X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК БАЗА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА

НаумовО.Е. канд пед наук.

СнегиреваО.М. преподаватель 

ГБПОУВО ВГПТК

Аннотация. В статьерассматривается определение функциональной грамотности, нюансы понятия.Взаимосвязь функциональной грамотности в системе непрерывного образования школа– колледж — вуз. И приводятся примеры реализации этой взаимосвязи в структуреосвоения профессиональных компетенций в среде общепрофессиональных дисциплин.

Ключевые слова: функциональнаяграмотность, профессиональные компетенции, общепрофессиональные дисциплины,межпредметные связи.

 

Общее определение функциональной грамотности звучиттак – это способность человекаиспользовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкогодиапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общенияи социальных отношений. Для школьника это знания и умения приобретенные в процессеучебы для дальнейшего применения как в жизни, так и последующем обучении вколледжах и вузах, при получении будущей профессии.  Но это академическиеопределения. Если построить определения от семантики словосочетания, то мыувидим и скрытые аспекты этого важного понятия.

[Функци]ональная – каквидим ключевое слово функция. Если говорить математическим языком, то это гармоничноеописание зависимости, взаимодействия, одной величины от другой, или коротко — гармоничная зависимость взаимодействия компонентов.

Г[Ра]М[отн][Ость] -утверждение высшей мысли в оси сути, или [Грам][отн][Ость] – весомость иустойчивость мысли в оси сути.

Тогда [Функци]ональная [Грам][отн][Ость]– это гармоничная зависимость взаимодействия компонентов знаний их весомость иустойчивость через мысль в жизненной сути человека. И пусть вас не пугает стольсложно философское определение, но ведь и буква в слове также являетсяфункциональным компонентом, связанным с нашим мировосприятием жизни. Поэтомуэто понятие шире академического формата, так же, как и знания получаемышкольником должны быть шире стандартных программ. При этом их ширина должназадаваться творческой мыслью, творческим форматам, идущим от педагога. И этобудет является базой для успешного освоения профессиональных компетенция придальнейшем обучение в колледже, вузе.

Много лет работа вколледже и преподавая общепрофессиональные дисциплины мы сталкиваемся с одной итой же проблемой. Недостаточность функциональной грамотности школьника. Придя вколледж, они как бы забывают половина того, что они учили в школе. Происходиттакая странная амнезия, и законы Ньютона, закон Ома, закон Авогадро для нихостаются только как названия без формул. И преподавателям в колледже приходитсязаново учить их тому, что они учили в школе. В чем причина такой амнезии? Понашему мнению, причина именной в отсутствие функциональной грамотности   или вотсутствие взаимосвязи компонентов занятий этих понятий с жизнью, спрактическим применением в реальных механизмах конструкциях. Например, простознания формулы дифференцирования будет бесполезным если не объяснить, что эторазбиение на отдельные части чего-то целого, как дифференциал в автомобиле илицифровой эквалайзер в музыкальном плеер на компьютере.  И это, как вы сами понимаете,ещё и потеря в освоении профессиональных компетенций и снижение навыковбудущего специалиста. А если пути решения данной проблемы? Конечно есть. Иобозначить их можно в двух пунктах:

1.     Повышенияуровня функциональной грамотности школьника, практичность применения знаний ивзаимосвязь с предметами.

2.     Повышенияуровня функциональной грамотности учителя, то есть умение показать взаимосвязьпредметов, практичность предметов и связь с жизнью, и творческий поход.

На первый взглядэто достаточно сложная задача. Для этого мы приведем

примерырешения этой проблемы в колледже, при формировании профессиональных компетенцийстудентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильноготранспорта», на занятиях   общепрофессиональных дисциплин «Техническая механика»и «Инженерная графика». Компетенции для данных дисциплин звучат так:  

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль прихранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонтаузлов и деталей.

Этокомпетенции необходимые для данных дисциплин. И как мы видим акцент стоит наремонте и их контроле. Поэтому и процесс обучения мы строим в три этапа.

·       Напервом этапе мы вспоминаем базовые знания школьных предметов необходимых дляизучения общепрофессиональных дисциплин. Так для «Технической механике» -повторяем разделы Физики: «Механика» «Кинематика» «Динамика»; разделы Алгебры:исследования функций, линейные уравнения, дифференцирование и интегрирование;разделы Геометрии: векторное сложение, геометрические построение,пространственные фигуры.

·       Навтором этапе расширяем базовые знания в темах общепрофессиональных дисциплин ипоказываем связи с другими дисциплинами на примере решения типовых задачидеальных механизмов, и посторонние чертежей простых деталей .  

·       Натретьем этапе решаем практические задачи реальных механизмов, используемых вданной специальности в производственных условий. Так в «Технической механике»рассматриваем задачи на расчет грузоподъёмных механизмов, кран-балок,универсальных съемников, заклепочных и резьбовых соединений, нагруженных валовредукторов. В дисциплине «Инженерная графика»  выполним чертежи  реальныхдеталей машин с учетом всех технических и машиностроительных требований,чертежи различных схем и сборочные чертежи улов механизмов.

Иглавным условием реализации всех трёх этапов постоянная межпредметнаявзаимосвязь и направленность на будущую профессию. Конечно, вспомогательнымкомпонентом здесь выступают и компьютерные технологии, умение пользоватьсяразличными программами, и умение проводить исследовательский поиск в интернете.Для повышение познавательной мотивации используются различные методические пособия,проводятся научные конференции, предметные олимпиады   и конкурсы. Все эти инструменты– это уже творческий компонент преподавателя. Его часть функциональнойграмотности и умение владеть ей в работе.

         Подводяитог вышесказанному, можно сделать следующий вывод, что связующим звеном вструктуре непрерывного образования между всеми уровнями школа – колледж – вузявляется функциональная грамотность, при чем для всех субъектов этого процесса,в широком, в том числе и философском, понимание этого определения.

 

 

Электронный ресурс:

1.Никифорова С.Ю. Виды функциональной грамотности.   https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/10/27/statya-vidy-funktsionalnoy-gramotnosti

2.Вязовецкая С. В. Развитие технической грамотностикак основа самореализации личности в социальной среде [Текст] // Проблемы иперспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь,март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 32-34. — URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5086/

3.Федеральныйгосударственный образовательный стандарт  среднего профессиональногообразования по специальности   23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта» http://www.novoch-pgk.ru/_docs/fgos/fgos190631.pdf

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет