X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Урок- игра «Путешествие поСмутному времени»

7 класс


 

Местопроведения: учебный кабинет

Целиурока:

Образовательные:

-повторить, систематизировать обобщить исторические факты и события Смуты;

-оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России;

-определить историческое значение, оценку «смутного времени» в истории России.

Развивающие:

-развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившимсобытиям (деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, восстаниепод руководством И. Болотникова, Первое и Второе ополчения);

-закрепить умение работы c Internet ресурсами;

-продолжить формирование умений работы с дополнительным материалом;

-продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать,аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

-продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, ксамообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;

-продолжить развивать чувства толерантности;

-продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работыв коллективе;

-продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям;

-способствовать воспитанию ответственности (в ходе современной деятельности) иуважения к историческому прошлому свое страны (на примере защитников «землирусской»)

Задача: Выяснить:Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это:время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии?

Оборудование: доска,ПК, портреты исторических деятелей Смутного времени (Лжедмитрий I,Лжедмитрий II, Борис Годунов, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин), листыоценивания для жюри, учебник по Истории России конец XVI-XVIII век 7класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение», 2009 г.

Оформлениедоски:

Тема:«Путешествие по Смутному времени»

Ходурока:

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время».Игра. Проверка усвоения знаний.

3.Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.

4.Домашнеезадание


1.Организационный момент –слайд 1

Учащиесязаходят в класс, занимают места согласно жеребьёвке

(каждыйвошедший берт задание и определяет к какому историческому персонажу относитсяего задание

1.портретЛжедмитрия 1

2.портретВасилия Шуйскокого

3.портретЛжедмитрия 2

Капитаныпроверяют верно ли заняли места учащиеся.

 

Уч-ль:Ребята вы, заняли свои места согласно историческим личностям, которые вамдостались. Скажите пожалуйста, какое историческое событие, очень важное вистории нашего Отечества объединяет этих людей?

Уч-ся:Смутное время.

Уч-ль:17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современникиназывали начало этого столетия «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чемоткрылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднималисьсамозванцы, один наглее другого.

Нобеды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялосьвозглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показаложизненность и силы России.

Современники,потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали своюоценку.

Давайтеи мы сегодня на  уроке  попробуем воспроизвести событияСмуты, вспомнить основные события, назвать её участников и попытаемся дать своюоценку  Смутного   времени.

Учительобъявляет учебную задачу: Действительно ли Смутное время – это времяутраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг«назад» или «вперед» в ее развитии? Слайд 2

 Ачтобы решить обозначенную задачу , мы проводим сегодня игру «Путешествие поСмутному времени».слайд 3

Оцениватьсегодняшнюю игру будут учащиеся 11-ог класса, знатоки, которые добросовестноготовятся к ЕГЭ по истории, разрешите представить : председатель жюри ВарданянДжулиета, Мальченок Анастасия, Дмитриев Павел

Подготовкак игре.

Ребятавы уже разделились на 3 команды и первое задание, придумать название команды, икапитан представится сам и скажет название. За это задание команда можетзаработать от 1 до 3 баллов, на работу одна минута.

Капитаныпредставляют команду.

Правилаигры: В нашей игре будет 7 этапов, название которых вы видите на экране.слайд4

 2. Актуализацияопорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время». Игра. Работас Internet ресурсами. Проверка усвоения знаний — 35минут

Учительзачитывает слова историка Ключевского Василий Осипович « Смутное   время  впервыеи больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить, людейраскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь»…слайд5

Давайтепоподробнее об этом поговорим:

Мыс вами начинаем игру

ХОД ИГРЫ:

1тур «Дальше, дальше» слайд 6

Учительзачитывает вопросы сначала одной команде, затем- другой. Участники должныбыстро и правильно ответить на вопрос. Если ученики не знают ответа или неправильно ответили, то право ответа переходит к другой команде,за каждыйправильный ответ команда получает 1 бал

Вопросы:

1.Старшийсын Ивана Грозного (Иван)

2.Онустанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян (Указ «об урочных летах»)

3.Первыйпатриарх Московский и всея Руси (митрополит Иов)

4.Жена первого самозванца (Марина Мнишек)

5.Настоящееимя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)

6.ПрозвищеЛжедмитрия II («тушинский вор»)

7.Боярскаядума под руководством Ф. И. Мстиславского («Семибоярщина»)

8.Руководительпервого ополчения (Прокопий Ляпунов)

9.Верныйсподвижник князя Пожарского во Втором ополчении (Кузьма Минин)

 10.Младшийсын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)

11.Братжены Федора Ивановича (Борис Годунов)

12.Местогибели царевича Дмитрия (город Углич)

13.Имяпервого самозванца (Лжедмитрий I)

14.Онзапрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому (Указ «озаповедных летах»)

15.ПочемуБорис Годунов стал управлять от имени Федора (Федор не обладал крепкимздоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть временипроводил в молитвах)

16.Занялпрестол после смерти Лжедмитрия I (Василий Шуйский)

17.Возглавилвторое ополчение (князь Дмитрий Пожарский)

18.Первыйцарь династии Романовых (Михаил Федорович Романов)

2Тур « Исторические термины» слайд 7

Поочереди вытягивают задания и пишут значение терминов, затем капитан зачитывает.1 бал за каждое верное определение

Дайтеопределения понятиям:

1.Смута,авантюрист

2.“семибоярщина”,гетман

3.Ополчение,Самозванство

3минуты на выполнение

3.тур«Что? Где? Когда?» слайд 8

Давайтевспомним хронологию Смуты.

Учительперечисляет основные события изученного материала. Вам нужно вспомнить и поднятькарточку с датой этого события. Уважаемое жюри,прошу вас следить заправильностью выполнения. Команда получает один бал за верно поднятую дату.

 

События

Ответучеников

Представленная информация была полезной?
ДА
61.29%
НЕТ
38.71%
Проголосовало: 1493

Введениепатриаршества в России

1589

Указ«об урочных летах», начало сыска крестьян

1597

ВоцарениеЛжедмитрия I

1605

УбийствоЛжедмитрия I

17мая 1606

Восстаниепод предводительством И. Болотникова

1606-1607

ЦарствованиеВасилия Шуйского

1606-1610

Период«семибоярщины»

1610-1612

ОбразованиеПервого ополчения

1611

ОбразованиеВторого ополчения, освобождение Москвы

1612

ИзбраниеМихаила Романова царем

1613

4. Тур «О ком идет речь?» слайд 9

Боярин,сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.слайд10

(БорисГодунов)слайд 11

Царь,впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен вмонахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении.слайд 12

(ВасилийШуйский) слайд 13

Торговыйчеловек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от

иноземныхзахватчиков.слайд 14

(КузьмаМинин) слайд 15

Физ.минутка

 

Богатыри

  Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не  ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим, 

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

 

 

5тур «Темная лошадка»

Надоске висят портреты исторических деятелей Смутного времени, капитаны получаютконверты с листами, на которых написаны имена. Необходимо правильно сопоставитьимена и личности. На это дается 3минуты. рядом с портретами прикрепляется имя(с помощью магнита). Каждое правильное совпадение – 1 балл.

ЦарьБорис Федорович Годунов

Лжедмитрий I

ЦарьВасилий Иванович Шуйский

Лжедмитрий II

ДмитрийПожарский

КузьмаМинин

 

 

Длякоманды:Да/Нет

а) со смертью царя Федора прервалась правящая династия вРоссии (+)
б) настоящее имя Лжедмитрия I Григорий Отрепьев(+)
в) Лжедмитрию I удалось долго удержаться намосковском престоле (-)
г) основной военной силой движения И.Болотникова были стрельцы (-)
д) ослабление центральной власти привело к Смуте(+)
е) вторым избранным царем на русский престол былпольский королевич Владислав (-)
ж) после свержения Василия Шуйского в страненаступило междуцарствие (+)
з) летом 1611 г. Россия оказалась висключительно тяжелом положении (+)
и) значительную роль в отпоре интервентамсыграла Русская православная церковь (+)
к) Первому ополчению удалось освободить Москву,но оно не сумело долго удержать в своих руках столицу (-)


6. Тур Карта «По дорогам самозванцев и освободителей»

Отметитьна контурной карте:

1.   Поход Лжедмитрия на Москву в 1604-1605 гг

2.   Поход Лжедмитрия 2 1607 г

3.   Движение отрядов Народного ополчения под предводительствомМинина и Пожарского 3 минуты

 

7. Тур «Помним»

Смутное время оставило глубокий след в истории и памяти русскогонарода,и не смотря на то что события о которых мы сегодня говорим случилисьболее четырёх столетий назад, не вспоминать  их мы не можем, и в подтверждениеэтому наш заключительный 7 тур «помним» 2 балла

 

1.   Какое событие отмечается 4 ноября с 2005 года?

Объясните, что произошло в ноябре 1612 года?

2.   В каких городах стоят памятники Минину и Пожарскому?

В каком  городе находится памятник на котором есть такаянадпись: « Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия, в лето1818 года»?

3.   Как называется фильм?

 

Спасибобольшое,всем участникам. Уважаемое жюри я прошу вас подвести итоги.

Покажюри подводит итоги я хочу вернутся к задаче сегодняшнего урока и спросить васребята: «Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей?Что это: время «падения» России или «взлета»?

 Уч-ся:Не смотря на печальные последствия Смуты, такие как разорение, запустениеземель, упадок промыслов ,разорение городов и многое другое, эти событияпоказали, на что способен русский народ в своём единстве. И именно это можноназвать взлётом в истории нашего Отечества.

 

 Подведениеитогов игры.

 Подведениеитогов работы на уроке. Учитель выставляет оценки ученикам

Воти завершилось наше с вами путешествие по Смутному времени.

Поднимитепожалуйста руку те,кому понравилась наша игра, те кто получил сегодня новыезнания, те кому было интересно, и две руки если вы уходите с урока в хорошемнастроении.

 

 

4. Домашнеезадание:  подготовить сообщение на тему «Царь Михаил Федорович Романов»

 

Спасибоза внимание!

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.29%
НЕТ
38.71%
Проголосовало: 1493

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет