ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК БАЗА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА
НаумовО.Е. канд пед наук.
СнегиреваО.М. преподаватель
ГБПОУВО ВГПТК
Аннотация. В статьерассматривается определение функциональной грамотности, нюансы понятия.Взаимосвязь функциональной грамотности в системе непрерывного образования школа– колледж — вуз. И приводятся примеры реализации этой взаимосвязи в структуреосвоения профессиональных компетенций в среде общепрофессиональных дисциплин.
Ключевые слова: функциональнаяграмотность, профессиональные компетенции, общепрофессиональные дисциплины,межпредметные связи.
Общее определение функциональной грамотности звучиттак – это способность человекаиспользовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкогодиапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общенияи социальных отношений. Для школьника это знания и умения приобретенные в процессеучебы для дальнейшего применения как в жизни, так и последующем обучении вколледжах и вузах, при получении будущей профессии. Но это академическиеопределения. Если построить определения от семантики словосочетания, то мыувидим и скрытые аспекты этого важного понятия.
[Функци]ональная – каквидим ключевое слово функция. Если говорить математическим языком, то это гармоничноеописание зависимости, взаимодействия, одной величины от другой, или коротко — гармоничная зависимость взаимодействия компонентов.
Г[Ра]М[отн][Ость] -утверждение высшей мысли в оси сути, или [Грам][отн][Ость] – весомость иустойчивость мысли в оси сути.
Тогда [Функци]ональная [Грам][отн][Ость]– это гармоничная зависимость взаимодействия компонентов знаний их весомость иустойчивость через мысль в жизненной сути человека. И пусть вас не пугает стольсложно философское определение, но ведь и буква в слове также являетсяфункциональным компонентом, связанным с нашим мировосприятием жизни. Поэтомуэто понятие шире академического формата, так же, как и знания получаемышкольником должны быть шире стандартных программ. При этом их ширина должназадаваться творческой мыслью, творческим форматам, идущим от педагога. И этобудет является базой для успешного освоения профессиональных компетенция придальнейшем обучение в колледже, вузе.
Много лет работа вколледже и преподавая общепрофессиональные дисциплины мы сталкиваемся с одной итой же проблемой. Недостаточность функциональной грамотности школьника. Придя вколледж, они как бы забывают половина того, что они учили в школе. Происходиттакая странная амнезия, и законы Ньютона, закон Ома, закон Авогадро для нихостаются только как названия без формул. И преподавателям в колледже приходитсязаново учить их тому, что они учили в школе. В чем причина такой амнезии? Понашему мнению, причина именной в отсутствие функциональной грамотности или вотсутствие взаимосвязи компонентов занятий этих понятий с жизнью, спрактическим применением в реальных механизмах конструкциях. Например, простознания формулы дифференцирования будет бесполезным если не объяснить, что эторазбиение на отдельные части чего-то целого, как дифференциал в автомобиле илицифровой эквалайзер в музыкальном плеер на компьютере. И это, как вы сами понимаете,ещё и потеря в освоении профессиональных компетенций и снижение навыковбудущего специалиста. А если пути решения данной проблемы? Конечно есть. Иобозначить их можно в двух пунктах:
1. Повышенияуровня функциональной грамотности школьника, практичность применения знаний ивзаимосвязь с предметами.
2. Повышенияуровня функциональной грамотности учителя, то есть умение показать взаимосвязьпредметов, практичность предметов и связь с жизнью, и творческий поход.
На первый взглядэто достаточно сложная задача. Для этого мы приведем
примерырешения этой проблемы в колледже, при формировании профессиональных компетенцийстудентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильноготранспорта», на занятиях общепрофессиональных дисциплин «Техническая механика»и «Инженерная графика». Компетенции для данных дисциплин звучат так:
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль прихранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонтаузлов и деталей.
Этокомпетенции необходимые для данных дисциплин. И как мы видим акцент стоит наремонте и их контроле. Поэтому и процесс обучения мы строим в три этапа.
· Напервом этапе мы вспоминаем базовые знания школьных предметов необходимых дляизучения общепрофессиональных дисциплин. Так для «Технической механике» -повторяем разделы Физики: «Механика» «Кинематика» «Динамика»; разделы Алгебры:исследования функций, линейные уравнения, дифференцирование и интегрирование;разделы Геометрии: векторное сложение, геометрические построение,пространственные фигуры.
· Навтором этапе расширяем базовые знания в темах общепрофессиональных дисциплин ипоказываем связи с другими дисциплинами на примере решения типовых задачидеальных механизмов, и посторонние чертежей простых деталей .
· Натретьем этапе решаем практические задачи реальных механизмов, используемых вданной специальности в производственных условий. Так в «Технической механике»рассматриваем задачи на расчет грузоподъёмных механизмов, кран-балок,универсальных съемников, заклепочных и резьбовых соединений, нагруженных валовредукторов. В дисциплине «Инженерная графика» выполним чертежи реальныхдеталей машин с учетом всех технических и машиностроительных требований,чертежи различных схем и сборочные чертежи улов механизмов.
Иглавным условием реализации всех трёх этапов постоянная межпредметнаявзаимосвязь и направленность на будущую профессию. Конечно, вспомогательнымкомпонентом здесь выступают и компьютерные технологии, умение пользоватьсяразличными программами, и умение проводить исследовательский поиск в интернете.Для повышение познавательной мотивации используются различные методические пособия,проводятся научные конференции, предметные олимпиады и конкурсы. Все эти инструменты– это уже творческий компонент преподавателя. Его часть функциональнойграмотности и умение владеть ей в работе.
Подводяитог вышесказанному, можно сделать следующий вывод, что связующим звеном вструктуре непрерывного образования между всеми уровнями школа – колледж – вузявляется функциональная грамотность, при чем для всех субъектов этого процесса,в широком, в том числе и философском, понимание этого определения.
Электронный ресурс:
1.Никифорова С.Ю. Виды функциональной грамотности. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/10/27/statya-vidy-funktsionalnoy-gramotnosti
2.Вязовецкая С. В. Развитие технической грамотностикак основа самореализации личности в социальной среде [Текст] // Проблемы иперспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь,март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 32-34. — URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5086/
3.Федеральныйгосударственный образовательный стандарт среднего профессиональногообразования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» http://www.novoch-pgk.ru/_docs/fgos/fgos190631.pdf
