X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Особенности воспитательногопроцесса в современных условиях

в детском доме

Features of the educational processin modern conditions in the orphanage

 

 

Аннотация. В данной статьеанализируется проблема становления и развития личности в условиях детских домов,рассмотрены такие социологические понятия как: «личность», «социализация»,«социальный контроль», «человек». В статье представлены результаты практическойработы по реализации социально-педагогического сопровождения, направленного нарешение проблем формирования моделей социально одобряемого поведениявоспитанников детского дома с учетом особенностей их социализации на основеиспользования технологий деятельности социального педагога для решениявоспитательных задач.

Annotation.  This article analyzes the problemof the formation and development of personality in the conditions oforphanages, considers such sociological concepts as: «personality», «socialization»,«social control», «person».  The article presents the results of practical workon the implementation of socio-pedagogical support aimed at solving theproblems of forming models of socially approved behavior of pupils of theorphanage, taking into account the peculiarities of their socialization basedon the use of technology activities of a social teacher to solve educationalproblems.

 

Ключевыеслова: социализация,социально-педагогическое сопровождение, социально одобряемое поведение,учреждение интернатного типа, воспитанник детского дома, дети-сироты, дети,оставшиеся без попечения родителей.

 

 

Keywords:  socialization, social andpedagogical support, socially approved behavior, an institution of a boardingtype, an inmate of an orphanage, orphans, children left without parental care.

 

Процесссоциализации воспитанников учреждений интернатного типа, являющихся вбольшинстве своем жертвами социального сиротства, сопряжен с рядом проблем,которые связаны с их объективным психофизиологическим статусом и состояниемсовременного общества. Особенности социализации воспитанников детских домов,проявляющиеся в сфере развития самосознания, индивидуальной деятельности,общения, специфике поведения этих детей, осложняют отношения воспитателей ивоспитанников детских домов, создают трудности во взаимоотношениях междувоспитанниками, что ведет к возникновению отклонений в поведении воспитанникови требует учета данных особенностей в процессе формирования социальноодобряемых моделей поведения.

Рассмотрим, чтопонимается под понятиями «человек» и «личность». Личность — конкретное выражениесущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черти качеств данного общества. Человек в обществе занимает особое место. Как намизвестно, человек — это субъект и объект общественных отношений, продуктразвития общества и его законов. В чем заключается взаимосвязь между этимипонятиями? В процессе развития человек реализует себя как личность и этохарактеризует тесную взаимосвязь между ними.

На формированиечеловека, как личности влияет, в первую очередь, первичная социальная группа,которую составляют, например, родители, друзья и т.д. Они с ранних летформируют у ребенка первичные представление об обществе и окружающему нас миру.И является основой его дальнейшего развития человека.

Немаловажную рольиграет также социальный контроль, как особый механизм, который регулируетповедения и общественный порядок, способствующий сохранению накопленных знаний,созданных предшествующими поколениями людей, обычаев, традиций и норм, всейполезной практики социальных отношений [1, c. 173]. Эту функцию в зависимости от того, где проходит развитие ребенка,регулируется либо социальным институтом, либо семей.

Обычно ребенокформируется как личность, в привычных нам условиях: это родители и ближайшиеего родственники. Большую роль, конечно же, в формировании личности играютродители. С первых лет жизни ребенок чувствует материнскую любовь и заботу. Ужев сознательном возрасте ребенок начинает понимать и чувствовать отцовскуюподдержку4.

Задумаемся надвопросом: как проходит процесс социализации у детей, которые оказались вдетских домах? Как нам известно, из социологии, социализация — это процессусвоения образцов поведения индивидом, социальных ценностей, которые необходимыдля его успешного функционирования в данном обществе. Детские домавоспринимаются у общества, как место, связанное с негативной и агрессивнойатмосферой. Но на самом деле эту напряженную атмосферу задают не дети, которыепо некоторым обстоятельствам оказались там, а общество, которое привилостереотип того, что «детские дома» и «дети сироты» — это «асоциальноепроявление общества».

Становлениеличности в условиях детского дома намного отличается от условий детей, растущихв полноценной семье. Прежде всего, это отличие заключается в том, что ребеноквоспитываются не мамой с папой, а воспитателями, которые имеют огромное влияниепри их формировании как личности. Воспитатели — это те люди, которые выполняют«роль родителей». На самом деле это очень сложная задача, так как не стоитзабывать о том, что там находится очень много разных по своему характеру детей,поэтому каждому из них требуется индивидуальное отношение.

Социально-педагогическоесопровождение опирается на следующие принципы [2]:

—    активнаяпозиция самого ребенка — важно создать условия для само- проявления исаморазвития ребенка, научить его решать свои проблемы самому, а не делать этоза него;

—    педагогическаяподдержка — со стороны взрослого важно обеспечить условия, защищающие права иинтересы ребенка с учетом интересов, прав и позиций других участниковобразовательного процесса;

—    автономность- деятельность по социально-педагогическому сопровождению организуется какособая практика со своими целями, задачами, методами, средствами и технологиямиработы и, являясь одновременно компонентом образовательной системы, реализуетсяскоординировано с деятельностью других субъектов образовательной среды с учетомспецифики каждого субъекта, руководствуясь интересами и приоритетами ребенка;

—    непрерывностьи преемственность — сопровождение призвано обеспечить преемственность в решениивоспитательных задач на всех ступенях школьного обучения, а такжепреемственность в работе дошкольного, общего начального, профессиональногообразования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.15%
НЕТ
41.85%
Проголосовало: 896

—    комплексность- предполагает согласованность деятельности и действий классных руководителей,учителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинскихспециалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и других специалистов врешении задач социально-педагогического сопровождения ребенка;

—    превентивность- необходимо обеспечить переход от реагирования на уже возникшие проблемы кпредупреждению возникновения проблемных ситуаций в будущем.

Дети,воспитывающиеся в детских домах, отличаются по своему характеру и по отношениюк окружающему миру. Они более ранимые, но вместе с этим сильные внутри. Это,наверное, связано с тем, что эти дети понимают, что у них нет поддержки и опорысо стороны родителей, и единственной на кого можно положиться — это они сами.

Стоит, обратитьвнимание на то, как обращаются с детьми в детских домах. Дети не должны себячувствовать «обузой общества». Становление личности и подготовка к взрослойжизни не должно отличаться от детей, которые растут в семьях [3]. Обязательной основойдетдомов является предоставление детям базового образования и поддержка придальнейшем желании продолжить образование.

Детские домаобязаны, также трудоустроить их, и предоставить жилье после наступления совершеннолетия.Все эти виды помощи со стороны детдомов, конечно же, помогают детям избежатьасоциального поведения и стать полноценным представителем развивающегосяобщества.

Хотелосьотметить, что не все дети, попавшие в детдом, остаются там до наступленияопределенного возраста. Существуют такие формы, как усыновление или удочерение,которое характеризуется установлением опеки над ребенком, попавшим в детскийприют.

Можно привестимассу примеров про детей, воспитывающихся в приютах, но, отличающихся отостальных своим талантом и правильным пониманием жизненных ценностей. Например,известная по всему миру легенда моды Коко Шанель, рано осталась без родителей ивместе со своими сестрами воспитывалась родственниками некоторое время, а потомзначительную часть детства провела в приюте. В 27-летнем возрасте девушкаоткрыла первый магазин шляпок, а спустя время стала известной законодательницеймоды. Имя Коко Шанель известно даже тем, кто далек от мира красивой одежды идизайна [4].

Также можновспомнить известную советскую актрису Нину Русланову. Она была спасена от жизнина улице. Девочку Нину в 1945 году нашел инспектор детских домов городаБогодухова. Мужчина отправил девочку в детдом и дал ей фамилию в честьпопулярной советской певицы Лидии Руслановой [5]. До того, как стать звездойтеатра и кино, Нина сменила множество детских домов и

Педагогика исоциально-политические науки 53 профессий. После всех жизненных испытаний,прошедшей ею, она «не сломалась морально» и смело стремилась к своей цели.

Один из самыхизвестных в мире людей Стив Джобс, основавший самую крупную компанию «Apple»,воспитывался в приемной семье. Биологическая мать бизнесмена родила его, будучиеще студенткой. Чтобы оставить ребенка в живых, юная особа сбежала из дома, таккак ее строгие мать и отец не позволили бы появиться на свет этому ребенку.После новорожденного усыновили Пол и Клара Джобс, которые воспитали Стива влюбви и заботе.

Таким образом,можно сделать вывод, что развитие личности в условиях детских домов кардинальноотличается от воспитания в семье. Детские дома являются важным общественныминститутом. Она дает возможность детям оставшихся без попечительства, быть «каквсе», не чувствовать себя лишним.

Необходимоотметить, что должна повышаться сознательность граждан по поводу этого вопроса,например, некоторые семьи, которые хотят, но не могут иметь детей, могут статьновыми родителями для одного из них. Не стоить забывать, что зачастую некоторыедети, которые, воспитываются в приютах, оказываются добрее и сильнее, нежелидети, которые воспитывались в полноценных семьях, не имеющих каких-либосложностей.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1   Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностногообщения младших подростков // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 5. — С.173-183.

2.  Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот:Социально-экономические проблемы. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И.Казаковой. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.– 207 с.

3   Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: учеб. пособие. Санкт-Петербург:СПбГУНиПТ, 2010. — 292 с.

4   Социология : учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A.Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. идоп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 407 с.

5   Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. идоп. Москва: Дашков и Ко, 2004. — 238 с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.15%
НЕТ
41.85%
Проголосовало: 896

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет