Статья «Проектирование и конструирование на занятиях изобразительногоискусства во внеурочной деятельности».
Программа дляобщеобразовательных учреждений по изобразительному искусству предусматривает изучениев 7 классе конструктивных видов искусства, освоение «художественного языкаконструктивных искусств», а также знакомство с «социальным значением дизайна иархитектуры в жизни человека».
На уроках изобразительногоискусства ставятся задачи формирования представлений у учащихся о многообразиии выразительности конструктивных форм. Умение видеть в сложной конструкциипростые составляющие части, а также видеть особенности архитектурных построек,влияние конструкции на украшение.
Знакомство с проектированиеми конструкторской деятельностью происходит через создание эскизов, чертежей, архитектурныхконструкций, макетов.
Изучатьособенности конструктивных искусств можно не только на уроках изобразительногоискусства, но и во внеурочной деятельности.
В даннойстатье представлен опыт работы над созданием макета микрорайона учащимися МБОУмногопрофильного лицея города Кирово-Чепецка.
Учащиеся школыприняли участие в создании макета в рамках одного из этапов городского конкурса«Уралхимия». В конкурсе макетов принимали участие все общеобразовательныеучреждения города. Цель конкурса – определить, каким видят ученики и ихродители будущее своего микрорайона, перспективу его развития и запросыгорожан.
Защитамакета учащимися МБОУ многопрофильного лицея города Кирово-Чепецка.
Активноеучастие в работе над макетом приняли учащиеся 6-8 классов. За два месяцев былапроведена огромная работа по разработке и созданию архитектурного макета.
Аналитическаядеятельность позволила изучить план 9 микрорайона, в котором располагаетсяМногопрофильный лицей. Фото улиц, домов, учреждений микрорайона помоглисоздавать элементы макета.
Выяснилось, чтов нашем микрорайоне большинство домов построены по типовым проектам. Этодевятиэтажные и пятиэтажные дома. Умение видеть и сравнивать особенностиконструкции архитектурных построек позволило создать макеты жилых домовдостоверно.
Работая над макетом, учащиеся познакомились с конструкторскойдеятельностью, научились использовать и поэтапно решать конструкторские задачи– от замысла к эскизу, от эскиза к изготовлению и выполнению задуманного.
В ходе работы уучащихся формировались представления о многообразии и выразительностиконструктивных форм. Ребята узнали, что такое эскиз, чертёж, развёртка,склеили и оформили несколько десятков сооружений.
После того,как большинство сооружений было изготовлено, ребята приступили к сборке самогомакета. Были намечены основные улицы, расставлены макеты домов, детские сады,магазины, здание Многопрофильного лицея согласно плану.
Работанад архитектурными сооружениями макета.
Сборкамакета. Установка архитектурных сооружений.
Работа надмакетом позволила проявить учащимся такие качества как наблюдательность,аккуратность, усидчивость, умение работать индивидуально и в группе,согласовывать свою работу с запланированными результатами.
Учащиеся также познакомилисьс социальным значением архитектуры, влиянием городской среды на образ жизнилюдей.
Для комфортногопроживания жителей в микрорайоне созданы детские площадки, много газонов,посажены деревья. Поэтому перед учащимися стояла задача изготовить деревья,кустарники, малые архитектурные формы – скамейки, фонари, элементы детскихплощадок.
При работе надпроектом очень важно было не только сделать копию микрорайона, но и статьархитекторами будущего. Придумать как будет развиваться наш микрорайон вближайшее десятилетие.
Большинствоучеников лицея, живут в микрорайоне, поэтому они охотно приняли участие в опросеи разработке новых идей для развития городской среды.
Что хотятувидеть наши юные архитекторы и их родители в своём микрорайоне? Для создания этих элементов на помощь пришли новыетехнологии. При помощи 3D принтера были созданы фонтан, кинотеатр,многоуровневая парковка, которые нашли своё место на макете.
Наш макет — труд большого коллектива юных архитекторов и их руководителей. Взаимодействиепедагогов, учащихся, родителей помогли изучить социальный заказ на развитиемикрорайона. Была проделана огромная конструкторская работа, сформирован опытпроектирования городской архитектурной жилой среды.
Макет былпредставлен и заслуженно занял второе место.
Участникисоздания макета.
