STEM-образование–
почему стоит ввести вкаждой школе
Тагирова Эльвира Хароновна
Учитель математики МБОУ «СОШ с.Кень-Юрт» Грозненского района
email: etagirova56@gmail.com
Аннотация. Статьяпосвящена новому направлению в системе образовательных подходов к обучению – STEM-образованию.Цель заключается в анализе возможностей STEM-образованияв рамках школьного образования. Рассмотрены как плюсы данного подхода, так иминусы и недостатки, а также сделаны выводы и рекомендации на основе изученноготеоретического материала.
Ключевые слова.STEM,STEM-образование,школьное образование, подготовка технических специалистов со школы,практическая направленность обучения, повышение интереса к учебе и науке.
Annotation.The article is devoted to a new direction in the system of educationalapproaches to learning — STEM education. The goal is to analyze thepossibilities of STEM education within the framework of school education. Boththe advantages of this approach, as well as the disadvantages anddisadvantages, are considered, also conclusions and recommendations are madebased on the studied theoretical material.
Keywords.STEM, STEM education, school education, start training of technical specialistsfrom school, practical orientation of education, increasing learning andscience interest
STEM-образованиеявляется новым видом обучения детей, начиная от дошкольного возраста. Самоназвание является аббревиатурой американского происхождения, состоящей из слов:science(наука), technology (технологии), engineering(инженерия) и math (математика). Возникданный подход к обучению в США в 2001 году благодаря ученым Национальногонаучного фонда США. Данный метод зарекомендовал себя с наилучшей стороны, чтопривлекло к нему внимание и других стран.
В чем заключается суть STEM-образования?Основное содержание передает нам сама аббревиатура, которая подсказывает, что воснове STEM-образованиялежит комплексный подход, сочетающий и соединяющий в себя естественный наук,современных технологий, инженерии и математики. К числу естественных наук мыотносим химию, физику и биологию. То есть STEM-образованиепредполагает междисциплинарность.
STEM-образованиеактуально в современном мире, а кроме того – естественных образом направлено нарешение задач, поставленных перед Российской Федерацией на государственномуровне – подготовка и обучение специалистов инженерного и IT-цикла,что позволит решить кадровые и технологические проблемы, возникшие передРоссией на фоне санкционной политики Запада и США, где до сих пор базироваласьподготовка подобного рода специалистов.
STEM-образованиепредполагает, что ребенок в рамках своего обучения будет не столько осваиватьзнания, сколько применять их на практике. Такой подход позволяет повысить интересобучающихся к обучению и науки, стимулировать познавательный интерес икреативное мышление. STEM-образованиевозможно только в проектном методе обучения. STEM-образованиене может проводиться в рамках одной дисциплины и даже в рамках двух, так как этопротиворечит самой логике данного метода – обучение должно содержать в себе,как минимум, четыре направления, которые заложены в названии данной методики. Всочетании данных направлений есть своя логика. В частности, задача естественныхнаук объяснять ребенку законы природы, с которыми он так или иначе сталкиваетсяповседневно. Технология позволяет превратить теоретическую науку вфундаментальную, то есть применять и испытывать получаемые ребенком знания напрактике. Инженерия учит работать с ресурсами и материалами, именно благодаряинженерии ребенок начинает экспериментировать и пытаться улучшить мир вокругсебя. За точность, логическое мышление и умение составлять и следоватьалгоритмам отвечает царица наук – математика.
Главным достоинством STEM-образованиясчитают тот факт, что у учащихся повышается интерес к учебе и науке, так какданная проблема присуща любой стране и народу – дети не хотят учиться.Благодаря тому, что STEM-образование имеетпрактическую направленность, дети не вовлечены в однотипное традиционноеобучение, где они вынуждены учить материал наизусть без какого-либо глубокогопонимания его содержания, что делает такие знания преимущественно временными. ВSTEM-образованиидети учатся на своих ошибках, путем проб, успехов и провалов, что прочнозакрепляет полученные знания в памяти, а также обучает детей решать творческиеи практические задачи, что является крайне востребованным навыком в системепрофессионального становления, такие кадры востребованы у работодателей.
STEM-образованиесчитается хорошо интегрируемым в российскую систему образования, так какдостаточно идеологически схож с советской парадигмой подготовки техническихспециалистов.
Несмотря на очевидные плюсы, STEM-образованиевсе же имеет ряд недостатков. В частности, STEM-подходнаправлен на развитие детей с технических потенциалом, то есть такие навыки,как вокал, актерское мастерство, изобразительное искусство никак не развиваютсяи дети с такими талантами обречены на образовательный провал в стенах подобногошкольного заведения. Хотя в STEM-подходезнают о подобном недостатке и даже создали его вариацию STEАM,где A– arts(искусство). Однако, большинство школ предпочитают делать упор на естественныеи технические науки.
Вторая проблема образовательныхучреждений, которые работают со STEM-методикойзаключается в том, что данный подход расходится с системой внешнего мониторингакачества образования и обучения, то есть с форматом экзаменов. Соответственно,ученики могут иметь высокие практические навыки и интеллект, но получить низкиебаллы на ГИА, так как такой формат оценивания (экзаменационный) для нихпреимущественно неинтересен.
Третья проблема заключается вподготовке кадров для обучения в STEM-формате.Кадровый дефицит в Российской Федерации в области найма педагогическихработников существует давно и, несмотря на поиски решения данной проблемы изапуска многочисленных программ поддержки, сама проблема не решается, а толькоусугубляется. То есть существующих мер поддержки недостаточно. А для STEM-образованиянеобходимы не классические специалисты с одним-двумя профилями подготовки, алюди, которые получили равно техническое и естественное образования с широкимнабором профилей, а также педагогическое образование с навыками как педагогикии психологии, так и менеджмента. И нужно понимать, что специалист, которыйобладает подобным набором умений и навыков и так востребован на рынке труда,что гарантирует ему высокую занятость и оплату, в то время как сфераобразования может предложить ему только высокую занятость и крайне низкуюоплату.
Четвертой проблемой являетсярасхождение логики STEM-образования ссистемой обучения в России в целом, то есть с Федеральными государственнымиобразовательными стандартами, что делает данный подход невозможным в рамках стандартизированногообразовательного процесса.
В целом, STEM-образованиеявляется инновационным и востребованным направлением в современном образовании.Оно имеет множество очевидных плюсов, хотя и не способно стать полноценнымвидом образования и обучения в системе российского подхода к школьномуобразованию. Мною был проведен опрос среди школ Чеченской Республики , которыйпоказал, что:
1. Административный персонал(менеджеры образования) не знают о данной методике и никогда о ней не слышали,хотя зачатки системы заложены в систему обучения в виде Точек Роста.
2. Педагогические работники, которые слышалиили знают о данной методике в равном соотношении рекомендуют ее либо к эксперименту,либо к внедрению.
3. Треть опрошенных считает, чтовводить STEM-образованиене стоит.
Подробные результаты представлены нарисунке 1.
Рис. 1. Результаты опроса среди школЧеченской Республики
На основе вышеизложенного мною былосделаны следующие выводы:
1. STEM-образованиенеобходимо современной школе и современной России. Оно позволяет готовитьтехнические и инженерные кадры с высоким уровнем мотивации иработоспособностью.
2. STEM-образованиеплохо интегрируется в систему классического школьного образования, поэтому егостоит выносить на внеурочную деятельность.
3. Для педагогов, работающих в STEM-группах,стоит создать специальную систему стимулирования, чтобы они были заинтересованыв данной работе и регулярно повышали свои навыки и умения.
STEM-образованиеотносительно свежее направление, которое актуально для постиндустриальногообщества и при грамотной интеграции и сочетании с традиционной системойобучения и воспитания способно развить потенциал современных школьников иоткрыть для низ широкие возможности как в настоящем, так и в будущем.
Список использованной литературы иисточников:
1. Федеральный закон Об образованиив Российской Федерации : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : посост. на 2015 г. : с коммент. юристов компании Гарантк послед. изм. / [сост. : А. А. Кельцева, С. Е. Прыгунов].– Москва : Эксмо, 2015. – 329 с. – (ГАРАНТ: достовернои актуально). – Алф. – предм. указ.: с. 321–322. – ISBN978-5-699-81220-2.
2. Репин А.О. АктуальностьSTEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики// Научная Идея. 2017. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-stem-obrazovaniya-v-rossii-kak-prioritetnogo-napravleniya-gosudarstvennoy-politiki(дата обращения: 27.02.2023).
3. Что такое STEM-образование?[Электронный ресурс]: Онлайн-школа «Умназия». – Режим доступа: https://umnazia.ru/blog/all-articles/chto-takoe-stem-obrazovanie(дата обращения: 27.02.2023).