Государственноебюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленнойиндустрии и сервиса»
Методическаяразработка урока по математике на тему
«Многогранники»
Преподавательматематики:
ЗагвоздинаНаталья Николаевна
г.Черемхово 2018
«Многогранники»
Цели урока:
Образовательная: систематизироватьи обобщить знания, студентов по теме «Многогранники»
Развивающая: организоватьдеятельность студентов, направляя её на получение знаний, не сковывая их мысль,инициативу, творчество, развитие на уроке интеллекта, воли, эмоций.
Воспитательная: воспитыватьпознавательный интерес к геометрии, формировать устойчивые положительныемотивации.
Ход урока.
Уважаемыестуденты! На протяжении многих веков человечество не переставало пополнять своинаучные знания в той или иной области науки, но стереометрия, как наука офигурах в пространстве, неотъемлемо связана со многими из научных дисциплин:математика, физика, информатика и программирование, а также химия и биология. Впоследних стоит проблема изучения микромира, который представляет собойсложнейшую комбинацию различных частиц в пространстве относительно друг друга.В архитектуре постоянно используются теоремы и следствия из стереометрии. Тема“МНОГОГРАННИКИ” в стереометрии одновременно и интересная, и не простая. Вот обэтом и, еще о многом другом будет мы говорить.
Сегоднямы проводим урок, который является обобщающим в большой и интересной теме«Многогранники».
При изучении темымы познакомились с такими геометрическими телами как призмы, пирамиды,правильными многогранниками изучили их свойства, решали много задач. На урокемы повторим и обобщим эти знания, и посмотрим на многогранники с разных наук.Работа в группах. Группа разбивается на четыре подгруппы, и коллективновыполняют задания.
Любое путешествиеначинается с дома. Давайте проверим домашнее задание.
. Теоретический опрос.
а) Какиемногогранники Вы знаете??
б) Скольковидов правильных многогранников существует??
в) Из каких многоугольников составлен тетраэдр(сколько вершин и ребер имеет тетраэдр)?
г) Из каких многоугольников составлен куб(сколько вершин и ребер имеет куб)?
. Открытиестудентам новые и интересные знания.
Итак, взглядыдругих наук на многогранники:
«Математика владеет не только истиной,
но и высшей красотой – красотой отточенной и строгой,
возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству,
которое свойственно лишь величайшим образцам искусства»
Бертран Рассел
Многогранники глазами филологов!
Многогранник судьбы, онвсё в жизни решает
Может вас одарить, иливсё разрушает.
Может шанс новый дать,или выдернуть с корнем,
Многогранник судьбы и несмей с ним поспорить.
Новый вектор им выбран -смял он жизнь как бумагу
И раскрыл горизонт, новымчувствам в награду.
Эти грани его, ты не всилах измерить.
Остаётся лишь ждать,остаётся лишь верить.
Многогранник судьбы,жёсток ты, тут же мягок,
Ты вселяешь любовь,мчится жизнь без оглядок.
Грань свою повернул илюбовь отнимаешь
Многогранник судьбы, тыза нас всё решаешь.
Грань семьи и тепла, встариках, детях, внуках,
Грань забвенья, утрат,осуждения звуках.
Ты решаешь, как быть, стобой спорить, нет толку
Сколько граней пустых,только горстка осколков.
Всё же хочется верить,что вновь грань повернётся
И счастливая жизнь,засверкает на солнце.
Взять бы в руки его,рассмотреть эти грани,
Навести те мосты, что разрушилисами.
Отогреть бы его, чистой,светлой душою,
Чтоб возник тот контакт,между мной и судьбою.
Всех простив и поверив,залечив в прошлом раны,
Заиграл хрусталём вдруг вруках многогранник.
Сколько прожитых лет,сколько слёз и стенаний
Лишь сейчас поняла,виноваты мы сами.
Можно верить в судьбу, игрешить на те грани,
Но поступки своисовершаем мы с вами.
Просто в силы свои, нужновзять и поверить
И не ждать от судьбы,самому взять и сделать.
Многогранник судьбы, оттебя нету толку
Полежи — ка пока, отдохниты на полке.
За все грани судьбы, предсобой мы в ответе.
Сам свой мир сотвори ивозрадуйся этим!
Многогранник судьбы, онвсё в жизни решает
Я не знаю, как ваш, личномой отдыхает.
Многогранник судьбы,просто я натираю.
Пусть блестит и удачуприносит в мой дом
Просто нашейсудьбой, руководим мы вдвоём.
Многогранникив химии и физике:
Геометрия прочно связана с природой;
Правильные многогранники часто встречаютсяв природе;
Правильные многогранники– это основа кристаллических решёток. Кристаллы некоторых знакомых нам веществимеют форму правильных многогранников. Куб передает форму кристаллов повареннойсоли NaCl, монокристалл алюминиево- калиевых квасцов имеет форму октаэдракристалл сернистого колчедана FeS имеет форму додекаэдра сурьменистыйсернокислый.Кристалл пирита: Кристалловповаренной соли NaCl,
Кристаллхрусталь
Монокристаллалюминиево- калиевых квасцов
Сурьменистыйсернокислый натрий – тетраэдра
.Некоторые атомные ядра могут иметь видправильных многогранников со округлѐнными углами.
Модели молекулы
Многогранникив биологии:
Вирусы, построенныетолько из нуклеиновой кислоты и белка, могут походить на жесткуюпалочкообразную или гибкую спираль, точнее на правильный двадцатигранник,или икосаэдр. Есть вирусы, размножающиеся в клетках животных (позвоночных ибеспозвоночных), другие облюбовали растения, третьи (их называют бактериофагамиили просто фагами) паразитируют в микробах, но икосаэдрическая форма встречаетсяу вирусов всех этих трёх групп.
Пчёлы — удивительные создания. Пчелиные соты представляют собойпространственный паркет и заполняют пространство так, что не остается просветов.
Как несогласиться с мнением пчелы из сказки «Тысяча и одна ночь»:«Мой дом построен по законам самой строгой архитектуры познаваягеометрию сот».
Евклид
Многогранники в архитектуре:
Городское пространство – это мир геометрических тел. Осмотритесь.Повсюду возвышаются статные призмы. Иногда перед взором возникают мощныепирамиды. Кое-где мелькают поражающие воображение броские Платоновы иархимедовы тела. Архитектурные здания в большинстве своём – многогранники, атакже их простые и сложные комбинации. И это не тенденция современности. Такбыло испокон веков. Геометрия и потребности человека в комфорте, красоте исамовыражении диктуют свои правила.
Вывод: Мы выяснили, что правильные многогранники встречаются вомногих науках. Мы привели примеры некоторых из них. Многогранники самыевыгодные фигуры. И природа этим широко пользуется.
5Домашнее задание.
Задача: Флакон мужской туалетной воды «VERSACE» имеет форму прямоугольногопараллелепипеда с размерами: длина=4см, ширина=1,5см, высота=8см. Мужчинарасходует 1 туалетнойводы за 3 дня. Сколько дней мы сможем наслаждаться запахом этогопарфюма из такого флакона? (студенты записывают задачу в тетради длядомашней работы).
Литература:
1. А.В.Погорелов Геометрия 10-11. Москва « Просвещение» 2004.
2. С. Б. Веселовская, В. Д.Рябчинская Дидактические материалы по Г-11. М «Просвещение» 2000 г.
3. П. И. Алтынов. Тесты Г-10-11классы. М. «Дрофа», 1998 г.
4. И. Ф. Шарыгин, В. И. Голубев.Факультативный курс по математике. Решение задач 11 класс. М. «Просвещение»,1991 г.
