Научно-методическаяпубликация
по предмету иностранный язык(английский).
ТребованияФГОС ООО к результатам обучения иностранному языку
Радзиевский Сергей Борисович
МОУ СОШ №6
Оргехово-Зуевский г.о.
Орехово-Зуево, 2023
Основная цельобучения иностранному языку в школе — развитиекоммуникативной компетентности, личностное развитие школьника, который готов испособен коммуницировать на иностранном языке, способен к дальнейшемусаморазвитию.
ФГОС выделяетосновные принципы современного образования, а именно:
1) ориентацияна результаты и реализация деятельностного подхода;
2) обучениеумению учиться;
3) включениесодержания обучения в решение жизненных задач;
4) учебноесотрудничество всех участников образовательного процесса[1].
Общество переходитот традиционных средств к применению дистанционных ресурсов, следовательно,информационно коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью нашейжизни во многих сферах, включая образование. Работа с данными технологиями являетсяодним из требований ФГОС нового образца основного общего образования:«Информационно-методические условия для реализации программы общего образованиядолжны подкрепляться современной информационно-образовательной средой, котораявключает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровыеобразовательные ресурсы, совокупность технологических средствинформационно-коммуникационных технологий: компьютеры, другое ИКТ-оборудование,коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, которыеобеспечивают обучение в современной информационно-образовательной среде»[2].
В современнойшколе учащемуся нужно усвоить и отработать на практике огромные объемыинформации, и потому традиционные формы работы сегодня не позволяют достичьвысоких результатов. Это особенно актуально при обучении иностранному языку,потому что для овладения всеми навыками речи (говорением, аудированием, чтениеми письмом), а также лексическим и грамматическим аспектами требуется оченьмного практики. В связи с этим важным является вопрос внедрения в системуобучения школьников новых технологий, которые позволили бы повыситьэффективность учебного процесса.
По нашему мнению,такой технологией является смешанное обучение, которое, являясь синтезом традиционногообучения и обучения с применением компьютерных технологий, позволяет взять отних лучшее, делая учебный процесс индивидуализированным и позволяя строитьиндивидуальную образовательную программу для каждого ученика, что необходимодля реализации ФГОС НОО, ООО и СОО. Кроме того, данная технология помогаетрешить задачи, поставленные в рамках нацпроекта «Образование», а именноспособствует «Созданию … современной и безопасной цифровой образовательнойсреды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов иуровней»[3].
СогласноФедеральному государственному стандарту образования, целью преподаванияиностранного языка в школах является формирование коммуникативнойкомпетентности учащихся и достижение высоких личных результатов[4].
Основной цельюпреподавания иностранных языков в школе является формирование коммуникативнойкомпетенции иностранного языка. В ФГОС говорится, что коммуникативныекомпетенции – это овладениевсеми видами речевой деятельности, основами устной и письменной речи, умение инавыки использования языка в различных областях и ситуациях общения,соответствующие опыту, интересам, психологическим особенностям учениковначальной школы на различных ее этапах[5].Иными словами, коммуникативная компетентность –это знания, умения и навыки. А для того, чтобы добиться формированиякоммуникативной компетентности, важно выучить язык наиболее интенсивно и полно.Формирование коммуникативной компетентности учащихся рассматривается как основауспешной социальной деятельности человека.
ФГОС начального ибазового общего образования — составная часть Федерального государственногообщеобразовательного стандарта.
ФГОС обеспечивает:
— единствопространства образования в России;
— преемственностьпрограмм основного образования в начальном, начальном и среднем (полном) общемобразовании[6].
ФГОС содержиттребования к:
— основнойобразовательной программе общего образования, включая требования к соотношениючастей основной программы общего образования к их объему, а также соотношениеобязательной части основной программы общего образования к части, формируемойучастниками образовательного процесса;
— условиямреализации программы основного общего образования, включая условия финансового,кадрового, материально-технического и проч. характера;
— результатамразработки образовательной программы общего образования[7].
ФГОС — основа дляобъективного оценивания образовательного уровня, квалификации выпускниканезависимо от вида обучения.
Особенностивнедрения ФГОС ООО предопределены спецификой Стандарта и связаны сособенностями трех составляющих стандарта:
1. Требования к результатам освоения основныхобразовательных программ;
2. Требования к структуре основнойобщеобразовательной программы;
3. Требования к условиям реализации основнойобразовательной программы.
Требования крезультатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностныхрезультатов и указываются в примерных основных образовательных программах ввиде планируемых результатов по учебным предметам, результатам освоениямеждисциплинарных программ.
Метапредметныерезультаты в начальной школе следует понимать как освоенные универсальныеучебные действия, в средней школе добавляется умение использовать их в учебной,познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлятьобразовательную деятельность, выстраивать индивидуальный образовательный план[8].
Итоговая оценкаучитывает формирование навыков реализации индивидуальных проектов. Итоговаяаттестация формируется из двух компонентов: результатов промежуточной аттестациии государственной (итоговой) аттестации выпускников. Результаты промежуточногооценивания свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений обучающегося, авторой компонент закрепляет не только знания, умения и навыки, но и уровеньовладения основной образовательной программой, включая основные методыдействий, умение решать практические и учебные задачи[9].
По мнению Е.И.Пассова[10],никакого речевого умения не будет, если человек не владеет необходимым запасомслов и не умеет правильно их использовать, не умеет грамотно построитьнесколько фраз, не умеет произнести слово так, чтобы оно звучало правильно, тоесть должны быть сформированы лексические, грамматические и орфоэпическиенавыки.
Лексикапредставляет собой совокупность слов, устойчивых выражений, фразеологическихединиц, речевых клише и т.д. Слово – минимальная единица лексики и болеесложный феномен, чем это может показаться на первый взгляд.
Перед изучающиминостранный язык стоит несколько проблем: умение провести правильную связь междузначением слова и употреблением его в конкретной речевой ситуации, использоватьправильную фонематическую и грамматическую форму слова, а также уметьпредугадывать значение посредством установления аналогий с уже знакомымисловами.
СогласноФедеральному Государственному стандарту обучения, лексический минимумвыпускников средней школы должен составлять примерно одну тысячу четыресталексических единиц, на профильном уровне – одну тысячу шестьсот[11]. На нашвзгляд, такая задача для учащихся представляется трудновыполнимой, так как дляпрактики, закрепления и повторения лексических единиц учителя, как правило,отводят недостаточно времени, оставляя именно лексику на самостоятельноеизучение.
Итак, можноподытожить, что в современной информационно-образовательной среде обучениеиностранному языку характеризуется своими особенностями, обусловленнымиспецификой иностранного языка как предмета, которая видится нам в том, чтоосновным компонентом содержания обучения иностранным языкам являются не основыопределенных наук, а способы и средства деятельности, в частности, обучениеговорению, аудированию, чтению и письму как видам коммуникативной деятельности.
Л.В. Щербаутверждает, что «обучение иностранному языку – это обучение деятельности:овладение речью, общение, формировании речемыслительной деятельности»[12].
Во второй половинеXX ст. была выделена группа предметов, формирующих умения, связанные собщением, к которым отнесли родной и иностранный языки.
Другойособенностью предмета «Иностранный язык» является возможность общаться по любойтеме, соответствующей возрасту и интересам учащихся.
Цель изученияиностранного языка как носителя информации (об истории, культуре и т.д.) –это формирование коммуникативной компетенции, а не обучение определенному кругуидей, понятий. Исключение составляют языковые понятия и знание языковойсистемы, необходимые для функционирования языка как средства коммуникации.
Таким образом,иностранный язык выступает и как цель, и средство обучения. Отличие предмета«Иностранный язык» от предмета «Родной язык» заключается в объёме речевойпрактики. В отличие от родного языка, общение на иностранном языкеограничивается уроками (определенным количеством часов в неделю).
Специфика предмета«Иностранный язык» предполагает эффективное использование технологийдистанционного обучения, основными особенностями которого являются удаленноевзаимодействие всех участников учебного процесса и более самостоятельнаяработа, интерактивность, подбор и структурирование учебного материала,педагогические технологии и т.д.
В соответствии сновым профессиональным стандартом педагога, развитие метадеятельности включаетследующие аспекты:
1) универсальнаяфункциональная компетенция как способность нормативно реализовывать социальныероли, основанная на эффективном приобретении теоретических знаний и имеющегосяпрактического опыта в различных сферах общественной деятельности (политика,технологии, культура, экономика);
2) надфункциональнаяграмотность как совокупность знаний, развитие духовно-нравственной сферы иинтеллектуального потенциала педагога, превышающая планку функциональнонеобходимых требований,
3) творческаяграмотность как способность к грамотной инновационной деятельности, способностьразрабатывать и создавать новый образовательный продукт, обогащать накопленныйсоциальный опыт личным вкладом[13].
По мнению В. В.Смирновой, «методологическая компетенция – это составная часть профессиональнойкомпетенции, которая может обеспечить творческую направленность педагогическойдеятельности учителя, включающая в себя объективную оценку его способностей испособностей обучающегося, владение общей культурой интеллектуальной (научной)деятельностью, способность ориентироваться в текущих интеграционных процессах,тенденциях развития мирового образовательного пространства»[14].
Основнойсоставляющей формирования педагога является развитие его специальной предметнойкомпетенции, в ходе которой проводится работа по овладению знаниями и навыками,формированию смыслов и ценностей, решению профессиональных задач путеммоделирования конкретной образовательной среды, построению индивидуального путипрофессионального развития, решению личных образовательных задач.
Компетентностьпреподавателя иностранного языка состоит из нескольких компонентов:мотивационная, когнитивная, диагностическая, проектная, коммуникативная,организационная, творческая, рефлексивная. В рамках подготовки к внедрениюнового поколения ФГОС, основанного на компетентностно-ориентированном подходе,особую актуальность приобретает проблема подготовки будущих специалистов общейпрофессиональной компетенции в целом и различных типов специализированныхкомпетенций, в частности.
Что касается общихпрофессиональных компетенций, то следует отметить, что Совет Европы выделилпять ключевых компетенций, которыми должны владеть все молодые специалисты,включая преподавателя иностранных языков:
1) политические исоциальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвоватьв групповом принятии решений, разрешать конфликты без насилия, участвовать вподдержании и совершенствовании демократических институтов;
2) общекультурныекомпетенции, в следующих областях: мультикультурное общество, межкультурныекомпетенции – признание различий, уважение к другим и способность жить вместе слюдьми, принадлежащими к другим культурам, языкам и религиям;
3) компетенции,связанные с владением устной и письменной речью, знание нескольких языков;
4) компетенции,связанные с растущей информатизацией общества – владение современными интернеттехнологиями, понимание их применения, сильных и слабых сторон и способовкритической оценки информации, распространяемой средствами массовой информациии рекламой;
5) способность ксамообразованию как основе для профессиональной компетенции.
Урок иностранногоязыка интересен и для учеников, и для учителя, когда он современен в самомшироком смысле этого слова. Главное отличие современного подхода — ориентациястандартов на результаты освоения основных образовательных программ.Результатами являются не только предметные знания, но и умение применять этизнания на практике.
Требования,предъявляемые к уроку иностранного языка, подразумевают то, что урок хорошоорганизован, проведен в хорошо оборудованном кабинете, имеет хорошее начало ихорошее окончание.
Учитель долженпланировать свою собственную деятельность и деятельность учащихся и четкоизлагать тему, цель и задачи урока:
— урок долженносить сложный и развивающий характер: учитель направляет учащихся насотрудничество с учителем и одноклассниками;
— учительорганизует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
— заключениеделают сами ученики;
— основноевнимание на уроке уделяется детям;
— учитывают такиеаспекты, как профиль класса, устремления учащихся, настроение детей;
— умениедемонстрировать методическое искусство учителя;
— планированиеобратной связи[15].
Современные формыуроков:
— урок изучениянового,
— урокконсолидации обучения,
— урокинтегрированного управления знаниями,
— урок пообобщению и систематизации знаний,
— урок помониторингу, оценке и коррекции знаний.
Методысовременного обучения:
— метод проектов;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии (интеграция).
Таким образом,иностранный язык как предмет изучения обладает большим воспитательнымпотенциалом, который в полной мере учитывается при разработке современныхучебно-методических комплексов для общеобразовательных школ, где значительноеместо отводится формированию ценностно-эстетических идеалов в соответствии сФГОС. Ценностные ориентиры содержания предмета «Иностранный язык» базируются наконцепции духовно-нравственного развития и личностного воспитания российскихграждан, которая является методологической основой реализации ФГОС общегообразования. В образовательном процессе российские школьники, представлены вситуациях, позволяющих на доступном уровне обсуждать такие вопросы, как любовьк своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, уважение к родителям, забота остарших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в различных егопроявлениях. Значительное место отводится современным проблемам бережногоотношения к природе и природным ресурсам, осознания необходимости сохраненияразнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты, чтозакладывает основу формирования экологического сознания школьников.
В соответствии стребованиями ФГОС, в структуре планируемых результатов представлены личностныеи метапредметные результаты, так как их достижение обеспечивается всейсовокупностью учебных дисциплин[16].
Требования ФГОС крезультатам освоения основных образовательных программ по предмету «Иностранныйязык» и конкретизация их планируемых результатов представлены в типовойпрограмме по иностранному языку с учетом целевых задач изучения предмета.
Метапредметнымирезультатами изучения иностранного языка в общеобразовательной школе являются:
— развитиеспособности взаимодействовать с другими учащимися;
— развитие коммуникативныхспособностей учащегося, умения выбирать адекватные языковые и речевые средствадля успешного решения коммуникативной задачи;
— расширениеобщего лингвистического кругозора;
— развитиепознавательной, эмоциональной и волевой сфер;
— формирование мотивациик изучению иностранного языка;
— овладениеумением работать в координации с различными компонентами учебно-методическогокомплекта (учебник, рабочая тетрадь, справочные материалы и т.д.)[17].
Предметныерезультаты освоения предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующихтребований Федерального государственного стандарта основного общего образованиявторого поколения:
— приобретениенавыков общения с носителями иностранного языка на основе их разговорныхспособностей и потребностей;
— овладениеязыковыми понятиями, необходимыми для овладения устной и письменной речью насреднем уровне на иностранном языке[18].
Учитываявышесказанное, можно сделать выводы, что:
— основной цельюобучения иностранному языку является развитие компетентности в общении наиностранном языке, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное имежкультурное общение с носителями языка;
— качественномуформированию собственно лексических навыков на уроках английского языка сприменением дистанционных образовательных технологий уделяется недостаточновнимания.
