Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Дети с ОВЗ: техники коммуникации
Подготовила
педагог- психолог МБОУ СОШ №2 Шебанова Н.И. -
2 слайд
Дети с особыми возможностями здоровья
Глухие, слабослышащие, позднооглохшие .
Слепые, слабовидящие, поздноослепшие.
Дети с нарушениями речи.
Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Дети с ЗПР Дети с нарушениями умственного развития.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы .
Часто болеющие дети.
Дети со сложным дефектом и др. -
3 слайд
Коммуникация -является первоосновой для любых процессов жизни человека.
Это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения .
Коммуникация
Невербальная — общение с помощью других средств (жест, знак, символ, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п. )
Вербальная – взаимодействие с помощью слов (активной речи) -
4 слайд
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи
Основное правило альтернативной коммуникации
« Человек должен иметь возможность сказать ,что хочет ,тем способом и с той скоростью, с какой может». -
5 слайд
Дети с ОВЗ: Основные проблемы коммуникации
Трудность установления контакта
Негативизм в отношении педагогов
Несформированность навыков коммуникации
Некритичная внушаемость + критичное отношение к убеждающему взрослому -
6 слайд
-
7 слайд
Форматы речевых сообщений : суждение
Дети с ОВЗ отстают в развитии от обычных детей
Детей с ОВЗ с каждым годом становится все большеЛичное мнение:
я думаю, что…
я полагаю, что
я считаю, что…Я считаю, что дети с ОВЗ отстают в развитии от обычных детей
Статистика показывает, что число детей с ОВЗ в последние три года растетИзвестный факт:
статистика показывает, что… информация о…
содержится в … -
8 слайд
Форматы речевых сообщений : выражение отношения
Это никуда не годится!
В этом нет никакой пользы!
Это никого не интересует!Мне это не нравится!
Я не вижу в этом пользы!
Не думаю, что это может кого-то заинтересовать! -
9 слайд
Форматы речевых сообщений: выражение несогласия
Не говори ерунды!
Не хочу и слышать об этом!
Ты ничего в этом не понимаешь!У меня другое мнение
М не с этим трудно согласиться!
Наши взгляды на эту проблему не совпадают -
10 слайд
Форматы речевых сообщений : критика
Что ты скачешь с пятое на десятое!
Так никто давно не думает!
Это не доказано!В твоих рассуждениях есть противоречие!
Ты используешь устаревшую информацию!
Твое мнение требует аргументации! -
11 слайд
Фразы неэффективной коммуникации
Фразы-морали – порядочные люди так не поступают…, нужно брать пример с ….
Фразы-проповеди – нужно думать о других людях…, нужно заботиться о своей репутации…
Фразы-оценки – ты ведешь себя неправильно…, это плохой поступок…, у тебя слишком…
Фразы-прогнозы – из тебя не получится ничего хорошего…, это не приведет ни к чему хорошему… -
12 слайд
Фразы неэффективной коммуникации
Фразы-советы – я бы на твоем месте…
Фразы-подсказки – ты думаешь, что…, ты считаешь, что…
Фразы-предположения – а если бы ты …
Фразы-резюме – с тобой невозможно разговаривать! Ты ничего не хочешь понимать! Тебя не переспоришь!
Фразы-обвинения – ты виноват в том, что; если бы ты не…, то…
Фразы-угрозы – Если ты…., то я… -
13 слайд
Уточнение и перефразирование (Задайте вопрос!)
Упражнение: замените фразы неэффективной коммуникации на вопрос .Пример : Порядочные люди так не поступают!
Как ты думаешь, ты поступил как порядочный человек? -
14 слайд
Упражнение 1. Замените фразу на вопрос.
Пора браться за ум.
Нельзя быть эгоистом и думать только о себе.
Ты не видишь себя со стороны.
Ты меня не слышишь.
Тебе об этом было сказано сто раз.
Ты считаешь нас дураками .
Ты хочешь ввести нас в заблуждение.
Ты ведешь себя глупо.
Я бы на твоем месте провалился со стыда.
Да ты просто ненормальный! -
15 слайд
Формула эффективной коммуникации
Пример: Ты вечно опаздываешь, мне это надоело!
Я обижаюсь на тебя, когда ты опаздываешь, потому, что думаю , что наша встреча для тебя ничего не значит (ты меня не уважаешь) и впредь я хочу, чтобы ты приходил вовремя .Я { эмоция }, когда ты {действие}, потому, что я { мысли } и я хочу, чтобы ты { действие }.
-
16 слайд
Упражнение 2.
Задание. Перефразируйте высказывания, используя формулу эффективной коммуникации.Ты ничего не доделываешь до конца!
Ты, как всегда, все сваливаешь на других!
Ты хочешь, чтобы за тебя принимали решения другие!
ФРАЗЫ -
17 слайд
Десять ежедневных вопросов ребенку
Как ты себя чувствуешь?
Что тебя беспокоит?
Что тебя сегодня обрадовало?
Что тебя сегодня огорчило?
Что я могу для тебя сделать? (Чем я могу тебе помочь?)
Что ты хочешь мне рассказать?
О чем ты хочешь меня спросить?
Что мы можем сделать вместе?
Чем ты можешь мне помочь?
Как дела у твоих друзей? -
18 слайд
Техника активного слушания
Мимика и жесты
Уточнения (вопросы на получение информации о фактах, мыслях, чувствах).
Перефразирование (пересказ информации собеседника другими словами)
Нельзя:
Морализировать (вы должны понимать…; это не принято…).
Приказывать (сделайте…, спросите…, извинитесь…).
Оценивать (плохо…, хорошо…, недопустимо…, неубедительно…).
Прогнозировать (произойдет…, получится…).
Угрожать (если ты…, то …).
Давать советы (На твоем месте я бы…).
Обобщение (сжатое изложение услышанного о фактах, мыслях, чувствах).
Отражение чувств.
ВАЖНО :
Цель активного слушания – не решение проблемы собеседника, а получение и обобщение информации о фактах (что, где, когда, как произошло), мыслях (что думает собеседник о причинах происшедшего, как оценивает, прогнозирует и т.д.), чувствах (какие чувства испытывает по поводу происшедшего – стыд, злость, раскаяние, злорадство, страх, обиду и др.). -
19 слайд