X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

МБОУ«Апраксинская СОШ»

 

Рассмотрена и одобрена                                                                 «Утверждаю»

на заседании МО                                                                   Директоршколы:

учителей «Начальные классы»                                             /                  /Трошина Е.В.

Руководитель МО                                                                

/Алякина Ю.И./                                                                    Приказ№ 88 от 30.08.2022

Протокол №1 от 29.08.2022

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма

 

учебногопредмета «Основы православной культуры»

 

4класс

 

 

 

 

 

Составитель:учитель начальных классов

АлякинаЮлия Ивановна

 

 

2022-2023уч .год

Пояснительнаязаписка

 

Рабочая программа курса «Основы православнойкультуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основамправославной культуры» — одного из шести модулей учебного курса «Основырелигиозных культур и светской этики»  федерального государственногообразовательного стандарта общего начального образования 2010 года и на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основырелигиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.).

Планируемые результаты освоенияучащимися программы по основам православной культуры.

 

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4классов:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы,общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, еёистории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознаниеответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества,выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятниковправославной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития такихдобродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность,осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способностьконтролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрыевзаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициямсвоего народа — уважительное отношение к людям других верований, другойнациональной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований иубеждений.

У выпускника будут сформированы:

·             учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;

·             ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, втом числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценокучителей, товарищей, родителей и других людей;

·             способность к самооценке на основе критериев успешности учебнойдеятельности;

·             формирование основ российской гражданской идентичности, чувствагордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своейэтнической и национальной принадлежности;

·             формирование ценностей многонационального российского общества;

·             становление гуманистических и демократических ценностныхориентаций;

·             учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или«плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностейи российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

·             принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·             развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе; 

·             развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторовморального поведения;

·             выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·             развитие доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·             развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

·             расширить, систематизировать и углубить исходные представления  о   природных   и   социальных   объектах   и  явлениях   как компонентах  единого  мира;

·             приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий.

 

Метапредметные результатыизучения основ православной культуры учащимися 4 классов:

– развитие познавательной деятельности младшегошкольника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе икультуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные илитературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края,школы, семьи.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·             анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящуюпрактическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы,самоконтроль выполняемых практических действий;

·             учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем;

·             определять общую цель в совместной деятельности и пути еёдостижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих;

·             адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,родителей и других людей;

·             различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·             в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·             преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·             проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·             самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале;

·             самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнениядействия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу егореализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·             осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числес помощью инструментов ИКТ;

·             овладеет начальными формами познавательных универсальных учебныхдействий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа,классификации, обобщения;

·             строить сообщения в устной и письменной форме;

·             осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественныхпризнаков;

·             осуществлять синтез как составление целого из частей;

·             проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·             устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом кругеявлений;

·             устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

·             осуществлять расширенный поиск информации с использованиемресурсов библиотек и сети Интернет;

·             осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменнойформе;

·             осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач взависимости от конкретных условий;

·             строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·             адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,средства для решения различных коммуникативных задач;

·             допускать возможность существования у людей различных точекзрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнёра в общении и взаимодействии;

·             учитывать разные мнения и стремиться к координации различныхпозиций в сотрудничестве;

·             формулировать собственное мнение и позицию;

·             договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·             строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, чтопартнёр знает и видит, а что нет;

·             задавать вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

·             учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,отличные от собственной;

·             учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственнуюпозицию;

·             проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленныедоговорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми исверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективнойкоммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·             задавать вопросы, необходимые для организации собственнойдеятельности и сотрудничества с партнёром;

·             осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь;

·             адекватно использовать речевые средства для эффективного решенияразнообразных коммуникативных задач

 

Предметные результатыизучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства спамятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории,имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев исвятых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся историческихличностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру,Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности ипроизведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы ипонимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (датыюлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этихкалендарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своегонарода;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходезнакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значениев истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственностии духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода иответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственномсовершенствовании.

 

выпускник научится:

·             понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человекаи общества; 

·             знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество,семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонациональногонарода России; 

·             знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье иобществе;

·              формирование первоначальных представлений о Православии и его ролив культуре, истории и современности России; общиепредставления об исторической роли Православия в становлении российскойгосударственности;

·              формирование первоначального представления об отечественнойрелигиозно-культурной традиции как духовной основе многонациональногомногоконфессионального народа России; 

·             осознание ценности человеческой жизни; 

·             знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён вистории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культурыРоссии;

·              становление внутренней установки личности поступать согласно своейсовести;

·             воспитание нравственности, основанной на свободе совести ивероисповедания, духовных традициях народов России;

·              нравственная оценка поведения исторических лиц, героевхудожественных произведений и фольклора с точки зрения соответствиянравственным ценностям;

·              получат возможность приобрести базовые умения работы сИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемомИнтернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио ивидеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержкусобственных сообщений.

 

 

 

Содержаниеучебного предмета

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 ч.)

Россия – наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связьпоколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная.Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие  духовныеценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселеннойи богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире итрадиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозноеискусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разныхрелигий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как частьфилософии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Введение в православнуюкультуру ( 28 ч.)

Человек и Бог в православии. Кого православнаякультура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияетна поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православная молитва. Молитва и ее смысл дляверующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместноймолитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизниправославных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудростии нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основноесодержание:  святые в христианской традиции. Святые равноапостольныеКирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия средиславянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и НовыйЗавет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь).Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедейХриста. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какоебогатство христиане считают истинным и вечным.

Христос и Его крест. События, предшествующиерождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество,детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа.Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и ихпроповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе какСпасителе.

Пасха. Пасха  главный христианский праздник.Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих.Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме.Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православное учение о человеке. Чем человек отличаетсяот животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свободадля христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христианесчитают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласнохристианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди оботношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовькак основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностейправославия.

Милосердие и сострадание. Кого христиане называют«ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие какнравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца.Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.Какие существуют дела милосердия.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правилочеловеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма вжизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы какпроизведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем обликеправославных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и РусскойПравославной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства.Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение иубранство храма.

Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила итрадиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православныхверующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы.Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. АндрейРублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения наиконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Как христианство пришло на Русь. Принятиехристианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления оБоге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первыелюди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла.Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие кактрадиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижническойжизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуютсвоим временем, здоровьем, даже жизнью.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым.Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбори свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь,уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умениепрощать.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса,совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианскоеучение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём онипроявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера вБожий суд влияет на поступки христиан.

Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл изначение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православнойтрадиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции.Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинствопричащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обрядвенчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковныхтаинств.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православногомонастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военноевремя. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты.Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурныйансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности.Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношение христианина к природе. Какие качества делаютчеловека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранениеприроды. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человекстал оказывать губительное воздействие на природу?

Христианская семья. Основа семьи в православнойтрадиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи,любви и верности  светский и церковный праздник. Служение всемье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение какхристианские добродетели.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины.Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместесражались разные народы.  Какие поступки недопустимы даже на войне.Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Христианин в труде. Какие заповеди получилипервые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чегоон нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) наблаго других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценностидля человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ниотносил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие вправославной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Раздел 3. Подведение итогов курса (3 часа).

Творческая деятельность учащихся. В ходе изученияпредмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовкак ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости отсложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носитьиндивидуальный или коллективный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

 

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

 

план

Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

факт

 

1

Россия — наша Родина

 

1

 

 

2-3

Культура и религия

2

 

 

4

Человек и Бог в православии

1

 

 

5

Православная молитва

1

 

 

6

О молитве «Отче Наш»

1

 

 

 

7

Библия и Евангелие

1

 

 

 

8

Проповедь Христа

1

 

 

9

Христос и Его Крест

1

 

 

10

Пасха

1

 

 

11

Православное учение о человеке

1

 

 

12

Совесть и раскаяние

1

 

 

13

Заповеди

1

 

 

14

Милосердие и сострадание

1

 

 

15

Золотое правило этики

1

 

 

16

Храм

1

 

 

17

Икона

1

 

 

18

Экскурсия в храм

1

 

 

19

Как христианство пришло на Русь

1

 

 

20

Подвиг

1

 

 

21

Заповеди блаженства

1

 

 

22

Зачем творить добро?

1

 

 

 

23

Чудо в жизни христианина

1

 

 

 

24

Православие в Божием суде

1

 

 

 

25

Таинство Причастия

1

 

 

 

26

Монастырь

1

 

 

 

27

Отношение христианина к природе

1

 

 

 

28

Христианская семья

1

 

 

 

29

Защита Отечества

1

 

 

 

30

Христианин в труде

1

 

 

 

31

Любовь и уважение к Отечеству

1

 

 

 

32

Творческие работы

1

 

 

 

33

Творческие работы

1

 

 

 

34

Экскурсия в краеведческий музей

1

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет