X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Управлениекультуры молодежи и спорта

Администрацииг. Свердловска и Свердловского района

ЛуганскойНародной Республики

Государственноеучреждение дополнительного образования

ЛуганскойНародной Республики

«Свердловскаядетская школа искусств № 3»

 

 

 

 

 

 

Тематический открытый урок на тему:

«Использование разнообразных методов и способов закрепленияучебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»

 

 

 

                                                     Выполнил:

                                                           преподаватель

музыкально-теоретических

                                                     дисциплин

                                                              Баранова Юлия

                                                            Владимировна

 

 

 

 

 

г. Свердловск

2021-2022 уч.год

Датапроведения: 05.04.2022г.

Местопроведения: ГУ ЛНР «Свердловская детская школа искусств № 3»

ФИОпреподавателя: Баранова Юлия Владимировна

Квалификационнаякатегория: специалист II категории

Педагогическийстаж: 22 года 9 месяцев

Класс,группа: 1 класс (6 летнее обучение)

Темаурока: «Использование разнообразных методов и способов закрепленияучебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»

Типурока:  комбинированный.
Вид урока:  урок – игра.

Цель:  Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии  на основе  практических формработы.

 Задачи:

1.     Обучающие:

-Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить учащихся  спервоначальными теоретическими понятиями и формами работы на уроках сольфеджио.

— Привить  учащимся начальныенавыки дирижирования, сольфеджирования.

— Закрепить понятие ритма,ритмического рисунка, ритмического аккомпанемента    на примере  работы с ритмическими упражнениями.

2. Развивающие:

— Способствовать развитиюаналитического мышления, образного и творческого потенциала детей через игровуюимпровизацию.

— Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские  через инновационныеформы работы на уроке.

— Способствовать развитию у учащихсясинтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

— Способствовать  формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

3.     Воспитывающие:

 – Воспитыватьв детях организованность, работоспособность, активность,  самостоятельность,ответственность.

— Воспитывать в детях  эстетическийвкус посредством визуальных   образов и слуховых впечатлений.

Структураурока

1.     Приветствие.Задания на знание нот.

2.     Теоретическаяразминка, сильные и слабые доли. 

3.     Вокально -интонационные упражнения и игра на фортепиано.

4.     Сольфеджирование,чтение с листа.

5.    Метро — ритмическиеупражнения.

6.     Мажор иминор.

7.     Применениеполученных знаний в групповых формах работы.

  

Содержаниеурока

1.Приветствие. Задания на знание нот.

2.     Теоретическаяразминка: закрепление понятий темп, метр, ритм, размер, доли сильные и слабые,диез, бемоль, бекар, тон, полутон, гамма, строение мажорной гаммы, тоника,устойчивые,  неустойчивые, вводные  ступени, тоническое трезвучие,  форте,пиано. Дирижирование в размере 2/4.

3.     Вокально -интонационные упражнения и игра на фортепиано:  песенка  на основе мажорнойгаммы «По утру меня дорога», 6 попевок «Совет тональности» на основе тонического трезвучия.

4.Сольфеджированиеи чтение с листа с предварительным анализом мелодических моделей.

5. Метро -ритмические упражнения:  работа с ритмическими карточками–тактами (длительности нот четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные); игра «Ритмическийпереводчик» — выложить ритмическими карточками-тактами ритм стихотворноготекста; сочинение текста на заданный ритмический рисунок.

6. Мажор иминор: сравнительная характеристика образов музыкальных

(песенка«Как под горкой», прозвучавшей в мажоре и миноре),  двух отрывков стихотворенийи картин художников  разного настроения (мажорного и минорного); пение и подборна фортепиано песенки «Ох и ясный день» от разных нот; слуховой анализ отрывковмузыкальных произведений, написанных  в мажоре или миноре. .

 7.Применение полученных знаний в групповых формах работы:

— «Ты куда идешь,медведь»-  диалогическая ритмодекламация;

— Н. Метлов. «Бьютчасы» исполнение песни со «звучащими жестами»

 — Ритмический аккомпанемент  (двухголосная партитура) к  пьесе Ф. Лещинской «Две лошадки».

 

Наглядные пособия:лесенка,столбица, таблички теоретических терминов,  учебные карточки, карточки песен,нотные и цифровые карточки, ритмические таблицы.

Раздаточныйматериал: пособие «клавиатура», шумовые ударные инструменты (бубен, «маракасы»),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическоепояснение

Младшие классы –важнейший период в обучении  прочтению и записи  мелодической, метроритмическойстороны нотного текста. В этот период осваиваются основные ритмическиефигуры, наиболее употребительные в музыке размеры, вводится  большое количествомузыкальных   понятий и терминов.  И все это  учащиеся должныосознать и практически освоить. 

Практика показывает,что дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытываютэмоциональный интерес. Осознанная ребенком мотивация является  действеннымдвигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения результатаявляется ИГРА.

Учитываявозрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретностьмышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающейжизни, на уроке используются разнообразные формы работы, что способствует быстрому переключению учащихся  с одной формы работы на другую, развивая ихуровень мыслительных способностей,  и делая урок более динамичным.  А игровыемоменты влияют на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать налету»).

Данный урокпоказывает различные игровые формы в таких видах музыкальной деятельности науроке сольфеджио, как вокально-интонационнные, ритмические упражнения,сольфеджирование, слуховой анализ.

Для подготовки ипроведения урока преподаватель использовал учебник сольфеджио 1 – 2 класс Н. Баевой,Т. Зебряк, сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ М. Котляревской-Крафт,И. Москальковой, Л. Батхан,  свои авторские пособия:  «Учим нотки надосуге», часть II, Тольятти, 2013 г.;   «Воспитание чувства метроритма в 1классе через  ритмодекламацию», Тольятти, 2011 г.;   «Песни – упражнения»,Тольятти, 2010 г., и другие источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

I.      Приветствие.Задание на знание нот

Преподаватель:Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Сегодня у нас гости. Постарайтесьработать слаженно и внимательно.

1.           Задание:Вспомнитьсчиталочку и назвать ноты, расположенные на нотоносце и показанныепреподавателем в разных темпах. (Учащиеся – проговаривают ноты, преподаватель –стихотворный текст).

 

Понятия: ТЕМП.

 

  До, ре, ми, фа, соль,                решил узнать король,

   Ре, ми, фа,соль, ля,                большая ли земля.

   Ми, фа, соль,ля, си,                весь мир исколесил,

   Фа, соль, ля,си, до,                 был в Риме и в Бордо,

   Соль, ля, си,до, ре,                  на Сене и Днепре,

  Ля, си, до, ре,ми,                      в Чикаго и Перьми.

  Си, до, ре, ми,фа.                    А это что? Уфа!

  До, ре, ми, фа,соль, фа, ми, ре, до .

                                    (Е. Ефимовский)

 

2.Расшифроватьноты, зашифрованные в  стишках «Крокодил»,  «Случай».   

(Вызванныйучащиеся выходит к доске и  читает стих «с листа»).

 

II.Теоретическаяразминка.  Теоретическая разминка.

Преподаватель:  Яначинаю, а вы, ребята, продолжаете:

1). Чтобы в нотный дом войти,

Надо ключприобрести.

Ключ красивый,завитой,-

Называетсяключ?…    (Соль)

2). Ровные шаги в музыке называются… МЕТР

3). Узоры музыкального времениобразуют… РИТМ

 

Понятия:  метр,  ритм, размер

 

 

4).Показываю карточки с цифрами 2/4, 3/4 , 4/4. Что это …РАЗМЕР,

Сколько долейбудет в такте,

нам верхняя цифрапокажет,

Длительностькаждой доли –

нижняя цифраукажет.

Понятия:  форте, пиано

 

5).Дирижируем на 2/4 под музыку.

Считаем вслух: сильные доли  — f, слабые –p.

М.Глинка. Полька d-moll

6). Преподаватель:

Понятия:  длительности

нот – четверть, половинная, восьмые

 

 -Какой длительности равна доля – шаг?  (четверть)

— Сколько восьмыхнот в четверти? (две)

— Сколько восьмыхв половинной ноте? (четыре)

7). Показываю карточки со знакамиальтерации.

Какой знаклесенкой сбит?    ДИЕЗ – повышает звук на полтона;

 

Какой знаккапелькой висит?  БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона;

Понятия:  

диез, бемоль, бекар.

 

 

Какой знакнепростой, он музыкальный постовой,

За порядкомнаблюдает, эти знаки отменяет?

БЕКАР  — Отменяет и диез, и бемоль.

8). Преподаватель: Чтотакое полутон, тон, назвать строение мажорной гаммы. 

Понятия:тон, полутон, строение мажорной гаммы

 

Преподавательпоказывает на клавиатуре звуки и задает вопросы учащимся, они отвечают:

Преподаватель: до – ре – это тон?

Ученики: до – ре – это тон.

Преподаватель: ре – ми – это тон?

Ученики: ре – ми – это тон, и т.д.

 

III. Вокально- интонационные упражнения.     

 МониторингЗУН (на материале ранее выученных песен)

Понятия:  Гамма, тоника, тоника «До», устойчивые ступени, 

вводные ступени.      

 

1).Преподаватель:

Что такое гамма?

 Гамма До мажор?

«Советтональности»?

 Вводные ступени?

Сейчас мы споем песенку «По утру»(стих Р. Муха) с ручными знаками. Но сначала выберем «дирижера».

Понятие: Аккомпенемент      

 

2).Песенка«По утру»  (ст. Р. Муха) на основе гаммы.

а). Поем  с ручными знаками и с«дирижером».

Преподаватель: Что такоеаккомпанемент?

Понятие:

Тоническое

трезвучие      

 

б).Поем с аккомпанементом.

3). ПреподавательНазовите устойчивыеступени лада.

 ( I – IIIV звук? Нас  ТРЕЗВУЧИЕМ  зовут).

   «Советтональности».  Шесть положений тонического трезвучия и шесть  песенокна эти положения:

I – III – V 

I – V — III               

 

 

III – V — I 

III – I — V              

 

 

V – I — III

V — III — I              

 

 

 

 


a.   Песенки  на 6 положений Т5/3. Поем с ручными знаками.

б.Песенки  на 6 положений Т5/3  играем нафортепиано  и поем (соло, дуэт, трио).

ПреподавательКакие мелодические модели есть в этих песенках? (движение по тоническому трезвучию и«топтание»).

IV.Сольфеджирование и чтение с листа.

ПреподавательОткройте учебник сольфеджио, сейчас мы споем номер издомашнего задания — № 17:

—  Какой здесьразмер? (2/4);

— Какиедлительности нот встречаются? (четвертии половинные).

Поем номерсольфеджио и со словами.  

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

ПреподавательСледующий номер, — № 18 мы споем с листа. Сейчас повторим план нашейработы и покажем родителям,  как учить номера, заданные на дом.

План работы:

1). Проговариваемритмослогами с дирижированием;

2). Проговариваемнотами  с дирижированием;

3). Анализируеммелодические модели (поступенное движение – «кусочек» гаммы вверх, затем вниз,«топтание»);

4). Поем номер.

 V. Метро -ритмические упражнения.

1). На доске вывешены   карточки–такты  на разные ритмические модели:  

   

Пар — та

 

     

Ку- би-ки

 

      

Са–мо-лёт

 

 

 


Понятие: доля (такта),  метр, ритм, ритмические  модели

 

 

 

 

      http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

Дом

 

    

О-безь-я-на

 

 

 


                                                                                               

 

 

http://festival.1september.ru/articles/617207/Image7333.gif  http://festival.1september.ru/articles/617207/Image7333.gif

По-бе-жа-ли  по  лу-  жай-ке

И   за-пры-га-ли  как  зай-ки

 

 

 

 

 

 


Задание:

Кому – нибудь изребят  выбрать любые четыре  карточки, составить ими ритмический рисунок из 4-хтактов, простучать указанный в них ритм и прочитать слова в этом ритме подмузыку. Останавливаться нельзя!   

Г. Левкодимова. Плясовая.

2).Преподаватель:  Сейчас мы проверим домашнее задание.

Понятие: пауза

 

На  данную ритмическую  модель   надо было сочинить слова и уметь их проговорить:

 

(Дети под музыкупо очереди проговаривают  приготовленные дома слова)

Г. Левкодимова. Плясовая.

3). Преподаватель:  Игра  «Ритмический переводчик». Я говорю текст. Вам, ребята,надо выложить ритм  карточками-тактами:

Понятия:  размер (2/4), такт, реприза.

 

 

а)

 

                                      

Ве-тер   вет-ка-ми   шу-мит, ё-жик наш до-  мой спе-шит

 

 

 

 


б)  

 

 

2.   На доске выложен  ритм. Это ритм из Д/З.

 

            

 

 

 

 

 


            (Замер лес от удивленья, пишут звери сочиненье).

 

Задание1: Узнать что это за ритм?

Задание2: Показать Д/З  (прочитать свой сочинённый текст                                                 

                  на такой же ритм).

 

а).Учащиеся по очереди читают свой текст (по поднятой руке).

Понятия:  аккомпанемент.

 

б).  Учащиеся по очереди(очередность оговариваем заранее)  читают свой текст под аккомпанементпреподавателя. Задание на ВНИМАНИЕ! Останавливаться нельзя!

 

Д. Кабалевский. Полька.

                                                                   

VI. Мажор и минор.

1.Преподаватель играет и поет песенку «Как под горкой» сначала в Cdur, а потомв cmoll.Учащиеся  характеризуют музыкальный портрет «мужика»: в До мажоре он –«сильный», «молодой», «радостный», «смелый»; в до миноре – «погрустнел»,«постарел», «заболел», «нет сил», «ослаб».

 

Преподаватель: Ребята,обратите внимание, как смена лада влияет не только на настроение в музыке, но иногда полностью меняет характер, образ.

В мажоре – мужикздоровый, бодрый, полный сил.

В миноре – мужикбольной, усталый.

2.  Читаю двастихотворения.

Вопрос: какоестихотворение можно назвать мажорным, какое – мминорным?

        

Мажор

Минор

Приди, весна, и снова

Пусть рощи оживут.

Под шум ручья лесного

Фиалки зацветут.

(Г. Селянин)

Говорила осень хмурая:

«Я пролью дожди унылые,

Прогоню в дорогу дальнюю

Птичьи стаи перелетные».

(Д. Можжевелов)

 

   

 

3.Показываю картины: 

А).Жан-Марк Жаньячик — «Подсолнухи и лаванда» и Камиль Писсаро —   «Осень»:

Подсолнухи      Осень

 

Б). Жан-Марк Жаньячик —   «Белый парус»и  Камиль Писсаро —  картину с  неизвестным названием:

Белый    Название

 

В).Камиль Писсарою «Каштаны в  Овсни»:

 

Камиль

 

Вопрос: какаякартина мажорная?, минорная?

5. Слуховой анализ пьес.  Играю произведения (отрывки) в мажоре и миноре. Задание: определитьлад.  

Д. Шостакович. Марш До мажор

П. Чайковский. «Болезнь куклы»

Ф. Шопен. Ноктюрн. До минор

И. Дунаевский. «Колыбельная»

 Преподаватель: Ребята,«Колыбельная» написана в мажорном ладу. А полька Д. Кабалевского, звучавшаяранее – в минорном ладу. Давайте сосчитаем такты в этой польке. Вспомните какмы такие  задания выполняли на уроках…

VII. Групповые формыработы.

1.Ритмодекламация «Ты куда идешь, медведь»

на слова Г. Виеру  ссопровождением. Диалог двух групп.

                                                        

Ты ку-да  и-дешь,  мед-ведь?       В го-род, ел-ку при-гля-деть!

                                                       

А на что те-бео-на?                       Но-вый  год  встре-чать  по-ра!

                                                       

Где  по-ста-вишь  ты е-е?              В лес  возь-му, в  сво-е  жиль-е!

                                                       

Что ж не  вы-ру-бил  вле-су?        Жал-ко,  луч-ше  при-не-су!

 

2. Н.Метлов. «Бьют часы».

Преподаватель: Напримере  этой песни мы повторим тоническое трезвучие и пройденные ритмическиемодели, которые покажем с помощью «звучащих» жестов:

     -отмечаем шагами,  —  стучимладошками,

http://festival.1september.ru/articles/617207/Image7333.gif -«скользящими» ладошками.

Исполняем песню«Бьют часы»

1.     Ритмическийаккомпанемент  (двухголосная  партитура).

Преподаватель: Взаключение исполним ритмическую партитуру. Это будет ритмическимаккомпанементом к  пьесе Ф. Лещинской «Две лошадки».

 

Маракасы  2/4                   http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

 

 Бубен        2/4               http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif              http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif            http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif     http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif    

 

Преподаватель: Наш урококончен. Спасибо всем ученикам за работу, а  присутствующим родителям завнимание.  До свидания.

 

Выводы по уроку. На урокебыли показаны основные формы работы  – интонационные, ритмические  упражнения,сольфеджирование, слуховой анализ,  творческие задания. Эти формы работы находились во взаимосвязи и основывались на определенных теоретическихзнаниях.  Учащиеся  работали активно, с интересом,  показали практическое применение теоретических терминов (термины запоминают, потому что ими все времяприходиться оперировать), знание нот на нотоносце и клавиатуре, осознание ритмачерез стихотворный текст,  пройденных мелодических  моделей (повторение звуков,движение по гамме, по  трезвучию). В целом учащиеся с поставленными задачамисправились, их музыкальный кругозор постепенно расширяется при помощи вопросови посильных задач, постепенно формируется мышление.  

В дальнейшем следуетпродолжить  работу над метроритмом:  определять на слух ритмическую пульсацию,сильную долю метра, отрабатывать навыки  дирижирования (тактирования)  вразмерах 2/4, 3/4 , 4/4, являющиеся организующим фактором в процессе пения.

Особое вниманиеследует уделять сольфеджированию: уметь определить лад и тональность мелодии,размер,  особенности ритмического и мелодического строения; уметь  настроитьсяв данной тональности; развивать навыки точного интонирования,  приучать детейсознательно слушать музыку, соответственно программе определять по нотномутексту и по слуху её отдельные элементы,  слушать себя при пении, следить закачеством звука (точности высоты по отношению к строю, протяженности, силызвука).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список приложений

Приложение № 1. Нотоносец.Клавиатура.

Приложение № 2. Пособие «Расшифроватьстих» изУчебного пособия Бабичевой Е.Г. «Учим нотки на досуге»:

1.     «Случай»(стихи Ю. Хазанов). 2. «Крокодил» (стихи Е. Серова).

Приложение № 3. Размер.Знаки альтерации.

Приложение № 4. Песенки«По утру».

Номера для сольфеджирования ичтения с листа.

Попевки на мажорное трезвучие Т5/3- «Совет тональности».

Карточки  «Совет тональности».

Приложение № 5. Карточки –такты.

«Ритмический переводчик».

Ритмический рисунок для сочинениятекста.

Приложение № 6.  р.н.п.«Как под горкой».  «Ох, и ясный день».

Репродукциихудожников: Жан-Марк Жаньячик. «Подсолнухи и лаванда»; Камиль Писсаро.  «Осень»; Жан-Марк Жаньячик. Белыйпарус; Камиль Писсаро.  Название картины неизвестно; Камиль Писсарою«Каштаны в  Овсни».

Два лада: мажор, минор.

Приложение № 7. Ритмодекламация«Ты куда идёшь, медведь».

 Н. Метлов «Бьют часы на башне»(ритмическое оформление)

Приложение № 8.Нотный материал:

1.     Д.Шостакович. Марш.

2.     П.Чайковский. «Болезнь куклы»

3.     Ф. Шопен.Ноктюрн до минор, соч. 48, № 1.

4.     Г.Левкодимова. Плясовая.

5.     Ф.Лещинская. «Две лошадки»

6.     Н. Метлов.«Часы».

 

Списокрекомендованной литературы:

 

1. Бабичева Е. Азбука ритма, 1класс.- Тольятти, 2012.

2. Бабичева Е. Воспитание чувстваметроритма в 1 классе через    

    ритмодекламацию, Тольятти,2011.

3. Бабичева Е. Г. Песни –упражнения.- Тольятти, 2010.

4. Бабичева Е. Учим нотки надосуге, часть II. Сборник занимательных   

    стишков и    картинок.- Тольятти, 2013.

5. Баева Н., Зебряк Т.. Учебниксольфеджио I – II класс. – М., «Кифара»,  

    2006.

6. Котляревская – Крафт М. ,Москалькова И. , Батхан Л.. Сольфеджио. –М.,      

   «Музыка», 1984.

7. http://bigart.com.ua/artgallery/ZHanyachik-ZHan-Mark

8. http://yandex.ru/images/search?text=%D0%

9. http://yandex.ru/images/search?img_url=http%


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет