Разработка конспекта занятия по математическому развитию
на тему:
«Знакомимся скалендарем»
Социальныйпедагог:
Калиева Светлана Августовна
«Знакомимся скалендарем»
1. Цель занятия: учить детей решать математические задачи изпрактической жизни на основе знаний о календаре.
2. Задачи:
• расширять знания детей о видахкалендарей; продолжать учить детей решению математических задач разного вида;формировать у детей представления о взаимосвязи математики с повседневнойжизнью;
• развивать логическоемышление, сообразительность, память, внимание;
• воспитывать умения работать вколлективе, общаться; способствовать формированию коммуникативных качествличности детей.
3. Тип занятия:интегрированное занятие.
4. Форма занятия: занятие.
5. Продолжительность: 30минут.
6. Участники: социальный педагог и дети.
7. Возраст детей: 6-7 лет.
8. Оборудование и материалы: ноутбук, доска, картинки с изображениями предметов, на одной из которых изображенкалендарь; набор картинок с изображениями разных видов календарей,шаблоны-заготовки для выполнения практического задания (по месяцам), цветныекарандаши.
9. Предварительная подготовка.
Изучение времен года, месяцев, изучение настенного календаряв кабинете.
10. Методы и приемы работы с детьми.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: фронтальная беседа, рассказ воспитателя, демонстрацияи подбор картинок, объяснение, слушание, воспроизведение, указания, оценкадетской речи, вопрос, игровые приемы.
11. Структура занятия.
Этап занятия |
Содержание |
Время |
Организация детей |
• Проверка готовности детей к занятию (собранность внимания). • Создание мотивации, интереса к занятию: найти среди картинок отгадку на загадки. |
4 минуты |
Основная часть занятия |
-Работа с отгаданными загадками. Выявление признаков календарей, отмеченных в загадках. — Фронтальная беседа о календарях. Пополнение знаний о систематизации видов календарей. — Пополнение багажа знаний о праздниках и их систематике. -Продолжение беседы о календарях. — Физкультминутка (тематическая, для снятия напряжения мышц тела). — Решение математических задач разных видов. — Физкультминутка (тематическая, игра с пальчиками). |
23 минут |
Окончание занятия |
-Подведение итога (анализ работы детей на занятии) Вручение каждому ребенку подарка в виде карманного календарика. |
3 минуты |
12. Ход занятия.
• Организация детей.
• Проверка готовности детей кзанятию (собранность внимания).
Создание мотивации, интереса к занятию.
СП: Ребята, найдите на доске изображение того предмета,который является ответом к загадке.
Что ни день — по одёжке отдает нам Серёжка,
А с последней расстался — сам куда-то девался.
Каждый день роняет листочек,
А как год пройдет — последний лист опадет. (Календарь)
СП: Молодцы ребята. А по каким признакам вы догадались, чторечь идет о календаре? (Календарь отдает листочки, как Серёжке одёжку.Последний отдал и закончился.)
• Основная часть занятия.
СП: Сегодня назанятии мы будем говорить и решать задачи о календарях. Ответьте, пожалуйста,ребята на такие вопросы.
1.Для чего нужны календари? (Чтобы знать, какой сегодня деньнедели. Знать, какой месяц, какой сейчас год).
2.А ещё что можно узнать с помощью календарей? ( Восходи заход солнца. Долготу дня. Чтобы знать, какое сегодня число. Знать, рабочийдень или выходной. Чтобы сделать важную запись. Планировать свою жизнь покалендарю и записать, чтобы не забыть о чём-то.)
3.Какие записи люди делают в календаре? ( Прием к врачу.Примерка в ателье. Важная встреча. Посещение кино, театра. Поздравить с днемрождения, утренник, цирк, поездка и др.)
СП: С помощью календаря, можно узнать какие праздники будут в этом году,и в какие дни недели. Праздники бывают разные. Какие календарные праздники вызнаете ребята? (ответы детей)
—государственные:День России – 12 июня, День Победы – 9 мая;
—профессиональные:День учителя — 5 октября, День воспитателя – 27 сентября, День медицинскогоработника, строителя, шахтера и др.;
—международные:Новый год – 1 января, Международный женский день — 8 Марта, Праздник труда ивесны – 1 мая, Международный день защиты детей –1 июня;
-православные: Рождество христово, Пасха.
СП: Какие видыкалендарей вы знаете? (Настенный, настенный отрывной, карманный, настольный,настольный перекидной — ежедневник, календарь природы.)
Чем похожи все календари? (В каждом календаре есть: число,месяц, год, дни недели.)
Какие бывают дни недели? (Перечисляют.)
Каким цветом отмечены рабочие дни? (Черным.)
А каким цветом отмечены выходные и праздничные дни? (Красным.)
Чем отличаются календари? (Размером и величиной, большой –маленький, толстый- тонкий, длинные –короткие, широкие- узкие. Цветом,оформлением, назначением.)
СП. Давайте передохнем и поиграем. Физкультминутка «Впонедельник»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку— засыпают.)
СП: А сейчас мы с вами порешаем задачки.
1. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, апотом еще 3 сливы. Сколько зацвело деревьев? (4)
2. На столе лежало 4-е календаря, Коля положил еще один календарь.Больше или меньше стало календарей? (5)
3. На столе поровну настольных и карманных календарей. Настольныхдва календаря. Сколько всего календарей? (4)
4. На столе лежало 3 календаря разной длины. Как удалить изсередины длинный календарь, не трогая его? (Переложить 1 из календарей содной стороны на другую.)
5.У воспитателя на столе было столько календарей, что если бы оних раздал 3-м детям поровну, то каждому досталось по 2 штуки. Сколькокалендарей было у воспитателя? (6)
СП: Молодцы ребята, отлично решаете задачки.
СП: Предлагаю отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Календарь отрывной ладонь наладони (раскрываем, как бы открывая)
Людям дарят красной краскойтипографной (печатают пальцами в право, влево)
День отмечен выходной
В будни ходят на работу(ходят пальцами по одной руке, по другой)
Этих будней много что- то
Раз- два- три- четыре- пять!(Разгибают по одному пальцу на двух руках.)
Можно снова отдыхать.(Разжимание кулачков рук.)
• Окончание занятия.
СП: А сейчаспослушайте стихотворение и примите маленькие сувениры-календари на память онашем занятии.
Кто не знаком с календарем!Смотрите – это он.
Ведь без него календаря неначинают дня.
Своих листов, своих деньков онточный счёт ведёт
И подарить он вам готов своихдружков.
Воспитатель: Спасибо всем завнимание и на этом наше занятие закончился.
13. Литература.
• Веракса А.Н., Веракса Н.Е.Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет). ФГОС. Для занятий с детьми 5-7лет. / Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
• Кац Е. Математика вприпрыжку.Варианты логических заданий для детей 4-6 лет. / Издательство: МЦНМО, 2017.
• Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. ФГОС.Для занятий с детьми 5-6 лет. / Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
