Проектирование урока по теме «Термометр»
Образовательная организация: МБОУ г. Иркутска СОШ № 77
Подготовил учитель: Кожевникова Екатерина Александровна
УМК: «Школа России»
Класс: 3
Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир»
Основная цель темы – 1) Познакомитьдетей с термометром и научить, им пользоваться его видами и свойствами;
2) определить,что такое температура; пронаблюдать, что происходит со столбиком ртути принагревании, охлаждении.
Задачи |
С точки зрения учителя |
С точки зрения ученика |
Образовательные |
Познакомить учащихся с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором. |
Познакомиться и узнать устройство научиться им пользоваться. |
Развивающие |
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. |
Научиться работать в парах, умение дать полный ответ, слушать, мыслить, запоминать, читать, извлекая из текста нужную информацию. |
Воспитательные |
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе. |
Учиться культуре общения на уроке. |
Предмет усвоения: Термометр
Средства усвоения:
Опорные знания |
Опорные умения |
Имеют первоначальное представление о термометре |
Приводят примеры термометра |
понимают значение в нашей жизни |
Приводят примеры значения в жизни человека |
Тип урока: Открытие нового знания с применением проблемногометода.
Ресурсы урока (средства обучения) учебник, рабочая тетрадь, презентация, термометрынесколько видов.
Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод проблемной ситуации
Соответствие этапов усвоенияи этапов данного урока
Этапы усвоения: |
Этапы урока: |
Самоопределение к деятельности Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности. Задачи: — психологически настроить детей на урок — создать доброжелательную обстановку на уроке — создать у школьников направленность на учебную работу
|
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: организовать направленное внимание на начало урока
Добрый день, дорогие друзья! Присаживайтесь. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь все понять , Ответы полные давать, И за работу получать Только лишь оценку пять. Давайте, друг другу пожелаем плодотворной работы, отличного настроения. |
1. Подготовка к восприятию Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Задачи: — осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение; — определить границы знания и незнания; — актуализировать опорные знания и изученные способы действий; — подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».
|
Актуализация опорных знаний, умений. Цель: выявить знания учащихся о погоде Название вида учебной работы: беседа, работа с вопросами Ø Учебная задача для учителя: повторить знания о погоде Ø Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о погоде и видов осадков Ø Учебная задача для учащихся: Показать знания о погоде и её видах Ø Организация работы детей: фронтальная. Формы и организация контроля за работой: учитель выслушивает ответы учащихся, при наличии ошибок спрашивает остальной класс, верно ли данное утверждение. Ø Подведение результатов работы: учитель отмечает правильность ответов и хорошую работу детей
– Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (мы говорили о погоде и ее видах ). ü Какую погоду мы наблюдали? ü Как погоду различают по облачности? ü Как различают погоду по осадкам? ü Какие виды осадков вы наблюдали? ü Как в зависимости от погоды одеваются люди? С какой погодой это связанно? – Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: “Интересно, насколько это горячо?” Или: “Интересно, насколько это холодно?” Вывод: Когда мы говорим “холодно”, “жарко”, “тепло”, “прохладно” мы говорим о температуре и ее изменениях. – Какие природные явления влияют на температуру? (На температуру влияют осадки: дождь или снег; ветер.) Вывод: для растений, животных, человека опасна сильная жара и сильный холод. |
2. Восприятие Цель: формулирование с учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации. Задачи: — выявить место и причины затруднения учащихся -подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач — определить и сформулировать проблему; — разработать план учебных действий по достижению цели урока.
3. Осмысление Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию Цель: обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: Задачи: — построить план выхода из затруднения. ü ставят цель, ü согласовывают тему урока, ü выбирают способ
Анализ проблемной ситуации
Решение проблемы
Работа по учебнику
Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).
Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону. Задачи: — организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий — организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону — оценить уровень усвоения материала, определить затруднения.
|
Открытие нового знания. Цель: познакомить учащихся с термометрам и его видами Название вида учебной работы: знакомство с новым материалом Учебная задача для учителя: познакомить детей с видами термометра Учебная задача для учащихся: познакомиться и усвоить виды термометра Организация работы детей: фронтальная Формы и организация контроля за работой: учитель задает вопросы, а ученики отвечают. Подведение результатов работы: Обобщают имеющиеся знания по предложенной теме, формулируют проблему. Обсуждают в парах ситуацию, выдвигают свои варианты ответов поощрение ребят за хорошую работу. Ребята, тему сегодняшнего урока вы узнаете с помощью разгадывания загадок. ü Я подмышкой посижу и что делать укажу: Или уложу в кровать, или разрешу гулять. — Что это? (градусник)
ü О чем идет речь в этой загадке? Живет за рамой Человек стеклянный. Любит погоду Вымеряет с ходу. Поступает просто Отмеряет ростом. (термометр) – Продолжите определение термометр – это………..
Проблемная ситуация. Игровая ситуация «Что перепутал художник» (Предлагаю картинки, на которых что-то не соответствует данному времени года) (Проблемный вопрос) Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Ответы детей: осадки, ветер, облачность, температуру)
Сегодня нам предстоит узнать ещё об одной характеристике погоды, которая тесно связана с изменениями вида облаков, ветра, осадков. Предлагаю: -проанализировать проблемную ситуацию; -определить в группах, что такое температура. -предположить, как и чем можно измерить температуру -Для чего заклеивают окна на зиму? -Для чего служат батареи в доме? -Для чего кладут продукты в холодильник? (Ответы детей) Высказывают свои обобщения, что температура — это степень нагретости воздуха, земли, тел.
Ребята как вы думаете, какая наша тема сегодняшнего урока? Да, на сегодняшнем уроке мы поговорим о термометрах и об их устройстве и видах. Какую цель на уроке, мы себе поставим? (ответы детей) Наглядно — образное знакомство с термометром Посмотрите на слайд и расскажите, из каких частей состоит термометр. Каждое деление на шкале термометра обозначает 1 градус. 0 – граница между градусами тепла и градусами холода или мороза. Вверх от 0 идут градусы тепла, а вниз градусы холода. Рассмотрим термометр как систему.
Практическая работа: Выполняют практическую работу в группах по определению температур. Записывают результаты в тетрадь.
«К вам приехал Айболит» Предлагает определить температуру -классной комнаты -чая в стакане — ученика Петрова Саши Работа по уяснению понятия «термометр» — Для точного определения состояния воздуха люди изобрели простой и надёжный прибор — термометр. — Ребята, откройте учебник. Найдите определение «термометр», прочитайте, что же такое термометр (повторяют несколько учеников). Термометр — слово иностранного происхождения и состоит из двух частей: термо — тепло, а метр — измерение. — Ребята, термометрами можно измерять температуру воздуха, почвы, воды, тела человека и животных. Работа с учебником. Учащиеся читает текст учебника Беседа с учащимися. Мы познакомились с новой классификацией что такое термометр. Проблемные вопросы к беседе: Ребята, что такое термометр? (Термометр — прибор для измерения температуры.) Читает учитель: Откройте учебник. Рассмотрите рисунок термометров. Послушайте внимательно, я сейчас вам прочитаю, из чего он состоит. Главная часть любого из них — стеклянная трубочка, наполненная жидкостью, и пластинка с делениями. Её называют шкалой. Шкалу изобрёл шведский учёный-естествоиспытатель Андерс Цельсия почти 300 лет тому назад, в 1742 году. Принцип работы термометра, основан на способности жидкостей, сжиматься при охлаждении и расширяться при нагревании. Свойство расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении имеют и другие жидкости: спирт и ртуть. Поэтому человек стал использовать эти жидкости в приборах, измеряющих температуру тел. Если расширенную часть трубочки, заполненную спиртом, поместить в тающий лёд, то столбик с жидкостью вначале будет опускаться, а потом остановится. Это место на шкале отмечают точкой и ставят число 0 (ноль). Затем расширенную часть трубочки опускают в кипящую воду. Жидкость расширяется, быстро поднимается вверх и останавливается. Это место также отмечают на шкале точкой и ставят число 100. Расстояние от 0 до 100 делят на сто частей. Одну такую часть своей шкалы Цельсий назвал градусом. Следовательно, по Цельсию, температура тающего льда или замерзающей воды равна 0 градусов. А температура кипения воды — 100 градусов выше ноля. По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода — от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода — со знаком «-». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: -50. Беседа о видах термометров: – Какие виды термометров вы знаете и что с их помощью можно узнать? В зависимости от назначения термометры бывают: воздушные. — Как вы думаете, для чего они необходимы? (для измерения температуры воздуха в комнате или на улице) медицинские — Для чего они необходимы? (для измерения температуры тела человека или животных) водные – Как они используются? (для измерения температуры воды), почвенный — для измерения температуры почвы. — Ребята, у всех этих термометров не все шкалы одинаковые. Медицинский термометр. На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла. Почему? Да потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар). При такой температуре человек погибает, поэтому на термометре не выносят больше деления тепла. Комнатный термометр. У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100 . Водный термометр. Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар. Воздушный термометр. Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Почему? Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы. Физкультминутка. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Отдохнули, а теперь давайте поработаем в парах Учащиеся выполняют в парах задания. – Ребята, давайте попробуем составить правила пользования с термометрами. Подведение итогов. 4 пары зачитывают свои правила. Практическая работа: Работа в группах Опыт № 1. (Слайд 6, 7. 8) Возьмите баночку с теплой водой и постепенно опускайте туда термометр. Внимательно наблюдайте, что произойдет. Что вы видите? Вывод: При опускании термометра в горячую воду он нагревается, а столбик ртути находится выше нуля. Опыт № 2. (Слайд 9–10) Возьмите баночку со снегом и опустите туда термометр. Что наблюдаете? Вывод: При опускании термометра в снег, он охлаждается, а столбик ртути находится ниже нуля. – Значит, при повышении температуры столбик ртути выше нуля, при понижении ниже нуля.
— Чтобы определить, в какой баночке вода холодная, в какой – теплая, а в какой – горячая, ученые создали специальный прибор – термометр. |
4. Закрепление
Задачи: — организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации); — установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; — организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; — повторить и закрепить ранее изученное на уроке. |
Название вида учебной работы: работа в группах Цель: закрепить полученные знания о термометре его видах и свойствах. Учебная задача для учителя: закрепить полученные знания. Учебная задача для учащихся: показать полученные знания о термометре его видах и свойствах. Организация работы детей: парная работа. Запись показаний термометра. — А сейчас научимся правильно записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек. Например, на комнатных термометрах, на ваших партах:+22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д. — Попробуйте записать значения температуры. Работа в парах. Дети записывают данные в своей тетради. Затем обмениваются тетрадями в паре и проверяют работы друг друга. — Запишите эти значения на листах бумаги: 5° ниже нуля, 10° тепла, 3° мороза, 20° выше нуля.
Формы и организация контроля за работой: учитель контролирует ответы учащихся, учащиеся контролируют ответы друг друга. Подведение результатов работы: поощрение ребят за работу
Ребята, вы сегодня познакомились с новым прибором – термометром. Опишите этот прибор. Термометр – очень хрупкий прибор. С ним нужно обращаться очень аккуратно. Попробуем определить правила, которые обязательно нужно соблюдать при обращении с термометром. Послушайте стихотворение. Вам необходимо запомнить, какова температура тела здорового человека. У меня опять: Тридцать шесть и пять! Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю: Где моя температура? Почему я не горю? Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной? У меня опять: Тридцать шесть и пять! Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается! И кашля нет! И общий вид такой, как полагается! И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь! И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать… У меня опять: Тридцать шесть и пять! Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру, Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу: «Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть! Ну, поднимись хоть не совсем – Остановись на «тридцать семь»!» Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова! Пылают щёки (от стыда!)… Ты нездоров, мой мальчик? Да… Я опять лежу в постели – Не велели мне вставать. А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять! ü О чём говорится в этом стихотворении? ü Какая температура здорового человека? ü Какова температура больного человека? ü Как поступил ученик? Плохо или хорошо? Почему? ( Ответы детей) |
5. Применение Цель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Задачи: — тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным; — повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий; — выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.
|
Работа в группах: Представляют полученные результаты всему классу, доказывают объективность определения температуры. Цель: контроль, за результатами деятельности.
Подведение итогов. Запиши числами: десять градусов тепла; восемь градусов мороза; шесть градусов выше нуля; семь градусов ниже нуля. 2. Определите с помощью термометра и запишите температуру воздуха в классе, на улице; 3. Покажите на модели термометра 12° мороза, 23° тепла, -8°, +5°;
Очень важная задача: Используйте термометр исключительно для измерения температуры. Берегите термометр от ударов и перегрева. Никогда не подвергайте термометр кипячению. Вопросы для закрепления: С помощью какого прибора измеряют температуру? ( Термометр) — Что такое термометр? (Термометр — прибор для измерения температуры.) — Кто изобрел шкалу термометра? (Цельций) — О каких видах термометров мы сегодня говорили? ( Воздушные, медицинские, водные, почвенные.) |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Задачи: — установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; — зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; — зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; — организовать рефлексию и самооценку учащихся; — проанализировать и оценить успешность достижения цели
Обсуждение и запись домашнего задания. Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задачи: — закрепить изученный учебный материал; — сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; — проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;
|
Предлагаю учащимся вспомнить «Когда температура может быть опасной?» и дома нарисовать творческий плакат по ОБЖ. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Ребята у вас на столах лежат листы самооценки, пожалуйста возьмите и соедините стрелочкой, покажите свою работу на уроке. – Кто доволен работой на уроке? – Сможете удивить родителей тем, что узнали на уроке? – Какое задание особенно понравилось? работой членов клуба? 1. Урок полезен, все понятно 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придется потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться!
Всем большое спасибо!
Цель: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Учебная задача для учителя: Направить на выполнение самостоятельного домашнего задания Организация работы детей: Дети записывают в дневниках Формы и организация контроля за работой: 1. 2. Учебная задача для учащихся: Выполнить домашнее задание ü Повторить правила пользования термометром ü Самостоятельно измерить и записать в дневник наблюдений температуру воды в аквариуме, молока в холодильнике и своего тела. Подведение результатов работы
Спасибо за работу! Было интересно работать с наблюдательными и внимательными учениками.
|
