Направление Экология
«Экомир» — будущее сегодня
Исследовательская работа
Выполнена обучающейся 5 классамуниципального бюджетного образовательного учреждения среднейобщеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области Ширяевой Мариной Александровной.
Научный руководитель – учительмуниципального бюджетного образовательного учреждения среднейобщеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области
Суворинова Татьяна Петровна.
г.Мирный, 2022
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3-4
1.Основная часть.
1.1.Влияние мусора на здоровьелюдей…………………………………………………………………………….4-5
1.2.Самые распространенные и многочисленные отходы, попадающие вмусорноеведро….5-6
2. Практическая часть.
2.1.Раздельный сбор в городе Мирный, пункт приема вторсырья «Экомир» ………………………………………………………………………………………………………………6
2.2.. Анкетирование обучающихся МБОУ СОШ №1………………………………………………………….7
3.Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..7
Списоклитературы…………………………………………………………………………………………………………….8
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Введение.
В России ежегоднообразуется более 5 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Из этогообъема 57 миллионов тонн – это отходы, образующиеся от населения. То есть одинжитель нашей страны производит в среднем около 470 кг мусора в год. В нашейстране существует более 1000 полигонов для отходов, 15 тыс. санкционированныхсвалок, 17 тыс. несанкционированных свалок и 13 тыс. несанкционированных местразмещения мусора, занимающих площадь в 4 млн. гектаров. Работа посвящена актуальной на сегодняшнийдень проблеме бытовых отходов, которая является глобальной экологической задачей,требующая скорейшего решения, поскольку большинство мусорных полигонов являютсяисточником загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха.
Объемы потребления природных ресурсов ежегодно стремятсявверх, а с ними увеличиваются и объемы утильсырья, однако большинство людей неспешит задуматься, куда попадет мусор, оставшийся в мусорном контейнере послеиспользования. Больше половины того, что мы отправляем на свалки – ценныеполезные материалы, которые можно использовать для производства новых вещей,вместо того, чтобы всё больше и больше истощать не возобновляемые природныересурсы. Опыт самых развитых стран показывает, что участие каждого жителявносит значительный вклад в развитие культуры грамотного обращения с отходами ипомогает сделать процесс избавления от мусора безопасным и эффективным. Переработка отходов позволит во много раз снизитьзагрязнение окружающей среды не только за счет того, что меньше мусора будетвыбрасываться на полигоны, но и потому, что сократятся объемы промышленныхотходов. Людям не нужно будет добывать и обрабатывать новые природные ресурсыдля получения материалов. Готовые материалы они будут получать из старых вещей. Таким образом, переработка отходов – это важноенаправление, которому в нашей стране пока не уделяется достаточное внимание. Насегодняшний день в России перерабатывается не более 5-7% бытовых отходов.[5] Решение «мусорной» проблемы состоит в налаживаниираздельного сбора и переработки отходов, об этом я и хочу рассказать в своейработе. Что необходимо сделать, чтобы нам стало понятно, что отходы – делокаждого, а культура обращения с отходами – это то, что позволит нам создатьчистое будущее, в котором потребление разумно, а окружающая среда благоприятнадля жизни? Начать менять привычки и действовать разумно прямо сейчас. Учитель биологии Татьяна Петровна рассказала нам оработающем в г. Мирном пункте приема вторсырья «Экомир», активным участникомкоторого она является уже 2 года. Я заинтересовалась этой темой и решила узнатьо пункте подробнее и рассказать об этом одноклассникам. Сейчас и я активноучаствую в качестве волонтера на акциях по раздельному сбору вторсырья.
Цель исследования:убедиться,что каждый человек может внести вклад в решение «мусорной» проблемы, доказатьважность любого, даже самого маленького действия и мотивировать людей нараздельный сбор отходов, рассмотреть положительное влияние раздельного сборамусора, формировать ответственное отношение школьников к отходам, которыеможно превратить во вторсырье.
Гипотеза:если информировать население о пункте приема вторсырья, то ряды «Экомира» будутпополняться, а значит, и экологическое сознание будет охватывать все большелюдей, заботящихся о будущем планеты.
Объект -пункт приема вторсырья «Экомир».
Предмет -вторсырье.
Задачи исследования: — изучить проблему отходов.
-выяснить, какое влияние оказывает мусор наздоровье человека.
-изучить состав бытовых отходов ивыяснить, какую долю составляет вторсырьё, узнать ситуацию с раздельным сбороммусора в городе Мирном;
-определить доступные действия для школьника,направленные на внедрение и развитие раздельного сбора отходов, развитие экологическогосознания.
Методы, используемые в работе:
1. анализ литературы и обобщениеданных по теме;
2. анкетирование.
3.практический (участие в акциях пораздельному сбору вторсырья)
1.Основная часть.
1.1. Влияние мусора на здоровье людей.
Во все времена бытовыеотходы представляли собой большую опасность для окружающей среды и здоровьянаселения. Их вывоз, утилизация и переработка являются важной экологическойпроблемой. Как много в нашей жизни пластика! Но мало кого останавливает фраза,что пластик разлагается сотни лет. Часто в ответ можно услышать – ну и пустьлежит, он нам не мешает. Так ли это на самом деле? Пластиковые бутылки могутстать ловушками для мелких зверей, птицы могут запутаться в пластиковыхпакетах, а как насчёт того, что мы сами имеем всё больше шансов получить впищу пластик? И это совсем не выдумки. Сегодня, например, четыре из пятинорвежских мидий содержат пластик. Норвежским Институтом исследований водныхресурсов было проведено 13 различных тестов на 252 мидиях. В результатеоказалось, что 193 из них содержат микропластик! Что же это такое? Микропластик– это небольшие пластиковые частицы, находящиеся в окружающей среде, мелкиеобломки любых пластиковых изделий. По словам исследовательницы Эми Люшер, этихчастиц больше всего в морях и океанах, и они всё чаще попадают сначала ворганизмы животных, а затем в организм человека. Поэтому пластик нужно невыбрасывать, а перерабатывать! А что с остальными отходами? Отходы и места ихскладирования и захоронения представляют токсикологическую и эпидемиологическуюопасность. Химическое и биологическое загрязнение твердых отходов представляетугрозу его проникновения в почву, атмосферный воздух, подземные и поверхностныеводные объекты, растительность и вызывает ухудшение здоровья населения. Поступающиев почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменениюее химических и физических свойств, снижают численность живых организмов,ухудшают плодородие. Человечеством изобретены соединения, которые неразлагаются. К ним относятся различные упаковочные материалы, емкости дляхранения жидкостей, резина, моющие средства, красители. Все они выделяютвредные для окружающей среды и людей вещества, которые имеют накопительныйэффект. Гниющий бытовой мусор представляет собой благоприятную среду дляразвития множества болезнетворных микроорганизмов. Мусорные свалки выделяют газметан, который создает угрожающий нашей планете парниковый эффект, удерживаятепло в земной атмосфере. При сжигании образуются опасные вещества с высокойтоксичностью. Поступая в организм, они оказывают вредное влияние на функциюкроветворения, способствуют развитию канцерогенных, генетических и другихбиологических эффектов. Повышенное выделение метана, углекислого газа способновызывать удушье человека. Особую опасность оказывают тяжелые металлы, вызываяпоражения практически всех систем органов, особенно страдает нервная система иорганы дыхания. [4,2]
1.2. Самые распространенные имногочисленные отходы, попадающие в мусорное ведро.
Изучив информацию интернет — источников, мывыяснили следующее: чаще всего в домахможно встретить такой мусор, как пищевые отходы, около 17млн. тонн производятроссияне каждый год. На 2 месте стоит бумага и картон.15 млн. тонн — столькобумажных отходов выбрасывается каждый год. На 3 месте пластик. 2 млн. тоннпластика каждый год попадает на полигоны и в окружающую среду. Начетвертом месте стекло.1,2 млн. тонн стеклянных отходов образуется в нашейстране каждый год. Стекло – материал, который практически не вступает вовзаимодействие с окружающей средой, поэтому по сравнению с другими отходами онприносит наименьший вред природе, но его можно перерабатывать без потерисвойств бесконечно.[4] Как выяснилось позже, и бумагу, и пластик, пусть не всефракции, и стекло принимают в пункте «Экомир».
2.Практическая часть.
2.1.Раздельный сбор вгороде Мирный, пункт приема вторсырья «Экомир».
Существуют три типа обращения с отходами. Их можно сжечь,захоронить на полигоне или переработать, вернув материалы в производственныйцикл.[3] Изучив сроки разложения отходов и их переработку, я пришла к выводу,что переработка — самый эффективный способ (Приложение 1). В нашем городераздельного сбора отходов и их дальнейшей переработки нет. Но я побывала впункте приема вторсырья «Экомире», находящемся по адресу: ул. Ломоносова, д.9.Работает он 1 раз в неделю по средам с 18.30 до 20.00. Выяснила следующее. Принимаюттакие фракции: металл (алюминий и жесть), макулатуру (офисная бумага, газеты, гофрокартон,прочее — теради, листовки, картон и др.), бутылочный пластик прозрачный ПЭТ — 1,стекло, пластик HDPE — 2(обычно от моющих средств), пакеты, которые мы используемдля покупок, пупырчатую пленку, крышки с маркировкой PP- 5 и др. Тамработают активисты — волонтеры, которые обязательно помогут при затрудненииопределить нужную фракцию. Я в течение месяца дома провела эксперимент. 2недели собирала мусор в ведро не сортируя отходы и 2 недели сортировала то, чтоможно сдать в пункт. В результате выяснилось, что мусор после сортировки явыбрасывала в 2 раза реже, а значит, результат очевиден. Также я выяснила, чтов социальных сетях (в ВКонтакте.) есть группа «Экомир», насчитывающая 1500участников. В ней подробно рассказывается, какое вторсырье можно сдавать в пункт.Работа организована на добровольных началах. У пункта есть свой логотип (Приложение2). Организация делает очень важное дело: мусора на свалках становится меньше,а это того стоит. Значит, есть шанс, что к этому движению присоединится какможно больше людей. Ведь переработка отходов позволяет: 1)экономить природныересурсы;
2)значительно снижатьзатраты энергии и воды при производстве;
3)сокращать вредные выбросыпри добыче сырья и производстве товаров;
4)понижать стоимостьпроизводства новых изделий;
5)уменьшать объем отходов,размещаемых на свалках.[7]
2.2.Анкетированиеобучающихся МБОУ СОШ №1.
Выполняя данную работу, мнестало интересно, знают ли ученики нашей школы о пункте «Экомир», есть ли участникираздельного сбора? Было проведено анкетирование среди 5 классов, опрошены 70человек. Вопросы были следующие (Приложение 3).
1. Знаете ли вы о пункте приема вторсырья «Экомир»? 2.Являетесь ли вы участником раздельного сбора? 3. Участвовали вы хоть разв сборе вторсырья, например, макулатуры и др.? 4. Считаете ли выважной экологическую проблему мусора?
Анкетирование показало следующиерезультаты: 1 вопрос: да — 19, нет – 51; 2 вопрос: да — 17, нет — 53; 3 вопрос:да — 47, нет — 33; 4 вопрос: да — 66, нет — 14 (Приложение 4).
Проанализировав данные,я пришла к выводу, что знаний у ребят о пункте «Экомир» недостаточно и участниковраздельного сбора мало, но большинство считают экологическую проблему мусораочень важной и больше половины участвовали хоть раз в сборе вторсырья.
Заключение.
Из-за низкого уровняэкологической культуры большинство людей совсем не задумываются о последствиях:оставляют после себя много мусора, из-за чего наносится большой вред экологии. Лучшене ждать катастрофы, а начать менять привычки и действовать разумно прямосейчас! Ведь каждый из нас своим поведением и активными действиями влияетна будущее и создаёт его. Мы сами делаем выбор — усугублять проблему илиприложить усилия к её решению. Гипотеза подтвердилась, ребятазаинтересовались этой темой. Несколько человек в своих подъездах разместилиинформацию о пункте и поставили коробки с эмблемой «Экомира», куда попросилижильцов складывать ненужную печатную продукцию из почтовых ящиков (листовки, газеты,буклеты). Некоторые школьники стали волонтерами (Приложение 5). Подводя итог,можно сказать, что освоение безотходных производств — долговременное икропотливое дело, которым предстоит заниматься ряду поколений ученых,инженеров, техников, экологов, экономистов и других специалистов.[1] Будущее забезотходным производством. Необходимо не толькосамим правильно сортировать отходы, но и привлекать к этому как можно большееколичество людей. На это и нацелена наша работа. В настоящее время яявляюсь волонтером «Экомира» и активно участвую в акциях по раздельному сборуотходов, превращая их во вторсырье и даря им новую жизнь.
Список использованной литературы.
1.Бобович,Б. Б. Управление отходами: учебное пособие/ – 2-e изд. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА — М, 2015. – 104 с.
2.Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология:учебник для 7-9 кл. — М.: Дом педагогики, 1999.- 336 с.
3..Коробкин В.И., Передельский, Л.В. ,Экология. – Ростов на Дону: «Феникс»,2003, 602с
4.О состоянии окружающей природной среды РоссийскойФедерации в 2006 году: Государственный доклад. М.: ЭКОС – информ., 2006.452 с.
5.Протасов В.Ф. ,Экология, здоровье и охрана окружающей средыв России.- М.: Финансы и статистика, 2001, 688 с.
6.Степановских, А.С.,Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, 703 с.
7. Утилизация отходов. http://pererabotka-musora.ru/.shtml
Приложение1.
Таблица 1. Время разложения бытовых отходов вприроде
Материал |
Срок разложения |
Переработка |
Стекло |
1000 лет |
Затраты энергии: 25% затраты воды: 50% |
Метал |
10—500 лет |
Затраты энергии: 5-40% затраты воды: 60% |
Пластик |
150—400 лет |
Затраты энергии: 40% |
Пищевые отходы |
1 месяц |
Можно самостоятельно перерабатывать |
Бумага |
1—24 месяцев |
Затраты энергии: 50%, затраты воды: 40% |
Приложение 2. ЛОГОТИП ЭКОМИР.
Приложение3.
АНКЕТА.
Ответьте на вопросы: да или нет.
1. 1.Знаете ли вы о пункте приема вторсырья «Экомир»?
2.Являетесь ли вы участникомраздельного сбора?
3.Участвовали вы хоть раз в сборевторсырья, например, макулатуры и др.?
4.Считаете ли вы важной экологическуюпроблему мусора?
Приложение4.
Результаты анкетирования.
|
Приложение 5
