X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Технологиипроектной деятельности дошкольников

 в ДОО поФГОС

Проектнаядеятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

В условияхвведения ФГОС современному дошкольному образованию в условиях требуются методыорганизации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитыватьинициативного, ответственного человека, готового самостоятельно приниматьрешения в ситуации выбора.

Одной из самыхактуальных проблем в современной педагогике остается проблема формирования удетей инициативы и самостоятельности. Исследования психологов доказывают, что вдошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этихкачеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленькимдетям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которуюнеобходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности -неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формированиецелеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума ипоступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления иситуации.

Среди показателейсамостоятельности специалисты отмечают: — стремление решать задачи деятельностибез помощи и участия других людей — умение ставить цель деятельности -осуществление элементарного планирования деятельности — реализацию задуманногои получение результата, адекватного поставленной цели. Именно в старшемдошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствиис необходимостью. «У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно»,«нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятсясамим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»

С переходом кшкольному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок долженсамостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказыватьсвою точку зрения. В своей работе я использую разнообразные формы и методы.Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который впоследние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательныхучреждений.

Метод проектовдает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать своюдеятельность, проявлять инициативу и самостоятельность. 

Проект — этоспециально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий,завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов -система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования ивыполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.

Метод проектоввсегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основной тезиссовременного понимания метода проектов, который привлекает к себе многиеобразовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужныполучаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить,что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Запомнить просто –пять пальцев руки.

Шестое «П»-портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы,макеты и др.).

Работая с детьмипо методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Четкая структура содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.

Проектнаядеятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину,культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни,способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умениеотстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Главное условие –помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а наприменение и приобретение новых. На практике чаще всего проектную деятельностьиспользуют с детьми старшего дошкольного возраста и очень редко с детьми раннеговозраста, недооценивая её возможности.

Проектнаядеятельность состоит из следующих этапов:

1.проблематизация,

2.целепологание,

3.сбор информации,

4.планирование(составление алгоритма действий),

5.рефлексия,

6.презентация.

Открытаяобразовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всехучастников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытиеиндивидуального потенциала каждого ребенка. Участие ребенка в проектнойдеятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставитьпроблемы и решать их.

В проектном методе используютсяследующие формы поддержки детских инициатив:

 — «Успех гарантирован» — любаяинициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе являетсяуспехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонуснойоценки.

— «Успех каждого — успех общегодела» — вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важнымфактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

— Поддержкагуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» -стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передатьсвои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

— Мотивированнаяинтеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителейв едином процессе творчества.

— Игровая основадеятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей впродуктивной деятельности. Кроме детей участниками проектов становятся и родители.Вся семья, включая детей, участвуют в реализации проекта, например — прочитатьнужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить в альбом,повторить пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя вгруппу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома. Этаподготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается толькопридумать самим «события». Например («День рождения Мишутки», «Любимыеигрушки», «В гостях у сказки» и т.д.). Знания, приобретенные детьми, в такихобразовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они получены вответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственнойдеятельности.

Проектная деятельность – это видпедагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО.

Проектный методкак никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогаетполучить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственныхзамыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразныхобстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Методпроектов и его применение в современном дошкольном образовании

Проектнаядеятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересахребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Проектнаядеятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой,не менее важной, — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действийребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами идействиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

Проектнаядеятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детямсамостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт,добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его ипреобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», — писалПесталоцци.

Впроектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получаетвозможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствененза опыт своей деятельности, свои поступки.

Сутьпроектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначеннымв данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежитразвитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученныепредставления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критическогомышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, чтоозначает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

Руководствопроектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовыхзнаний он превращается в организатора познавательной деятельности своихвоспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способыдействий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать вовсех обстоятельствах жизни и деятельности.

https://distant.vshda.ru/pluginfile.php/8191/mod_lesson/page_contents/2165/galochka%28%29.jpgПроектнуюдеятельность или метод проектов от других методов организации педагогическогопроцесса в ДОУ отличает следующее:

•практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

•нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельностьи творчество дошкольников;

•интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личнаязаинтересованность в нем.

https://distant.vshda.ru/pluginfile.php/8191/mod_lesson/page_contents/2165/galochka%28%29.jpgПроектнаядеятельность включает в себя:

• задание длядетей, сформулированное в виде проблемы;

• целенаправленнуюдетскую деятельность;

• формы организациивзаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

• результатдеятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектнаядеятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игровогои творческого характера.

Попродолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до несколькихмесяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Длядетей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности ипростые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты,организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Длядетей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится болеепродолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться накакое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

https://distant.vshda.ru/pluginfile.php/8191/mod_lesson/page_contents/2165/galochka%28%29.jpgМетодпроектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можноговорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. Погружение в проект;
  2. Организация деятельности;
  3. Осуществление деятельности;
  4. Презентация результатов.

Новаяформа работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектнойдеятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействиивзрослого и ребенка, как:

  • Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
  • Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Этапы проектнойдеятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей вее условиях.

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему , активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует:

— группы детей;

-распределяет роли, ответственность;

-планирование детской деятельности по решению задач проекта;

-формы презентации результатов, итогов работы

Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Самое сложное впроектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулироватьпроблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у нихвозник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоитзадуматься серьезно на предварительном этапе.

Продукт проектнойдеятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемнуюситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ейразвернуться и развиться самостоятельно.

В отличие отпроектной деятельности школьников, где больший упор делается наисследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольниковболее разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования итворчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей,ведущий вид деятельности.

Задачиисследовательской деятельности:

В младшемдошкольном возрасте– это:

• вхождение детейв проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизацияжелания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

• формирование начальныхпредпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшемдошкольном возрасте – это:

• формированиепредпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие уменияопределять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем исамостоятельно;

• формированиеумения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, сиспользованием различных вариантов;

• развитие желанияпользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессесовместной исследовательской деятельности.

Основныеновообразования возраста:

  • опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые;
  • образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущийвид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.39%
НЕТ
40.61%
Проголосовало: 1140

Создание коллекций в рамкахпроектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущейдеятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной.

Создание коллекций — этовозможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразныхсвойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках однойтемы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельностии представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительскомколлекционировании.

Такой подход, всвою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми ивзрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье,поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционированиекак продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть наобогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеетвозможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразныезадачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опоройдля педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетическойдеятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственномвоспитании.

Задачиисследовательской деятельности:

В младшемдошкольном возрасте– это:

• вхождение детейв проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизацияжелания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формированиеначальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачиобучения:

• пробуждатьинтерес к предлагаемой деятельности;

• приобщать детейк процессу познания;

• формироватьразличные представления;

• привлекать детейк воспроизведению образов, используя различные варианты;

• побуждать детейк совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствованиепсихических процессов:

• формированиеэмоциональной заинтересованности;

• знакомство спредметами и действиями с ними;

• развитиемышления и воображения;

• речевоеразвитие.

Формированиепроектно-исследовательских умений и навыков:

• осознаниепоставленной цели;

• овладениеразличными способами решения поставленных задач;

• способностьпредвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

• поиск различныхсредств достижения цели.

 

Типыпроектов:

1. Подоминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие,

игровые,приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характерусодержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу,

ребенка ирукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеруучастия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник

от зарождения идеидо получения результата.

4. По характеруконтактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в

контакте с другойвозрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей,

учреждениямикультуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количествуучастников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. Попродолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и

долгосрочный.

Старший дошкольныйвозраст

Основныеновообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни,своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление кразностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинениемотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;компетентность; освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность;учебная и исследовательская деятельность.

Задачиисследовательской деятельности:

В старшемдошкольном возрасте– это:

• формированиепредпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие уменияопределять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем исамостоятельно;

• формированиеумения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, сиспользованием различных вариантов;

• развитие желанияпользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы впроцессе совместной исследовательской деятельности.

Задачиобучения:

• развиватьпоисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

• развивать специальныеспособы ориентации – экспериментирование и моделирование;

• формироватьобобщённые способы умственной работы и средства построения собственнойпознавательной деятельности;

• развиватьспособность к прогнозированию будущих изменений.

Формированиепредпосылок учебной деятельности:

• произвольности вповедении и продуктивной деятельности;

• потребности всоздании собственной картины мира;

• навыковкоммуникативного общения.

Формированиепроектно-исследовательских умений и навыков:

• выявитьпроблему;

• самостоятельноискать нужное решение;

• выбирать изимеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

• самостоятельноанализировать полученные результаты.

 Использованиеметода проектов в моей практике позволяет значительно повысить самостоятельнуюактивность детей. Способствует активизации познавательной деятельности детей;формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательнойдеятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей,научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Моя педагогическаяпрактика показала, что использование метода проектов в работе с детьми раннегоимеет большое значение для развития личности ребенка. В раннем возрастезакладываются наиболее важные способности: познавательная активность,любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другимлюдям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческаяпозиция и многое другое.

Работая с детьмираннего возраста, я увидела, что сам ребенок не всегда способен находить илипридумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают егоспособности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужнапомощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно,нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности свзрослым. И моя роль, как педагога заключается в том, чтобы заинтересоватьребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственнуюактивность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.

Чтобы ребенокполучил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило черезего инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывали создавал, сам к чему-то стремился. При разработке непосредственнообразовательной деятельности по методу проектов я применяю алгоритм созданияпроблемной ситуации, по которому определяю тему проекта и его цель, составляюперспективный план продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их сучастниками проекта, придумываю игры и другие виды деятельности. Конечно, поотношению к самым маленьким моим воспитанникам проектная деятельность во многомупрощена. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая их кдеятельности.

Рассмотрим напримере проекта образовательной деятельности «Мы встречаем гостей». Сообщаемдетям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя. Вместе с детьмиобсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация); решаем, как мы будемвстречать куклу и что нам для этого нужно (находим и решаем проблему, ставимцель). Обговариваем, что и как необходимо сделать? С чего начать? (планированиедеятельности, составление алгоритма действий); рассматриваем и расставляемпредметы посуды, обговариваем ее предназначение (выполнение алгоритма действийпо картинкам); встречаем куклу Катю, показываем ей, что мы для встречиприготовили, угощаем куклу (рефлексия, презентация).

На каждом этапе удетей формируются специфические умения: самостоятельно мыслить, находить ирешать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать уменияпрогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,устанавливать причинно-следственные связи.

В проектной деятельности яиспользую продуктивные методы и приемы.

1.Методпроблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который активизируетмыслительную деятельность через создание проблемной ситуации и последующееизложение по ее разрешению. Грамотно построенное проблемное изложениеподталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде. 2.Прием:предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения, доказательства.Например, кукла зимой пошла, гулять, и взяла с собой санки, чтобы по лужамкататься на них и т.д..

3.Методэвристического диалога – это вопросно-ответный способ организации процессаобучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ являетсярезультатом активного поиска детей, под руководством воспитателя.

В рамкахэвристического диалога (беседы) учебная деятельность развивается по схеме:

1. Организацияпроблемной ситуации.

2. Выдвижениегипотез.

3. Обоснование идоказательство.

4. Вывод.

Приемы, соответствующиеэвристическому диалогу таковы:

  • выдвижение гипотез, поиск аргументации;
  • наводящие вопросы;

·        выявлениеряда частных задач, выводящих на решение основной, поиск возможных ошибок врассуждениях;

  • обобщение;

Например, кукла Катя заболела. Каквылечить куклу? (проблемная ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоитьлекарством, поставить укол, завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство –из личного опыта детей. Вывод – надо куклу показать доктору (врачу).

Метод «мозговогоштурма» (массовая мозговая атака) – интенсивное и хаотическое генерированиеидей без их сиюминутного анализа и с отдаленной по времени оценкой. В основеметода лежит создание вероятных ситуаций. Метод предполагает участие всех детейв выдвижении идей с последующим коллективным анализом.

Прием: групповойпоиск. Например, кукла Катя хочет спать. А что для этого надо? Дети высказываютсвои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и т.д.). Из всегопредложенного, дети выбирают нужные предметы для того, чтобы уложить куклуспать.

Применениепродуктивных методов и приемов в деятельности, позволяет мне активноформировать у детей познавательные и коммуникативные способности, интерес к окружающему,обогащать опыт творческой деятельности.

Тематикакраткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместнос родителями):

  • «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);
  • «Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);
  • «Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);
  • «Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);
  • «Зонты и зонтики»;
  • «Варежки, перчатки»;
  • «Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);
  • «Такая разная обувь»;
  • «Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);
  • «Любимая еда в детском саду и дома»;
  • «Овощи»;
  • «Аккуратно, мебель!»;
  • «Я катаюсь на качелях»;
  • «Обереги».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.39%
НЕТ
40.61%
Проголосовало: 1140

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет