Раздел:Электротехника
Темаурока: Освещение помещения. Виды ламп
Классификацияурока по дидактическим целям: комбинированный.
Классификация урока по этапам формирования навыков: урок изучения новогоматериала.
Классификация урока по по используемым приемам активизации познавательногоинтереса и познавательной деятельности: урок-практикум.
Классификация урока по способу организации общения участниковучебно-воспитательного процесса: урокорганизации работы в парах.
Классификация уроков по приоритетноиспользуемому методу обучения: проблемный урок.
Классификация уроков по типу межпредметныхсвязей: интегрированный урок.
Целиурока:
организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с типами освещения,видами ламп, светильников.
Учебно-методическоеобеспечение:
электронная доска (проектор + экран), компьютер, планшеты учеников,презентация, лампы (накаливания, галогенные, ртутные, светодиодные).
Ходурока:
1.Организационныймомент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Повторениепройденного материала.
Изучениенового материала.
Объяснение сопровождается показом слайдов презентации.
1.Вводнаячасть. Беседа с учениками
Слайд 1. Нетничего лучше для людей, чем естественный солнечный свет.
Носовременному человеку очень трудно вести жизнедеятельность в ритме восхода изаката солнца.
Давайтепредставим себе, что совсем нет никаких источников света кроме солнца.
Тогдабольшую часть суток мы бы не смогли вести активный образ жизни.
Послесумерек не то чтобы писать или читать не получилось бы, даже передвигатьсястало бы затруднительно.
Этополностью объясняет насколько важное место занимает освещение в нашей жизни.
Слайд 2. Освещение – это процесс, в результате которогопространство заполняется светом и всё, что в нём находится становятся видимыми.
Слайд3. Тема сегодняшнего урока: Освещение помещения. Видыламп.
2.Историяразвития освещения. Интерактивное задание
Слайд4. Когда современный человек приходит домой изажигает свет, он не задумывается о том, как на протяжении тысячелетий нашипредки освещали свои жилища.
Мывоспринимаем все достижения прогресса, как должное.
Авот нашим предкам приходилось искать альтернативные способы, так какэлектричество они могли наблюдать только в виде грозных вспышек молнии.
Самыйпервый источник света был очень простым — пламя в пещере, вокруг которойсобиралось всё племя охотников-собирателей.
Давайтес помощью интерактивного задания окунёмся в историю.
Какпроисходила эволюция источников света?
Необходиморасположить источники света, используемые человеком в хронологическом порядке. ПриложениеLearningApps.
https://learningapps.org/13971708
Вызванныйученик работает у доски, остальные учащиеся разбиваются на пары и выполняютинтерактивное задание на индивидуальных планшетах. После выполненияменяются планшетами и проверяют выполненное приложение.
Правильныйответ: костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, лампа накаливания,светодиодная лампа.
3.Видыосвещений. Знакомство с информацией
Продуманноеи хорошо спланированное освещение не только улучшает и дополняет интерьер,преображает облик помещения, но и влияет на наше самочувствие.
Слайд5. Различают следующие виды освещения в зависимости отисточника света: естественное, искусственное и совмещённое.
Слайд6. Естественное освещение – освещение помещениядневным
солнечным светом, проникающим через оконныепроёмы.
Чембольше световая поверхность окон в помещении, тем лучше естественное освещение.Характеристики естественного освещения зависят от времени суток и времени года,а также определяются состоянием атмосферы и географическим положением.
Естественноеосвещение является для человека физиологически
необходимым и наиболее благоприятным.
Однакооно не может в полной мере обеспечить его нормальную жизнедеятельность.
Из-заэтого ещё в древности люди начали искать к нему дополнение — искусственноеосвещение.
Слайд7. Искусственное освещение – освещение помещения спомощью осветительных приборов. Назначение искусственного освещения – созданиеблагоприятных условий видимости и комфортности пребывания человека в помещении.
Слайд8. Совмещённое освещение –сочетание естественного и искусственного освещений.
Оноприменяется, когда естественное освещение не может обеспечить необходимые условиядля выполнения определённой работы.
4.Типыискусственных освещений. Знакомство с информацией
Внашей стране осенью, зимой и весной день короткий, а тёмное время сутокдостаточно большое – свыше 12 часов.
Отсутствиесолнечных лучей компенсируется за счёт устройства электрического освещения.
Правильноподобранное искусственное освещение позволяет увеличить время бодрствования исвести к минимуму негативное влияние отсутствия солнечного света.
Современныетехнологии позволяют вести нормальную жизнедеятельность в разное время суток,благодаря источникам искусственного освещения.
Рассмотримосновные типы искусственного освещения.
Но,перед этим отдохнём.
5.Динамическаяпауза. Слайд 9.
Выполните упражнения. Двигаться необходимо всоответствии заданным темпом, выдерживать ритм движения в сопровождении музыки,которая подбирается заранее.
1.Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны головы к плечам влево -вправо.
2.Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Повороты головы к плечам влево- вправо.
3.Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Поднимать и опускать плечи.
4.Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Локтем левой руки тянемся кколену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Локтем правойруки тянемся к колену левой ноги.
5.Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки в стороны. Наклонытуловища в бок. При наклоне в левую сторону, правая рука тянется вверх кпотолку, левая — к полу. При наклоне в правую сторону, левая рука тянется вверхк потолку, правая — к полу.
Слайд10. Искусственное освещение принято делить на общее,местное, декоративное и комбинированное.
6.Общееосвещение. Светильники. Знакомство с информацией
Слайд11. Общее освещение –освещение, наполняющее всё пространство светом.
Егозадачей является обеспечение достаточной освещённости для лёгкой ориентации впространстве. При включении приборов верхнего освещения комната просматриваетсяполностью и равномерно. Благодаря этому, можно свободно, не опасаясь преград,ходить по комнате и заниматься деятельностью, которая не требует сильногонапряжения зрения.
Приэтом освещении светильники размещаются в верхней зоне помещения (на потолке).
Слайд12. Светильник — прибор, предназначенный дляосвещения помещения и являющийся украшением интерьера.
Слайд13. Для создания общего освещения применяютсяследующие потолочные светильники: люстра, подвес, плафон, спот.
Слайд14. Люстра –светильник, подвешенный к потолку в центральной его части.
Слайд15. Она может иметь разную форму, состоять изодного или нескольких светильников.
Слайд16. Плафон –плоский светильник, который вплотную примыкает к потолку.
Слайд17. Бывает самых разных форм, стилей,характеристик.
Подходитдля помещений с низким потолком.
Слайд18. Подвес -светильник со специальными подвесными конструкциями.
Крепитсяс помощью троса, цепи или шнура.
Слайд19. Бывает самых разных форм, стилей,характеристик.
Слайд20. Cnот – светильник, которыйпредназначен для направления света в определённую область пространства.
Слайд21. Этот тип светильников отличается компактностьюи используются для общего освещения небольшой комнаты.
Такиеисточники света отлично подходят для помещений с низким потолком.
7.Местноеосвещение. Светильники. Знакомство с информацией
Слайд22. Местное освещение – освещение, котороехорошо выделяет определённую часть пространства для выполнения разного видадеятельности.
Слайд23. Светильники местного назначения: бра,настольная лампа, торшер.
Слайд24. Бра – светильник, который крепится настену.
Слайд25. Бывает самых разных форм, стилей,характеристик.
Слайд26. Настольная лампа –светильник, не требующий специального монтажа и устанавливаемый нагоризонтальной поверхности того или иного предмета мебели.
Слайд27. Бывает самых разных форм, стилей,характеристик.
Слайд28. Торшер –напольный светильник на высокой подставке с абажуром, закрывающим источниксвета.
Слайд29. Бывает самых разных форм, стилей,характеристик.
8. Слайд 30.Светильники общего и местного освещения. Работа в группе Интерактивноезадание LearningApps.
https://learningapps.org/29305004
Ученики работают в группах и выполняютинтерактивное задание. Правильныеответы:
1. На письменном столе стоит настольная лампа.
2. Рядом с креслом-качалкой стоит торшер.
3. В детской комнате рядом с кроватью висит бра.
4. В ванной комнате висит плафон.
5. В гостиной комнате висит люстра.
9.Декоративноеосвещение. Светильники. Знакомство с информацией
Слайд31. Декоративное освещение – художественноеоформление светом элементов интерьера,способ привлечь к ним внимание.
Слайд32. Светильники декоративного назначения: подсвет,светодиодная лента, встроенный светильник, неоновая лампа, гирлянда.
Слайд33. Подсвет – настенный светильник, которыйиспользуется для детального освещения конкретной зоны интерьера.
Слайд34. Примеры подсветов в интерьере.
Слайд35. Светодиодная лента – источник света,представляющий собой узкую гибкую ленту, на которой равноудалённо установленысветодиоды.
Слайд36. Примеры светодиодных лент в интерьере.
Слайд37. Встроенный светильник – светильник,корпус которого частично скрыт в потолке, стене или предмете мебели.
Слайд38. Примеры встроенных светильников в интерьере.
Слайд39. Неоновая лампа –светильник, корпус которого стеклянная трубка, заполненная неоном или другими инертнымигазами (гелием, аргоном, криптоном), в концы которого впаяны электроды.
Слайд40. Примеры неоновых ламп в интерьере.
Слайд41. Гирлянда – источник света, состоящий изцепочки ламп, соединённых жгутом электрических проводов.
Слайд42. Примеры гирлянд в интерьере.
10.Комбинированноеосвещение. Знакомство с информацией
Слайд43. Комбинированное освещение – сочетаниеобщего, местного и декоративного освещений.
Слайд44. Примеры комбинированного освещения.
11.Слайд 45. Виды светильников. Интерактивное задание
ПриложениеLearningApps.
https://learningapps.org/16440886
Ученикиработают в парах и выполняют интерактивное задание на индивидуальных планшетах. Послевыполнения меняются гаджетами и проверяют работу.
Правильныйответ:
1.Общее освещение: люстра, подвес, плафон, спот.
2.Местное освещение: торшер, бра, настольная лампа.
3.Декоративное освещение: подсвет, светильник встроенный, светодиодная лента,неоновая лампа, гирлянда.
12.Виды ламп. Знакомство с информацией
Слайд 46. Внастоящее время доступен большой выбор различных ламп, каждая из которых имеетсвои уникальные характеристики. Для определённых условий эксплуатации можноподобрать наиболее подходящее осветительное устройство. Какие же существуютлампы для освещения помещений? Рассмотрим наиболее распространённые.
Слайд47. Лампа электрическая – герметическизакрытый стеклянный сосуд, служащий для освещения.
Слайд48. Существуют следующие типы электрических лампдля освещения помещений:
•накаливания(вакуумные, галогенные),
•газоразрядные,
•светодиодные.
Показ лампразличного вида.
Слайд49. Лампа накаливания вакуумная –свет испускает нагретая вольфрамовая нить, помещённая в колбу. Из колбы откачанвоздух.
Слайд50. Характеристики вакуумной лампы накаливания.
Слайд51. Лампа накаливания галогенная –принцип работы тот же (основан на прохождении электрического тока по нити накала и нагреве её досвечения).
Вколбу добавлены пары галогена (йода или брома).
Газпозволяет повысить температуру спирали и повышает срок службы лампы.
Слайд52. Характеристики галогенной лампы накаливания.
Слайд53. Газоразрядная ртутная люминесцентнаялампа – принцип работы основан на свечениилюминофора при прохождении электрического тока через пары ртути.
Слайд54. Характеристики ртутной люминесцентной лампы.
Слайд55. Светодиодная лампа – используютсясвечение полупроводниковых кристаллов при прохождении через них электрическоготока.
Слайд56. Характеристики светодиодной лампы.
13.Тест. Лампы для освещения помещения
Слайд57. Вопрос 1
Установитесоответствие между названием ламп и их изображением.
а |
1.Лампа люминесцентная ртутная компактная |
б |
2.Лампа светодиодная |
в |
3.Лампа накаливания вакуумная |
Ответ:
Слайд58. Вопрос 2
Что является источником света в светодиодной лампе? Укажите правильный вариант ответа: |
|
а |
Свечение люминофора при прохождении электрического тока через пары ртути. |
б |
Полупроводниковые кристаллы, через который пропущен электрический ток. |
в |
Спираль из вольфрама, через которую пропущен электрический ток. |
Ответ:
Слайд57. Вопрос 3
Характеристики лампы накаливания вакуумной: Укажите правильный вариант ответа: |
|
а |
— частое включение и выключение влияет на срок службы; — есть задержка включения; — нагрев поверхности лампы до 600 — срок службы (≈ 5 000 часов); — отработанную лампу необходимо утилизировать в специальных пунктах приёма. |
б |
— частое включение и выключение не влияет на срок службы; — задержки включения нет; — нагрев поверхности лампы до 1200 — небольшой срок службы (≈ 1 000 часов); — отработанную лампу можно утилизировать в контейнер для бытовых отходов. |
в |
— частое включение и выключение не влияет на срок службы; — задержки включения нет; — нагрев поверхности лампы до 300 — большой срок службы (≈ 10 000 часов); — отработанную лампу можно утилизировать в контейнер для бытовых отходов. |
Ответ:
14.Подведениеитогов урока.
Рефлексия.
o сегодняя узнал…
o янаучился…
o былотрудно…
o меняудивило…
o мнезахотелось…
Выставлениеоценок.
