Рабочая программа
начального общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«Актерское мастерство»
1-2 класс
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности «Актерское мастерство» для первого классаразработана на основе Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования и авторской программы курса«Театр» для начальной школы И.А. Генералова.
Целью программыявляется обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся.Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса иотзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамкахданной программы:
— знакомство детей с различными видами театра.
— поэтапноеосвоение детьми различных видов творчества.
-совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощенияобраза, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
— развитие речевойкультуры;
— развитиеэстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка,ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие,уважение к творчеству других.
Общаяхарактеристика курса
Развитие художественно-творческих способностей личностибыла и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенноэта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когданаиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способныхсамостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческойличности не представляется возможным без использования такого эффективногосредства воспитания как художественное творчество. Особое место в которомзанимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям исформировать творческое отношение к действительности, являясь средством испособом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетическойприродой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь егодобром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться,творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательнуюшколу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс.Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников,повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение итворчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчествоприобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучаетс помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной виддеятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Воснове программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи,голоса, чувства ритма, пластики движений.
Программа строитсяна следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждыйребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет кформированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальнойсоставляющей окружающего мира.
Принцип динамики.Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса,собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии.Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности;обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебныйгод.
Принципдоступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных ииндивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических иморальных перегрузок.
Принципнаглядности. В учебной деятельности используются разнообразныеиллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принципсистематичности и последовательности. Систематичность ипоследовательность осуществляется как в проведении занятий, так всамостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее времядобиться больших результатов.
Описаниеместа курса в учебном плане.
Наизучение курса «Актерское мастерство» в 1классе начальной школы отводится 1 чв неделю, всего 33 часа (33 учебные недели), 2 класс 1 ч в неделю всего 34 часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате реализации программы уобучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребностьсотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостностьвзгляда на мир средствами литературных произведений;
· этическиечувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушанияи заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучениякурса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· пониматьи принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планироватьсвои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлятьконтроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализироватьпричины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоватьсяприёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводитьсравнение и анализ поведения героя;
· пониматьи применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлятьиндивидуальные творческие способности при сочинении сказок, подборе простейшихрифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общемурешению;
· формулировать собственноемнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание учебного курса
№ |
Раздел |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Итого |
||
1 |
Вводное занятие |
1ч |
|
1 ч |
2 |
Театральная игра |
1 ч |
4 ч |
5 ч |
3 |
Ритмопластика |
|
3 ч |
3 ч |
4 |
Культура и техника речи |
1 ч |
5 ч |
6 ч |
5 |
Основы театральной культуры |
3 ч |
|
3 ч |
6 |
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) |
3 ч |
11 ч |
15 ч |
7 |
Заключительное занятие |
|
|
1 ч |
№ п/п |
Перечень разделов |
Краткое содержание |
1. |
Вводное занятие, заключительное занятие. |
-решение организационных вопросов; -подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника; |
2. |
Театральная игра.
|
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. |
3. |
Культура и техника речи. |
Артикуляционная гимнастика. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. |
4. |
Ритмопластика. |
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. |
5. |
Основы театральной культуры. |
Система занятий — бесед, направленных на расширение представлений о театре |
Формы занятий — групповые и индивидуальныезанятия для отработки дикции, мезансцены. Постановка сценок к конкретнымшкольным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральныепостановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направленона приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Календарно- тематическое планирование
1-2 класс
№
|
Тема занятий Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
Основные виды деятельности |
Дата проведения |
Раздел 1. Вводный |
|
||
1 |
Вводное занятие. Беседа: «Что такое театр?» |
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». Игра-знакомство беседа с элементами игры. Упражнение снежный ком. |
|
Раздел 2. Театральная игра ( 5 ч) |
|||
2 |
«Здравствуй, театр!» Видеоэкскурс по театрам России.
|
Возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр». Знакомство с разными видами театров. |
|
3 |
Театральная игра. Викторина по сказкам. |
Закрепить и систематизировать знания детей о сказках, героях сказок |
|
4 |
В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. |
Разучить пословицы. Инсценировать пословицы. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» Упражнение на освобождение мышц, на снятие телесных зажимов. |
|
5 |
В мире скороговорок. Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. |
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произносить скороговорки по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. |
|
6 |
В мире небылиц. Разучивание небылиц. Инсценировка небылиц. Игры-миниатюры с небылицами |
Разучиваем небылицы. Инсценировка небылиц. Игы-миниатюры с небылицами |
|
Раздел 3. Ритмопластика( 3 ч) |
|||
7 |
Правила поведения в театре (познавательная игра для детей) |
Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнерами на заданную тему. |
|
8 |
Игры по ритмопластике Упражнения на снятие «зажатости», скованности. |
Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми. |
|
9 |
Таинственные превращения (пластические импровизации под музыку разного характера) |
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Выражать различные эмоции, настроения, отдельные черты характера. |
|
Раздел 4. Культура и техника речи ( 6 ч). |
|||
10 |
Мы актеры. Работа над техникой речи (обыгрывание небольших диалогов) |
Диалог и монолог. Участие в сценках двух учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в соответствии с содержанием сценки. |
|
11 |
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». |
Викторина по сказкам. Развитие интонационной выразительности «Повторяй со мной». |
|
12 |
Сценическое действие. Поочерёдное проигрывание сказки. |
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Игра Зеркало». Экспромт |
|
13 |
Великая сила слова. Работа над техникой речи. Интонационная отработка. |
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Игра «Превращение» |
|
14 |
Великая сила слова. Слушание и чтение сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки |
Игра на выразительность мимики и жестов Развитие интонационной выразительности «Повторяй со мной». |
|
15 |
Театральная игра
|
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
|
Раздел 5. Основы театральной культуры ( 3 ч). |
|||
16 |
Основы театральной культуры |
Театр — искусство коллективное, спектакль — результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения |
|
17 |
Попробуем измениться |
Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения |
|
19 |
Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой Э.Успенского |
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
|
Раздел 6. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) ( 15 ч) |
|||
19 |
Куклы для кукольного театра. |
Знакомство с куклой и профессией «Кукловод», правильное распределение перчатки на руке. |
|
20 |
Пробное инсценирование народной сказки «Теремок». Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. |
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции |
|
21 |
Одну простую сказку хотим мы показать. Сказка «Теремок» |
Пробный показ сказки, обсуждение. |
|
22 |
Постановка сказки «Курочка Ряба» |
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции у ширмы |
|
23 |
Постановка сказки «Курочка Ряба» |
Диалоги героев, репетиции, показ сказки |
|
24 |
Упражнения на постановку дыхания |
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
|
25 |
Культура и техника речи Инсценирование сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. |
|
26 |
Культура и техника речи Инсценирование сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений |
|
28 |
Характеризуем героев сказки |
Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения |
|
29 |
Творческий пересказ сказки |
Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки |
|
30 |
Культура и техника речи Инсценирование сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений |
|
31 |
Культура и техника речи Инсценирование сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Показ сказки на сцене. Итоговая работа. Беседа «Что получилось, а что нет?» |
|
32 |
Учимся говорить по- разному |
Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности |
|
33 |
Учимся говорить по- разному |
Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности |
|
|
|
|
|
