X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

АртемьеваВероника Максимовна,

МАОУ«Гимназия № 3»,

Учительначальных классов

Г.о.Балашиха

art_vm_gym3@mail.ru

+7(916)827-62-66

Формированиечитательской грамотности и технология проектного обучения = любовь к чтению =современная школа полного дня.

  Дляпедагогов не секрет, что такое читательская грамотность и технология проектногообучения. Вопрос в том, как же интересно формировать одно, используя другое.

   Читательскаяграмотность – это способность человека понимать и использовать письменныетексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своихцелей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

  Проектнаятехнология – это практические творческие задания, требующие от учащихся ихприменение для решения проблемных заданий, знания материала на данныйисторический этап.

  Проектнаятехнология предполагает:

ü наличие проблемы, требующейинтегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

ü практическую, теоретическую,познавательную значимость предполагаемых результатов;

ü самостоятельную деятельность ученика;

ü структурирование содержательной частипроекта с указанием поэтапных результатов;

ü использование исследовательских методов,т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижениягипотезы их решения.

 

В контексте разговора очитательской грамотности у нас есть наличие проблемы «A»,которую нам надо решить, и создать ситуацию «Б».

 

  Ситуация«А» – отсутствие любви к чтению, неумение читать книги, нелюбовь к тому, чемвзрослые «заставляют» заниматься. Нам же, педагогам нужна ситуация «Б» –осознанное самостоятельное чтение и желательно с любовью.

  Придяработать в школу, имея своих детей возраста начальной школы, я поняла, чтодостаточно трудно «влюбить» современного ребёнка в чтение. Сложно чтением заинтересовать.Наблюдая за собственными детьми, я смотрела на то, какими книжками увлекаютсяони, их ровесники.

  Современные детимного читают, с этим трудно поспорить. Сообщения в социальных сетях, блоги,интернет-обзоры и другая информация. Но и книги есть, очень им сейчас в 3-4классе нравятся и серийные книги:

ü Книги Холли Вебб (британская детскаяписательница) про Британию и девочку-детектива

ü Серия книг «Лес дружбы» британскойписательницы Дэйзи Мэдоус о фантастических приключениях животных

ü Известная и популярная серия романованглийской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер» и другие.

Таккак же всё это привести к общему знаменателю? И тут родилась идея созданияпроекта. Библиотека в классе. Причём о своей идее я рассказала группе девочеккласса, а дальше, они всё сделали сами.

Цельпроекта: изучить ситуацию, понять, можно ли с помощью создания класснойбиблиотеки повысить читательский интерес у одноклассников.  Мы задалисьглавным вопросом: возможно ли повысить интерес к чтению у одноклассников, илибиблиотеки ушли в прошлое. Библиотека в классе – актуально ли это длясовременных детей, или дети не хотят читать книги.

Воктябре 2022 года нами было проведено анкетирование.

Целианкетирования:

üИзучение читательских интересов детей длядальнейшего построения программы внеклассного чтения;

üВыяснить уровень читательскойзаинтересованности детей, их отношения к чтению художественной литературы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

üЗадачи анкетирования:

üПовысить интерес детей к книге.

üВыявить мнение детей о значимости книги ичтения в современном мире.

Участникамистал весь класс, 25 человек.

Анкетированиепоказало, что большинство детей (15 человек, что составляет 60% обучающихся)абсолютно «не начитаны», пассивно относится к литературе, безразличны к чтению,не усидчивы и не внимательны как в школе, так и дома.

Втораягруппа детей – 8 человек (32%). Не заинтересованы в чтении, но все же стремятсяпознать сферу литературы (только в школьном плане). Дома не увлечены книгами(исключительно школьными учебниками и книгами).

Есть2 человека (8%), про которых можно сказать, что они начитаны, образованы,стремятся к знаниям. Увлекаются различной литературой и умеют правильноформировать свои мысли, благодаря интересу к литературе.

Детиизучили историю возникновения библиотек,  совместно мы разработали журнал учётаи выдачи книг, читательские билеты и формуляры, дети оформили библиотеку.

Самабиблиотека у нас пока в процессе пополнения книгами и в процессе оформления(алфавитных каталогов и библиотечных формуляров). Но начало положено, а главное– оно принесло уже свои плоды.

Намудалось повысить интерес одноклассников к чтению. Прежде всего, помогли нам вэтом книги из популярных современных серий.

Ребятамочень не хватало именно обмена книгами из серий. Книги дорогие и не всегдародители готовы покупать, а это очень интересные и захватывающие книги, которыепомогают нам развиваться, повышать нашу читательскую грамотность.

Вработу с библиотекой включился весь класс. Все пополняют фонд библиотеки,кто-то рисует плакаты, кто-то подклеивает и реставрирует книги, другие помогаютсоздавать чек-листы, чтобы понимать, какими именно книгами увлекаются ребята.

Взаключении, хотелось бы вспомнить слова великого российского историка илитературоведа Дмитрия Лихачёва, который утверждал: «Если в результатекакой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центрыобразования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек — умира и человечества будет возможность возродиться».

Незнаем, конечно, как насчёт возродиться, но что книги нам помогают в жизни, чтокниги приятно листать, узнавать много нового, пользоваться точной и провереннойинформацией – это точно.

Данныйпроект вне сомнения помогает нам повысить интерес к чтению, а библиотеки неуходят в прошлое, а просто немного меняются в соответствии с запросами времени.

Проекточень подошёл к современной «Школе полного дня». Здесь и игра, и занимательныйпроцесс, и чтение, и домашнее задание, связанное с читательским дневником ивнеклассным чтением.

 

Библиографическийсписок:

1.       Абрамов К. И. История библиотечного дела вСССР. 3-е изд. М., 1980

2.       Абрамов К. И. История библиотечного дела вРоссии: В 2 ч. М., 2000–2001

3.       Библиотеки России на пороге XXI века:цифры и факты. М., 2002

4.       Майстрович Т. В. Электронный документ какобъект библиотечного дела. М., 2004

5.       https://www.kanal-o.ru/news/14135 

6.       https://anticwar.ru/zarabotok-v-socialnyx-setyax-7-sposobov-dlya-novichkov-i-s-chego-nachat   

7.       https://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=3025  

8.       https://infourok.ru/bibliotechnyj-urok-na-temu-istoriya-vozniknoveniya-bibliotek-4316033.html?is_new

 

Аннотация: Данная статья представляет опытработы по формированию читательской грамотности, а также раскрывает возможностьформирования читательской грамотности через проектную деятельность.

Ключевые слова: читательская грамотность,любовь к чтению, библиотека, осознанное чтение.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет