемных заданий, знания материала на данныйисторический этап.
Проектнаятехнология предполагает:
ü наличие проблемы, требующейинтегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
ü практическую, теоретическую,познавательную значимость предполагаемых результатов;
ü самостоятельную деятельность ученика;
ü структурирование содержательной частипроекта с указанием поэтапных результатов;
ü использование исследовательских методов,т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижениягипотезы их решения.
В контексте разговора очитательской грамотности у нас есть наличие проблемы «A»,которую нам надо решить, и создать ситуацию «Б».
Ситуация«А» – отсутствие любви к чтению, неумение читать книги, нелюбовь к тому, чемвзрослые «заставляют» заниматься. Нам же, педагогам нужна ситуация «Б» –осознанное самостоятельное чтение и желательно с любовью.
Придяработать в школу, имея своих детей возраста начальной школы, я поняла, чтодостаточно трудно «влюбить» современного ребёнка в чтение. Сложно чтением заинтересовать.Наблюдая за собственными детьми, я смотрела на то, какими книжками увлекаютсяони, их ровесники.
Современные детимного читают, с этим трудно поспорить. Сообщения в социальных сетях, блоги,интернет-обзоры и другая информация. Но и книги есть, очень им сейчас в 3-4классе нравятся и серийные книги:
ü Книги Холли Вебб (британская детскаяписательница) про Британию и девочку-детектива
ü Серия книг «Лес дружбы» британскойписательницы Дэйзи Мэдоус о фантастических приключениях животных
ü Известная и популярная серия романованглийской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер» и другие.
Таккак же всё это привести к общему знаменателю? И тут родилась идея созданияпроекта. Библиотека в классе. Причём о своей идее я рассказала группе девочеккласса, а дальше, они всё сделали сами.
Цельпроекта: изучить ситуацию, понять, можно ли с помощью создания класснойбиблиотеки повысить читательский интерес у одноклассников. Мы задалисьглавным вопросом: возможно ли повысить интерес к чтению у одноклассников, илибиблиотеки ушли в прошлое. Библиотека в классе – актуально ли это длясовременных детей, или дети не хотят читать книги.
Воктябре 2022 года нами было проведено анкетирование.
Целианкетирования:
üИзучение читательских интересов детей длядальнейшего построения программы внеклассного чтения;
üВыяснить уровень читательскойзаинтересованности детей, их отношения к чтению художественной литературы.
üЗадачи анкетирования:
üПовысить интерес детей к книге.
üВыявить мнение детей о значимости книги ичтения в современном мире.
Участникамистал весь класс, 25 человек.
Анкетированиепоказало, что большинство детей (15 человек, что составляет 60% обучающихся)абсолютно «не начитаны», пассивно относится к литературе, безразличны к чтению,не усидчивы и не внимательны как в школе, так и дома.
Втораягруппа детей – 8 человек (32%). Не заинтересованы в чтении, но все же стремятсяпознать сферу литературы (только в школьном плане). Дома не увлечены книгами(исключительно школьными учебниками и книгами).
Есть2 человека (8%), про которых можно сказать, что они начитаны, образованы,стремятся к знаниям. Увлекаются различной литературой и умеют правильноформировать свои мысли, благодаря интересу к литературе.
Детиизучили историю возникновения библиотек, совместно мы разработали журнал учётаи выдачи книг, читательские билеты и формуляры, дети оформили библиотеку.
Самабиблиотека у нас пока в процессе пополнения книгами и в процессе оформления(алфавитных каталогов и библиотечных формуляров). Но начало положено, а главное– оно принесло уже свои плоды.
Намудалось повысить интерес одноклассников к чтению. Прежде всего, помогли нам вэтом книги из популярных современных серий.
Ребятамочень не хватало именно обмена книгами из серий. Книги дорогие и не всегдародители готовы покупать, а это очень интересные и захватывающие книги, которыепомогают нам развиваться, повышать нашу читательскую грамотность.
Вработу с библиотекой включился весь класс. Все пополняют фонд библиотеки,кто-то рисует плакаты, кто-то подклеивает и реставрирует книги, другие помогаютсоздавать чек-листы, чтобы понимать, какими именно книгами увлекаются ребята.
Взаключении, хотелось бы вспомнить слова великого российского историка илитературоведа Дмитрия Лихачёва, который утверждал: «Если в результатекакой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центрыобразования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек — умира и человечества будет возможность возродиться».
Незнаем, конечно, как насчёт возродиться, но что книги нам помогают в жизни, чтокниги приятно листать, узнавать много нового, пользоваться точной и провереннойинформацией – это точно.
Данныйпроект вне сомнения помогает нам повысить интерес к чтению, а библиотеки неуходят в прошлое, а просто немного меняются в соответствии с запросами времени.
Проекточень подошёл к современной «Школе полного дня». Здесь и игра, и занимательныйпроцесс, и чтение, и домашнее задание, связанное с читательским дневником ивнеклассным чтением.
Библиографическийсписок:
1. Абрамов К. И. История библиотечного дела вСССР. 3-е изд. М., 1980
2. Абрамов К. И. История библиотечного дела вРоссии: В 2 ч. М., 2000–2001
3. Библиотеки России на пороге XXI века:цифры и факты. М., 2002
4. Майстрович Т. В. Электронный документ какобъект библиотечного дела. М., 2004
5. https://www.kanal-o.ru/news/14135
6. https://anticwar.ru/zarabotok-v-socialnyx-setyax-7-sposobov-dlya-novichkov-i-s-chego-nachat
7. https://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=3025
8. https://infourok.ru/bibliotechnyj-urok-na-temu-istoriya-vozniknoveniya-bibliotek-4316033.html?is_new
Аннотация: Данная статья представляет опытработы по формированию читательской грамотности, а также раскрывает возможностьформирования читательской грамотности через проектную деятельность.
Ключевые слова: читательская грамотность,любовь к чтению, библиотека, осознанное чтение.