X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Министерство образования Кузбасса

Государственное профессиональное образовательноеучреждение

«Калтанский многопрофильный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ИПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Учебная дисциплина: ОП.03 ОСНОВЫ ЧЕРЧЕНИЯ

Профессия  18559 Слесарь-ремонтник

г. Калтан, 2021


 

Утверждено на заседании методического совета

ГПОУ КаМТ

Протокол № __ от «__» ________ 2021 г.

Председатель методического совета

________ Т.А.Южанина

 

Рассмотрено на заседании цикловой

методической комиссии технологического профиля

Протокол №  1 от « ___ » августа 2021 г.

ПредседательЦМК

__________И.В. Юркова

 

 

Автор-составитель:

Т.Е. Зариева, преподаватель ГПОУ КаМТ

 

 

 

Методические указания по выполнению  графическихи практических работ [Текст]:методические указания / авт.-сост.: Т.Е. Зариева. – Калтан: ГПОУ КаМТ, 2021. – 33 с.

 

Методические указания по выполнению графических и практическихработ по учебной дисциплине ОП.03 Основы черчения направлены на закрепление,углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений,развитие познавательных способностей и активности студентов. В указаниях данатематика графических и практических работ, порядок выполнения и критерииоценивания работ.

Методические указания адресованы, обучающимся попрофессии 18559 Слесарь-ремонтник

 

 

 

 

 

 

Государственное профессиональноеобразовательное учреждение «Калтанский многопрофильный техникум»,2021

Авт.-сост.: Т.Е. Зариева, 2021


Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………..……………

4

План графических и практических занятий……………………………………………………………………

6

Графическая работа № 1 «Линии чертежа» …………………………………………………………………..

7

Графическая работа 2 «Чертеж плоской детали» …………………………………………………………..

8

Графическая работа 3 «Построение третьего вида по двум данным» ………………………………

9

Графическая работа 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» …………………

11

Графическая работа 5 «Эскиз и технический рисунок детали» ……………………………………….

12

Практическая работа 1 «Порядок чтения чертежей деталей» ………………………………………….

13

Графическая работа 6 «Эскиз детали с выполнением сечений ………………………………………..

16

Практическая работа 2 «Чтение чертежей» ……………………………………………………………………

16

Практическая работа 3 «Чтение сборочных чертежей» …………………………………………………..

18

Графическая работа 7 «Деталирование» ………………………………………………………………………..

19

Список рекомендуемой литературы ………………………………………………………………………………

20

 


Пояснительнаязаписка

Методическиеуказания по выполнению графических и практических работ по учебной дисциплинеОП.03 Основы черчения по профессии 18559Слесарь-ремонтник составлены на основании:

— адаптированнойрабочей программы учебной дисциплины ОП.03 Основы черчения, в соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом по профессии среднегопрофессионального образования 15.01.35 «Мастер слесарных работ», утвержденного приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016года №1576;;

— профессиональногостандарта утвержденного приказом Министерства труда и социальной защитыРоссийской Федерации от «10» марта 2015 г. №148н;

— методическихрекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программсреднего профессионального образования, утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N06-830вн.

В результатеосвоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— планироватьтехнологический процесс слесарной обработки по чертежам;

— производитьрасчеты и выполнять геометрические построения;

— читать чертежидеталей.

В результатеосвоения дисциплины обучающийся должен знать:

— приемы разметкии вычерчивания простых фигур;

— порядокрасчетов и геометрических построений, необходимых при изготовлении инструмента,деталей и узлов по чертежам;

— условныеобозначения на чертежах;

— правилапостроения и чтения технических чертежей;

— правилапостроения и чтения сборочных чертежей.

Практическиезадания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений иформирование учебных умений, они составляют важную часть подготовки по освоениюдисциплины.

Систематическоевыполнение практических работ способствует более осознанному и конкретномувосприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к дисциплине иформирует общие компетенции:

ОК 1 Выбиратьспособы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различнымконтекстам

ОК 2 Осуществлятьпоиск, анализ и интерпретацию информации,

необходимой длявыполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планироватьи реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04 Работать вколлективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,клиентами.

Результатвыполнения практических заданий оценивается по пятибалльной системе. Критериямиоценивания результатов выполнения графических и практических работявляются:

-степеньреализации цели работы;

-качествооформления отчета;

-степеньсоответствия результатов работы заданным требованиям.

Отметка «5» — «отлично» выставляется,если обучающийся:

— самостоятельно,тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы иаккуратно ведет тетрадь; чертежи читает свободно;

— принеобходимости умело пользуется справочным материалом;

— ошибок визображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Отметка «4» — «хорошо» выставляется,если обучающийся:

— самостоятельно,но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительноаккуратно ведет тетрадь;

— справочнымматериалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;

— при выполнениичертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечанийучителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

Отметка «3» — «удовлетворительно»выставляется, если обучающийся:

— чертеживыполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает;обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;тетрадь ведет небрежно;

— в процессеграфической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет спомощью учителя.

Отметка «2» — «неудовлетворительно»выставляется, если обучающийся:

— не выполняетобязательные графические и практические работы, не ведет тетрадь;

— чертежи читаети выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенныеошибки.


Планграфических и практических занятий

Наименование разделов и тем

Темы практических занятий

Объем часов

РАЗДЕЛ 1.  Оформление чертежей и геометрические построения

Тема 1.2 Оформление чертежей

Графическая работа 1 «Линии чертежа»

2

Графическая работа 2 «Чертеж плоской детали»

2

РАЗДЕЛ 2 Проекционные изображения на чертежах

Тема 2.1 Чертежи в системе прямоугольных проекций

Графическая работа 3 «Построение третьего вида по двум данным»

2

Тема 2.2 Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Эскизы

Графическая работа 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

2

Графическая работа 5 «Эскиз и технический рисунок детали»

2

РАЗДЕЛ 3. Чтение и выполнение чертежей

Тема 3.1 Геометрические построения на чертежах

Практическая работа 1 «Порядок чтения чертежей деталей»

2

Тема 3.2 Сечения и разрезы

Графическая работа 6 «Эскиз детали с выполнением сечений

2

Практическая работа 2 «Чтение чертежей»

4

Тема 3.3 Сборочные чертежи

Практическая работа 3 «Чтение сборочных чертежей»

2

Графическая работа 7 «Деталирование»

2

Всего

22


 

Графическая работа № 1

Тема: Линии чертежа

Цель работы: научить вычерчивать основные чертежные линии, познакомитьс их назначением

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание 1.

Приготовьте лист чертежной бумаги формата А4. Вычертите рамку и графыосновной надписи по размерам, указанным на рисунке 1 и рисунке 2.

Рисунок1 — Оформление листа формата А4

 

Рисунок2 — Основная надпись учебного чертежа

Задание 2.

1. Проведите различные линии, окружности, соблюдая указанные размеры.

2. Толщину линий выполнять в соответствии с ГОСТ 2.303-68.

3. Размеры на чертеже наносить не надо.

4. Заполните основную надпись. Название работы — Линии чертежа.

 

Пример выполнения задания представлен на рисунке 3.

   

Рисунок3 — Пример задания и его выполнения

 

 

Графическая работа № 2

Тема: Чертеж плоской детали

Цель работы: научить выполнять чертеж,применять правила нанесения размеров, пользоваться чертежными инструментами.

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание

1. Постройте полное изображение детали по имеющейся половине,разделенной осью симметрии в масштабе изображения 2:1.

2. Нанесите размеры в соответствии с ГОСТ 2.307-68.

3. Заполните основную надпись. Название работы – Чертеж «плоскойдетали».

Порядок выполнения работы

1. На рисунке дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить,как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии.

2. На листе чертежной бумаги формата А4 вычертите рамку и графыосновной надписи. Определите центр рабочего поля чертежа и от него ведитепостроение изображения.

3. Вначале проведите оси симметрии, постройте тонкими линиямипрямоугольник, соответствующий общей форме детали. Разметьте изображенияпрямоугольных элементов детали. Определив положение центров окружности (-ей) иполуокружности (-ей), проведите их.

4. Нанесите размеры в соответствии с ГОСТ 2.307-68.

5. Обведите чертеж линиями, установленными стандартом: сначала –окружности (полуокружности), затем – горизонтальные и вертикальные прямые.

     

Рисунок 4 — Пример задания и его выполнения

 

Задания по вариантам

                                           

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

                          Вариант1                                                                    Вариант 2

 

                              

                            Вариант3                                                         Вариант 4

Рисунок5 — Варианты графической работы 2

 

Графическая работа № 3

Тема: Построение третьего видапо двум данным

Цель работы: научить проецированию предмета на три плоскости проекций, познакомить срасположением видов (проекций) и их названиями

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание:

1. На листе чертежной бумаги формата А4 вычертите рамку и графыосновной надписи.

2. По двум заданным видам – спереди и сверху, постройте вид слева(линии построения третьего вида по желанию можно сохранить).

3. Выдержите требования к типам линий (ГОСТ 2.303-68).

4. Нанесите размеры в соответствии с ГОСТ 2.307-68.

5. Заполните основную надпись. Название работы – Угольник. Материал –Сталь.

        

              Вариант 1                                Вариант2                                      Вариант 3

Рисунок6 — Варианты графической работы 3

Рисунок 7 — Пример задания и его выполнения

Графическая работа № 4

Тема: Чертежи иаксонометрические проекции предметов

Цель работы: научить проецированию предмета на три плоскости проекций, познакомить срасположением видов (проекций) и их названиями

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание:

1. На листе чертежной бумаги формата А4 вычертите рамку и графы основнойнадписи.

2. По данному виду и наглядному изображению детали постройте еще двавида (сверху и слева), очерченных габаритными рамками.

3. Постройте изометрическую проекцию детали. Порядок построенияпроекции приведен на рисунке 10.

4. Нанесите размеры.

5. Заполните основную надпись. Название работы – см. основную надпись всвоем варианте.

Рисунок8 — Порядок создания изометрической проекции

 

  

Рисунок 9 — Варианты графическойработы 4

Графическая работа № 5

Тема: Эскиз и технический рисунокдетали

Цель работы: приобрести практические навыкивыполнения рисунка от руки, устанавливать соотношение размеров отдельных элементовдеталей, выполнятьштриховку технического рисунка

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Технический рисунок — это изображение,выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз.При этом придерживаются тех же правил, что и при построении аксонометрическихпроекций: под теми же углами располагают оси, размеры откладывают вдоль осейили параллельно им.

Для большего отображенияобъемности предмета на технических рисунках наносят штриховку При этомпредполагается, что свет падает на предмет слева сверху. Освещенные поверхностиоставляют светлыми, а затененные покрывают штриховкой, которая тем чаще, чемтемнее поверхность предмета.

             

Рисунок 10 — Деталь и техническийрисунок детали

 

Эскиз — это изображение предмета,выполненное от руки, без применения чертежных инструментов, без точногособлюдения масштаба по правилам прямоугольного проецирования, но с обязательнымсоблюдением пропорций элементов деталей.

Эскиз является временнымчертежом и предназначен для разового использования.

Рисунок 11 — Деталь и выполненныйэскиз детали


 

Задание: По наглядному изображению выполнитьэскиз детали и ее технический рисунок

Рисунок 12 — Варианты графическойработы 5

 

Рисунок 13 — Пример задания и его выполнения

 

 

Практическая работа № 1

Тема: Порядок чтения чертежейдеталей

Цель работы: научить обучающихся навыкам чтения чертежей

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Чтобы получить по чертежу информацию о детали, т. е. прочитать еечертеж, необходимо соблюдать определенный порядок действий.

1. Прочитать основную надпись чертежа: выяснить название и назначениедетали, наименование материала, из которого она изготовлена, масштабизображений.

2. Установить, какие виды, другие изображения детали даны на чертеже,какой вид является главным.

3. Изучить виды и другие изображения в их взаимной связи, выяснитьочертания детали, взаимное расположение и форму ее частей. Представив почертежу форму каждой части детали, мысленно объединить их в единый целостныйобраз.

4. Определить размеры детали и размеры ее элементов.

Рассмотрим пример. На рисунке 14 дан чертеж детали, который необходимопрочитать

Рисунок 14 — Чертеж детали

 

Вопросы к чертежу (рис. 14). Вопросысоставлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтениячертежей.

1. Как называется деталь?

2. Из какого материала ее изготовляют?

3. В каком масштабе выполнен чертеж?

4. Какие виды содержит чертеж?

5. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?

6. Опишите общую форму детали.

7. Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

 

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 14).

1. Деталь называется «направляющая».

2. Изготовляют деталь из стали.

3. Масштаб чертежа 1:1, т. е. деталь изображена в натуральную величину.

4. Чертеж содержит два вида: главный и слева.

5. Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя обавида.

Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а навиде слева — окружности. Значит, это цилиндр. так как такие проекции характерныдля цилиндра.

Вторая слева часть на главном виде имеет форму трапеции. На виде слеваона показана двумя окружностями. Такие проекции может иметь только усеченныйконус.

Третья часть, как и первая, показана на главном виде прямоугольником, ана виде слева — окружностью. Значит, она имеет также форму цилиндра.

Четвертая часть на главном виде имеет очертание прямоугольника, внутрикоторой проведены две горизонтальные линии, а на виде слева — шестиугольника.Такие изображения характерны для шестиугольной призмы.

Крайняя справа часть показана прямоугольником на главном виде иокружностью на виде слева. Мы знаем, что такие изображения определяют цилиндр.

По штриховым линиям на главном виде и по окружности самого меньшегодиаметра на виде слева можно сделать вывод, что внутри детали имеется сквозноецилиндрическое отверстие.

6. Объединив все части, устанавливаем общую форму предмета (рис. 144).Она представляет собой сочетание цилиндров, усеченного конуса и шестиугольнойпризмы, расположенных на одной оси. Вдоль оси детали проходит сквозноецилиндрическое отверстие.

Изометрическая проекция детали

Рисунок 15 — Изометрическая проекция детали

7. Габаритные (наибольшие и наименьшие) размеры детали таковы: длина160 мм, диаметр 90 мм, диаметр отверстия 20 мм. Диаметр крайней левойцилиндрической части 30 мм, длина 18 мм. Высота усеченного конуса 20 мм, уголпри вершине 30°, диаметр большего основания 48 мм.

Такой же диаметр имеет следующая цилиндрическая часть. Длина цилиндраопределяется как разность между размерами 75 и 38, т. е. равна 37 мм.

Два размера части детали, имеющей форму шестиугольной призмы, нанесенына виде слева: между параллельными гранями —65 мм, между двумя ребрами —75 мм.Длина этой части не указана, она определяется вычитанием из габаритного размера(160) размеров 75 и 45. Диаметр наибольшего цилиндра 90 мм, длина его 45 мм.Диаметр отверстия 20 мм.

Задание:

Прочитайте по заданию один из чертежей на рисунке 16. Ответы на вопросызапишите в тетради.

     

Рисунок16 — Варианты практическойработы 1

 

Вопросы для чтения чертежей

1. Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?

2. Какой масштаб указан на чертеже?

3. Какие изображения передают форму детали?

4. Сочетанием каких геометрических тел образована ее форма?

5. Опишите форму детали.

6. Чему равны габаритные размеры? Какова величина геометрических тел,образующих форму детали?

Графическая работа № 6

Тема: Эскиз детали свыполнением сечений

Цель работы: закрепление и проверка практических навыков впостроения сечений

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание:

1. На листе чертежной бумаги формата А4 вычертите рамку и графыосновной надписи.

2. Проведите анализ геометрической формы детали (письменно на листе вклетку).

3. По наглядному изображению точеной детали постройте эскиз детали

4. Выявите поперечную форму детали сечением, обозначьте его.

Рисунок17- Задание к графической  работе6

 

Рисунок 18 — Пример выполненного заданиязадания

 

 

Практическая работа № 2

Тема: Устное чтение чертежей

Цель работы: закрепление и проверка практических навыков в чтениичертежей

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание:

1. Прочитайте по заданию учителя чертежи деталей,приведенные на рисунках 19, 20. Дайте ответ на приведенные ниже контрольныевопросы (ответы к рисунку 19 должны дать все учащиеся).

Рисунок 19 — Задание на чтение чертежа

Вопросы для чтения чертежей

а) какие изображения даны на чертежах (дайте названия видами разрезам)?

б) с какой целью даны разрезы? что они выявляют? сколькоотверстий в детали?

в) сколько фасок у детали? каковы их размеры?

г) какими размерами надо воспользоваться, чтобы просверлитьотверстия, там где необходимо?

2. Выполните технический рисунок опоры (рис. 20).

3. Выполните для детали на рисунке 20 чертежи частей,представляющих собой простые геометрические тела. Нанесите размеры.

Рисунок 20 — Задание на чтение чертежа

 

Практическая работа № 3

Тема: Чтение сборочных чертежей

Цель работы: закрепить навыки чтения сборочных чертежей

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание:

1. Прочтите сборочный чертеж по приведенному плану

2. Ответы на вопросы запишите в рабочей тетради

   

Рисунок 21- Задание на чтение сборочного чертежа

Графическая работа № 7

Тема: Деталирование

Цель работы: научиться читать чертежи сборочных единиц и выполнять по ним эскизы,рабочие чертежи отдельных деталей этой единицы

Оборудование: методическиеуказания по выполнению графических и практических работ, чертежные инструменты

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Задание:

Выполнить чертежи двух деталей под номером 1 и 4 по сборочному чертежу

Рисунок 22- Задание на выполнение графической работы 7


 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

Основныеисточники:

1. Ботвинников,А. Д. Черчение. 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций /А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. — 3-е изд.,стереотип. — Москва: Дрофа ; Астрель, 2018. — 221, [3] с. : ил. — (Российскийучебник).

2. Чумаченко,Г.В. Техническое черчение [Текст]: учебник (начальное профессиональноеобразование) / Г.В. Чумаченко — Москва: КНОРУС; 2016. — 296 с.

 

Дополнительныеисточники:

1. Вышнепольский,В.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение. 9 класс» А. Д. Ботвинникова, В. Н.Виноградова, И. С. Вышнепольского [Текст]: для учащихся общеобразовательныхорганизаций / В.И. Вышнепольский. — 7-е изд., стереотип. — Москва:«Просвещение», 2021. — 79, [1]с. : ил.

 

Интернет-ресурсы:

1. Уроки черчениядля начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения [Электронный ресурс]. -URL: http://vse-kursy.com/read/1063-uroki-chercheniya-onlain.html (датаобращения: 26.08.2021).

2. Черчение. Школьныйинтернет-учебник [Электронный ресурс]. – URL: http:// cherch-ikt.ucoz.ru (датаобращения: 26.08.2021).

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет