Планоткрытого урока по химии 8класс. 2020г.
Темаурока:
«Обобщениесведений о важнейших классах неорганических соединений».
Типурока: урокобобщения материала.
Видурока: комбинированный
форма урока— эвристическая беседа,выполнение заданий у доски, индивидуальная, работа в группах, по карточкам,выполнение лабораторных опытов.
Оборудование: растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида натрия, лакмусовая бумага,вода.
Целиурока : организация продуктивной деятельности обучающихся химии, направленнойна достижение ими результатов:
предметных- знатьклассификацию неорганических веществ, определение оксидов, оснований, кислот,солей; состав и химические свойства данных классов неорганических соединений;уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества;составлять генетические ряды металлов и неметаллов, иллюстрировать уравнениямихимических реакций генетическую связь между их членами;
метапредметных — развивать методические навыки(работа с таблицами. Учебником, лабораторным оборудованием, схемами и т.д.),умение сравнивать, обобщать и выделять главное;
личностных -воспитывать объективнуюсамооценку, организационные навыки и навыки самостоятельной работы, соблюдатьправила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
– Хочется начать урок с эпиграфа (эпиграфна экране):
В трудах не покладая рук
Все, что открыто, знаменито
С рожденья мира, изучи:
От будущих времен сокрытых
В прошедших днях лежат ключи.
(А.Марков «МихайлоЛомоносов»)
Девиз урока:«Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность.»
На сегодняшнем уроке мы должнывспомнить все то , что мы прошли в течение последних уроков и применить этизнания для выполнения упражнений, тестов, лабораторных опытов. Нам нужно оченьмного сделать и оценить свою работу в конце урока.
Итак, ребята, напредыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганическихсоединений различных классов, а сегодня мы должны обобщить знания по этой теме.
На доске записана тема:
«Важнейшиеклассы неорганических соединений»
Ребята, если выобратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы внизидут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадываниязагадок.
На какие двегруппы делятся неорганические вещества?
•Что такое простые вещества?
•Какие вещества называют сложными?
• «Их получаютпутем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?
(О т в е т. Оксиды.)
Что такое Оксиды?
•На какие группы делятся оксиды?
•Какие оксиды называют основными?
•Какие оксиды называют кислотными?
Приведите примеры оксидов.
• «Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвета лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород». (Ответ: Кислоты)
Что называетсякислотами?
•На какие группы делятся кислоты?
Приведите формулыкислот.
• «В каких веществах уфенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»
(О т в е т.Щелочи.)
Что называетсящелочами?
•На какие группы делятся основания?
Приведите примерыизвестных вам оснований и назовите их.
• «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс…» (О т в е т. Соли.)
Что называется солями?
•Какие бывают соли?
Приведите примерыизвестных вам солей и назовите их.
Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.
1.Провожумозговой штурм по теме: “Основные классы неорганических веществ”. Иодновременно с ответами учащихся, на доске появляются сведения о классификациивеществ в виде схемы «Веществ»
Предлагаюзадание классу:
1.Распределитьвещества по классам согласно нашей схемы.
а)распределите по группам: оксиды, основания, кислоты, соли из следующего перечнявеществ. Al(OH)3, NaOH, HCl, CO2, HNO3.Fe2O3, CuCl2, ZnSO4, MgO, Al2S3,CuO, H3PO4, CaSiO3, Cr(OH)3, SO3,Pb(OH)2.
5.«Третий лишний».
а)CaO, NaCl, CO2 а)CO2, K2SO3, SO2
б)K2CO3, HCl, H2SO4 б)BaSO4, NaCl, CaCO3
в)Na2SO4, HNO3, BaCl2 в)RbOH, ZnCl2, LiOH
г)NaOH, CO2, Ca(OH)2 г)Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2
ПроверкаСлайд №5
3. Задание«Найди родственников»
На доске заранее записаны формулы веществ. Выписать формулы, распределив их поклассам: оксиды, кислоты, соли, основания. Учащиеся выходят к доске по цепочке.
|
|
|
|
|
|
|
2.Повторение свойств оксидов
Учитель. Ребята, к нам в гостинапрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?
Сценка«Кто я?»
Об одномиз природных веществ сказано:
«Живая кровь, без которой нет человека…Ты не просто необходима для жизни, ты иесть жизнь». Что это за вещество? (Вода).
Я у древних химиков самым главнымвеществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученыйФалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник изменя – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти.Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.
Я у древних народов Азии в прошломслужила причиной войн и борьбы.
Я являюсь вечным двигателем,который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.
Кто я?
(О т в ет. Вода.)
Учитель. К какому классу веществотносится вода?
Самостоятельнаяработа
Формулы каких оксидов вы должнывписать в клеточки с вопросительными знаками? (По принципу «крест-накрест»,например формулу оксида углерода(IV) пишут в нижней правой клетке, амарганца – в верхней второй клетке.)
После завершения работы – устнаяпроверка ответов.
К а р т оч к а № 1
Самый распространенный оксид — это вода.
В состав мази, белила, косметической пудры входит оксид цинка.
Глина, речной песок, кварц, горный хрусталь — это оксид кремния.
Оксид кальция — это негашеная известь. Процесс взаимодействия её с водой,называется гашением.
Оксид свинца РЬ3 О4 красная краска — сурик.
Оксид углерода(IV) — неотъемлемая часть всех шипучих напитков.
Причиной гибели жителей Помпеи был оксид серы(IV). Оксид серы очень ядовитыйгаз, в большом количестве выбрасывается при извержении вулканов
3.Повторение свойств оснований
Учитель. А теперь, ребята,понаблюдаем за моими действиями.
(Проводит опыт взаимодействиянатрия с водой и одновременно читает стих.)
«Я оченьмаленького роста
И получаюсь очень просто:
Берут стакан, а в нем вода;
Теперь кладут металл сюда.
Хлопок! И взрыв! И сноп огня!
И вы получите меня.
Хоть польза от меня огромная,
Натура я довольно скромная.
Вот индикатор влей сюда,
И я краснею от стыда…»
О чем идет речь?
(О т в ет. NaOH.)
А теперь, ребята,проведем ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ. Перед вами вода, оксид кальция, фенолфталеин. Выдолжны доказать, что СаО – основной оксид. Что при этом получается? О чемговорит изменение цвета фенолфталеина?
Ребята, выпосмотрели два опыта. Какой же вывод напрашивается по ним?
Ученик. Основания получаются привзаимодействии активного металла с водой и оксидов активных металлов с водой.
Ребята,растворимые основания или щелочи у нас есть в лаборатории, нам их присылают. Авот нерастворимых оснований готовых нет. Мы их получаем сами, проводим опыты.Ваша задача – получить Cu(ОН)2.
Я, конечно, могувам немного подсказать теоретически… У меня здесь спрятана запись уравненияреакции получения Cu(ОН)2.
Кто-то стер частьзаписи, что же делать?
… + …= Сu(ОН)2 + …
Восстановитезапись в тетрадях. И получите практически из веществ, данных в пробирках, Сu(ОН)2.
Один ученик восстанавливает записьна доске, другой проводит опыт взаимодействия CuSO4 с NaOH надемонстрационном столе.
В это же время с классом проводитсяс а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
Самостоятельнаяработа
Из предложенного списка веществвыбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.
К а р т оч к а № 3
NaOH, HCl,LiOH, Cu(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO,CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.
К а р т оч к а № 4
KОН, H2SO4,Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2,Pb(OH)2, Al2O3, HNO3.
Ученики вместе с учителем проверяютправильность выполнения работы.
1. Щелочи, мылкие на ощупьвещества, сильно разъедающие кожу, употребляются иногда для прижигания ран приукусах змей и бешеных животных.
2.«Щелок», получаемый при кипячение золы, содержит щелочь и употребляется длястирки белья.
3.Люди ещё в древности могли получать щелочь. Способ, применявшийся в ДревнемЕгипте: золу растений заливали водой, профильтровывали через холст и к растворуприливали раствор гидроксида кальция. При этом выпадал карбонат кальция, аедкое кали оставалось в растворе.
Вопрос: 1 Какие вещества вступают в реакцию?
2. Записать уравнение химической реакции.
Для получение твердой щелочи раствор отфильтровывали от карбоната кальция ивыпаривали. Так получали едкое кали и в России во времена ПетраI. Щелочь вбольших количествах вывозили из России в Европу для получения жидкого мыла.
4.Повторение свойств кислот
Проведем небольшуюисследовательскую работу. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надоопределить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивовNaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)
2. Из коровьего масла можнополучить масляную кислоту.
3. В листьях щавеля — щавелевая кислота. Крапива обжигает муравьиной кислотой.Среди кислот есть серная, которая обугливает дерево. Плавиковая — разъедаетстекло, но не оказывает никакого действия на мягкий парафин.
4. Есть очень ядовитая кислота — синильная. Есть целебная — аскорбиновая(витамин С), дезинфицирующая — борная.
Кислоты отличаются по внешнемувиду: густая — фосфорная, твердая как лед — уксусная, в виде чешуек — борная, ввиде студня — кремневая.
Учитель.Если в кислоте атом водорода я заменю на атом металла, то что я получу?
А теперь проведемконкурс «Вращающиеся круги». Вы должны совместить эти диски (рис. 1)таким образом, чтобы формулы кислот в окошках соответствовали названиям ихсолей.
Рис. 1. «Вращающиеся круги». Круг «а» соединен с кругом «б» так, чтобы, вращая их, можно было увидеть в окошках формулы кислот |
Учитель. Напишите формулывеществ, которые получаются при взаимодействии натрия и кальция со всемикислотами из таблицы (см. таблицу).
Слайд№15
Знаетели вы …
-Наличие в атмосферной пыли нитрата натрия, сульфата натрия снижает прозрачностьатмосферы.
-Артериальное давление в организме зависит от содержания в нем поваренной соли –хлорида натрия.
Составьтеформулы предложенных солей. (Работают в картах, по одному – у доски)
Значение солей.(Сообщение учащегося). Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно.Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержанияжизнедеятельности необходимо получать 8 — 10г соли ежесуточно. Недостаток соли(как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится вслюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимоеосмотическое давление.
Полагают,например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, приотступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народовнередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платиликогда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря частьжалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многихнародов соль — символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречаютдорогих гостей.
Ученые подсчитали,что человек в день употребляет 12–15 г поваренной соли. Сосчитайте, сколькосоли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь(14 лет).
Ученики проводят подсчеты,проверяют вместе с учителем.
За месяц: 15 г•30 = 450 г, за год:450 г•12 = 5,4 кг,
за 14 лет: 5,4 кг•14 = 75,6 кг.
6.Подведение итогов
Повторяя свойстваи способы получения этих веществ, мы пришли к выводу, что они между собойвзаимосвязаны.
Учитель. Теперь мы с вамиподведем итоги. Перед вами опорная схема «Генетическая связь между основнымиклассами неорганических соединений» (схема 5).
Схема 5
Генетическаясвязь между основными классами неорганических соединений
Нарисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением вгенетическом ряду меди. Составить генетический ряд меди
Слайд №10
Общийвывод:
Выделяемпризнаки, которые характеризуют генетический ряд:
Веществаразных классов;
Разныевещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разныеформы существования одного химического элемента;
Разныевещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
Связьмежду веществами разных классов, образованных одним химическим элементом,связанных взаимопревращениями, отражающая общность происхождения веществ этогоэлемента (т.е. их генезис), и называется генетической связью.
Рис. 2. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке |
И для закреплениятого, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберитеправильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующиеточки на рисунке (рис. 2). А теперь эти точки соедините линией.Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
Т е с т
В а р и а н т 1.
1) Из предложенного перечнявыберите основной оксид:
а) Na23в) Р2О5.
2) В результате взаимодействияоксида серы(VI) с водой образуется:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах щелочей фенолфталеинимеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в)малиновый.
4) Какой металл не реагирует ссоляной кислотой?
а) Натрий; б) серебро; в) цинк.
5) Вещества какой пары могутреагировать между собой?
а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.
В а р и а н т 2.
1) Из предложенного перечнявыберите кислотный оксид:
а) СО22О.
2) В результате взаимодействияоксида натрия с водой образуется:
а) кислота; б) щелочь; в) соль.
3) В растворах щелочей лакмус имеетцвет:
а) бесцветный; б) фиолетовый; в) красный.
4) Что из перечисленного неподходит для характеристики соляной кислоты?
а) Сильная;
б) двухосновная;
в) бескислородная.
5) Вещества какой пары могутреагировать между собой?
а) Zn + НСl;
б) Fe(OH)3 + SiО2
в) Ag + H2SO4 (разб.).
7. Домашнеезадание
Учитель. Пришла телеграмма:«Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».
Вам надо разыскатьэти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски:
SО3+ H2O —> А;
СаО + H2O—> В;
А + В—> С.
О ходе вашегопутешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческойработы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.
8.Заключение и критерии выставления итоговой оценки
Учитель. С какой трудностью выстолкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось науроке? Почему?
(Выслушивается мнение одного-двухучеников. Подводятся итоги.)
Прекрасная страна «Химия»! Как многоинтересного в ней. Много познали и
сколько ещё ждет впереди!
