Муниципальноеобщеобразовательное бюджетное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
МО«Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл
Рассмотрено
Руководитель ШМО ______/____________ / Протокол № ___ «___» _________ 2020 г. |
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР _______/Чемоданова Е.И./ «___» _________2020 г. |
Утверждаю
_________/Фавстова С.В./ «___»________2020 г. |
Рабочаяпрограмма учебного предмета
Окружающиймир
2б класс
КандаковойЕлены Андреевны, учителя начальных классов (без категории)
Количество часов
Всего 68 часов вгод; в неделю 2 часа.
п.Краснооктябрьский
2020 год
Раздел 1. Пояснительнаязаписка
Программаразработана на основе Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России, планируемых результатов начальногообщего образования, авторской рабочей программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова системы«Школа России», М. Просвещение, 2014г.
Изучение окружающего мира в начальных классах – первоначальный этап системыобществознания и естествознания, обеспечивающий готовность выпускниковначальной школы к дальнейшему образованию.
Курсокружающего мира направлен на достижение следующих целей:
-формированиецелостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единстварационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнкомличного опыта общения с людьми и природой;
—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России вусловиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижениеэтой цели предполагает решение следующих задач:
1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, вкотором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современнойжизни;
2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,своего места в нём;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и вразличных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспеченияэффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Раздел 2. Планируемыепредметные результаты.
Предметныерезультаты.
Обучающийся научится:
• распознавать неживую иживую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы;животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признакивремён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
• правиламповеденияв природе;
• называть свойадрес в мире и в своём населённом пункте;
• называтьвидытранспорта; наиболее распространённые профессии;
• распознаватьи называтьстроение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья вразные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде,при контактах с людьми;
• называть имена иотчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности,извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
• называтьосновныестороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг»,«гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы,некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Обучающийсяполучитвозможность научиться:
· различать объектыприроды и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;различать изученные группы растений и животных; распознавать изученныерастения, животных (по несколько представителей каждой группы); вестинаблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнятьправила поведения в природе;
· различатьизученныевиды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей подруководством учителя, воспитателя ГПД;
· выполнять правилаличной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
· использовать основныеформы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнятьправила поведения в общественных местах;
· определять основныестороны горизонта с помощью компаса.
· понимать особую роль России вмировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения,открытия, победы;
· уважительноотноситьсяк России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны,её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основыэкологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в миреприроды и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальнойсреде;
· осваивать доступные способы изученияприроды и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей,в открытом информационном пространстве);
· устанавливатьи выявлятьпричинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностныерезультаты.
Уобучающегося продолжается:
· формированиеоснов российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальнойпринадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичномединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· формированиепроцесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
· формированиепроцессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе;
· формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания исопереживания чувствам других людей;
· развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные:
· процессовладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поиска средств её осуществления;
· процессосвоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
· формированиеумения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· процессовладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов иявлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
Познавательные:
· процессосвоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· формированиеумения использовать знаково-символические средства представления информациидля создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных ипрактических задач;
· формированиеумения активно использовать речевые средства и средства информационных икоммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательныхзадач;
· формированиеумения использовать различные способы поиска (в справочных источниках иоткрытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативнымии познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
· процессовладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым признакам, установления аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям.
Коммуникативные:
· формированиеумения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своёмнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· формированиеумения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимныйконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведениеи поведение окружающих;
· процессовладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающимисущественные связи и отношения между объектами и процессами;
· формированиеумения работать в материальной и информационной среде начального общегообразования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебногопредмета «Окружающий мир».
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Гдемы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашегогорода (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг,герб, гимн России.
Чтонас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая насприрода. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построеноруками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Чтонас окружает?
Природа(20 ч)
Неживаяи живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всегоживого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездноенебо. Созвездия: «Кассиопея», «Орион», «Лебедь». Представление о зодиакальныхсозвездиях.
Горныепороды и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земныхкладовых.
Воздухи вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха иводы. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какиебывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какиебывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикиеи домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород.Уход за домашними питомцами.
Сезонныеизменения в природе: осенние явления. Экологические связи междурастениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательноевлияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубкалесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорениептичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края.Правила поведения в природе.
Краснаякнига России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами ихохраны.
Экскурсии: Живаяи неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практическиеработы: Знакомство с устройством термометра,измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горнымипородами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников итрав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемыухода за комнатными растениями.
Жизньгорода и села (10 ч)
Город(село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Нашдом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке,в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Чтотакое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальныепредставления об отдельных производственных процессах, например от глиняногокарьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д.
Промышленныепредприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство вгороде (селе).
Какойбывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский,грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазиныгорода, села (изучается по усмотрению учителя).
Культураи образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (повыбору учителя).
Профессиилюдей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя,других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонныеизменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимниеизменения в природе.
Здоровьеи безопасность (11ч)
Строениетела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правилаличной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение илечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальностиврачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрениюучителя).
Правилабезопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожногодвижения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Мерыбезопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острымипредметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правилабезопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купатьсяв загрязненных водоемах.
Съедобныеи несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуацияхпри контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься намашине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическаяработа: Отработка правил перехода улицы.
Общение(7 ч)
Труди отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Именаи отчества родителей.
Школьныетоварищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков идевочек.
Правилавежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приемгостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения вобщественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическаяработа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия(18 ч)
Горизонт.Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формыземной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.
Разнообразиеводоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонныеизменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природевесной и летом.
Изображениенашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. МосковскийКремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомствос другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Картамира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенниеизменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родногокрая.
Раздел 4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
План |
Факт |
||
|
Где мы живем? |
|
|
1 |
Родная страна. |
2.09 |
|
2 |
Город и село. ППД. Мы идём в школу. Проект «Родной город (село)». ППД. На наших улицах. |
4.09 |
|
3 |
Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». |
8.09 |
|
|
Природа |
|
|
4 |
Неживая и живая природа. |
11.09 |
|
5 |
Явления природы. |
15.09 |
|
6 |
Что такое погода? |
18.09 |
|
7 |
В гости к осени (экскурсия). |
23.09 |
|
8 |
В гости к осени (урок). |
25.09 |
|
9 |
Звездное небо. |
30.09 |
|
10 |
Заглянем в кладовые Земли. |
2.10 |
|
11 |
Про воздух и про небо. Представленная информация была полезной? ДА 58.89% НЕТ 41.11% Проголосовало: 1007 |
7.10 |
|
12 |
Какие бывают растения? |
9.10 |
|
13 |
Какие бывают животные? |
14.10 |
|
14 |
Про воду |
16.10 |
|
15 |
Невидимые нити. |
21.10 |
|
16 |
Дикорастущие и культурные растения. |
23.10 |
|
17 |
Дикие и домашние животные. |
28.10 |
|
21 |
Комнатные растения. |
30.10 |
|
22 |
Животные живого уголка. |
11.11 |
|
23 |
Про кошек и собак. |
13.11 |
|
24 |
Красная книга. |
9.12 |
|
25 |
Будь природе другом! Проект «Красная книга». |
11.12 |
|
26 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
16.12 |
|
27 |
В гости к зиме (урок). |
18.12 |
|
28 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». |
23.12 |
|
29 |
Презентация проектов. |
25.12 |
|
|
Здоровье и безопасность |
|
|
30 |
Строение тела человека. |
13.01 |
|
31 |
Если хочешь быть здоров. |
15.01 |
|
32 |
ППД. Берегись автомобиля! |
20.01 |
|
33 |
ППД. Школа пешехода. |
22.01 |
|
34 |
Домашние опасности. |
27.01 |
|
35 |
Пожар. |
29.01 |
|
36 |
На воде и в лесу. |
3.02 |
|
37 |
Опасные незнакомцы. |
5.02 |
|
38 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». |
10.02 |
|
|
Общение |
|
|
39 |
Наша дружная семья. |
12.02 |
|
40 |
Проект «Родословная». |
17.02 |
|
41 |
В школе. |
19.02 |
|
42 |
Правила вежливости. |
24.02 |
|
43 |
Ты и твои друзья. |
26.02 |
|
44 |
ППД. Мы – зрители и пассажиры. |
3.03 |
|
45 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
5.03 |
|
|
Путешествия |
|
|
46 |
Посмотри вокруг. |
10.03 |
|
47 |
Ориентирование на местности. |
12.03 |
|
48 |
Формы земной поверхности. |
17.03 |
|
49 |
Водные богатства. |
19.03 |
|
50 |
В гости к весне (экскурсия). |
31.03 |
|
51 |
В гости к весне (урок). |
2.04 |
|
52 |
Россия на карте. |
7.04 |
|
53 |
Проект «Города России». |
9.04 |
|
54 |
Путешествие по Москве. |
14.04 |
|
55 |
Московский Кремль. |
16.04 |
|
56 |
Город на Неве. |
21.04 |
|
57 |
Путешествие по планете. |
23.04 |
|
58 |
Путешествие по материкам. |
28.04 |
|
59 |
Страны мира. Проект «Страны мира». |
30.04 |
|
60 |
Впереди лето. |
5.05 |
|
61 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
7.05 |
|
62 |
Презентация проектов «Родословная». |
12.05 |
|
63 |
Презентация проектов«Города России». |
14.05 |
|
64 |
Презентация проектов«Страны мира». |
19.05 |
|
65 |
Резерв |
21.05 |
|
66 |
Резерв |
26.05 |
|
|
Итого: |
|
|