Урок русского языка в 4 «г» классе
по теме: «Повелительное наклонение глаголов». 06.02.23
Целиурока:
· познакомить учеников со значением, образованием и правописаниемглаголов повелительного наклонения;
· формировать умение образовывать формы повелительного наклонения;
· совершенствовать умение выделять главное;
· формировать умение совместной деятельности, ответственности.
Типурока: урок объяснения нового материала.
Оборудование:
· таблица “Наклонения глагола”;
· карточки с заданиями;
· карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля;
· “Листок учета знаний”.
ХОД УРОКА
1. Мобилизующееначало урока.
-Ребята,сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем гостей. Раз, два, три.
( Повернуться,кивнуть головой, повернуться). Молодцы, ребята, садитесь.
-Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Какое замечательное спортивное событиеждёт нас в этом году? (Чемпионат мира по футболу).
-Талисманомчемпионата мира стал вот этот замечательный волк Забивака. Самый молодой игрок в команде, но при этом самый быстрый,решительный и техничный. Талант Волка практически всегда приносит его командепобеду. Всегда соблюдаетправила честной игры, ценит партнеров по команде и уважает соперников. Япредлагаю вам на время урока стать игроками российской сборной, забить какможно больше голов в ворота знаний русского языка. Нашими помощниками будутвнимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который у васуже есть. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!
-Ребята, напарте перед вами лежит учётная карточка игрока, в ней вы будете фиксироватьзаработанные очки за голы, забитые в ворота знаний.
-Откройте тетради и запишите число — двадцать четвёртоеянваря, классная работа.
— Прочитайте девиз урока.
2. Девизурока
Поставь задачу –выполни!
Взялся за работу –доведи её до конца.
-Найдите в тексте девиза глаголы, запишите их в тетрадь через запятую в строчку. (Поставь,взялся, выполни, доведи).
Поставил,взялся, выполни, доведи.
-Найдителишний глагол. (Взялся)
Докажитесвоё суждение. (В изъявительном наклонении).
-Почему?(Действие, которое происходило, происходит и будет происходить).
-Докажите,что остальные глаголы употреблены в повелительном наклонении. ( Ониобозначают просьбу, приказ, совет).
-Ребята,кто правильно нашёл глаголы в тексте девиза, я поздравляю вас вы, забили первыйгол в ворота знаний. Отметьте 3 очка в учётной карточке игрока.
-Каковатема урока сегодня? (Повелительное наклонение глагол).
3.Целеполагание.
Темаурока: Повелительное наклонение глагола.
-Ребята, прочитайте опорные слова: находить, образовывать, употреблять.
—Опираясьна данные опорные слова, сформулируйте задачи урока. (Научитьсянаходить глаголы в повелительном наклонении. Уметь образовывать глаголы вповелительном наклонении. Научиться употреблять их в речи.)
Мыдолжны решить три учебные задачи :
· уметь находить глаголы в повелительном наклонении;
· узнать, как образовывать глаголы в повелительном наклонении;
· уметь употреблять в речи.
4.Основной этап урока.
-Что мы уже знаем о глаголах в повелительном наклонении? (Действие,называющее просьбу, приказ, совет).
-Наследующем этапе работы вам придётся поработать в паре.
-Прочитайте правила работы в паре.
Будьтедоброжелательны.
Слушайтедруг друга.
Говоритеи читайте в полголоса.
Слушайтеи проверяйте партнёра.
Поблагодаритедруг друга за работу.
— Найдите иподчеркните глаголы в повелительном наклонении.
— Проверим работу.Назовите глаголы в повелительном наклонении. Поднимите руку, кто не сделал ниединой ошибки. Поздравляю, вы забили первый гол. Поставьте себе ещё 7очков в учётную карточку игрока.
— Первую задачу вывыполнили. Мячик в воротах: вы умеете находить глаголы в повелительномнаклонении
5.Физминутка
-Какаявторая задача стоит перед вами? ( Научиться образовывать глаголы вповелительном наклонении).
-Работаемв пар, опираясь на программу деятельности. Одна пара работает у доски.
Глаголы |
В повелительном наклонении, в ед. числе, во 2 лице |
В повелительном наклонении, во мн. числе, во 2 лице. |
Бегу |
беги |
бегите |
Брошу |
брось |
бросьте |
закину |
закинь |
закиньте |
проплыву Представленная информация была полезной? ДА 59.14% НЕТ 40.86% Проголосовало: 1121 |
проплыви |
проплывите |
Программа:
1. Определите и укажите в первом столбике вид и время каждого глагола. Сделайте вывод.
2. Образуйтеи запишите глаголы в повелительном наклонении (ед. ч., 2 лицо). Подумайте, как они образовались.
3. Образуйтеи запишите глаголы в повелительном наклонении (в мн.. ч., 2 лицо). Подумайте, как они образовались.
4. Какизменяются, понаблюдай.
5. Просигнализируетеготовность пары.
Проверкаработы+ беседа.
Указатьочки за все глаголы: 12 очков. (Сколько правильных глаголов, столькоочков.
-От формы какого времени образовали глаголы в повелительном наклонении? (Отформы настоящего и будущего времени).
-Глаголы,какого вида были предложены? ( Совершенного и несовершенного вида).
-Какой вывод можем сделать? (От формы настоящего и будущего времени, глаголовсовершенного и несовершенного вида).
-Подумайте, как они образовались.
?Мы знаем, какой частью слова является — и ,- те?
-Откудавы можете узнать информацию? (Из учебника).
-Читаем правила — тайны русского языка на стр.27-28. Снова работаем в паре.
Самостоятельная работа |
Работа с партнером |
1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. (стр. 26, 27) 2. Прочитай примеры. |
1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении. Попроси его ответить на вопросы: 1. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении? 2. Как образуются? 3. Как изменяются? (Оценка партнеру) |
-Сделайте вывод, как образуются глаголы в повелительном наклонении? (От формнастоящего и будущего времени с помощью суффикса И или без суффикса).
ОтметитьСуффикс — и, нулевое окончание.
-Посмотрите на таблицу, как изменяются глаголы в повелительном наклонении?
(Изменяются по числам).
-Какая часть слова добавляется? (Окончание — те). Отметьте окончание -те.
-Ребята,сравните вид глагола в каждой строке, изменяется ли он? (Вид не меняется:от глаголов несовершенного вида образуются глаголы несовершенного вида, отглаголов совершенного образуются глаголы совершенного вида).
-У какого глагола нет формы повелительного наклонения? (ехать).
-Какнадо говорить? (Поезжай, поезжайте, но не езди, не ездите.).
Физминуткадля глаз.
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовойи против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
-Какова третья задача урока? (Уметь употреблять в речи).
5. Прочитай текст «Советы футболистов»,поставь глаголы в повелительное наклонение в единственное число. Спишите.Обозначьте части слова, с помощью которых образовали глаголы. Обменяйтесьработами.
Проверьте работы друг у друга.
(Встану)…………………….утром и (сделаю)………………………… зарядку. (Позавтракаю)………………………………,( уберу)……………………постель и (не забуду)…………………………….о водных процедурах. (Соблюдаю)………………………………….режим дня. (Займусь)…………………спортом.
-Прочитайте, какие советы от русских футболистов у вас получились. Объясните,как образовались глаголы в повелительном наклонении.
-Найдите в тексте слово и подчеркните, в котором количество букв больше звуков. (Постель).
-Найдитев тексте предложения с однородными членами.
-Вкаком случае ставится запятая?
-Надеюсь,что вы последуете этим советам, будете вести здоровый образ жизни, заниматьсяспортом и физкультурой.
-Вамизабит ещё один гол, если выполнили всё правильно, отметьте 7 очков упартнёра.
Рефлексия.
-Асейчас каждый выполнит олимпийский тест. Сколько правильных ответов, столько о Выполните тест:
1.Укажите глагол в повелительном наклонении.
а)Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.
2.Укажите глагол в повелительном наклонении:
а)Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.
3.Укажите глагол в повелительном наклонении:
а)Тишь;
б) брешь;
в) режь.
Ключк тексту:
1. а
2. в
3. в
4. Итогурока.
-Чтонового мы узнали о повелительном наклонении глагола?
-Какобразуются?
Домашнеезадание: составить призыв заниматься спортом,используя глаголы в повелительном наклонении.
Дружно встаньте,потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
В ладоши все похлопайте,
Ногами все потопайте.
Пальцы разомните,
Свои места займите.