Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Краснооктябрьская средняя общеобразовательнаяшкола»
«Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл
Рассмотрено
Руководитель ШМО ______/Логинова И.А./ Протокол № ___ «___» _________ 2020 г. |
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР _______/ Лопатина Л.А./ «___» _________2020 г. |
Утверждаю
_________/Фавстова С.В./ «___»________2020 г. |
Рабочая программа учебного предмета
Математика
2б класс
Кандаковой Елены Андреевны, учителя начальныхклассов
Количество часов
Всего 136 часов вгод; в неделю 4 часа.
пгт. Краснооктябрьский
2020 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии, Планируемых результатов начального общего образования, ПрограммыМинистерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программыМ. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой,С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиямиФедерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основными целяминачального обучения математике являются:
ü Математическое развитие младших школьников.
ü Формирование системы начальных математическихзнаний.
ü Воспитание интереса к математике, к умственнойдеятельности.
Программаопределяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целейначального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Образовательные ивоспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.
Решение названныхзадач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математическихспособов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связейматематики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, атакже личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Раздел 2. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
Личностнымирезультатами изучения предметно-методического курса«Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
· Самостоятельно определять и высказывать самыепростые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе исотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения исотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являютсяформирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
ü Определять цель деятельности на уроке с помощьюучителя и самостоятельно.
ü Учиться совместно с учителем обнаруживать иформулировать учебную проблему
ü Совместно с учителем учиться планировать учебнуюдеятельность на уроке.
ü Высказывать свою версию, пытаться предлагать способеё проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства(учебник, простейшие приборы и инструменты).
ü Определять успешность выполнения своего задания вдиалоге с учителем.
ПознавательныеУУД:
ü Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи водин шаг.
ü Делать предварительный отбор источников информациидля решения учебной задачи.
ü Добывать новые знания: находить необходимуюинформацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях иэнциклопедиях.
ü Добывать новые знания: извлекать информацию,представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
ü Перерабатывать полученную информацию: наблюдать иделать самостоятельные выводы.
КоммуникативныеУУД:
ü Донести свою позицию до других: оформлять своюмысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшоготекста).
ü Слушать и понимать речь других.
ü Вступать в беседу на уроке и в жизни.
ü Совместно договариваться о правилах общения иповедения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
· Учащиеся должны уметь:
— использовать привыполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
— использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложенияоднозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
— использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операцийумножения и деления;
— осознанноследовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
— использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
— читать,записывать и сравнивать числа в пределах 100;
— осознанноследовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел впределах 100;
— решать задачи в1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающиесмысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующиепонятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
в) на разностное икратное сравнение;
— измерять длинуданного отрезка, чертить отрезок данной длины;
— узнавать иназывать плоские углы: прямой, тупой и острый;
— узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники,из множества прямоугольников – квадраты;
— находитьпериметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
В соответствии ссистемно-деятельностным подходом для достижения планируемых результатовиспользуются следующие технологии: технологии опережающего обучения,традиционные технологии на основе личностной ориентации педагогическогопроцесса, игровые технологии, технологии развивающего обучения, опережающееобучение: проектная деятельность.
Формыорганизации образовательного процесса: комбинированныйурок, итоговый урок (обобщение), нестандартные формы обучения (урок — игра, урок– путешествие и т. д.), интегрированный урок.
Видыдеятельности: индивидуальные, групповые, парные,индивидуально – групповые, практические, проблемно – поисковые.
При разработкекаждого урока выбор типа урока зависит от изучаемой темы урока и разделапрограммы.
Требования куровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к концу второго года обучения.
ü К концу обучения во втором классе ученикнаучится:
· называть:
— натуральныечисла от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) присчете число;
— число, большееили меньшее данного числа в несколько раз;
— единицы длины,площади;
— компонентыарифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность,множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
— геометрическуюфигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
— сравнивать:
— числа в пределах100;
— числа в кратномотношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
· различать:
— отношения«больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
— компонентыарифметических действий;
— числовоевыражение и его значение;
— российскиемонеты, купюры разных достоинств;
— прямые инепрямые углы;
— периметрпрямоугольника;
· читать:
— числа в пределах100, записанные цифрами;
— записи вида 5 –2 = 10, 1 2 : 4 = 3;
· воспроизводить:
— результатытабличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев
деления;
— соотношениямежду единицами длины; 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
· приводить примеры:
— однозначных идвузначных чисел;
— числовыхвыражений;
— моделировать:
— десятичныйсостав двузначного числа;
— алгоритмысложения и вычитания двузначных чисел;
— ситуацию,представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
— распознавать:
— геометрическиефигуры (многоугольники, прямоугольник, угол); упорядочивать:
— числа в пределах100 в порядке увеличения или уменьшения; характеризовать:
— числовоевыражение (название, как составлено);
— многоугольник(название, число углов, сторон, вершин);
· анализировать:
— текст учебнойзадачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решениязадач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
· классифицировать:
— углы (прямые,непрямые);
— числа впределах 100 (однозначные, двузначные);
· конструировать:
— тексты несложныхарифметических задач;
— алгоритм решениясоставной арифметической задачи;
· контролировать:
— своюдеятельность (находить и исправлять ошибки);
— оценивать:
— готовое решениеучебной задачи (верно, неверно);
· решать учебные и практические задачи:
— записыватьцифрами двузначные числа;
— решать составныеарифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять суммуи разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемывычислений;
— вычислятьзначения простых и составных числовых выражений;
— вычислятьпериметр прямоугольника (квадрата);
— выбирать изтаблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнятьтаблицы, имея некоторый банк данных.
ü К концу обучения во втором классе ученик получитвозможность научиться:
· формулировать:
— свойстваумножения и деления;
— определенияпрямоугольника и квадрата;
— свойствапрямоугольника (квадрата);
· называть:
— вершины истороны угла, обозначенные латинскими буквами;
— элементымногоугольника (вершины, стороны, углы);
· читать:
— обозначениялуча, угла, многоугольника;
— различать:
— луч и отрезок;
· характеризовать:
— расположениечисел на числовом луче;
— взаимноерасположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общуюточку (общие точки);
· решать учебные и практические задачи:
— выбиратьединицу длины при выполнении измерений;
— обосновыватьвыбор арифметических действий для решения задач;
— указывать нарисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
— изображать набумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
— составлять несложныечисловые выражения;
— выполнятьнесложные устные вычисления в пределах 100.
Раздел 3. Содержаниеучебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначныхчисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначныхчисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммыразрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряддесятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операцийсложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости отизменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональныхвычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихсянулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел впределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых ипредставление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения.Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления.Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения междуединицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздроблениеи превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата ипрямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которыхиспользуется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения иделения;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигурна части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значенийвыражений вида а ± 5; 4 – а призаданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательностидействий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия соскобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b – а = b – х = b
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магическиефигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи спалочками.
Итоговое повторение.(11ч)
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование поматематике
(4 ч в неделю, всего 136 ч)
№ п/п |
План |
Факт |
Тема урока |
1 |
|
|
Повторение: числа от 1 до 20 |
2 |
|
|
Повторение: числа от 1 до 20 |
3 |
|
|
Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 |
4 |
|
|
Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 |
5 |
|
|
Поместное значение цифр в записи числа |
6 |
|
|
Однозначные и двузначные числа |
7 |
|
|
Миллиметр. |
8 |
|
|
Миллиметр. Закрепление |
9 |
|
|
Контрольная работа №1. |
10 |
|
|
Работа над ошибками. Число 100 |
11 |
|
|
Метр. Таблица единиц длины |
12 |
|
|
Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 — 30 |
13 |
|
|
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (37 = 30 + 7) |
14-15 |
|
|
Рубль. Копейка |
16 |
|
|
Что узнали. Чему научились |
17 |
|
|
Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация»» |
18 |
|
|
Работа над ошибками. |
19 |
|
|
Задачи обратные данной |
20 |
|
|
Сумма и разность отрезков |
21 |
|
|
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого |
22 |
|
|
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого |
23 |
|
|
Закрепление изученного |
24 |
|
|
Единицы времени. Час. Минута. |
25 |
|
|
Длина ломаной. |
26 |
|
|
Длина ломаной. Закрепление |
27 |
|
|
Порядок действий в числовых выражениях. Скобки |
28 |
|
|
Числовые выражения. |
29 |
|
|
Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. |
30 |
|
|
Сравнение числовых выражений |
31 |
|
|
Периметр многоугольника |
32 |
|
|
Свойства сложения |
33 |
|
|
Свойства сложения |
34 |
|
|
Закрепление изученного Представленная информация была полезной? ДА 58.98% НЕТ 41.02% Проголосовало: 1002 |
35 |
|
|
Повторение пройденного. Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» |
36 |
|
|
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
37 |
|
|
Контрольная работа № 3. |
38 |
|
|
Работа над ошибками Повторение пройденного. |
39 |
|
|
Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания |
40 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, |
41 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 |
42 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 |
43 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 |
44 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24 |
45 |
|
|
Решение текстовых задач. Запись решения выражением |
46 |
|
|
Решение текстовых задач. Запись решения выражением |
47 |
|
|
Решение текстовых задач. Запись решения выражением |
48 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7. |
49 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 35-7 . |
50 |
|
|
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8 . Закрепление |
51 |
|
|
Закрепление изученных приёмов вычислений. |
52 |
|
|
Закрепление изученных приёмов вычислений. |
53 |
|
|
Что узнали. Чему научились. |
54 |
|
|
Контрольная работа № 4. |
55 |
|
|
Анализ контрольной работы. Буквенные выражения |
56 |
|
|
Буквенные выражения. Закрепление |
57 |
|
|
Уравнение |
58 |
|
|
Уравнение |
59 |
|
|
Проверка сложения |
60 |
|
|
Проверка вычитания |
61 |
|
|
Проверка сложения. Проверка вычитания |
62 |
|
|
Закрепление. Решение задач |
63 |
|
|
Контрольная работа № 5. |
64 |
|
|
Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
65 |
|
|
Сложение вида 45 + 23 |
66 |
|
|
Вычитание вида 57 – 26 |
67 |
|
|
Проверка сложения и вычитания |
68 |
|
|
Закрепление изученного |
69 |
|
|
Угол. Виды углов. |
70 |
|
|
Закрепление изученного |
71 |
|
|
Сложение вида 37 + 48 |
72 |
|
|
Сложение вида 37 + 53 |
73 |
|
|
Прямоугольник |
74 |
|
|
Прямоугольник. |
75 |
|
|
Сложение вида 87 + 13 |
76 |
|
|
Закрепление изученного Решение задач |
77 |
|
|
Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8 . |
78 |
|
|
Вычитание вида 50 – 24 |
79 |
|
|
Странички для любознательных |
80-81 |
|
|
Что узнали. Чему научились |
82 |
|
|
Контрольная работа № 6. |
83 |
|
|
Работа над ошибками. Вычитание вида 52 – 24 |
84-85 |
|
|
Закрепление изученного. |
86 |
|
|
Свойство противоположных сторон прямоугольника |
87 |
|
|
Закрепление изученного. |
88-89 |
|
|
Квадрат |
90 |
|
|
Наши проекты. Оригами |
91 |
|
|
Странички для любознательных |
92 |
|
|
Что узнали. Чему научились. |
93 |
|
|
Конкретный смысл действия умножение |
94 |
|
|
Конкретный смысл действия умножение |
95 |
|
|
Прием умножения с использованием сложения |
96 |
|
|
Задачи на умножение |
97 |
|
|
Периметр прямоугольника |
98 |
|
|
Умножение нуля и единицы |
99 |
|
|
Названия компонентов и результата умножения |
100 |
|
|
Закрепление изученного. Решение задач |
101-102 |
|
|
Переместительное свойство умножения |
103 |
|
|
Конкретный смысл действия деления |
104 |
|
|
Конкретный смысл действия деления |
105 |
|
|
Конкретный смысл действия деления |
106 |
|
|
Закрепление изученного |
107 |
|
|
Название компонентов и результата деления |
108 |
|
|
Что узнали. Чему научились |
109 |
|
|
Контрольная работа № 7. |
110 |
|
|
Умножение и деление. Закрепление |
111 |
|
|
Связь между компонентами и результатом действия умножения |
112 |
|
|
Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения |
113 |
|
|
Приемы умножения и деления на 10 |
114 |
|
|
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость |
115 |
|
|
Задачи на нахождение третьего слагаемого |
116 |
|
|
Закрепление изученного. Решение задач |
117 |
|
|
Контрольная работа №8. |
118 |
|
|
Умножение числа 2 и на 2 |
119 |
|
|
Умножение числа 2 и на 2 |
120 |
|
|
Приемы умножения числа 2 |
121 |
|
|
Деление на 2 |
122 |
|
|
Деление на 2 |
123 |
|
|
Закрепление изученного. Решение задач |
124 |
|
|
Странички для любознательных |
125 |
|
|
Что узнали. Чему научились |
126 |
|
|
Умножение числа 3 и на 3 |
127 |
|
|
Умножение числа 3 и на 3 |
128 |
|
|
Деление на 3. |
129 |
|
|
Деление на 3. |
130 |
|
|
Закрепление изученного |
131 |
|
|
Что узнали. Чему научились |
132 |
|
|
Контрольная работа №9 (итоговая) |
133 |
|
|
Странички для любознательных |
134-136 |
|
|
Что узнали. Чему научились во 2 классе? |