X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ОмскийНаучный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональнаяобщественная организация «Омский совет ректоров»

Омскоерегиональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русскоегеографическое общество»

Детскаяобластная общественная организация

«Научноеобщество учащихся «Поиск»

МБОУ«Нововаршавская гимназия»

 

 

 

 

 

 

Межрегиональнаянаучно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи

Тема: «Рольличности в истории района. Исследование роли семьи Виноградовых в развитии  Нововаршавскогорайона Омской области»

Учебно-исследовательскаяработа

Научноенаправление: краеведение

 

 

                                                  Выполнили:

                                                  Ученики 7 «3» класса  

                                                  МБОУ «Нововаршавская гимназия»

                                                  Вставский Егор и Виноградов Никита

 

                                                  Научный руководитель:

                                                  Виноградова Ульяна Сергеевна                                      

                                                  МБОУ «Нововаршавская  гимназия»,

                                                  

                                                  Консультант:

                                                  учитель                                              

                                                   МБОУ«Нововаршавская  гимназия»,

                                                   ХалютаЗоя Аркадьевна

 

                                             

 

 

Омск-2021

 

                       

 

Содержание

1.Введение. Обоснование темы. Цель изадачи исследования.-3,4

2.Основная часть, изложение результатовсобственного исследования-5-11

3.Выводы ——————————————————————12,13

4.Литература———————————————————-14стр

5.Приложение———————————————————с 15 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.Обоснование темы, цели и задачи исследования

ПонятиеОтечество включает в себя страну, родной край, город или село, в которомчеловек родился, вырос. Наше Отечество-это Россия, Сибирь, Нововаршавскийрайон. Знакомство с их историей дополняет образ прошлого. А история жизни отдельной личности в данном селе   в определённый период развития страны,позволяет определить  её роль в истории района, всего края и страны.     Понятие«личность» претерпело очень большие изменения в своей истории. Первоначальнооно означало «маску», «личину» (латинское) и использовалось в театральнойлексике. В русском языке оно долго имело оскорбительный оттенок. Вакадемическом словаре русского языка в 1847 года говорилось, что это «колкийотзыв на чей-либо счёт, оскорбление». Затем личность чаще всего сталаобозначать индивидуальность в её социальных связях и отношениях. Анализдоступной нам литературы позволил найти различные определения понятия личности:«Личность-субъект и объект общественных отношений» /Ковалёв Л.Г./ 1 2 3  ;«Личность – социальное качество, социальная сторона в человеке»45

—————————————————————————————————-

1,2,3-Гамезо М.В. Атлас по психологии ,ст. «Личность и межличностные отношения»,стр65, М. Просвещение, 2006 г.

4,5, -Конюхов Н.И.Словарь- справочник практического психолога», стр.,89, М.,НПО « МОДЕК», 2016 г.

Богомолов Л.Н.Человек и общество, стр.391, Москва, Просвещение, 2019 г

 

Такимобразом, понятие «личность» связано с понятием «социум» (общество), дляличности характерно проявление активности в повседневных жизненныхобстоятельствах. Может ли один человек повлиять на развитиеобщества?

Это актуально  ив данный момент  развития общества.

Решениюэтой проблемы посвящена данная работа. Основа исследования- изучение ролиличности в истории на краеведческом материале.

Извышесказанного следует цель данной работы: исследование роли однойличности в развитии образования  Нововаршавского района

Задачи, которые  мы ставили;

1.Изучитьдеятельность Виноградова Григория Ивановича в системе образования наосновании архивных документов и воспоминаний.

2.Проанализироватьфакты, собранные в ходе изучения материалов, на предмет влияния данной личностина историю района.

 

Мывыдвинули гипотезу, что личностный вклад висторию общества зависит от степени активности самой личности. её творческойреализации. Верно ли наше предположение, мы будем рассматривать черезописание деятельности Виноградова Г.И. в Нововаршавском районе. Вся активная профессиональнаядеятельность которого проходила в период становления, расцвета и упадкасоветского общества ,в период перестройки и становления новой российственности.Как же проявлялась его личностная  творческая реализация в этой советской, азатем просто российской действительности?

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

 

Начнем с того, что мыявляемся представителями семьи Виноградовых в четвертом  поколении. ВиноградовГригорий Иванович — наш прадедушка

Просмотрев домашние архивные материалы,прослушав воспоминания других членов семьи,  посмотрев   сайты в Интернете,используя архив  газеты «Целинник» и материалы районного музея, мы обобщилироль нашего прадедеда в развитии образования Нововаршавского района.

 Виноградов Г.И. родился 3января 1937 года. До войны 1941-1945 года семья жила недалеко от д. ПлатоновкаНововаршавского района, затем на молферме, недалеко от с. Береговое, котороеесть и сейчас.  Тогда район назывался Дробышевским. Семья работала в кошаре,ухаживала за овцами, которые принадлежали овцесовхозу- гиганту «Черлакский».Совхоза уже нет, а село до сих пор существует. Из воспоминаний, оставленныхсамим прадедом, мы узнали, что его отец воевал на фронтах в 1 мировую войну,был участником знаменитого Брусиловского прорыва австрийских позиций русскимивойсками, получил медаль «Георгиевский крест». Старшие братья прадеда Григориябыли участниками Великой Отечественной войны, танкистам, все возвратилисьдомой.  Учился  прадед в разных школах: в Нововаршавке, в Дробышево, окончил школу  в с. Черлакское. Наверное, поэтому, Григорий страстно хотел учиться ибыть учителем, как его старшая сестра Нина. В 1954 году поступил учиться наисторико- филологический факультет ОГПУ (Омского государственногопедагогического института). Учился 5 лет. В студенческие годы уже получилмедаль «За освоение целины», работая летом на полях целинного совхоза «Ермак» и«Черлакский» в составе студенческих отрядов. Запись из дневника прадеда:

 Стал работать учителемрусского языка, литературы  и истории в Нововаршавской школе сельскоймолодежи с сентября 1960 года. (Это вечерняя школа). Первая запись,которую удалось найти в архивах — это «Приказ № 103 по Дробышевскому РОНО(Районный отдел народного образования)» о создании государственной комиссии поприему экзаменов на аттестат зрелости в Нововаршавской школе сельской молодёжи»,где Виноградов Г. И. включен в члены этой комиссии. По рассказам  нашей бабушки,Бакуменко Е.Г, она часто встречала людей в молодости, которые хвалили её отца, какучителя, вспоминали добрым словом. Прадед составлял целые страницы с результатамипроведенных диктантов (тогда тестов не было), анализировал их, составлялиндивидуальные маршруты корректировки (тогда называлось – «работа надошибками». Его ученики быстро выходили из  «двоечников»  в «ударники». Такиелисты еще встречались дома в архиве довольно долгое время. Проработал простымучителем прадед 3 года.

Делаем вывод, что в этот период работы Виноградова Г.И. в Нововаршавском районесостоялось его влияние на личности, живущие в нем, на рабочих молодых людей. Положительноевлияние, если его долго помнили бывшие ученики, поздравляли с праздниками,благодарили за знания. Такое тоже помнят в семейном окружении.  Значит одинчеловек может влиять на историю на личностном уровне.

     С 1 августа 1962 годаВиноградов Г. И. уже назначен завучем Нововаршавской одиннадцатилетней школыДробышевского района. Этоподтверждается приказом 141 от 1 августа 1962 года и приказом от 1 июня 1964года Нововаршавского  РОНО.( о экзаменах) Он работает в коллективе с опытнымиучителями: Голованцовой В.А., Монингер М.Д. ,Ситневой Е. М ., Пашковой И.Н. идругими. Директором школы в это время был Пашков Н.П. Заведующей РОНО была в товремя Мироненко Н.И.

Началось влияние на историю Нововаршавского района коллектива школы, всостав которого на административном уровне входил и Григорий Иванович. Школабыла одна, находилась она на месте начальной школы .Проводились педагогическиесоветы, методические советы, анализировалась успеваемость, росло качествообразования. Молодого человека заметили и предложили поработатьдиректором Ермаковской средней школы. Район уже был Нововаршавским .Это приказот 10 августа 1965 года. На этом этапе можно рассмотреть болеедетальное , конкретное влияния активной творческой личности на историю района.Проработал он директором всего два года, но за это время сделал много для этойшколы. До сих пор ученики, которые учились в это время, вспоминают о нем степлотой. Фотография нашего прадеда помещена в Ермаковском  музее на стенде, посвященномушколе. Была полностью отремонтирована школа, приведён в порядок школьный двор иинтернат, в котором жили дети из близлежащих сел. Налажено питание и досугучеников в интернате, налажено дежурство учителей в интернате. Созданабиблиотека. Григорий Иванович работал там с известными в районе учителями:Верховодкиной Т.Н., Алистратенко Л.Т. Тогда подвоза не было, не было школьныхавтобусов. Детей из Берегового, Алкула, Карамана, Александровки привозили родители,жили ученики в интернате всю неделю, их кормили. На выходные родители налошадях забирали детей домой. Не только хозяйственной деятельностью занималсямолодой директор. Его статьи встречаются в газете «Целинник» за те годы.

Например, 31 августа 1967, в преддверии августовского совещания учителей,была опубликована статья «Повторение — мать учения», где наш прадедрассказывает о системе повторения на уроках в Ермаковской школе, предлагаетстроить урок так, «чтобы не было модно», а систематически проводить опросы науроках, повторяя пройденный материал.

Самый большой период профессиональной деятельности Виноградова Г.И. вНововаршавском районе пришелся на его работу заведующим  РОНО. Из архивнойкниги приказов мы видим, когда наш прадед начал работу, а когда перешел надругую – секретарем  Нововаршавского райкома КПСС.

Заведующим РОНО он проработалс 1967 года по 1980 год -13 лет. Что жесделал наш прадед для развития Нововаршавского района за эти годы? Много. Подтверждениемявляются архивные документы (книги приказов, дневниковые записи, грамоты,отзывы людей, записи воспоминаний, газета «Целинник» за эти годы.). Приказ №1от 26 сентября 1967 года звучит так: «Объявляю о своём вступлении в должностьна основании приказа ОБЛОНО от 13.09. 1967 года», приказ № 45 от 1980 годазвучит так: «В связи с моим избранием секретарем Нововаршавского райкома  КПСС(Районный комитет коммунистической партии Советского Союза), сдаю дела,назначаю исполняющим обязанности заведующим РОНО инспектора  РОНО Власову Г.П.».За этот период можно было посмотреть книги приказов по управленческим решениям,но они были переданы в областной архив, куда мы не смогли попасть понезависящим от нас причинам. Поэтому наше исследование пошло по другому пути.Мы встретились, поговорили и записали воспоминания главного бухгалтера РОНОтого времени- Перфильевой Марины Филипповны, воспоминания нашей бабушки ,дочери Григория Ивановича, Бакуменко Е,Г., и посмотрели подписку газеты«Целинник» за то время, которая находится в нашем районном музее.

   Вначале расскажем о людях, которые работали с нашим прадедом. РОНО находилось в то время вздании районной администрации (тогда это называлось исполком, то есть комитеты,исполняющие решения КПСС).На втором этаже находилось и занимало всего 3комнаты. В первой располагались заведующий, секретарь, во второй инспектора иметодический кабинет, в третьей бухгалтерия и кассир. За весь период работыВиноградова Г. И. бухгалтерами работали Пахандрин В.М ,Перфильева М.Ф. иКарбаева З.А., потом появился экономист. Зарплату всем учителям районаначисляли в РОНО, тут и выдавали директорам. В метод. кабинете работалиБархатова С.П., Хныкина В.А. ,Лебедева (по очереди). За весь период работыменялись и инспекторы РОНО, они много делали в школах, проверяли. Бумажнойработы было меньше, чем сейчас. В определенный период работали Кравченко Т.В.,Козлова М.А., Першина А.С., Пахандрина А.С., Лапиков А.И., Голованцова В.А. стала работать профоргом (председателем профсоюзной районной организации) и вотделе опеки. Это расширили отделы в РОНО. В этот период Григорий Ивановичочень много сделал для района по подбору кадров. Как он сам писал:  «с моейпомощью подбирались хорошие кадры, умные и творческие директора в школах».Районные педагоги были профессионалами, качество образования было высокое.Очень много уделялось внимания работе комсомольских и пионерских организаций,проводились районные зарницы, слеты, участвовали во всевозможных областных. Очень было много спортивных соревнований, особенно летом. Все школы участвовалив  смотре художественной самодеятельности,  как учеников, так и учителей, создавалисьшкольные хоры учеников и учителей. Отлично работал профсоюз, очень многиеучителя в отпуске  отдыхали и лечились в санаториях. И во главе этого стоялзаведующий РОНО, его коллектив, райком партии и директора совхозов. Деньги навсё выделялись немедленно. Все страницы газеты «Целинник» пестрят заголовкамистатей, освещающих работу комсомола и пионерии в школах. В статье «Комсомолец -вожак пионерии», написанной прадедом в 1970 года, дается анализ работыкомсомольских организаций в школах, предлагается брать шефство над пионериейклассами. Бабушка наша до сих пор вспоминает, как шефствовали над ними, а сосвоим вожатым, с которым ходили даже в походы, Милько А. общается и в настоящеевремя. «Если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими» — девизкомсомольских организаций школ района в то время.  Был заложен праздник – слетпобедителей  (правофланговых) в районе. Прадед писал в статье: «Комсомольскиеорганизации школ должны организовать соревнования пионерских звеньев, и тогда19 мая, на день пионерии в Нововаршавку съедутся именно звенья-победители всехшкол района.» И съезжались, с песнями, концертами, награждались. Асоревновались во всем: кто лучше учится, участвует в соревнованиях, кто большесоберет макулатуры, металлолома и другое. Есть в статье и критика школьногоотдела райкома ВЛКСМ (районный комитет всероссийского ленинскогокоммунистического союза молодежи). Это и есть активная жизненная позицияодной личности по отношению к обществу, чтобы сделать его лучше. Прадединициировал соревнования звеньев, кстати , увидев это в городских школах ,иввел в район слет правофланговых звеньев в пионерских организациях школ.Очень много грамотных, умных статей написано Виноградовым Г. И. в газету«Целинник» во время его работы заведующим РОНО Нововаршавского района: овоспитательной работе в школах, об итогах съезда учителей, о трудовых будняхшколы, о воплощении в жизнь права на образование и другие. (смотри приложение)

В то время школа считалась трудовой. В школах были классы профессиональногообразования, учили шить, водить машину, трактор. Дети получали удостоверения имогли после школы сразу идти работать. А вот лето оставалось в плане трудовоговоспитания не сильно задействованным. Летняя практика по ремонту школы и работена огороде была. Совершались правонарушения. И вот здесь, как мы считаем, райондолжен быть благодарен нашему прадеду за проявленную инициативу и творческую активность.Где-то увидев, или прочитав о школьных летних рабочих бригадах, на районномсъезде депутатов (а он был депутатом) или на районном пленуме райкома КПСС, онвыдвинул инициативу создать в районе УПБ (ученические производственныебригады). Конечно, не один он проводил эту работу, здесь много зависело отдиректоров совхозов и колхозов. Надо было выделить землю под поля и огороды,построить помещения летние для работающих школьников, помочь приобрестисаженцы, семена, поделиться горюче — смазочными материалами, техникой, хотя вшколах были машины и небольшие тракторы. Закипела работа! Да какая! Повоспоминаниям бывших учеников можно понять, что летнее время стало самыминтересным. Жили в лесу, на полевом стане по сменам. Сначала в палатках, затемв стационарных домиках. Учились сеять, ездить на тракторе, соблюдатьагротехнические мероприятия, полоть, собирать урожай и даже перерабатывать. Вовсех УПБ на полях росли пшеница, овес, ячмень, в ягодниках имелась малина,смородина, вишня. На огородах росли все районированные овощи. Хорошо былорганизован культурный досуг и трехразовое питание. Урожай уходил  в школьные исовхозные столовые, на продажу населению. За лучшую организацию   работ УПБ  в1979 году район получил переходящее Красное знамя. Оно стояло сначала в РОНО, апотом его стали передавать лучшей производственной бригаде района по итогамлета. В газете «Целинник» печаталось очень много статей о работа ученическихпроизводственных бригад, отчетов об их работе (смотри приложение). Очень многосил и времени затрачивал сам Виноградов Г.И., лично разговаривая с каждымдиректором школы и директором совхоза. В 1978 году он получил орден «ТрудовогоКрасного Знамени» за свою работу в системе образования, а 1979 году получилзвание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В это же время была  проведенаполная реконструкция  пионерского лагеря «Орленок», что находится на территорииНововаршавского района ,обновлены корпуса и обновлена материальная база. Былипостроены новые школы в с. Новороссийка, в с. Александровка, в с. Россохино, вс. Богдановка, построены многие пристройки к старым школам. Построена новаяшкола в самом райцентре, в селе Нововаршавка.

На этих примерах видно, чтонаш прадед, Виноградов Г.И.  творческая личность с активной жизненной позициейочень много сделал для Нововаршавского района ,его роль велика в развитиирайона. Сам прадед был очень умным, интеллигентным человеком, тактичным ивежливым.

Как говорила Перфильева М. Ф.бухгалтер РОНО «У нас в коллективе никогда не было конфликтов, все решалосьуважительно…»

 Он очень много сам делал походу своей деятельности: инспектировал школы по всему району, следил застроительством школ и культ станов, участвовал в строительстве стадиона вНововаршавке (в субботниках).С 1980 по 1982 г.  Виноградов Г.И. работалсекретарем по идеологии в Нововаршавском райкоме КПСС, с 1982 по 1986 годработал в ОБЛОНО в г. Омске .С 1986 года работал заместителем директора поучебной части в педагогическом училище №1.С этой должности пошёл на пенсию.

 

Наш прадед положил началодинастии педагогов .Его дочь исын закончили педагогический институт .Бакуменко Е.Г .всю жизньпроработала учителем русского языка и литературы в МБОУ «Новороссийская ООШ»Нововаршавского района, сын Виноградов В.Г. работал учителем истории вг. Омске, был директором гимназии  в Советском районе г. Омска .Племянник ЯстребовА.С работал учителем истории в с. Русановка Нововаршавского района, затем вг. Омске в филиале Московского  института «Развитие образования». Племянница АнтоноваЛ.А –учитель английского языка г. Омска. В данный момент работают учителямиего внук и внучка. Бакуменко С.С.-учитель истории МБОУ «НовороссийскаяООШ» Нововаршавского района. Виноградова У.С.-учитель русского языка илитературы Нововаршавской гимназии.

Выводы:

Итак, наша гипотезаполучила подтверждение: личностный вклад висторию общества зависит от степени активности самой личности. её творческойреализации. Трудовая деятельность нашего прадеда Виноградова Г. И.  вобразовании, через его  активность и творчество, послужила началом крепкой ,инициативной, креативной системы образования Нововаршавского района.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Роль личности  в истории общества очень важна, даже в отдельновзятом месте. Орлов Ю.М. , один из участников Великой Отечественной войны,писатель, психолог, писал в своей книге «Восхождение к индивидуальности» :«Чтобы соответствовать времени, каждый должен развивать в себе готовность кбескорыстной деятельности на благо общества, умение в совершенстве делать тодело, к которому он приставлен жизненным путем или другими обстоятельствами». Толькотакое общество способно развиваться в истории. Жаль , что многое в историизабывается. Но главное-это отношение личности к жизни в обществе, и отношениеобщества к данной личности. .Все материалы данной работы подтверждают моюгипотезу: чем больше творческая активность личности, проявляющаяся черезсамореализацию, тем большую положительную роль она играет в обществе. .Анализфактов подтверждает, что в данном вопросе важна и положительная самооценка, испособность к волевому усилию, ценностные ориентации(гуманные), потребность вдеятельности на благо общества, инициативность и ответственность .Чем большеположительного принесет в мир личность, тем совершеннее будет общество.

Материал данной работы можно использовать на «музейных уроках».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Богомолов Л.Н. Человек и общество., Москва., Просвещение. 2019 г.

2.Гамезо М.В. Атлас по психологии., стр. 65, М., Просвещение,2006 г.

3.Конюхов Н.И. Словарь-справочник  практического психолога.,стр.89, М.,НПО «МОДЕК», 1986 г.

4. Орлов Ю.М. «Восхождение киндивидуальности» М. Просвещение, 1991г.

5.Архивные документы, записи воспоминаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Виноградов Григорий Иванович

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий РОНО с инспекторами и учителями района

 

 

 

Изучение архивных материалов в районном краеведческом музее


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет