Мастер-класс.Мозаичное рисование. Орнамент в круге «Птица счастья»
Автор: Лукманова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов иИЗО , МБОУ «Наурская СОШ №3», станицы Наурской, Чеченской Республики.
Мастер-класс рассчитан научителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, учащихся 3-4классов начальной школы.
Предназначение:украшение интерьера.
Цель:познакомить учащихся с техникой выполнения мозаичного рисования.
Задачи:
1. Расширение кругозораучащихся через получение новых сведений о Японии, о традиционных японскихискусствах, о технике мозаичного рисования.
2. Развитие эстетическоговкуса, умения видеть красоту окружающего мира.
3. Воспитание уважительноготрепетного отношения к изобразительному искусству, как к великому достояниючеловечества.
4. Привитие интереса ктворческой деятельности.
5. Воспитание волевыхкачеств личности: усидчивости, собранности, внимательности, старательности,аккуратности.
Ходмастер-класса:
Сегодня мы совершимпутешествие в одну удивительную страну. Догадайтесь по описанию, куда мыотправимся:
— Это государстворасположилось на многочисленных островах.
— Его называют странойвосходящего солнца.
— Здесь зародилась древняяцивилизация.
— Эта страна являетсяродиной многих искусств: оригами, икебана, бонсай, ошибана.
— Его символом являетсяцветущая сакура.
— Известное на весь мирнациональное блюдо – суши.
Что же это за страна?(Япония)
Сегодня мы нарисуем японскийорнамент в круге. Очень часто для своих орнаментов японские художникииспользуют символы, которые, по их мнению, обладают магической силой, влияют насудьбу человека. Символичными для японцев являются многие растения и животные.Например, бамбук символизирует стойкость и мужество, бабочка –счастье, Цветущая сакура – начало нового года, всё чистое и нежное.
В нашем орнаменте мыиспользуем изображение журавля, который для японцев является символомудачи и долгой жизни.
Послушайте историю, котораяпроизошла в Японии в годы Второй мировой войны.
В самом конце войны 6августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомнаябомба. Сотни тысяч оставшихся в живых людей заболели страшной лучевой болезнью.В их числе оказалась и четырёхлетняя девочка Садако Сасаки. Она очень хотелавыжить и поправиться, поэтому стала складывать из бумаги журавликов, надеясь нато, что они помогут ей. Девочка успела сделать только 643 журавлика, последнегоона сложила, уже потеряв зрение. Оставшихся до тысячи 357 журавликов сложилидети из класса, в котором училась Садако. Чуда не произошло, Садако нестало, но вера в журавликов помогла ей в последние дни жизни.
Посмотрите, как изображалижуравлика японские художники:
Выполняя орнамент в круге,вы сегодня тоже попробуете использовать изображение журавлика. Для выполненияработы мы используем нетрадиционную технику рисования — мозаичное рисование.Нарисованный нами рисунок будет похож на собранную из кусочков мозаику. Ондолжен получиться ярким, красочным, поэтому для работы нужно выбирать яркиематериалы: фломастеры, краски, маркеры.
Выполнениеработы:
Сегодня нампригодятся: круг из белой плотной бумаги, трафарет – журавль, акварельныекраски, вода, кисточки №2 – 4, простой карандаш.
Для работы могут пригодится:ножницы, чёрный фломастер или маркер.
При помощи трафарета простымкарандашом переносим изображение журавля на одну половину круга.
Переносим изображениежуравля на вторую половину круга. Обратите внимание, крылышки журавлейдолжны состыковаться.
Проверим результат.
Изображение каждогожуравлика разобьём на части так, чтобы просматривались крылья, тело, хвост, шеяи голова. При этом не забываем сохранять симметрию орнамента. Выполнять этотэтап работы можно двумя способами.
Способ 1.
Если у вас хороший глазомер,то сделать это можно от руки на глаз. Проверьте результат.
Способ 2.
Можно воспользоватьсятрафаретом. Для этого размечаем с изнаночной стороны трафарета части.
Ножницами разрезаем трафаретна части. Проверим результат.
При помощи трафарета икарандаша разбиваем изображения журавлей на части. Получаем тот же результат,как и в первом случае.
Начинаем закрашивать частимозаики. Сначала работаем жёлтой краской. Обратите внимание на то, что цветадолжны получаться сочными, яркими.
Закрашиваем части мозаикиоранжевой краской.
Работаем красной краской.
Работаем коричневой краской.
Работаем синей краской.
Работаем чёрной краской.
Чёрным фломастером(маркером) или чёрной краской прорисовываем контуры журавликов, глаза, клюв.
Рисунок «Танцующая девочка»выполнен в технике мозаичного рисования. Все элементы рисунка разбиты на частипроизвольно.
Желаю удачи в работе.
Участник конкурса дляпедагогов «Лучший мастер-класс»
