Управлениекультуры молодежи и спорта
Администрацииг. Свердловска и Свердловского района
ЛуганскойНародной Республики
Государственноеучреждение дополнительного образования
ЛуганскойНародной Республики
«Свердловскаядетская школа искусств № 3»
Тематический открытый урок на тему:
«Использование разнообразных методов и способов закрепленияучебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»
Выполнил:
преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин
Баранова Юлия
Владимировна
г. Свердловск
2021-2022 уч.год
Датапроведения: 05.04.2022г.
Местопроведения: ГУ ЛНР «Свердловская детская школа искусств № 3»
ФИОпреподавателя: Баранова Юлия Владимировна
Квалификационнаякатегория: специалист II категории
Педагогическийстаж: 22 года 9 месяцев
Класс,группа: 1 класс (6 летнее обучение)
Темаурока: «Использование разнообразных методов и способов закрепленияучебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»
Типурока: комбинированный.
Вид урока: урок – игра.
Цель: Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии на основе практических формработы.
Задачи:
1. Обучающие:
-Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить учащихся спервоначальными теоретическими понятиями и формами работы на уроках сольфеджио.
— Привить учащимся начальныенавыки дирижирования, сольфеджирования.
— Закрепить понятие ритма,ритмического рисунка, ритмического аккомпанемента на примере работы с ритмическими упражнениями.
2. Развивающие:
— Способствовать развитиюаналитического мышления, образного и творческого потенциала детей через игровуюимпровизацию.
— Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские через инновационныеформы работы на уроке.
— Способствовать развитию у учащихсясинтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
— Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
3. Воспитывающие:
– Воспитыватьв детях организованность, работоспособность, активность, самостоятельность,ответственность.
— Воспитывать в детях эстетическийвкус посредством визуальных образов и слуховых впечатлений.
Структураурока
1. Приветствие.Задания на знание нот.
2. Теоретическаяразминка, сильные и слабые доли.
3. Вокально -интонационные упражнения и игра на фортепиано.
4. Сольфеджирование,чтение с листа.
5. Метро — ритмическиеупражнения.
6. Мажор иминор.
7. Применениеполученных знаний в групповых формах работы.
Содержаниеурока
1.Приветствие. Задания на знание нот.
2. Теоретическаяразминка: закрепление понятий темп, метр, ритм, размер, доли сильные и слабые,диез, бемоль, бекар, тон, полутон, гамма, строение мажорной гаммы, тоника,устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, тоническое трезвучие, форте,пиано. Дирижирование в размере 2/4.
3. Вокально -интонационные упражнения и игра на фортепиано: песенка на основе мажорнойгаммы «По утру меня дорога», 6 попевок «Совет тональности» на основе тонического трезвучия.
4.Сольфеджированиеи чтение с листа с предварительным анализом мелодических моделей.
5. Метро -ритмические упражнения: работа с ритмическими карточками–тактами (длительности нот четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные); игра «Ритмическийпереводчик» — выложить ритмическими карточками-тактами ритм стихотворноготекста; сочинение текста на заданный ритмический рисунок.
6. Мажор иминор: сравнительная характеристика образов музыкальных
(песенка«Как под горкой», прозвучавшей в мажоре и миноре), двух отрывков стихотворенийи картин художников разного настроения (мажорного и минорного); пение и подборна фортепиано песенки «Ох и ясный день» от разных нот; слуховой анализ отрывковмузыкальных произведений, написанных в мажоре или миноре. .
7.Применение полученных знаний в групповых формах работы:
— «Ты куда идешь,медведь»- диалогическая ритмодекламация;
— Н. Метлов. «Бьютчасы» исполнение песни со «звучащими жестами»
— Ритмический аккомпанемент (двухголосная партитура) к пьесе Ф. Лещинской «Две лошадки».
Наглядные пособия:лесенка,столбица, таблички теоретических терминов, учебные карточки, карточки песен,нотные и цифровые карточки, ритмические таблицы.
Раздаточныйматериал: пособие «клавиатура», шумовые ударные инструменты (бубен, «маракасы»),
Методическоепояснение
Младшие классы –важнейший период в обучении прочтению и записи мелодической, метроритмическойстороны нотного текста. В этот период осваиваются основные ритмическиефигуры, наиболее употребительные в музыке размеры, вводится большое количествомузыкальных понятий и терминов. И все это учащиеся должныосознать и практически освоить.
Практика показывает,что дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытываютэмоциональный интерес. Осознанная ребенком мотивация является действеннымдвигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения результатаявляется ИГРА.
Учитываявозрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретностьмышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающейжизни, на уроке используются разнообразные формы работы, что способствует быстрому переключению учащихся с одной формы работы на другую, развивая ихуровень мыслительных способностей, и делая урок более динамичным. А игровыемоменты влияют на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать налету»).
Данный урокпоказывает различные игровые формы в таких видах музыкальной деятельности науроке сольфеджио, как вокально-интонационнные, ритмические упражнения,сольфеджирование, слуховой анализ.
Для подготовки ипроведения урока преподаватель использовал учебник сольфеджио 1 – 2 класс Н. Баевой,Т. Зебряк, сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ М. Котляревской-Крафт,И. Москальковой, Л. Батхан, свои авторские пособия: «Учим нотки надосуге», часть II, Тольятти, 2013 г.; «Воспитание чувства метроритма в 1классе через ритмодекламацию», Тольятти, 2011 г.; «Песни – упражнения»,Тольятти, 2010 г., и другие источники.
Ход урока
I. Приветствие.Задание на знание нот
Преподаватель:Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
Сегодня у нас гости. Постарайтесьработать слаженно и внимательно.
1. Задание:Вспомнитьсчиталочку и назвать ноты, расположенные на нотоносце и показанныепреподавателем в разных темпах. (Учащиеся – проговаривают ноты, преподаватель –стихотворный текст).
|
До, ре, ми, фа, соль, решил узнать король,
Ре, ми, фа,соль, ля, большая ли земля.
Ми, фа, соль,ля, си, весь мир исколесил,
Фа, соль, ля,си, до, был в Риме и в Бордо,
Соль, ля, си,до, ре, на Сене и Днепре,
Ля, си, до, ре,ми, в Чикаго и Перьми.
Си, до, ре, ми,фа. А это что? Уфа!
До, ре, ми, фа,соль, фа, ми, ре, до .
(Е. Ефимовский)
2.Расшифроватьноты, зашифрованные в стишках «Крокодил», «Случай».
(Вызванныйучащиеся выходит к доске и читает стих «с листа»).
II.Теоретическаяразминка. Теоретическая разминка.
Преподаватель: Яначинаю, а вы, ребята, продолжаете:
1). Чтобы в нотный дом войти,
Надо ключприобрести.
Ключ красивый,завитой,-
Называетсяключ?… (Соль)
2). Ровные шаги в музыке называются… МЕТР
3). Узоры музыкального времениобразуют… РИТМ
|
4).Показываю карточки с цифрами 2/4, 3/4 , 4/4. Что это …РАЗМЕР,
Сколько долейбудет в такте,
нам верхняя цифрапокажет,
Длительностькаждой доли –
нижняя цифраукажет.
|
5).Дирижируем на 2/4 под музыку.
Считаем вслух: сильные доли — f, слабые –p.
М.Глинка. Полька d-moll
6). Преподаватель:
|
-Какой длительности равна доля – шаг? (четверть)
— Сколько восьмыхнот в четверти? (две)
— Сколько восьмыхв половинной ноте? (четыре)
7). Показываю карточки со знакамиальтерации.
Какой знаклесенкой сбит? ДИЕЗ – повышает звук на полтона;
Какой знаккапелькой висит? БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона;
|
Какой знакнепростой, он музыкальный постовой,
За порядкомнаблюдает, эти знаки отменяет?
БЕКАР — Отменяет и диез, и бемоль.
8). Преподаватель: Чтотакое полутон, тон, назвать строение мажорной гаммы.
|
Преподавательпоказывает на клавиатуре звуки и задает вопросы учащимся, они отвечают:
Преподаватель: до – ре – это тон?
Ученики: до – ре – это тон.
Преподаватель: ре – ми – это тон?
Ученики: ре – ми – это тон, и т.д.
III. Вокально- интонационные упражнения.
МониторингЗУН (на материале ранее выученных песен)
|
1).Преподаватель:
Что такое гамма?
Гамма До мажор?
«Советтональности»?
Вводные ступени?
Сейчас мы споем песенку «По утру»(стих Р. Муха) с ручными знаками. Но сначала выберем «дирижера».
|
2).Песенка«По утру» (ст. Р. Муха) на основе гаммы.
а). Поем с ручными знаками и с«дирижером».
Преподаватель: Что такоеаккомпанемент?
|
б).Поем с аккомпанементом.
3). Преподаватель: Назовите устойчивыеступени лада.
( I – III – V звук? Нас ТРЕЗВУЧИЕМ зовут).
«Советтональности». Шесть положений тонического трезвучия и шесть песенокна эти положения:
|
|
|
a. Песенки на 6 положений Т5/3. Поем с ручными знаками.
б.Песенки на 6 положений Т5/3 играем нафортепиано и поем (соло, дуэт, трио).
Преподаватель: Какие мелодические модели есть в этих песенках? (движение по тоническому трезвучию и«топтание»).
IV.Сольфеджирование и чтение с листа.
Преподаватель: Откройте учебник сольфеджио, сейчас мы споем номер издомашнего задания — № 17:
— Какой здесьразмер? (2/4);
— Какиедлительности нот встречаются? (четвертии половинные).
Поем номерсольфеджио и со словами.
Преподаватель: Следующий номер, — № 18 мы споем с листа. Сейчас повторим план нашейработы и покажем родителям, как учить номера, заданные на дом.
План работы:
1). Проговариваемритмослогами с дирижированием;
2). Проговариваемнотами с дирижированием;
3). Анализируеммелодические модели (поступенное движение – «кусочек» гаммы вверх, затем вниз,«топтание»);
4). Поем номер.
V. Метро -ритмические упражнения.
1). На доске вывешены карточки–такты на разные ритмические модели:
|
|
|
|
![]() |
||||||
|
|
|||||
|
Задание:
Кому – нибудь изребят выбрать любые четыре карточки, составить ими ритмический рисунок из 4-хтактов, простучать указанный в них ритм и прочитать слова в этом ритме подмузыку. Останавливаться нельзя!
Г. Левкодимова. Плясовая.
2).Преподаватель: Сейчас мы проверим домашнее задание.
|
На данную ритмическую модель надо было сочинить слова и уметь их проговорить:
(Дети под музыкупо очереди проговаривают приготовленные дома слова)
Г. Левкодимова. Плясовая.
3). Преподаватель: Игра «Ритмический переводчик». Я говорю текст. Вам, ребята,надо выложить ритм карточками-тактами:
|
а)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
|||||||||
|
б)
2. На доске выложен ритм. Это ритм из Д/З.
|
(Замер лес от удивленья, пишут звери сочиненье).
Задание1: Узнать что это за ритм?
Задание2: Показать Д/З (прочитать свой сочинённый текст
на такой же ритм).
а).Учащиеся по очереди читают свой текст (по поднятой руке).
|
б). Учащиеся по очереди(очередность оговариваем заранее) читают свой текст под аккомпанементпреподавателя. Задание на ВНИМАНИЕ! Останавливаться нельзя!
Д. Кабалевский. Полька.
VI. Мажор и минор.
1.Преподаватель играет и поет песенку «Как под горкой» сначала в C—dur, а потомв c—moll.Учащиеся характеризуют музыкальный портрет «мужика»: в До мажоре он –«сильный», «молодой», «радостный», «смелый»; в до миноре – «погрустнел»,«постарел», «заболел», «нет сил», «ослаб».
Преподаватель: Ребята,обратите внимание, как смена лада влияет не только на настроение в музыке, но иногда полностью меняет характер, образ.
В мажоре – мужикздоровый, бодрый, полный сил.
В миноре – мужикбольной, усталый.
2. Читаю двастихотворения.
Вопрос: какоестихотворение можно назвать мажорным, какое – мминорным?
Мажор |
Минор |
Приди, весна, и снова Пусть рощи оживут. Под шум ручья лесного Фиалки зацветут. (Г. Селянин) |
Говорила осень хмурая: «Я пролью дожди унылые, Прогоню в дорогу дальнюю Птичьи стаи перелетные». (Д. Можжевелов) |
3.Показываю картины:
А).Жан-Марк Жаньячик — «Подсолнухи и лаванда» и Камиль Писсаро — «Осень»:
Б). Жан-Марк Жаньячик — «Белый парус»и Камиль Писсаро — картину с неизвестным названием:
В).Камиль Писсарою «Каштаны в Овсни»:
Вопрос: какаякартина мажорная?, минорная?
5. Слуховой анализ пьес. Играю произведения (отрывки) в мажоре и миноре. Задание: определитьлад.
Д. Шостакович. Марш До мажор
П. Чайковский. «Болезнь куклы»
Ф. Шопен. Ноктюрн. До минор
И. Дунаевский. «Колыбельная»
Преподаватель: Ребята,«Колыбельная» написана в мажорном ладу. А полька Д. Кабалевского, звучавшаяранее – в минорном ладу. Давайте сосчитаем такты в этой польке. Вспомните какмы такие задания выполняли на уроках…
VII. Групповые формыработы.
1.Ритмодекламация «Ты куда идешь, медведь»
на слова Г. Виеру ссопровождением. Диалог двух групп.
Ты ку-да и-дешь, мед-ведь? В го-род, ел-ку при-гля-деть!
А на что те-бео-на? Но-вый год встре-чать по-ра!
Где по-ста-вишь ты е-е? В лес возь-му, в сво-е жиль-е!
Что ж не вы-ру-бил вле-су? Жал-ко, луч-ше при-не-су!
2. Н.Метлов. «Бьют часы».
Преподаватель: Напримере этой песни мы повторим тоническое трезвучие и пройденные ритмическиемодели, которые покажем с помощью «звучащих» жестов:
-отмечаем шагами,
— стучимладошками,
-«скользящими» ладошками.
Исполняем песню«Бьют часы»
1. Ритмическийаккомпанемент (двухголосная партитура).
Преподаватель: Взаключение исполним ритмическую партитуру. Это будет ритмическимаккомпанементом к пьесе Ф. Лещинской «Две лошадки».
Маракасы 2/4
Бубен 2/4
Преподаватель: Наш урококончен. Спасибо всем ученикам за работу, а присутствующим родителям завнимание. До свидания.
Выводы по уроку. На урокебыли показаны основные формы работы – интонационные, ритмические упражнения,сольфеджирование, слуховой анализ, творческие задания. Эти формы работы находились во взаимосвязи и основывались на определенных теоретическихзнаниях. Учащиеся работали активно, с интересом, показали практическое применение теоретических терминов (термины запоминают, потому что ими все времяприходиться оперировать), знание нот на нотоносце и клавиатуре, осознание ритмачерез стихотворный текст, пройденных мелодических моделей (повторение звуков,движение по гамме, по трезвучию). В целом учащиеся с поставленными задачамисправились, их музыкальный кругозор постепенно расширяется при помощи вопросови посильных задач, постепенно формируется мышление.
В дальнейшем следуетпродолжить работу над метроритмом: определять на слух ритмическую пульсацию,сильную долю метра, отрабатывать навыки дирижирования (тактирования) вразмерах 2/4, 3/4 , 4/4, являющиеся организующим фактором в процессе пения.
Особое вниманиеследует уделять сольфеджированию: уметь определить лад и тональность мелодии,размер, особенности ритмического и мелодического строения; уметь настроитьсяв данной тональности; развивать навыки точного интонирования, приучать детейсознательно слушать музыку, соответственно программе определять по нотномутексту и по слуху её отдельные элементы, слушать себя при пении, следить закачеством звука (точности высоты по отношению к строю, протяженности, силызвука).
Список приложений
Приложение № 1. Нотоносец.Клавиатура.
Приложение № 2. Пособие «Расшифроватьстих» изУчебного пособия Бабичевой Е.Г. «Учим нотки на досуге»:
1. «Случай»(стихи Ю. Хазанов). 2. «Крокодил» (стихи Е. Серова).
Приложение № 3. Размер.Знаки альтерации.
Приложение № 4. Песенки«По утру».
Номера для сольфеджирования ичтения с листа.
Попевки на мажорное трезвучие Т5/3- «Совет тональности».
Карточки «Совет тональности».
Приложение № 5. Карточки –такты.
«Ритмический переводчик».
Ритмический рисунок для сочинениятекста.
Приложение № 6. р.н.п.«Как под горкой». «Ох, и ясный день».
Репродукциихудожников: Жан-Марк Жаньячик. «Подсолнухи и лаванда»; Камиль Писсаро. «Осень»; Жан-Марк Жаньячик. Белыйпарус; Камиль Писсаро. Название картины неизвестно; Камиль Писсарою«Каштаны в Овсни».
Два лада: мажор, минор.
Приложение № 7. Ритмодекламация«Ты куда идёшь, медведь».
Н. Метлов «Бьют часы на башне»(ритмическое оформление)
Приложение № 8.Нотный материал:
1. Д.Шостакович. Марш.
2. П.Чайковский. «Болезнь куклы»
3. Ф. Шопен.Ноктюрн до минор, соч. 48, № 1.
4. Г.Левкодимова. Плясовая.
5. Ф.Лещинская. «Две лошадки»
6. Н. Метлов.«Часы».
Списокрекомендованной литературы:
1. Бабичева Е. Азбука ритма, 1класс.- Тольятти, 2012.
2. Бабичева Е. Воспитание чувстваметроритма в 1 классе через
ритмодекламацию, Тольятти,2011.
3. Бабичева Е. Г. Песни –упражнения.- Тольятти, 2010.
4. Бабичева Е. Учим нотки надосуге, часть II. Сборник занимательных
стишков и картинок.- Тольятти, 2013.
5. Баева Н., Зебряк Т.. Учебниксольфеджио I – II класс. – М., «Кифара»,
2006.
6. Котляревская – Крафт М. ,Москалькова И. , Батхан Л.. Сольфеджио. –М.,
«Музыка», 1984.
7. http://bigart.com.ua/artgallery/ZHanyachik-ZHan-Mark
