Сценарийзанятия на тему: «Россия в мире» (3-4 класс)
Цельзанятия: познакомить учащихся с особенностямиприродного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашейстраны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, ксохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.
Формирующиесяценности: патриотизм, любовь к Родине, служениеОтечеству.
Планируемыерезультаты.
Личностные:
§ осознавать,что природные и культурные богатства России являются уникальными инеповторимыми;
§ испытыватьчувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многихпроцессов в мире.
Метапредметные:
§ проявлятьактивность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствиис учебной задачей);
§ строитьречевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулироватьсуждения, описывать иллюстрации;
§ участвоватьв коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
§ соблюдатьправила ведения диалога.
Продолжительностьзанятия: 30 минут.
Рекомендуемаяформа занятия: эвристическая беседа. Занятиепредполагает
использованиевидеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации ииллюстраций.
Структуразанятия
Мотивационнаячасть
Вводнаяинформация поможет развернуть разговор в основной части занятия. Важноподдержать возникающее в беседе чувство гордости за величие Родины.
Основнаячасть
Просмотрвидеоматериала и его обсуждение. Эта часть занятия о том, какие уникальныеприродные и культурные объекты, достижения российских учёных и писателей известнымиру и обеспечивают авторитет страны. Важно поддержать возникающее припросмотре видеоматериалов эмоционально-положительное отношение к родной стране.Выполнение интерактивного задания «Путешествие по России» расширяет кругозоробучающихся. Воображаемая экскурсия с представлением башен Московского Кремля,основных достопримечательностей Санкт-Петербурга позволяет познакомить снаиболее значимыми объектами России. Обучающиеся обсуждают иллюстративныйматериал, разыгрывают воображаемую ситуацию и выполняют интерактивные задания.
Заключение
Подведение итогов.
Сценарий
Мотивационнаячасть
Сегоднямы с вами поговорим о нашей удивительной и уникальной стране. Россия – это союзмногих народов и культур, это многие поколения учёных и писателей, воинов иобычных людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. И именноблагодаря труду каждого из нас наша Россия становится сильнее и богаче.
Демонстрациявидео.
Россия,как мы уже с вами знаем, самая большая по своей территории страна в мире. Чтобыдобраться от Москвы до Владивостока на поезде, нам необходимо не менее 6 сутокпроехать по одной из самых протяжённых железных дорог в мире. За время поездкипо России путешественники увидят множество населённых пунктов, рек и озёр.Назовите их. Основная часть
Конечно,прежде всего, россияне заботятся о развитии своей Родины, но очень частодостижения России становятся важными для всего мира.
Как вы думаете, когдаэто происходит?
(Ответы детей:когда удаётся решить какую-то очень важную проблему, сделать очень важноеоткрытие; когда кто-то делает что-то первым).
Выслышали такие слова: первооткрыватели, первопроходцы. Почему так говорят?Объясните.
(Ответы детей).
Первооткрыватель– человек, первый открывший что-то новое, а первопроходцами называют людей,которые проложили новые пути, открыли новые земли. К началу 17 века благодаряусилиям первопроходцев к России были присоединены новые территории, основаныновые поселения, которые позже стали центрами Восточной Сибири и ДальнегоВостока.
Но нашисоотечественники изучали не только территорию своей страны, но и далёкиенеизвестные земли. Два деревянных парусных шлюпа «Восток» и «Мирный» подуправлением Беллинсгаузена и Лазарева совершили экспедицию к Южному полюсу иоткрыли неизвестный материк Антарктиду.
Вы толькопредставьте – вокруг высоченные айсберги, а наши мужественные и смелые морякиплывут на деревянных шлюпах!
Экспедицияопасалась попасть в ледяной капкан, поэтому на сушу моряки так и не высадились,но именно благодаря нашим мореплавателям были определены границы Антарктиды,составлена её карта. Официальной датой открытия Антарктиды считается 28 января1820 года, когда «Восток» и «Мирный» в первый раз подошли к ледовомуконтиненту.
Почему,хотя о существовании Антарктиды догадывались и до русской экспедиции, именноблагодаря плаванию шлюпов «Восток» и «Мирный» было доказано существованиенового континента?
(Ответы детей:наши моряки проплыли вокруг Антарктиды, составили карту Антарктиды).
Какиекачества проявили моряки во время своего плавания?
(Ответы детей:мужество, храбрость, смелость, потому что, чтобы не столкнуться с айсбергами,приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и опаснаязадача).
ИменемБеллинсгаузена названо море у берегов Антарктиды, большой ледник, имя Лазареваносит море у берегов Антарктиды, именами обоих мореплавателей названы полярныестанции на Антарктиде. Рассмотрим карту, найдём на ней те имена, о которых мыговорили, узнаем и о других открытиях российских первопроходцев.
Интерактивноезадание №1 «Русские имена на карте мира».
(Содержаниезадания: расширение и закрепление представлений обучающихся о географическихоткрытиях, сделанных российскими первопроходцами и учёными. На интерактивнойкарте выделены несколько точек: море Беллинсгаузена, остров Петра I, мореЛазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив).
Вспомнитенаше занятие, которое было связано с изучением Арктики. Как называется водныйпуть вдоль северных берегов к Тихому океану?
(Ответы детей:Северный морской путь).
В 1932году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «АлександрСибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Северный морской путь за однунавигацию. Чтобы суда могли круглый год доставлять грузы по самому короткомуморскому пути из Атлантического океана в Тихий, Россия создала первый и самыйкрупный в мире ледокольный флот.
Аслышали ли вы о первых беспосадочных перелётах через Северный полюс? Давайтеузнаем о бесстрашии наших лётчиков.
(Ответы детей).
Демонстрациявидео «Северный авиапуть» https://razgovor.edsoo.ru/video/1861/
(дикторскийтекст).
В началеXX века наша страна создала самолёт, равных которому не было во всём мире. Инаши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – первымисовершили перелёт через Северный полюс: из Советского Союза (так раньшеназывалась наша родина) в США. Их полёт длился 63 с половиной часа.
Необошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не замёрзли –температура на борту самолёта была ниже нуля.
Онивыстояли и проложили новый северный авиапуть.
А ужечерез месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой рекорд – летел попрямой без посадок 10 тысяч километров через Северный полюс.
Полётынаших лётчиков стали легендарными, и теперь комфортные пассажирские самолётыуспешно летают по новому пути.
Позже, вэру реактивной авиации, конструкторские разработки Андрея Туполева и ПавлаСухого стали настоящим прорывом в будущее.
И до сихпор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» – создают образцы техники,которые можно назвать вершиной научной мысли современной авиации.
Почему этиполёты были невероятно сложными, с какими трудностями пришлось столкнутьсялётчикам в полёте?
Какие качества онипроявили во время этого экстремального полёта?
(Ответы детей).
НадАрктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Лёд на замёрзшихокнах, на крыле, на антеннах, нехватка кислорода…, но, несмотря на всетрудности, Чкалов и его экипаж с задачей справились. Они стали первопроходцамиавиапути через Северный полюс. И до сих пор российские компании – «Сухой»,«Туполев», «МиГ» продолжают славные традиции авиастроения.
А какиеоткрытия российских учёных вы ещё можете назвать?
Вспомните нашизанятия о Циолковском, Дне российской науки.
(Ответы детей).
Самымпервым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственногоспутника Земли – Спутника №1. Именно этот небольшой шар открыл «космическуюэру» в истории человечества. Мы гордимся, что наши российские учёные первымисоздали космические корабли, а Юрий Гагарин – стал первым человеком в космосе.И в наши дни Россия продолжает активно участвовать в изучении космоса.Например, реализует масштабный проект – в особых природных условиях Амурскойобласти строит космодром Восточный.
Мы свами уже убедились, что гордость страны – это её огромная территория, еёприродные богатства, выдающиеся люди. Славу страны создавали и те, кто жилочень давно, и те, кто живёт сейчас.
Россияизвестна в мире и своими спортивными достижениями. А кто-то из вас смотрелфильмы «Движение вверх», «Легенда №17», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»?Расскажите о них.
(Ответы детей).
«Легенда№17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия Харламова, а«Движение вверх» о том, как наша баскетбольная команда в решающем матчепобедила фаворита соревнований – американскую сборную. Наши спортсменысовершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точнымброском мяча в кольцо, вырвали победу у противника. А лучшим вратарём ХХ векабыл признан Лев Иванович Яшин. Наши спортсмены являются мировыми лидерами вхудожественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах идругих видах спорта.
Особаягордость страны – это наша культура и искусство. Пушкин, Толстой, Чехов – этописатели, произведения которых вошли в золотой фонд мировой литературы.Рассмотрите афиши Большого театра.
На какомязыке они написаны? Что на них сообщается? Кто может прочитать? (Ответы детей).
Это афишивыступлений артистов Большого театра. Большой театр – это гордость России, одиниз старейших и прославленных театров мира. Узнаем о нём более подробно.
Демонстрациявидео «Культура. Большой театр»
(дикторскийтекст).
Большойтеатр – гордость России. Один из самых знаменитых театров в нашей стране.Каждый день сюда приходят сотни зрителей, чтобы получить впечатления отактёрской игры и роскошных декораций.
Большойтеатр основан в 1776 год – по указу императрицы Екатерины II. Сейчас ему больше200 лет. Он меняется, но неизменным остаётся атмосфера танцевального имузыкального искусства.
Самыеталантливые и знаменитые люди работали здесь: оперный певец Фёдор Шаляпин,композиторы Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович. Блистала насцене Большого театра балерина Галина Уланова, которая прославила русский балетна весь мир.
СейчасБольшой театр – это более трёх тысяч человек: артисты оперы и балета,режиссёры, хореографы, дирижёры, художники и те, кто ежедневно делает посещениетеатра праздником для зрителя.
Вспомнимкомпозиторов, о которых мы говорили на занятии «День музыки», и поговорим оспектаклях Большого театра. Чтобы вам было легче рассуждать о них, послушаемнебольшие рассказы, подготовленные вашими одноклассниками.
Рассказчик 1:
Ярасскажу о балете «Щелкунчик». Это новогодняя сказка, созданная на основепроизведения Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В новогоднюю ночь девочкаМари получает в подарок Щелкунчика – игрушку, которая замечательно раскалываеторехи. Но девочка уверена, что Щелкунчик – не просто игрушка. Он – смельчак,который не побоялся вступить в схватку с Мышиным королём и его мышами. Музыку кбалету создал композитор Чайковский. Петру Ильичу сказка очень нравилась,поэтому он с большим желанием взялся за создание музыки. Балет «Щелкунчик» идетв Большом театре уже более 100 лет. Его могли видеть и наши родители, ипрабабушки, и прадедушки.
Рассказчик 2:
Я вам расскажу обалете «Лебединое озеро». Злой волшебник заколдовал прекрасную девушку Одетту.Теперь она днём превращается в лебедя, а ночью снова становится человеком.Вместе с другими заколдованными девушками Одетта живёт на лесном озере.Разрушить злые чары способна лишь искренняя и глубокая любовь принца, которыйувидел Одетту. Музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Первый спектакльсостоялся в 1877 году, то есть более 100 лет назад, но балет «Лебединое озеро»выдержал проверку временем и продолжает радовать зрителей.
Рассказчик 3.
Это было далёкоевремя. Шёл 1612 год. На русскую землю пришли воины-поляки, они несли с собойсмерть, пожары, разорение. А в селе недалеко от города Костромы жил крестьянинИван Сусанин, но в его село пришёл польский отряд, который искал русского царяМихаила. И задумал Сусанин заманить врагов в окружённую топкими болотамиместность, где бы они погибли. Это сюжет оперы «Иван Сусанин», котораясчитается одной из самых лучших и великих произведений в музыкальном искусствеРоссии. Музыку к ней написал русский композитор Михаил Иванович Глинка.
Итак, окаких спектаклях Большого театра вы узнали? Чьи имена составили славу русскогобалета?
(Ответы детей).
Заключительнаячасть
Конечно,впереди у нас ещё много открытий и бесед, о нашей Родине, о её истории икультуре. Расскажите, о каких славных сынах и дочерях нашей страны вы узналисегодня? Чем они вам запомнились?
(Ответы детей).
Давайтемы ещё раз вспомним фамилии тех, кто труд своей жизни посвятил служению Родине.
Интерактивноезадание №2 «Разгадай кроссворд».
Обратитевнимание, какое слово у нас получилось – Россия. Мы живём в удивительнойстране: самой большой в мире по площади, уникальной по природным и культурнымобъектам, с великой историей и мужественными людьми. Российским учёнымпринадлежат величайшие научные открытия, произведениями великих русских поэтови писателей, художников и композиторов восхищается весь мир.
И нам свами важно осознавать эти особенности, чтобы ценить, сохранять, а в будущем ипреумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей страны,будущее России!
Живут в Россииразные
Народы с давнихпор.
Одним тайга понраву,
Другим степнойпростор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
А Родина – Россия
У нас у всех одна.
Использованныйматериал:
