МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
МОБУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 5301853)
![]() |
Учебногопредмета
«ГЕОГРАФИЯ»
(для 5-9 классов образовательных организаций)
2022
Рабочая программа погеографии на уровне основного общего образования составлена на основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основногообщего образования, представленных в Федеральном государственномобразовательном стандарте основного общего образования, а также на основехарактеристики планируемых результатов духовнонравственного развития,воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программевоспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основныетребования Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования к личностным, метапредметным
и предметнымрезультатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийскомсъезде учителей географии и утверждённойРешением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от24.12.2018 года.
Рабочая программа даётпредставление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствамиучебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализациитребований к результатам освоения программ основного общего образования,требований к результатам обучения географии, а также основных видовдеятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет,формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знанийо Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, оразмещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основныхприродных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемахвзаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивомуразвитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе являетсябазой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географическихзакономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном всистеме непрерывного географического образования, основой для последующейуровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучениегеографии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малойродине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостногогеографического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решениягеографических задач, проблем повседневной жизни с использованиемгеографических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современномууровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях вПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйстваРоссии и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды ирационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личныхисточников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, дляописания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географическихявлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графическихзнаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решениипроблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческогоматериала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений всовременном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых дляпродолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующимналичия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признанаобязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области«Общественно-научные предметы».
Освоениесодержания курса «География» в основной школе происходит с опорой нагеографические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час внеделю в 5 классе, всего — 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
![]()
Раздел1. Географическое изучение Земли
Введение.География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географическиеобъекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления.Географические методы изучения объектов и явлений.
Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организацияфенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе,форма систематизации данных.
Тема1. История географических открытий
Представления о мире в древности (ДревнийКитай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея.Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модельпутешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествияи открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М.Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Новогосвета — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф.Магеллана. Значение
Великихгеографических открытий. Карта мира после эпохи Великих географическихоткрытий.
Географическиеоткрытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русскиепутешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русскаякругосветная эксп едиция(Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытиеАнтарктиды).
Географические исследования в ХХ в.Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географическиеоткрытия Новейшего времени.
Практическиеработы
1. Обозначениена контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнениекарт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем
вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности Тема1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности.Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний наместности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение напланах местности неровностей земной поверхности. Абсолютн ая
и относительная высоты. Профессиятопограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразиепланов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортныепланы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практическиеработы
1. Определениенаправлений и расстояний по плану местности.
2. Составлениеописания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт.Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географическойкарты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор инулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта игеографическая долгота, их определение на глобусе и картах. Опре делениерасстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах.Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карти их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных ге ографическихкартах. Изображение на физических картах высот
иглубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственнойдеятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты.Профессия картограф. Система космической н авигации.Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определениенаправлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определениегеографических координат объектов и определение объектов по их географическим
координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечнойсистемы
Земля в Солнечной системе. Гипотезывозникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная осьи географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокругСолнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия,летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределениесолнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики иполярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявлениезакономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтомв зависимости от гео- графической широты и времени года на территории России.
Раздел4. Оболочки Земли Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методыизучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры:минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные иметаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессовобразования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причиныземлетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучениевулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение
и изменениегорных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земнойповерхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности иметоды его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов.Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горныесистемы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшиепо площади равнины мира.
Человек и литосфера.Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека,преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана.Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, ихтипы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительностисветового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха,поверхностных вод, растительногои животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений инаблюдений за погодой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
![]()
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результатыосвоения программы основного общего образования по географии должны отражатьготовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностныхориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и впроцессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в томчисле в части:
Патриотическоговоспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностноеотношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектамприродного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,проживающих в родной стране; уважение к символам
России, своего края.
Гражданского воспитания: осознаниероссийской гражданской идентичности (патриотизма, уважения кОтечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностейгражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересовдругих людей; активное участие
в жизнисемьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страныдля
реализации целей устойчивого развития;представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений вполикультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образнойсовместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»,волонтёрство).
Духовно-нравственноговоспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознанияпоследствий для окружающей среды; развивать способности решать моральныепроблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности ипринятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознанияпоследствий для окружающей среды.
Эстетическоговоспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, пониманиероли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуресвоей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и странмира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научногопознания: ориентация в деятельности на современную систему научныхпредставлений географических наук об основных закономерностях развитияприроды и общества,
о взаимосвязяхчеловека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для примененияразличных источников географической информации при решении познавательных ипрактико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюденийи стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физическоговоспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственноеотношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнаяфизическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыковбезопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовымситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в томчисле осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандироватьправила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установкана активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числена основе применения географических знаний; осознание важности обучения напротяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитиенеобходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальнойтраектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественныхинтересов и потребностей.
Экологическоговоспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задачв области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможныхпоследствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологическихпроблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вредокружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условияхвзаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участиюв практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижениюметапредметных результатов, в
том числе:
Овладениюуниверсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признакигеографических объектов, процессов и
явлений;
— устанавливать существенный признакклассификации географических объектов, процессов и явлений, основания для ихсравнения;
— выявлять закономерности и противоречия врассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географическойзадачи;
— выявлять дефициты географическойинформации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучениигеографических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решенияучебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбиратьнаиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательскийинструмент познания;
— формулировать географические вопросы,фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, исамостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинностисобственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение погеографическим аспектам различных вопросов и
проблем;
— проводить по плану несложноегеографическое исследование, в том числе на краеведческом материале, поустановлению особенностей изучаемых географических объектов,причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами,процессами и
явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходегеографического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения ивыводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оцениватьдостоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшееразвитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об ихразвитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты изапросы при поиске и отборе информации или данных из источников географическойинформации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать иинтерпретировать географическую информацию различных видов и формпредставления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие илиопровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представлениягеографической информации;
— оценивать надёжность географической информации покритериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разныхформах.
Овладениюуниверсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения погеографическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/илидискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи,нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения погеографическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненногоисследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполненииучебных географических
проектов, коллективно строить действия поеё достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместной работы;
— планировать организацию совместнойработы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (сучётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвоватьв групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественногорезультата по своему направлению и координировать свои действия с другимичленами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебногогеографического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого членакоманды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладениюуниверсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритмрешения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихсяресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые вариантырешений;
— составлять план действий (планреализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритмс учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность наоснове новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географическихобъектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географическойнауки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых вгеографии;
— выбирать источники географическойинформации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения,интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий иважнейших географических исследований современности;
— интегрировать и интерпретироватьинформацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленнуюв одном или нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическоеизучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источникахинформации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вкладроссийских путешественников и исследователей в развитие знаний
о Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическоеизучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источникахинформации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вкладроссийских путешественников и исследователей в развитие знаний
о Земле;
— определять направления, расстояния поплану местности и по географическим картам, географические координаты погеографическим картам;
— использовать условные обозначения плановместности и географических карт для получения информации, необходимой длярешения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «план местности»,«географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта»,«горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных ипрактико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическаякарта», параллель» и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживойприроды;
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
— устанавливать эмпирические зависимости междупродолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнцанад горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данныхнаблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»;«минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земнаякора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковуюи океаническую земную кору;
— показывать на карте и обозначать на контурной карте материкии океаны, крупные формы
рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и повнешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканическихизвержений;
— применять понятия «литосфера»,«землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» длярешения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— применять понятия «эпицентрземлетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающеммире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма,землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере исредств их предупреждения;
— приводить примеры изменений в литосферев результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблемсвоей местности, решение которых невозможно без участия представителейгеографических специальностей, изучающих литосферу;
— приводить примеры действия внешнихпроцессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологическихнаблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической,географического описания).
