Технологиипроектной деятельности дошкольников
в ДОО поФГОС
Проектнаядеятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности
В условияхвведения ФГОС современному дошкольному образованию в условиях требуются методыорганизации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитыватьинициативного, ответственного человека, готового самостоятельно приниматьрешения в ситуации выбора.
Одной из самыхактуальных проблем в современной педагогике остается проблема формирования удетей инициативы и самостоятельности. Исследования психологов доказывают, что вдошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этихкачеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленькимдетям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которуюнеобходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности -неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формированиецелеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума ипоступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления иситуации.
Среди показателейсамостоятельности специалисты отмечают: — стремление решать задачи деятельностибез помощи и участия других людей — умение ставить цель деятельности -осуществление элементарного планирования деятельности — реализацию задуманногои получение результата, адекватного поставленной цели. Именно в старшемдошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствиис необходимостью. «У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно»,«нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятсясамим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»
С переходом кшкольному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок долженсамостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказыватьсвою точку зрения. В своей работе я использую разнообразные формы и методы.Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который впоследние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательныхучреждений.
Метод проектовдает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать своюдеятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.
Проект — этоспециально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий,завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов -система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования ивыполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.
Метод проектоввсегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основной тезиссовременного понимания метода проектов, который привлекает к себе многиеобразовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужныполучаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить,что проект – это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Запомнить просто –пять пальцев руки.
Шестое «П»-портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы,макеты и др.).
Работая с детьмипо методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:
- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Четкая структура содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.
Проектнаядеятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину,культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни,способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умениеотстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Главное условие –помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а наприменение и приобретение новых. На практике чаще всего проектную деятельностьиспользуют с детьми старшего дошкольного возраста и очень редко с детьми раннеговозраста, недооценивая её возможности.
Проектнаядеятельность состоит из следующих этапов:
1.проблематизация,
2.целепологание,
3.сбор информации,
4.планирование(составление алгоритма действий),
5.рефлексия,
6.презентация.
Открытаяобразовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всехучастников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытиеиндивидуального потенциала каждого ребенка. Участие ребенка в проектнойдеятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставитьпроблемы и решать их.
В проектном методе используютсяследующие формы поддержки детских инициатив:
— «Успех гарантирован» — любаяинициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе являетсяуспехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонуснойоценки.
— «Успех каждого — успех общегодела» — вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важнымфактором непринужденной самореализации в детских инициативах.
— Поддержкагуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» -стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передатьсвои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
— Мотивированнаяинтеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителейв едином процессе творчества.
— Игровая основадеятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей впродуктивной деятельности. Кроме детей участниками проектов становятся и родители.Вся семья, включая детей, участвуют в реализации проекта, например — прочитатьнужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить в альбом,повторить пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя вгруппу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома. Этаподготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается толькопридумать самим «события». Например («День рождения Мишутки», «Любимыеигрушки», «В гостях у сказки» и т.д.). Знания, приобретенные детьми, в такихобразовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они получены вответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственнойдеятельности.
Проектная деятельность – это видпедагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО.
Проектный методкак никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогаетполучить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственныхзамыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразныхобстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Методпроектов и его применение в современном дошкольном образовании
Проектнаядеятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересахребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
Проектнаядеятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой,не менее важной, — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действийребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами идействиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектнаядеятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детямсамостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт,добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его ипреобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», — писалПесталоцци.
Впроектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получаетвозможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствененза опыт своей деятельности, свои поступки.
Сутьпроектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначеннымв данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежитразвитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученныепредставления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критическогомышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, чтоозначает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководствопроектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовыхзнаний он превращается в организатора познавательной деятельности своихвоспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способыдействий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать вовсех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектнуюдеятельность или метод проектов от других методов организации педагогическогопроцесса в ДОУ отличает следующее:
•практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
•нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельностьи творчество дошкольников;
•интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личнаязаинтересованность в нем.
Проектнаядеятельность включает в себя:
• задание длядетей, сформулированное в виде проблемы;
• целенаправленнуюдетскую деятельность;
• формы организациивзаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
• результатдеятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектнаядеятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игровогои творческого характера.
Попродолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до несколькихмесяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Длядетей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности ипростые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты,организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Длядетей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится болеепродолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться накакое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Методпроектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можноговорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
- Погружение в проект;
- Организация деятельности;
- Осуществление деятельности;
- Презентация результатов.
Новаяформа работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектнойдеятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействиивзрослого и ребенка, как:
- Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
- Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Этапы проектнойдеятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей вее условиях.
Воспитатель |
Дети |
Погружение в проект |
|
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему , активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. |
Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности |
Организация деятельности |
|
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: — группы детей; -распределяет роли, ответственность; -планирование детской деятельности по решению задач проекта; -формы презентации результатов, итогов работы |
Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
Самое сложное впроектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулироватьпроблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у нихвозник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоитзадуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектнойдеятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемнуюситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ейразвернуться и развиться самостоятельно.
В отличие отпроектной деятельности школьников, где больший упор делается наисследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольниковболее разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования итворчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей,ведущий вид деятельности.
Задачиисследовательской деятельности:
В младшемдошкольном возрасте– это:
• вхождение детейв проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизацияжелания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
• формирование начальныхпредпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшемдошкольном возрасте – это:
• формированиепредпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие уменияопределять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем исамостоятельно;
• формированиеумения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, сиспользованием различных вариантов;
• развитие желанияпользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессесовместной исследовательской деятельности.
Основныеновообразования возраста:
- опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые;
- образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
Ведущийвид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Создание коллекций в рамкахпроектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущейдеятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной.
Создание коллекций — этовозможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразныхсвойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках однойтемы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельностии представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительскомколлекционировании.
Такой подход, всвою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми ивзрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье,поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционированиекак продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть наобогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеетвозможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразныезадачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опоройдля педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетическойдеятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственномвоспитании.
Задачиисследовательской деятельности:
В младшемдошкольном возрасте– это:
• вхождение детейв проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизацияжелания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формированиеначальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачиобучения:
• пробуждатьинтерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детейк процессу познания;
• формироватьразличные представления;
• привлекать детейк воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детейк совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствованиепсихических процессов:
• формированиеэмоциональной заинтересованности;
• знакомство спредметами и действиями с ними;
• развитиемышления и воображения;
• речевоеразвитие.
Формированиепроектно-исследовательских умений и навыков:
• осознаниепоставленной цели;
• овладениеразличными способами решения поставленных задач;
• способностьпредвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
• поиск различныхсредств достижения цели.
Типыпроектов:
1. Подоминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие,
игровые,приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характерусодержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу,
ребенка ирукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеруучастия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник
от зарождения идеидо получения результата.
4. По характеруконтактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в
контакте с другойвозрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей,
учреждениямикультуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количествуучастников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. Попродолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный.
Старший дошкольныйвозраст
Основныеновообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни,своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление кразностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинениемотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;компетентность; освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность;учебная и исследовательская деятельность.
Задачиисследовательской деятельности:
В старшемдошкольном возрасте– это:
• формированиепредпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие уменияопределять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем исамостоятельно;
• формированиеумения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, сиспользованием различных вариантов;
• развитие желанияпользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы впроцессе совместной исследовательской деятельности.
Задачиобучения:
• развиватьпоисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
• развивать специальныеспособы ориентации – экспериментирование и моделирование;
• формироватьобобщённые способы умственной работы и средства построения собственнойпознавательной деятельности;
• развиватьспособность к прогнозированию будущих изменений.
Формированиепредпосылок учебной деятельности:
• произвольности вповедении и продуктивной деятельности;
• потребности всоздании собственной картины мира;
• навыковкоммуникативного общения.
Формированиепроектно-исследовательских умений и навыков:
• выявитьпроблему;
• самостоятельноискать нужное решение;
• выбирать изимеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
• самостоятельноанализировать полученные результаты.
Использованиеметода проектов в моей практике позволяет значительно повысить самостоятельнуюактивность детей. Способствует активизации познавательной деятельности детей;формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательнойдеятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей,научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Моя педагогическаяпрактика показала, что использование метода проектов в работе с детьми раннегоимеет большое значение для развития личности ребенка. В раннем возрастезакладываются наиболее важные способности: познавательная активность,любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другимлюдям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческаяпозиция и многое другое.
Работая с детьмираннего возраста, я увидела, что сам ребенок не всегда способен находить илипридумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают егоспособности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужнапомощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно,нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности свзрослым. И моя роль, как педагога заключается в том, чтобы заинтересоватьребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственнуюактивность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.
Чтобы ребенокполучил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило черезего инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывали создавал, сам к чему-то стремился. При разработке непосредственнообразовательной деятельности по методу проектов я применяю алгоритм созданияпроблемной ситуации, по которому определяю тему проекта и его цель, составляюперспективный план продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их сучастниками проекта, придумываю игры и другие виды деятельности. Конечно, поотношению к самым маленьким моим воспитанникам проектная деятельность во многомупрощена. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая их кдеятельности.
Рассмотрим напримере проекта образовательной деятельности «Мы встречаем гостей». Сообщаемдетям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя. Вместе с детьмиобсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация); решаем, как мы будемвстречать куклу и что нам для этого нужно (находим и решаем проблему, ставимцель). Обговариваем, что и как необходимо сделать? С чего начать? (планированиедеятельности, составление алгоритма действий); рассматриваем и расставляемпредметы посуды, обговариваем ее предназначение (выполнение алгоритма действийпо картинкам); встречаем куклу Катю, показываем ей, что мы для встречиприготовили, угощаем куклу (рефлексия, презентация).
На каждом этапе удетей формируются специфические умения: самостоятельно мыслить, находить ирешать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать уменияпрогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,устанавливать причинно-следственные связи.
В проектной деятельности яиспользую продуктивные методы и приемы.
1.Методпроблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который активизируетмыслительную деятельность через создание проблемной ситуации и последующееизложение по ее разрешению. Грамотно построенное проблемное изложениеподталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде. 2.Прием:предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения, доказательства.Например, кукла зимой пошла, гулять, и взяла с собой санки, чтобы по лужамкататься на них и т.д..
3.Методэвристического диалога – это вопросно-ответный способ организации процессаобучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ являетсярезультатом активного поиска детей, под руководством воспитателя.
В рамкахэвристического диалога (беседы) учебная деятельность развивается по схеме:
1. Организацияпроблемной ситуации.
2. Выдвижениегипотез.
3. Обоснование идоказательство.
4. Вывод.
Приемы, соответствующиеэвристическому диалогу таковы:
- выдвижение гипотез, поиск аргументации;
- наводящие вопросы;
· выявлениеряда частных задач, выводящих на решение основной, поиск возможных ошибок врассуждениях;
- обобщение;
Например, кукла Катя заболела. Каквылечить куклу? (проблемная ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоитьлекарством, поставить укол, завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство –из личного опыта детей. Вывод – надо куклу показать доктору (врачу).
Метод «мозговогоштурма» (массовая мозговая атака) – интенсивное и хаотическое генерированиеидей без их сиюминутного анализа и с отдаленной по времени оценкой. В основеметода лежит создание вероятных ситуаций. Метод предполагает участие всех детейв выдвижении идей с последующим коллективным анализом.
Прием: групповойпоиск. Например, кукла Катя хочет спать. А что для этого надо? Дети высказываютсвои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и т.д.). Из всегопредложенного, дети выбирают нужные предметы для того, чтобы уложить куклуспать.
Применениепродуктивных методов и приемов в деятельности, позволяет мне активноформировать у детей познавательные и коммуникативные способности, интерес к окружающему,обогащать опыт творческой деятельности.
Тематикакраткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместнос родителями):
- «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);
- «Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);
- «Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);
- «Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);
- «Зонты и зонтики»;
- «Варежки, перчатки»;
- «Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);
- «Такая разная обувь»;
- «Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);
- «Любимая еда в детском саду и дома»;
- «Овощи»;
- «Аккуратно, мебель!»;
- «Я катаюсь на качелях»;
- «Обереги».