МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧАСЦОВСКАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Название работы:
Программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному
направлению «Дорога милосердия»
программадуховно-нравственного и гражданско-
патриотического воспитания детей и молодежи.
Выполнилаработу: Иванченкова
СветланаВладимировна
Московская область
2022 год
Программу можно использовать по ОРКСЭ 2-й-3-йкласс «Дорога Милосердия», и как коррекционную программу для младших классов.
34часа (1 час на неделю, всего 30 часов — основное и 4 часа резервное время) сиспользованием изобразительной деятельности: аппликации на бумаге на дереве,ниткографии, кляксографии и многое другое. Благодаря развитию художественнообразного мышления школьников, они лучше усваивают материал. Искусстворазвивает сферу чувств и воображения, влияет на моральные качества учащихся, использоваластихотворение, маленькие поучительные рассказы на библейскую тематику.
Данная программадает возможность каждому ученику получать представление:
— о происхождениимира как проявление любви Творца к людям и ко всему живому
— о красоте игармонии мира,
— о Божественном замыслеотносительно существования мира в добре и согласии;
определяет:
— свое отношение кокружающему миру как к дару Творца, который нуждается в активном участии втворении добрых дел, доброжелательного, милосердного отношения к людям, живой ибезжизненной природы;
ориентируется:
— в этическихпонятиях «совесть», «добродетели», «милосердие», «человечность»,«добропорядочность», «признательность», «ответственность»;
сравнивает:
— примерынравственных поступков из библейских, исторических и жизненных рассказов сосвоими собственными;
понимает:
— потребностьподражать лучшим образцам христианских добродетелей в повседневной жизни;
— важностьсобственного участия в добрых делах;
объясняет:
— внутреннеепереживание сердца, голос совести как голос Божий, есть ли наши поступкидобрыми, или плохими;
использует:
— приобретённыезнания в повседневной жизни, в определении своей моральной позиции, всамостоятельной и коллективной творческой деятельности;
высказывает:
— личное отношениеи отношения своих близких к христианским ценностям в жизни своей семьи;
умеет различать:
— добрые и плохиепоступки, мотивы поступков и их следствия, а также определение собственныхпривычек и склонность к ним;
придерживаетсяправил:
— духовнойбезопасности в собственной жизни: прислушаться к голосу совести, бытьвнимательным к своим словам и поступкам; не обижать, не осуждать других; бытьпослушным, выполнять требования родителей и учителя; предотвращать ссоры, недопускать оскорблений, необдуманных поступков.
Урок 1. Тайны нашего мира.
Мир преисполненкрасоты и мудрости. Кто создал этот мир? Кто Художник такой красотыи совершенства вселенной?
Урок 2. Мир — дар любви Творца.
Любовь Творцак человеку оказалась в том, что Он создал все условия для того,чтобы человек радовался от жизни. И умеем лимы пользоваться этими дарами? Ценим ли, бережем и приумножаемих? Признательны ли мы Тому, Кто подарил нам этот мир?
Урок 3. Дети Отца Небесного.
Бог проявляетзаботу о людях так же, как любящие родители проявляют заботуо своих детях, поэтому мы называем Его Отцом Небесным. МилосердныйБог желает, чтобы и мы были милосердными. Чтение учителем Библейскойпритчи о блудном сыне. Творческое задание для детей.
Урок 4. Мир нуждается в нашей заботе.
Человек призванбеспокоиться о природе окружающего мира, которая нуждается в нашейпомощи и любви.
Урок 5. Тепло отчего дома.
Семью соединяетвзаимная любовь. В чем может выражаться наша любовь к родителями родным?
Ход занятий.
Использованиепословиц и поговорок. Притча про деревянную миску.
Урок 6. Дружная семья.
Согласиев семье зависит от умения понимать друг друга, проявлять милосердиеи сочувствие, поддерживать в делах добра.
Отношения междубратьями и сестрами. Умение делиться, не ябедничать, проявлять заботуо младших, вместе делать добрые дела.
Цель:
1. Сформировать удетей понимания того, что Бог выполняет только добрые и полезные желания.
2.Привести примерыдружной семьи где каждый помогает один другому, понимают друг друга.
3.Воспитаниеуважительного отношения к родителям.
4.Обратитьвнимание детей на особенности семейной жизни.
Оборудование: Рассмотрениесемейного альбома. Рисунок моя семья. Выставка рисунков.
Урок 7. Наши маленькие друзья
Часто случаииз жизни животных служат людям примером доброты, самопожертвования,отваги. Даже таким образом Господь учит людей проявлять добро.
Как воспитатьв себе заботливое сердце в отношении к животными растениям? Не забываем, что наши меньшие друзья —не игрушки, что мы отвечаем за них.
Урок 8. Красота любящего сердца.
Тот, кто имеетв своем сердце добро, преодолеет все жизненные нелады и трудности,найдет настоящих друзей. Просмотр мультфильма «Гадкий утенок», обсуждениеглавной мысли о красоте любящего сердца, умение прощать.
1.На примерахсказочных персонажей раскрыть перед детьми силу и красоту сердца, наполненнуюлюбовью и прощением.
Вторя тема даетвозможность ученикам получать представление:
— о дружескихотношениях, сочувственном отношении и уважении к другим, преодолению лености,необходимости настойчивой работы (обучение);
— о Божественномзамысле относительно спасения людей от зла;
— Евангельскоесобытие Рождения Христа;
ориентируется впонятиях:
-«братолюбие»,«достоинство», «честь», «милостыня», «бескорыстие», «скромность»,«беззаботность», «равнодушие», «душевная черствость»;
приводит примеры:
— примирение ипрощение, сотрудничества человека с Богом, забота, милосердие, признательности,соблюдение слова, радости от хорошо выполненной работы;
определяет:
— свое отношение кпроявлениям заботы, милосердие, соблюдение своих слов,
— название тех илидругих моральных поступков;
сравнивает:
— личные поступкис примерами моральных поступков из библейских, исторических и жизненныхрассказов;
понимает:
— пользу оттворения добрых дел, связанных со служением ближнему, и преодоление своихплохих привычек;
объясняет:
— определенныепризнаки доброго и плохого;
— какое поведениеесть добродетельным в отношении к Богу и ближнему;
использует:
— знание о тех илидругих добродетелей в повседневных отношениях с людьми и в определении своихпоступков;
высказывает:
— собственныемысли по поводу поступков персонажей библейских рассказов, героев литературныхпроизведений, отношение к личным поступкам;
различает:
— собственныежелания по их моральной или аморальной направленностью;
— музыкальныерасположения духа, значения цветовой гаммы для передачи разных душевныхрасположений духа человека в произведениях искусства;
придерживаетсяправил:
— духовнойбезопасности в выборе между миром добра и зла: никогда не прибегать к любыммагическим или оккультным действиям для выполнения своих прихотей;
умеет:
— использоватьсвои знания в общении с друзьями, школьными товарищами, родителями, учителями идругими людьми;
— отображать врисунках и творческих роботах свое отношение к миру добра и зла.
Тема 2. Уроки «братолюбия» (10 ч.)
Содержаниеучебного материала
Урок 9. Настоящий друг.
Что означает быть настоящим другом?Взаимопомощь, помощь в беде. Чему мы должны учиться одину другого? Каким образом Бог учит нас примирятся и прощать?
Урок10. Сердце, преисполненное сочувствие.
Милосердный человек не может пройтимимо чужой беды. Сочувствие лечит душу. Помощь другим — сотрудничествочеловека с Богом.
Урок11. Уроки заботы.
Забота как умение преодолеть свою леность,своевременно прийти на помощь, выполнить дело, которое поручено нам.
Урок12. Милостыня ради Христа.
Иногда добрые дела нуждаются в нашейсиле воли, когда необходимо преодолеть внутреннюю черствость и равнодушие.В этом помогает нам вера у Бога, Который завещал творить добрые дела.Милостыня, которую мы творим ради Бога, исцеляет наше сердце.
Урок 13. Подарок от души.
Любой подарок согревает душу, если, даря,промолвить искренние слова, кротко улыбнуться с высказыванием наилучшихпожеланий. Настоящая ценность подарков заключается не стольков их ценности, сколько в том, с какими чувствамии пожеланиями они готовятся и дарятся.
Урок 14. Родительский праздник.
Настоящие отношения между близкими людьмиосновываются прежде всего не на материальных ценностях, а на духовных:любви, признательности, искренности.
Урок 15. Молитва к Святому Николаю.
Почтительное отношение к СвятителюНиколаю и народные традиции, связанные с оказанием ему почестей,оказывает содействие формированию чуткости, милосердия, добропорядочностии других добродетелей.
Урок 16. Божье милосердие к людям.Рождество Христа.
Главные события праздника Рождествавыражают любовь Божью ко всем людям и человеческую признательностьза Божий дар спасения от зла. Рождественский пейзаж предложить детямрисовать разноцветными мелками. Необходимый материал: бумага фиолетового цветаили темно-синего, разноцветные мелки.
Урок 17. Бескорыстная дружба.
Дружба — это проявление служенияближнему, высоты человеческого духа, совесть в отношениях с другими,душевной щедрости, появление своего сердечного добра для всех и каждого;беспредельность чувств и проявление человечности.
Урок 18. Честное слово.
Соблюдение честного слова требует чувстваответственности и правды, уважения к человеку, добросовестномувыполнению своих обязанностей. Несоблюдение слова, халатность приводятк оскорблениям и даже вражде.
Урок 19. Настоящее добро. Скромность.
Настоящее добро бескорыстное. Человекне должен делать добрые дела лишь ради похвалы других. Скромность —умение не выхваляться добрыми делами.
Урок 20. За что ценится работа.Трудолюбие.
Настойчивая работа, преисполненнаятерпением и радости, некогда не останется без вознаграждения.Человеческая работа всегда заслуживает уважение.
Тема 3. Любовь творит чудеса (10 часов)
Содержание учебного материала
Урок 21. Душевная щедрость.
Человек со щедрым сердцемне жадный, не завидует, не радуется чужому горю, желает всемдобра. Такой человек имеет много добрых друзей. Просмотр мультфильма «Сказкао жадности».
Урок 22. Ласка лаской отзовется.
Семья — место, где проявляются лучшиечерты характера, такие как забота, терпение, понимание, умение прощать,взаимопомощь.
Урок 23. Любовь творит чудеса.
Любовь к другим реализуетсяв делах, когда одолевается эгоизм и проявляется жертвенность. Об этомсвидетельствует много жизненных примеров.
Просмотр и обсуждения мультфильмаза произведением В. Катаева «Цветик — самоцветик».
Урок 24. Вербное воскресенье.
Евангельскийрассказ о входе Иисуса Христа в Иерусалим. Маленькие дети прославлялиСпасителя, когда Он шел на подвиг освобождения людей от зла.Народные традиции этого праздника.
Урок 25. Воскресение Христово —победа Божьего милосердия над злом.
Рассказ (адаптированный) об историикрестной смерти и Воскресении Христа. Освобождение добрых людей (праведников)из плена ада и введение их в Царство Божие.
Урок 26. Встречаем праздник.
Народные традиции празднования ВоскресенияХристова — Пасхи. Значение пасхального приветствия «Христос воскрес!— Воистину воскрес!» Изготовление куличей, разрисовывание писанок.
Урок 27. Священный подвиг защитниковОтчизны.
Наибольшая в мире любовь —отдать свою жизнь ради жизни ближних.Рассказ о подвиге защитников Отчизныв годы Великой Отечественной войны. Память — проявление нашейблагодарности героям.
Урок 28. Золотое сердце мамы.
Признательны ли мы своиммамочкам и бабушкам за любовь, ласку, терпение и заботу,которыми они окружают нас? Обсуждение рассказа «Счет маме».
Жены-Мироносицы. Традиция приветствияженщин в воскресенье жен-мироносиц. Подготовка к приветствию мам.Выставка рисунков.
Урок 29. Учись создавать добро.
Любое доброе дело нуждаетсяв совести, настойчивости, выдержке, силе духа. Об этом говоряти Святое Письмо, и народная мудрость. Примерами этого естьисторические, легендарные, сказочные герои, путь которых дорогой добраи милосердия пролегал через испытание.
Урок 30. Радость от создания добра.
Итоговый урок. Настоящее чудо —создание добра. И у каждого из нас есть возможность создаватьчудеса. Не надо искать чего-то невозможного, а просто создавать добро.
Данная программа дает возможность каждомуученику получить представление:
о таких Евангельских событиях, каквход Господний к Иерусалиму, смерть и Воскресения Христово, встречаиз женами-мироносицами; о добродетелях щедрости, прощении,жертвенности, совести, настойчивости;
определяет содержание религиозныхпраздников (их духовное значение); свое отношение к другимна началах христианских добродетелей — сочувствие, жертвенности,признательности;
называет примеры добропорядочностииз Библейских, исторических и сказочных сюжетов;
сравнивает свое умение создавать добрыедела с примерами, которые приводятся на уроках из Библейскихсюжетов и литературных произведений;
понимает важность взаимоуваженияи любви в семье и между другими людьми, влияние на душу человекадобрых и злых поступков;
объясняет необходимость помогать людямв разных жизненных ситуациях;
использует знание о гостеприимности,заботе о ближних, о милосердии и щедрости во времяпраздников и в повседневной жизни христиан;
высказывает собственные мыслио значении семьи, родном крае в своей жизни, о своей любвии своих обязанностях относительно сохранения красоты родного краяи доброго отношения между членами семьи;
характеризует признаки христианскихпраздников, содержание отдельных действий и поступков людей во времяпроведения этих праздников;
умеет исполнять народные песни, связанныес христианскими традициями, готовиться к проведению праздников,изготовлять праздничные украшения и подарки; изображать на рисункахнекоторые символы христианских праздников, передавать в цвете расположениедуха своей души, атмосферу праздника.
ориентируется в понятиях «праздникирелигиозные», «Большой пост», «Вербное воскресенье», «Пасха» («ВоскресениеХристово»).
Приложение
На примере трех разработанных мною урокахя хочу показать насколько эффективно и интересно можно проводить уроки.
Урок1. Тайны нашего мира.
Мир преисполненкрасоты и мудрости. Кто создал этот мир? Кто Художник такой красоты исовершенства вселенной?
Цель:
1.Актуализациязнания о том, что мир создан Богом.
2.Учить делатьвыводы наблюдать за изменениями природы.
3.Развиватиеречевых способностей учащихся, пополнять их словарный запас.
4.Воспитыватьлюбовь к окружающему миру, созданный Отцом небесным.
Оборудование:
1.Музыкальноесопровождение: «Звуки природы».
2. Материал:приготовить чистый лист бумаги, гуашь, кисточку, нитки и разной толщины шнурки.
3.Сказка В.Сухомлинского «Осень принесла золотые ленты», мини тест
Ход занятий.
Приветствие. Знакомствос темой урока.
Работа со сказкойВ. Сухомлинского «Осень принесла золотые ленты», мини тест. Обсуждение.
Творческая работа: творцы прекрасного(техника кляксаграфия).
Итог урока.
Урок 2. Мир — дар любви Творца.
Любовь Творца к человеку оказалась в том,что Он создал все условия для того, чтобы человек радовался от жизни. И умеемли мы пользоваться этими дарами? Ценим ли, бережем и приумножаем их?Признательны ли мы Тому, Кто подарил нам этот мир?
Цель: Дать представление что Бог сотворилэтот мир, хочет поделиться своей радостью и любовью с другими.
2. Выучить последовательность сотворениямира.
3. Воспитывать бережное отношение к Богу ико всему прекрасному в мире, который создан нашим отцом Небесным.
Оборудование:
1.Музыкальное сопровождение 1-й концертдля фортепиано с оркестром П.Чайковсого.
2.Билейский рассказ сотворение мира(презентация)
3.. Иллюстрации с видами природы.
4.Краски ватман, альбомы, кисточки.Творческая работа: техника кляксографии
Ход занятий.
1.Сообщение темы занятий
2.Чтение текста из Библии сотворение мира.Мини опрос.
3.Творческая задание: техника кляксографии«Я творю свой мир». На согнутом листочке бумаги, со одной стороны раскрытоголиста с помощью кисточки делаем кляксу сгибаем листик, растираем кулачком,разворачиваем, что у нас получилось? Учащиеся додумывают и дорисовывают, потомсвою работу вешают на большой ватман.
Урок 3.Дети Отца Небесного.
Бог проявляетзаботу о людях так же, как любящие родители проявляют заботу о своих детях,поэтому мы называем Его Отцом Небесным. Милосердный Бог желает, чтобы и мы былимилосердными. Чтение учителем Библейской притчи о блудном сыне. Творческоезадание для детей.
Цель.
Мини-тест.
Отец встретилмладшего сына :
а) укором
б) радостью
в) равнодушием
2.Что заставиловернуться домой блудного сына:
а) нужда
б) стыд осодеянном
в) соскучился зародными
Выводы детей
Мы с ребятами ходим на экскурсии посвятым местам, совершение таких поездок, связана в первую очередь снеобходимостью повышения у школьников мотивации к познанию православнойкультуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и вмировоззренческом. Выездные экскурсии к православным святыням являютсяэффективной формой духовно-нравственного воспитания, одним из самыхрезультативных методов повышения мотивации к освоению христианскогомировоззрения в условиях современного общества, погружая их в атмосферуправославного служения и быта.
Мои ученицы принимают участие в олимпиадепо основам православной культуры и являются призерами. Тюлькина Марина былапобедителем муниципальной олимпиады по православной культуре и принималаучастие во Всероссийской олимпиаде, где заняла третье место.
