ВалентинаНиколаевна Шаталова
Преподаватель1 категории
ГБПОУ«ДТПТ» г. Донецк
Профессиональная подготовка конкурентоспособных специалистов.
Профессиональнаяподготовка конкурентоспособных специалистов предполагает профессиональноеобучение, в результате которого студент овладевает системой научных знаний ипознавательных умений, навыков. В результате профессионального образованияразвивается мировоззрение. Обучение происходит во взаимодействии педагога и студента,также важна самостоятельная работа студента, его активная позиция в обучении.
Основными целями системы среднего профессиональногообразования является подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звенаи создание условий для их всестороннего развития и качественнойпрофессиональной подготовки. При этом необходимо подготовить студента нетолько к работе в современных образовательных учреждениях, но и ксамостоятельной профессиональной деятельности, требующей от них активности,инициативности, самостоятельности, ответственности, творческого и исследовательскогоотношения к делу. А также требования его современности, которое включают в себяпредставление о том, кто такой современный человек, человек-профессионал, как онживет, каково его назначение в мире, его роль в обществе, культуре, в природе,в сфере производства; каков заказ на его образование, каковы ожиданияобразования у самого человека, общества и производства. [2]
Профессия — это один из способов ответить на вопрос:зачем я в этом мире? Где мое место в нем? Ответы на эти вопросы связаны сразвитием профессионального самосознания, собственно и обеспечивающегопрофессиональное развитие, рост и нормальное ежедневное функционирование профессионала.[1]
Выбирая профессиюсегодня, молодой человек не может быть уверен в высоком спросе на егоспециальность по окончании учебного заведения. В связи с этим меняютсямотивационные факторы к процессу обучения молодых специалистов, у студентовповышаются требования не только к количеству, но и к качеству получаемогоучебного материала. Сегодня работодатель требует от кандидата на рабочее местоналичие не только теоретических, но и главное практических навыков работы.
Важное место в подготовке занимает активность самого студента. Многимстудентам только предстоит стать субъектами учебной деятельности, овладеть теминавыками самостоятельно учиться, которыми они не успели овладеть в среднейшколе. Студентам рекомендуется вырабатывать свой стиль учебно-профессиональнойдеятельности, овладевать самостоятельной работой с учебниками, развиватьсклонности к исследовательской и практической работе. Это приводит кзначительной перестройке мышления студента в сторону формирования профессиональногомастерства.[5]
Современное общество и современное производство достиглитакого уровня развития, при котором возникает необходимость создания системыподготовки специалистов, позволяющих поднять не только уровень общего ипрофессионального развития, но и выйти на более высокую ступень формированияспециалиста-мастера своего дела, организатора производства, исследователя,человека высокой профессиональной культуры, духовно-творческого потенциала.Поэтому основным направлением работы в нашем учебном заведении являетсяподготовка конкурентоспособных специалистов, способных к постоянномусамосовершенствованию, самообразованию и активной творческой деятельности.[3]
Конкурентность следует рассматривать в двух аспектах:первый – это наличие у специалиста высокого уровня профессионализма иконкурентности, включающий определенный уровень знаний, умений, навыков,позволяющий состояться на профессиональном и интеллектуальном поприщевысококлассным специальном, интеллектуально и творчески развитым. И второй,немаловажный на наш взгляд, — личностная готовность работать в условиях рынка,в условиях конкурентности.[4]
В настоящее время для определения качества образования употребляется терминкомпетенция, под которым подразумеваются умения или способность применять своизнания в практической деятельности. Основной целью компетентностного подходаявляется формирование «ключевых компетенций», которые обеспечивают конкурентноепреимущество. Система учебно-воспитательного процесса, направленная на развитиеключевых компетенций, является базовой в процессе формированияконкурентоспособности студентов. Ключевые компетенции являются некимихарактеристиками студента, и они могут быть универсальны дляконкурентоспособного специалиста, независимо от уровня и профиля.[6]
Эффективному формированию ключевых компетенций студентов способствуют преждевсего конкурсы профессионального мастерства, которые ежегодно проводятся внашем техникуме.
Задачиконкурса реализуются через формирование познавательной деятельности студентов приизучении предметов по теории и практическому обучению; развитиепрофессиональных умений и навыков; привлечение работодателей к участию в оценкекачества профессиональной подготовки студентов; выявление педагогического опытав проведении уроков теоретического и практического обучения.
Целью конкурсов является повышение статуса рабочихпрофессий и стандартов профессиональной подготовки и квалификации. В сегодняшнейситуации специалист часто должен осваивать какие-то элементы своего будущегопрофессионального профиля на уровне профессионального обучения. В современноммире ключевое значение имеет не форма диплома, а то, как полученные знания инавыки будут применяться на практике.
Таким образом, формирование конкурентоспособности будущего специалистаполностью зависит от формирования ключевых компетенций в период обучения.Правильно организованная учебно-воспитательная работа администрации ипедагогического коллектива служит залогом успеха формирования ключевыхкомпетенций студента, так как она основана на идее инициативности и ответственностиобучающихся.[7]
Рынок труда, развивающийся в нашей стране, требует определенных стратегийпрофессионального поведения личности. Выпускнику СПО предстоит работать вучреждениях и организациях разных форм собственности, в разных сегментахсоциальной и экономической сфер, в области управления и администрирования. Водних случаях для работодателя будут важны основные и дополнительныеквалификации, а также освоенные образовательные программы. В других случаях онскорее заинтересован в работнике, который в оптимальные сроки сможетреализовать определенный проект или решить производственную задачу, связанную спроблемой развития предприятия. В первом случае речь идет о знаниях и умениях,сформированных у студентов, во втором – об их компетенциях и компетентности.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью процесса развитияличности и рассматривается как важная социальная проблема, стоящая перед любыммолодым человеком, вступающим в самостоятельную жизнь. Правильный выборпрофессии во многом обеспечивает формирование необходимых и важнейших качествличности.
Большинствомолодых людей в силу своих психофизиологических особенностей могут овладетьлишь определенным спектром профессий. Поэтому одной из важнейших проблемвоспитания является выявление и формирование у них ценностных профессиональнозначимых качеств,
Конкурентоспособность будущегоспециалиста во многом зависит от его активной жизненной позиции, от наличия унего лидерских качеств. Известно, что уверенные в себе, хорошо умеющие излагатьсвои мысли молодые люди намного быстрее устраиваются на работу после окончанияучебного заведения. Они хорошо продвигаются по служебной лестнице, в короткиесроки достигают получения достойной зарплаты. Иначе говоря, они являются болееуспешными в карьере и в жизни. Учебное заведение может оказать выпускникузначительную помощь, если сформирует у него определенные лидерские качества.Эта работа должна проводиться как на уроках, так и во внеурочное время.Основные направления этой работы, на наш взгляд, следующие:
1.Умениеговорить. Научить четко, излагать своимысли, аргументировать, убеждать.
2.Умениевыступать публично. Научитьдержаться перед аудиторией.
3.Умениеорганизовать дело. Научитьорганизовывать различные дела, мероприятия (трудовые, учебные, спортивные).
4.Умение повести за собой. Необходимо научить увлекать за собой других (личным примером,убеждением).[7]
Ив заключение я хочу сказать: «Только тогда человек может бытьконкурентоспособным, если он профессионал, в совершенстве владеет своейпрофессией. И если так, то на рынке труда он всегда найдет свое место».
Список использованной литературы:
1. Антоненко С.Мир рабочих профессий: компетенции для «рынка качества» //Качество образования,№ 9, 2013.-98с.
2. Батышев С. Я. Подготовка рабочихширокого профиля в условиях перехода к рыночной экономике / С. Я. Батышев. -М.:Проф. образование, 1993. -394с.
3. Гагарин А. В. Психология ипедагогика высшей школы ; под общ. ред. А. А. Деркача. -М. РАГС,2007.-286с.
4. Гусева А. С. Конкурентоспособностьгосударственного служащего как условие успешной карьеры. Служебная карьера / А.С. Гусева ; под ред. Е. В. Охотского. М. : Экономика, 1998. — 304 с.
5. Ашбот Т. Международный журнал //Проблемы теории и практики
управления. – 2011. – №7. – 36–44 с.
6. Тимченко, В. В. Сопровождениекарьеры выпускников: актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов сработодателями // 2008. – Март. – № 21. – 48–50 с.
7. Борисова Н.В.Конкурентоспособность будущего специалиста. – Набережные Челны, 1996. – 432с.
Интернет-ресурсы:
.http://www.informio.ru/publications/id1259/Podgotovka-konkurentosposobnogo-specialista-kak-cel-sovremennogo-srednego-professionalnogo-obrazovanija
.
Объективныесоциальные потребности общества обусловливают необходимость формированияконкурентоспособной молодёжи как важнейшей жизненной необходимости, так каккаждая профессиональная деятельность требует от специалиста не только егопредметной компетентности, мастерства, умений, информационной зрелости, но и качественнойпсихологической подготовки.
Однимиз основных требований к образованию, в том числе и профессиональному, являютсятребования его современности, которые включают в себя представления о том, ктотакой современный человек, человек – профессионал, как он живет, каково егоназначение в мире, его роль в обществе, культуре, в природе, в сферепроизводства; каков заказ (социальный и политический) на его образование,каковы ожидания образования у самого человека, общества и производства.
Процессыглобализации привели к возникновению и развитию мирового рынка профессий. Чтобызанять в нем достойное место, СПО помимо традиционно решаемых задач, обращаетсяк задаче подготовки специалистов, соответствующих запросам потребителей рынкатруда. Здесь необходимо отметить, что в России в настоящее время существует двепараллельные системы качества, одна – в образовательных учреждениях, другая напредприятиях.
Рыноктруда, развивающийся в нашей стране, требует определенных стратегийпрофессионального поведения личности. Выпускнику СПО предстоит работать вучреждениях и организациях разных форм собственности, в разных сегментахсоциальной и экономической сфер, в области управления и администрирования. Водних случаях для работодателя будут важны основные и дополнительныеквалификации, а также освоенные образовательные программы. В других случаях онскорее заинтересован в работнике, который в оптимальные сроки сможетреализовать определенный проект или решить производственную задачу, связанную спроблемой развития предприятия. В первом случае речь идет о знаниях и умениях,сформированных у студентов, во втором – об их компетенциях и компетентности.
Подготовкак выбору профессии является неотъемлемой частью процесса развития личности ирассматривается как важная социальная проблема, стоящая перед любым молодымчеловеком, вступающим в самостоятельную жизнь. Правильный выбор профессии вомногом обеспечивает формирование необходимых и важнейших качеств личности.
Большинствомолодых людей в силу своих психофизиологических особенностей могут овладетьлишь определенным спектром профессий. Поэтому одной из важнейших проблемвоспитания является выявление и формирование у них ценностных профессиональнозначимых качеств, что будет являться основой профессионального самосознанияличности.
Профессиональноесамосознание студента необходимо рассматривать в двух аспектах: какобъективное, динамическое состояние личности, меняющейся с его развитием, и какодну из важнейших целей профессионального обучения.
Значениепрофессионального самосознания студентов очень велико в условиях сегодняшнейдействительности, когда каждый сам хозяин своей судьбы и его собственныеличностные качества определяют уровень жизни. В этих обстоятельствах нужновоспитывать личность, обладающую не только конкурентоспособным трудовымресурсом, но и перспективным трудовым потенциалом. Отношение к выбраннойпрофессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней, играет большую роль встановлении студента как профессионала в какой-то области. Лишь когда выбранныйрод деятельности становится частью жизни человека, а не только способомудовлетворения материальных запросов, может идти речь о его сформированномпрофессиональном самосознании.
Впериод глубоких экономических, социальных, педагогических факторов, формирующихсуть современного среднего профессионального образования, вырастает значимостьсвойств специалиста, поскольку современное наукоёмкое производство требует отнего как субъекта труда продуктивного воображения – способности видеть врутинном процессе развивающуюся действительность, предугадывать назревающиеизменения, т.е. мыслить и действовать в инновационном режиме. А это выдвигаетнеобходимость многостороннего развития будущего специалиста. Поэтому с позицийдинамичного развития производства и экономики в целом корпоративныйработодатель, и общество заинтересованы именно в таком подходе кпрофессиональной подготовке в учреждении СПО.
ВыпускникСПО должен уметь применять полученные в ходе обучения знания, умения ипрактический опыт в повседневных и изменяющихся ситуациях на работе. Этодемонстрирует его профессиональную компетентность.
Впрограмме социальных реформ В Российской Федерации до 2000 года отмечалось, что«сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силымаловосприимчива к изменившимся отношениям в сфере производства. Более половинызанятых в народном хозяйстве являются работниками неквлифицированного труда сузкой специализацией или традиционного труда средней сложности. Это обусловиложесткость и маловосприимчивость основной массы работников к изменениямпрофессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы». Системныйанализ причин кризиса, охватившего российскую экономику, показывает, что вусловиях перманентных социальных, экономических, технико-технологическихперемен, обусловленных переходом на рыночную экономику, ориентированную назапросы клиента, решающую роль играет качество человеческих ресурсов – уровеньих квалификации и профессиональная мобильность. Как показывает реальнаяпрактика, в целом наши производительные силы оказались несоответствующимипринятым в условиях рыночной экономики профессиональным стандартам ипроизводственным отношениям. В течение последних пяти лет с учетом новыхэкономических и социальных реалий стали формироваться интегрированные требованияработодателей к работникам, прежде всего в отраслях экономики, которые вусловиях рыночных отношений получили возможность для ускоренного развития, -строительства, газификации (в том числе села), малом бизнесе в областиторговли, различных видах «промоушен», финансово-банковской сфере.
Взаимодействиеобразовательных и профессиональных стандартов и их применение должны носитьобязательный характер и быть сопоставим с требованиями международныхстандартов. Это позволит достичь определенного качества профессиональногообразования и обучения, адекватного потребностям рыночной экономики,формирования и воспитания выпускника образовательных учреждений как будущеговостребованного работника и, следовательно, обеспечить воспроизводствоквалифицированной рабочей силы. Внедрение профессиональных стандартов, так жекак и образовательных, разработанных с учетом их требований, должнопривести к созданию в стране системы управления качеством рабочей силы.
Подготовкаконкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которыеотвечают требованиям современного рынка труда, способного к творческомусаморазвитию и самореализации во многом определяется тем образовательнымпространством, в котором происходит его профессиональное становление.
Основными показателями качества подготовки специалистов в СПОтехнического профиля в настоящее время являются: достаточный профессионализм;творческое мышление и способность к самообразованию. Подготовка специалиста,конкурентного на рынке реального производства, владеющего умениями и знаниямипо своей специальности, имеющих практический, пусть и небольшой, опытпредполагает использование в процессе обучения творческих методов. Творчество,как известно — это умственная деятельность человека, с помощью особых действийприводящая к созданию качественно нового объекта материального, практического,организационного и другого характера. К методам творческой деятельностистудентов условно относятся: • самостоятельный перенос усвоенных техническихзнаний и умений в незнакомую или совершенно новую ситуацию;
- самостоятельное решение проблемы в знакомых обстоятельствах или ситуациях;
- умение видеть возможные варианты решения одной и той же проблемной ситуации.
Результативность учебных занятий во многом зависит от степениактивизации учебного процесса в учебном заведении СПО и от того, насколькоактивно студент вовлечён в творческую работу. Творчество студентов в процессеобучения поможет поднять их познавательную активность. Для этого на учебныхзанятиях значительное внимание необходимо уделять самостоятельной работе.Учебная деятельность студентов позволяет не только прочно овладеть содержаниемтехнического материала, но и привить им интерес к техническому творчеству иинициативе.
Умения, знания и практический опыт студентов будут достаточнопрочными, если на занятиях регулярно организуется самостоятельная работа,заранее продумываются её цели. Особенности общепрофессиональных дисциплин (навтором курсе — инженерная трафика, материаловедение, техническая механика, электротехникаи электроника, процессы формообразования и инструменты) позволяют организовыватьучебную деятельность, требующую воспринимать, осмысливать и запоминать первыетехнические знания, но и применять, находить самостоятельные решения.Выполнение самостоятельных работ позволит формировать многие признакипознавательной самостоятельности. Например, стремление самостоятельно творческимыслить, способность находить правильное решение в незнакомой ситуации, поискнестандартных путей к решению учебных задач, умение обобщать информацию,доказывать правильность своих собственных решений или выводов, даватьправильную оценку современной жизни, в том числе производственной.Самостоятельная работа студентов является формой совместной деятельностистудентов и преподавателей. Преподаватель закладывает определённую программудействий студентов в соответствии с поставленной дидактической задачей исодержанием учебного материала. А студент, который выполняет самостоятельнуюработу, будет смелее владеть приобретёнными знаниями, чаще включается впоисковую, творческую работу.
Виды самостоятельной студенческой работы в овладении общепрофессиональныхдисциплин могут включать:
- выступление с обобщением или анализом учебного или справочного материала;
- работа с Интернет-источником;
- составление таблиц, графиков, схем для овладения сущности общепрофессиональных дисциплин;
- отбор норм, правил, положений из стандартов или технических условий;
- разбор производственных ситуаций, их осмысление;
- определение своего отношения к изучаемым событиям;
• учебное рецензирование, анализ ответов; подготовку и оформлениев электронном варианте докладов, презентаций, рефератов, конспектов и другое.
Как показала практика работы, в большей степени проявлениесамостоятельности и творческой активности студентов СПО происходит привыполнении самостоятельных работ на творческом уровне. Они включают учебныезадания, направленные на решение проблемных направлений, проблемных вопросовили задач, производственных ситуаций. Успех практических (лабораторных)занятий в форме решения проблемных ситуаций зависит от достаточной подготовки кним. Планируя изучение темы учебной дисциплины, отбираются такие уроки, на которыхмогут создаваться проблемные ситуации.
Самостоятельная работа над справочными источниками представляетсобой изучение структуры и содержания того или иного правила, характеристики,нормы, например, стандартов ЕСКД и ЕСТД. В целях развития знаний, умений ипрактического опыта необходима постановка таких вопросов, которые направлялибы студентов не только на понимание или запоминание правил, но и точное знаниестандартного текста, особенно тех, которые применяются на курсовом, дипломномпроектировании и на производстве.
В зависимости от цели и содержания занятия преподаватель впроцессе подготовки к уроку должен продумать систему заданий длясамостоятельной работы студентов с нормативной документацией, которая можетвключать:
- толкование нормативного источника;
- применение законов стандарта к конкретной ситуации;
- решение проблемных вопросов, например, «что произойдёт, если…». Эти и другие творческие методы позволят студентам научиться анализировать, делать выводы, сопоставлять, отстаивать собственное мнение. Включение выполнения самостоятельных работ в учебное занятие позволит развивать познавательную активность и самостоятельность студентов в процессе овладения знаниями.
автор:Кандыба Наталья Николаевна
преподавательГБПОУ РО “Октябрьский аграрно-технологический техникум”
Подготовкаконкурентоспособного специалиста, как цель современного среднегопрофессионального образования
УДК 377.5
Подготовка конкурентоспособного специалиста,как цель
современного среднего профессиональногообразования.
Кандыба Наталья Николаевна, преподаватель высшей категории
«Октябрьский аграрно-технологический техникум»
АННОТАЦИЯ
В статьерассмотрены теоретические аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста вконтексте системы среднего профессионального образования. Указана нарастающаяроль цифровизации в процессе образования. Сделаны выводы о фактическомпереформатировании системы профессионального образования в плане подготовкибудущего специалиста «под ключ».
Ключевые слова: образование; специалист; конкуренция; цифровизация; рынок труда;профессиональное образование, цифровая экономика; digital-технологии.
Рынок труда является важнейшимэлементом рыночной экономики, поэтому закономерности и особенности его развитиясвязаны с рыночным механизмом хозяйствования [3]. Если говорить упрощенно, торынок труда являет собой схему отношений «покупатель/продавец» исходя изконтекста сущности подобного термина в отношении работодателя/работника. Будучигибкой системой, подверженной ситуативному изменению вследствие влияния внешнихфакторов различного рода, рынок труда обеспечивает определенную свободувыбора/действий для всех участников этой системы. Так, работодатель снаилучшими условиями труда (высокая заработная плата, полный соц.пакет, гибкийграфик, различные премии/бонусы и т.д.) вызовет бо́льший интерес у соискателейна рынке труда, чем иные предложения в подобной сфере деятельности.
В связи с этим следует отметить, чтоработодателю, в свою очередь, выгодно иметь в штате наиболее знающих, опытных иквалифицированных специалистов, поскольку от этого сильно зависит экономическаяцелесообразность функционирования фирмы/предприятия.
Стоит отметить, что на рынке трудасоотношение между работодателями и соискателями будет отнюдь не в пользупервых. Во многом именно данный фактор формирует определенную ситуацию, котораяназывается конкуренцией.
Понятие «конкурентоспособныйспециалист» означает человека, обладающего определенными знаниями, навыками икомпетенциями, позволяющими ему выполнять возложенные на него трудовыеобязанности в полном объеме. Значение конкуренции сложно переоценить.Отставание от современных научных, технологических и культурных сфер влечет засобой деградацию человека как в социокультурном плане, так и в качестветрудовой единицы. В то же время, конкуренция позволяет заинтересованныминдивидам постоянно повышать свои характеристики: углублять знания вопределенной сфере; получать новые навыки; изучать современные методы работы ит.п. Заинтересованность обуславливается желанием продвижения по карьернойлестнице, либо получения работы в новой сфере, что в итоге положительносказывается на развитии не только человека, но и всего общества в целом.Несмотря на то, что обучение и развитие человека происходит всю его жизнь,основные параметры трудовых функций формируются в период получения среднегопрофессионального образования.
Федеральный закон от N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» регулирует общественные отношения,возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование,обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфереобразования и созданием условий для реализации права на образование. Статья 68данного закона под названием «Среднее профессиональное образование» гласит:
«Среднее профессиональноеобразование направлено на решение задач интеллектуального, культурного ипрофессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированныхрабочих или служащих и специалистов среднего зве
Подготовка конкурентноспособногоспециалиста
Современноеобщество и современное производство достигли такого уровня развития, прикотором возникает необходимость создания системы подготовки специалистов,позволяющих поднять не только уровень общего и профессионального развития, но ивыйти на более высокую ступень формирования специалиста-мастера своего дела,организатора производства, исследователя, человека высокой профессиональнойкультуры, духовно-творческого потенциала. Поэтому основным направлением работыколледжа является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных кпостоянному самосовершенствованию, самообразованию и активной творческойдеятельности.
Внастоящее время для определения качества образования употребляется терминкомпетенция, под которым подразумеваются умения или способность применять своизнания в практической деятельности. Основной целью компетентностного подходаявляется формирование «ключевых компетенций», которые обеспечивают конкурентноепреимущество. Система учебно-воспитательного процесса, направленная на развитиеключевых компетенций, является базовой в процессе формированияконкурентоспособности студентов. Ключевые компетенции являются некимихарактеристиками студента, и они могут быть универсальны дляконкурентоспособного специалиста, независимо от уровня и профиля.
Эффективномуформированию ключевых компетенций студентов способствуют прежде всего конкурсыпрофессионального мастерства, которые ежегодно проводятся в нашем колледже.
Цельюконкурса профессионального мастерства является определение качества профессиональнойподготовки студентов по производственному обучению и предметампрофессионально-технического цикла.
Задачиконкурса реализуются через формирование познавательной деятельности обучающихсяпри изучении предметов профессионально-технического цикла и производственногообучения; развитие профессиональных умений и навыков; привлечение работодателейк участию в оценке качества профессиональной подготовки; выявлениепедагогического опыта в проведении уроков производственного обучения испецтехнологии.
Проведениеконкурсов профессионального мастерства сегодня является наиболее актуальным,так как Россия в мае 2012 г. официально стала 60-м членом международнойорганизации WorldSkillsInternational.Целью WSI является повышение статуса рабочихпрофессий и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всемумиру. По мнению Саймона Бартли, президента Совета директоров WorldSkills International (WSI), в сегодняшней ситуацииспециалист часто должен осваивать какие-то элементы своего будущегопрофессионального профиля на уровне колледжа, а затем дополнять их в вузе. Всовременном мире ключевое значение имеет не форма диплома, а то, как полученныезнания и навыки будут применяться на практике.
Такимобразом, формирование конкурентоспособности будущего специалиста полностьюзависит от формирования ключевых компетенций в период обучения. Правильноорганизованная учебно-воспитательная работа администрации и педагогическогоколлектива служит залогом успеха формирования ключевых компетенций студента,так как она основана на идее инициативности и ответственности обучающихся, ихактивности и самостоятельном учении.
.
Списоклитературы
1.Антоненко С. Мир рабочих профессий: компетенции для «рынка качества» //Качествообразования, № 9, 2013.
2.Шикина Л. С. Формирование конкурентоспособности студентов в условияхгубернского колледжа: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2006. – 255 с.
Настоящийпрофессионализм не может вырасти у человека из занятий только однойдеятельности, которой он себя посвятил. Высокий профессионализм невозможен безразвития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием,так и формой должны быть тесно притерты к требованиям и конкретнойдеятельности. Важнейшим условием достижения такого профессионализма является имощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческихценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанностьличности.
Конкурентностьследует рассматривать в двух аспектах: первый – это наличие у специалиставысокого уровня профессионализма и конкурентности, включающий определенныйуровень знаний, умений, навыков, позволяющий состояться на профессиональном иинтеллектуальном поприще высококлассным специальном, интеллектуально итворчески развитым. И второй, немаловажный на наш взгляд, — личностнаяготовность работать в условиях рынка, в условиях конкурентности. Этоформирование самодостаточной личности с адекватной самооценкой, способнойсамостоятельно принимать решения, брать инициативу, ответственность, способнойк самопрезентации, способной эффективно взаимодействовать с окружающими.Получение профессионализма является главной задачей для учащегося. Времяотведенное на получение специальности должно в максимальном объеме и снаибольшей эффективностью быть использовано. Необходимо не только качественноеизучение учебного курса, но и самостоятельное обучение, способность ксаморазвитию. Профессионализм как психологическое и личностное образованиехарактеризуется не сколько профессиональным знанием, навыками, профессиональнымкачеством, сколько непередаваемым искусством постановки и решенияпрофессиональных задач, особым пониманием деятельности в целом и трудныхситуаций действительности.
Внастоящее время в Росси идет становление новой системы образования,ориентированной на вхождение в мировое экономическое пространство. Одной изглавных ее задач является перестройка сознания обучающихся – от установки допонимания необходимости .
Ускоренноеразвитие научно – технического прогресса и быстрое устаревание профессиональныхзнаний предъявляют все более жесткие требования к выпускникам профессиональныхучилищ. Традиционные системы профподготовки дают учащимся необходимые знания итрудовые навыки в рамках учебных программ, хорошо знающих теоретические аспектыпрофессии, но имеющие слабые практические навыки. Но рынок труда, готовый внедалеком прошлом переваривать все что угодно, стал другим. Повысиласьизбирательность и жесткость в требованиях конечного потребителя – работодателя,которому необходим не , а . Иными словами, востребованы качества профессионала– человека, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе трудовойдеятельности, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию,находящего свое особенное место в ней.
Длярешения этих задач в России в течение многих лет идут поиски новыхобразовательных технологий и методик, новых способов передачи знаний и развитиямотивации обучающихся, привития им навыков самообразования и творческого использованияполученных знаний.
Решенияэтих задач и является неотложным приоритетом на ближайший период и возложены насреднее профессиональное образование.
В процессепедагогической деятельности я выработала свои принципы обучения:
· научитьучащихся приобретать знания – т.е. непрерывное познавание нового, в том числесамообразование;
· научитьработать – т.е. деятельный подход к любому порученному делу;
· научиться жить– т.е. уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира;
· научить житьвместе – формировать ценностное отношение к миру, к людям, к себе.
Чтобыдостичь поставленные цели обучения перед учащимися, начиная с первого курса, явнушаю им: «Специальностью овладеваете вы, она – гарантия достойной жизни.Поэтому уровень овладения знаниями и умениями, степень квалификации во многомзависит от ваших усилий, а я готова сделать все, чтобы помочь вам в этом».
От системы среднегопрофессионального образования в настоящее время требуются создание новыхмеханизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требованийпрофессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста,владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современногорынка труда. В связи с этим исследованиеконкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессепрофессионального становления приобретает особую значимость.
В современных условиях развитиеконкурентоспособной личности студента становится неотъемлемой частьюпрофессиональной подготовки в учебных заведениях. Особенностью научнойразработки понятия «конкурентоспособность» является неоднозначность еготрактовки в психологической, социологической, педагогической литературе(способность, умение, свойство, основа личности), слабо изучены процессыформирования и развития конкурентоспособности личности молодых специалистов.
Конкурентоспособность человека впрофессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний иумений, но и, в первую очередь, от системы мотивов и ценностного отношения квыбранной профессиональной специальности. Конкурентоспособность– это сложное индивидуальное образование. Критерием конкурентоспособностивыступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать вконкретной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества.
Под конкурентоспособностьюспециалиста понимается относительная и обобщенная характеристика выпускникапрофессионального учебного заведения, являющаяся интеграцией егопрофессиональной, социальной и личностной компетенций, обеспечивающая емууверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке трудав сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.
В качестве сущностных признаковконкурентоспособности личности выделяются: интеллектуальный потенциал,самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность,способность принимать ответственные решения, лидерские качества, умениеработать в команде, креативность, ценностно-ориентированная адекватность,готовность к профессиональному самоопределению.
Сложный процесс реформирования,который переживает сейчас образование, направлен на создание условий дляразвития целостной творчески активной личности, способной максимальнореализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. В мире, гдеэкономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни постоянноизменяются, образовательная система призвана включать обучающихся в широкийспектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества,которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогомучебного заведения.
Таким образом, подготовкаконкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования.Современная социокультурная ситуация в России требует изучения проблемыформирования конкурентоспособной личности.
ПУТИ И СРЕДСТВАФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА, выпускникаСПО.
Конкурентоспособность будущего специалиставо многом зависит от его активной жизненной позиции, от наличия у неголидерских качеств. Известно, что уверенные в себе, хорошо умеющие излагать своимысли молодые люди намного быстрее устраиваются на работу после окончанияучебного заведения. Они хорошо продвигаются по служебной лестнице, в короткиесроки достигают получения достойной зарплаты. Иначе говоря, они являются болееуспешными в карьере и в жизни. Учебное заведение может оказать выпускникузначительную помощь, если сформирует у него определенные лидерские качества.Эта работа должна проводиться как на уроках, так и во внеурочное время.Основные направления этой работы, на наш взгляд, следующие:
1. Умениеговорить.
Научить четко, излагать свои мысли,аргументировать, убеждать.
2. Умениевыступать публично.
Научить держаться перед аудиторией в30–150 человек.
3. Умениеорганизовать дело.
Научить организовывать различные дела,мероприятия (трудовые, учебные, спортивные).
4. Умениеповести за собой.
Самое трудное умение.
Необходимо научить увлекать за собойдругих (личным примером, убеждением). Для формирования данных умений хорошоиспользовать деловые игры, привлекать студентов к участию в органахсамоуправления (Студенческая Дума, старостат), активно использовать классныечасы.
Это дает возможность воспитывать встудентах качества, необходимые для успешной работы и жизни.
Сотрудники нашего техникумапостоянно отслеживают судьбу выпускников. Анализ данных показал, что наличиелидерских качеств, сформированных во время обучения в техникуме, помогают нашимвыпускникам в работе и жизни.
Список использованной литературы:
1. Андреев В. И. Конкурентология : учебныйкурс для творческого развития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань:Центр инновац.технологий, 2004. 468
2. Батышев С. Я. Подготовка рабочихширокого профиля в условиях перехода к рыночной экономике / С. Я. Батышев. -М.:Проф. образование, 1993. -394с.
2. Гагарин А. В. Психология и педагогикавысшей школы : учебно-методический комплекс : метод, материалы, курс лекций,рабочие тетради, тесты / А. В. Гагарин ; под общ. ред. А. А. Деркача. -М.:РАГС,2007.-286с.
3. Гусева А. С. Конкурентоспособностьгосударственного служащего как условие успешной карьеры. Служебная карьера / А.С. Гусева ; под ред. Е. В. Охотского. М. : Экономика, 1998. — 304 с.
4. Ашбот Т. Международный журнал //Проблемы теории и практики
управления. – 2011. – №7. – С. 36–44.
5. Тимченко, В. В. Сопровождение карьерывыпускников : актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов с работодателями// Аккредитация в образовании. – 2008. – Март. – № 21. – С. 48–50.
6. Борисова Н.В. Конкурентоспособностьбудущего специалиста как
показатель качества и гуманистическойнаправленности вузовской подготовки. – Набережные Челны, 1996. – 432
Интернет-ресурсы:
7. Материалы международнойнаучно-практической
конференции 20–21 ноября 2011 года«ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Формированиеконкурентоспособного специалиста
востребованного нарынке труда
Профессиональная подготовка в условиях требований рынка труда
Адаптация выпускников вузана рынке труда
Профессиональнаяподготовка конкурентоспособных специалистов. в условияхтребований
современного рынка труда.
В сложившейся экономической ситуации вопрос о профессиональнойподготовке молодых специалистов становится более чем актуальным и злободневным.
Профессиональная подготовка в условиях требований рынка труда
Статьядля преподавателей о необходимости профессиональной подготовки в условияхтребований рынка труда. Процессы глобализации привели квозникновению и развитию мирового рынка профессий. Чтобы занять на немдостойное место, СПО помимо традиционно решаемых задач, обращается к задачеподготовки специалистов, соответствующих запросам потребителей рынкатруда.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональнаяподготовка в условиях требований рынка труда»
Профессиональнаяподготовка в условиях требований рынка труда
Объективные социальныепотребности общества обусловливают необходимость формированияконкурентоспособной молодежи как важнейшей жизненной необходимости, так каккаждая профессиональная деятельность требует от специалиста не только егопредметной компетентности, мастерства, умений, информационной зрелости, но икачественной психологической подготовки.
Одним из основных требований к образованию, в том числе ипрофессиональному, являются требования его современности, которое включают всебя представление о том, кто такой современный человек, человек-профессионал,как он живет, каково его назначение в мире, его роль в обществе, культуре, вприроде, в сфере производства; каков заказ (социальный и политический) на егообразование, каковы ожидания образования у самого человека, общества ипроизводства.
Процессы глобализациипривели к возникновению и развитию мирового рынка профессий. Чтобы занять нанем достойное место, СПО помимо традиционно решаемых задач, обращается к задачеподготовки специалистов, соответствующих запросам потребителей рынка труда.Здесь необходимо отметить, что в России в настоящее время существует двепараллельные системы качества, одна – в образовательных учреждениях, другая напредприятиях.
Рынок труда,развивающийся в нашей стране, требует определенных стратегий профессиональногоповедения личности. Выпускнику СПО предстоит работать в учреждениях иорганизациях разных форм собственности, в разных сегментах социальной иэкономической сфер, в области управления и администрирования. В одних случаяхдля работодателя будут важны основные и дополнительные квалификации, а такжеосвоенные образовательные программы. В других случаях он скорее заинтересован вработнике, который в оптимальные сроки сможет реализовать определенный проектили решить производственную задачу, связанную с проблемой развития предприятия.В первом случае речь идет о знаниях и умениях, сформированных у студентов, вовтором – об их компетенциях и компетентности.
Переченьпрофессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент,раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику и отражен в Стандарте.Он определяет место специалиста в области производства, требования к егогражданским, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям,необходимым для выполнения трудовых функций.
На рынке трудадействует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет назаработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражаетнесоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок трудаработников по количественным и качественным параметрам. На рынке трудапроисходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых.Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулируетвысококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи междувкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Вопрос повышенияконкурентоспособности работника на рынке труда обусловлен повышением требованийработодателей к уровню квалификации работников. Развитие производственныхтехнологий привело к существенному изменению квалификационных требований кработникам. Изменения в области производственных технологий обусловливаютнеобходимость формирования у специалиста особых профессиональных знаний, уменийи навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональнуюмобильность, компетентность и социальную защищенность. Чтобы бытьконкурентоспособным на рынке труда, выпускник учреждения профессиональногообразования должен быть специалистом широкого профиля. Подготовка такихспециалистов – ведущая тенденция профессионального образования в целом. Следуетотметить, что подготовка специалистов находится в некотором несоответствии смировой практикой. В России находится лишь в стадии становления подготовкакадров по маркетингу и менеджменту, ощущается дефицит экономистов ифинансистов, способных работать в сложившихся условиях.
Профессиональноеобразование еще не может в должной мере решить проблему «кадрового голода»,обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. Всезависит от выбора наиболее эффективного способа повышения компетентностиспециалистов за счет качественной профессиональной подготовки, улучшения ихпрофессионально-квалификационных характеристик. От специалиста требуют новыхпрофессиональных и личных качеств, среди которых следует выделить системностьмышления, правовую, информационную, коммуникативную культуру,самостоятельность, инициативность, творческую активность, ответственность завыполненную работу, гибкость и мобильность. Это обусловливает необходимостьперехода системы профессионального образования на реализацию опережающегообразования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающееобразование ориентируется не столько на конкретную профессиональнуюдеятельность специалиста, сколько на формирование у него готовности к освоениюновых знаний, приобретению многофункциональных умений, и обеспечиваетпрофессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающегозапросам современного рынка труда. Надлежит существенно повысить качествопрофессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандартыкачества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий.Анализ современного рынка труда позволяет сформулировать требования кспециалисту:
• базовая теоретическаяподготовка, позволяющая осваивать смежные специальности;
• практическаяподготовка, позволяющая работать в случае необходимости по рабочей профессии;
• умение работать скомпьютерной техникой, использовать ее в сфере профессиональной деятельности,применять информационные технологии;
• навыки деловогообщения, умение наладить деловые контакты;
• профессиональнаяготовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности.
Возрастающие темпытехнологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынкетруда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессиональногообразования в любой промышленно развитой стране.
Дуальное обучение, какпоказывает практика европейской системы образования, является продуктомвзаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешнойпрофессиональной и социальной адаптации будущего специалиста.
Дуальная системаобразования предусматривает сочетание обучения с периодами производственнойдеятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, поопределению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, ипрактику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации(она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, гдевырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обеорганизации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, чтомолодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью,остаются работать на обучающем предприятии.
Дуальная модель обучения как производственная компонента базовогопрофессионального обучения очень привлекательна для образовательных организацийСПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения вобществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировыхинтеграционных процессов в образовании, существующих законодательных инормативных актов и менталитета российских граждан. Таким образом, реализациямеханизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействияна сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышатькачество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостьюстудентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов.
Дуальная модельобучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоениювыпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненнойпозиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственнымсектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и
профессиональнымикадрами предприятия страны.
ЛИТЕРАТУРА
1.Сидакова Л. В.Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание.— 2016. — №2.
2.Рынок труда. Учебник.Под ред. Проф. В.С.Буланова и проф. Н.А,Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.
3.Экономика исоциология труда: Учебник/ Под ред. Д.э.н. проф. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М,2003. – 584 с.
4.http://www.informio.ru/publications/id1259/Podgotovka-konkurentosposobnogo-specialista-kak-cel-sovremennogo-srednego-professionalnogo-obrazovanija
Современные условия изменяют роль специалистов, их место и функции, повышаюттребования к компетентности, технической культуре и качеству труда. Все этодиктует повышение образовательного, культурного, нравственного уровня личности,которая могла бы самосовершенствоваться, самоопределяться, осваивать иприобретать социальный опыт. Профессиональное образование ориентируется настановление социально и профессионально активной личности, обладающей высокойкомпетентностью, мобильностью и профессионализмом. Принцип профессиональноймобильности предполагает выработку умений творчески применять знания впроизводственном труде, самостоятельно приобретать их в дальнейшей жизни. Чемвыше и качественнее будет уровень образования, тем успешнее выпускники смогутосваивать на производстве новые специальности, и тем эффективнее принциппрофессиональной мобильности будет отвечать требованиям производства
Основнымицелями системы среднего профессионального образования является подготовкаконкурентоспособных специалистов среднего звена и создание условий для ихвсестороннего развития и качественной профессиональной подготовки. При этомнеобходимо подготовить учащегося не только к работе в современныхобразовательных учреждениях, но и к самостоятельной профессиональнойдеятельности, требующей от них активности, инициативности, самостоятельности,ответственности, творческого и исследовательского отношения к делу.
Выбираяпрофессию сегодня, молодой человек не может быть уверен в высоком спросе на егоспециальность по окончании учебного заведения. В связи с этим меняютсямотивационные факторы к процессу обучения молодых специалистов, у студентовповышаются требования не только к количеству, но и к качеству получаемогоучебного материала. Сегодня работодатель требует от кандидата на рабочее местоналичие не только теоретических, но и главное практических навыков работы, сцелью сокращения адаптационного периода.
Выдвигаютсявысокие требования к профессионализму. Основная идея проблемы профессиональногосаморазвития – это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтомучеловек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельностив ней.
Настоящийпрофессионализм не может вырасти у человека из занятий только однойдеятельности, которой он себя посвятил. Высокий профессионализм невозможен безразвития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием,так и формой должны быть тесно притерты к требованиям и конкретнойдеятельности. Важнейшим условием достижения такого профессионализма является имощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческихценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанностьличности.
Конкурентностьследует рассматривать в двух аспектах: первый – это наличие у специалиставысокого уровня профессионализма и конкурентности, включающий определенныйуровень знаний, умений, навыков, позволяющий состояться на профессиональном иинтеллектуальном поприще высококлассным специальном, интеллектуально итворчески развитым. И второй, немаловажный на наш взгляд, — личностнаяготовность работать в условиях рынка, в условиях конкурентности. Этоформирование самодостаточной личности с адекватной самооценкой, способнойсамостоятельно принимать решения, брать инициативу, ответственность, способнойк самопрезентации, способной эффективно взаимодействовать с окружающими.Получение профессионализма является главной задачей для учащегося. Времяотведенное на получение специальности должно в максимальном объеме и снаибольшей эффективностью быть использовано. Необходимо не только качественноеизучение учебного курса, но и самостоятельное обучение, способность ксаморазвитию. Профессионализм как психологическое и личностное образованиехарактеризуется не сколько профессиональным знанием, навыками, профессиональнымкачеством, сколько непередаваемым искусством постановки и решенияпрофессиональных задач, особым пониманием деятельности в целом и трудныхситуаций действительности.
Внастоящее время в Росси идет становление новой системы образования,ориентированной на вхождение в мировое экономическое пространство. Одной изглавных ее задач является перестройка сознания обучающихся – от установки допонимания необходимости .
Ускоренноеразвитие научно – технического прогресса и быстрое устаревание профессиональныхзнаний предъявляют все более жесткие требования к выпускникам профессиональныхучилищ. Традиционные системы профподготовки дают учащимся необходимые знания итрудовые навыки в рамках учебных программ, хорошо знающих теоретические аспектыпрофессии, но имеющие слабые практические навыки. Но рынок труда, готовый внедалеком прошлом переваривать все что угодно, стал другим. Повысиласьизбирательность и жесткость в требованиях конечного потребителя – работодателя,которому необходим не , а . Иными словами, востребованы качества профессионала– человека, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе трудовойдеятельности, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию,находящего свое особенное место в ней.
Длярешения этих задач в России в течение многих лет идут поиски новыхобразовательных технологий и методик, новых способов передачи знаний и развитиямотивации обучающихся, привития им навыков самообразования и творческогоиспользования полученных знаний.
Решенияэтих задач и является неотложным приоритетом на ближайший период и возложены насреднее профессиональное образование.
В процессепедагогической деятельности я выработала свои принципы обучения:
· научитьучащихся приобретать знания – т.е. непрерывное познавание нового, в том числесамообразование;
· научитьработать – т.е. деятельный подход к любому порученному делу;
· научиться жить– т.е. уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира;
· научить житьвместе – формировать ценностное отношение к миру, к людям, к себе.
Чтобыдостичь поставленные цели обучения перед учащимися, начиная с первого курса, явнушаю им: «Специальностью овладеваете вы, она – гарантия достойной жизни.Поэтому уровень овладения знаниями и умениями, степень квалификации во многомзависит от ваших усилий, а я готова сделать все, чтобы помочь вам в этом».
В условияхрыночной экономики поиск оптимального пути совершенствования качества подготовкиучащегося, заставило меня пересмотреть стратегию и тактику профессиональнойподготовки учащегося. Передо мной встал вопрос: «Как усилить практическуюнаправленность в условиях глобальной конкурентоспособности?» Ответ на этотвопрос подсказала сама жизнь. Инфраструктура нашего города говорит сама засебя: «Геленджик — город – курорт», и гости, которые приезжают на отдых иполучения санаторного лечения, нуждаются в здоровой и вкусной пищи.
Формируяпрофессионально — значимые умения и навыки будущих специалистов по профессииПовар, кондитер, я строю свою работу по блочному принципу:
-формирование профессиональных компетенций (умений и навыков профессиональнойдеятельности) в процессе изучения учебных дисциплин через организациюразнообразных видов учебной деятельности на дисциплинах общепрофессионального,предметного цикла и цикла дисциплин дополнительной подготовки(конспектирование, планирование и проектирование, выписки, рефераты, творческиеработы, проекты, выпускная письменная экзаменационная работа и т.п.) ;
-консультирование учащихся с целью более качественной подготовки кпроизводственной практике, к изучению дисциплин общепрофессионального,предметного цикла и дисциплин цикла дополнительной подготовки (устные групповыеи индивидуальные консультации по подготовке конспектов занятий, уроков,самостоятельной работы и других видов деятельности обучающихся);
-профессиональная деятельность в образовательных учреждениях — формированиеумения проектировать, прогнозировать и реализовать образовательный процесс вобразовательном учреждении, умения рефлексии, анализа условий и результатовучебного процесса, умения устанавливать коммуникативные отношения со всемиучастниками воспитательно — образовательного процесса, изучение и анализпозитивного опыта, проведение диагностики (наблюдения, беседы, тесты, и т.п.),анализ и обсуждение полученных результатов и на их основе проектированиебудущей деятельности;
-внеурочные мероприятия — участие обучающихся под руководством преподавателей внаучно — практических конференциях, семинарах, профессиональных и творческихконкурсах, смотрах, выставках и т.п. мероприятиях, неделях предметов ипредметных (цикловых) комиссий; посещение факультативных занятий, кружков, накоторых происходит выработка профессионального мастерства (умений и навыков) поинтересам учащихся.
Становлениеконкурентоспособного специалиста как целостной, компетентной и самостоятельнойличности предполагает необходимость выработки принципиально новыхорганизационных и методических подходов в деятельности колледжа, обеспечивающихне только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание ипредъявление результатов и достижений его деятельности работодателю вцелостном и структурированном виде, что способствует успешному трудоустройствубудущих специалистов.
Действеннойформой мониторинга достижений учащихся считаю портфолио учащегося, котороеслужит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолженииобразования и определяет его конкурентоспособность.
Всеперечисленные мероприятия формируют у учащихся комплекс гностических,профессиональных, социальных, коммуникативных и прочих компетенций, на основекоторых уже в реальной профессиональной деятельности (после окончания училища)у выпускников формируется более устойчивая мотивация профессиональнойдеятельности и быстрее, лучше и эффективнее происходит адаптация к новымусловиям труда на рабочем месте.
И взаключение я хочу сказать: «Только тогда человек социально может быть защищен,если он профессионал, в совершенстве владеет своей профессией. И если так, тона рынке труда он всегда найдет свое место».
