муниципальноеказенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад№ 9 комбинированного вида»
г. Новосибирск ул. Петухова, 82/1 тел.342-96-76
![]() |
||
![]() |
Выполнила: Синчишина О.В., воспитатель МКДОУ д/с № 9
«Мнемотехникакак эффективное средство развития связной речи у детей с ТНР старшегодошкольного возраста»
Цель: развитиесвязной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Задачи:
совершенствоватьдиалогическую форму речи;
развиватьу детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказыватьзнакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
развивать умственнуюактивность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделятьсущественные признаки;
развиватьмышление, внимание, воображение, память;
создатьусловия для развития связной речи: разработать и апробировать сериюзанятий с использованием мнемотехники;
создатьнаглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники;
вовлечьродителей в процесс речевого развития детей;
поделитьсяопытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Предполагаемыйрезультат
Удетей увеличится круг знаний об окружающем мире.
Появитсяжелание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
Словарныйзапас выходит на более высокий уровень.
Детипреодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Родители будут вовлечены в процесс речевого развития детей.
Актуальность
«Еслиучить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет инапрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их онусвоит на лету».
К.Д.Ушинский.
С вступлением всилу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы ввиде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапезавершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владетьустной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальнымв дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития -это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающимина основе овладения литературным языком.
Всовременном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения. С развитием речи связано формированиекак личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, насегодняшний день — образная, богатая синонимами, описаниями речь у детейдошкольного возраста – явление очень редкое и это делаетпроблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главнойи отличительной чертой современного общества является подмена живогочеловеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителейсо своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишьувеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детейсуществует множество проблем: односложная речь, неспособность построитьраспространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарныйзапас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательныйрассказ, пересказ)
Чтобы успешнорешить эти проблемы, необходимо сделать процесс обученияинтересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, ноне превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами ипринципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные,творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника —система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памятипутём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса ввиде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становитьсяактуальным.
Основной «секрет» мнемотехники оченьпрост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколькозрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем приприпоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранеесоединённые образы.
Теоретическаяоснова базируется на представлении о сложной и активной природе процессовзапоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратовмозговой коры, она открывает широкие возможности дляболее эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, чтоособенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А. Козаренко«Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа стехнологией мнемотехники опирается на следующие принципы:
— Принциптворческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческихвозможностей ребёнка.
— Принципдоступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманиюребёнка.
— Принципличностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностьюв процессе воспитания.
— Принцип природосообразности:учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков,возможностей детей.
Ведущаяпедагогическая идея опыта заключается в создании условий длявнедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательныйпроцесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детейдошкольного возраста. А также развитие связной речи детейдошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методомнаглядного моделирования – мнемотаблицами:
Впересказе.
Всоставлении рассказов.
Взаучивании стихотворений.
Вформировании грамматически развитой речи.
Формыработы с детьми:
-совместная работа с детьми;
— индивидуальнаяработа с детьми.
Работа сродителями в течении года
-Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
-«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
— «Развитие речидетей средствами мнемотехник».
Работа спедагогами
1.ООД по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольногообразования»
2. Передача опытаработы, картотека мнемотаблиц и т.д.
Предоставлениеотчета по работе
Форма отчетности:Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговомпедсовете. Выступление на педсовете, мастер-класс по составлению мнемотаблиц.
Изучениеметодической литературы по данной теме в течении года, создание картотек
-Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказываниюдетей дошкольного возраста»;
-Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
-Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»;
-Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах;
— Созданиекартотек: «Словесный каскад», «Составь рассказ», «Расскажи стихотворение»,«Добавь сюжет», «Придумай продолжение» и др
