X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Проектирование урока  по теме «Термометр»

 

Образовательная организация:  МБОУ г. Иркутска СОШ № 77

Подготовил учитель: Кожевникова Екатерина Александровна

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир»

Основная цель темы – 1) Познакомитьдетей с термометром и научить,  им  пользоваться его видами и свойствами;

2)  определить,что такое температура; пронаблюдать, что происходит со столбиком ртути принагревании, охлаждении.

 

Задачи

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Образовательные

Познакомить учащихся с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором.

Познакомиться и узнать  устройство научиться им пользоваться.

Развивающие

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Научиться работать в парах, умение дать полный ответ, слушать, мыслить, запоминать, читать, извлекая  из текста нужную информацию.

Воспитательные

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой  и индивидуальной работе.

Учиться культуре общения на уроке.

 

Предмет усвоения: Термометр

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Имеют первоначальное представление о термометре

Приводят примеры термометра

понимают значение в нашей жизни

Приводят примеры значения в жизни человека

 

Тип урока:   Открытие нового знания с применением проблемногометода.

Ресурсы урока (средства обучения) учебник, рабочая тетрадь, презентация, термометрынесколько видов.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Метод  проблемной ситуации

 

Соответствие этапов усвоенияи этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

Самоопределение к деятельности

Цель:  создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Задачи:

— психологически настроить детей на урок

— создать доброжелательную обстановку на уроке

—  создать у школьников направленность на учебную работу

 

   Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

  Цель: организовать направленное внимание на начало урока

 

Добрый день, дорогие друзья! Присаживайтесь.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Постарайтесь все понять ,

Ответы полные давать,

И за работу получать

Только лишь оценку пять.

Давайте, друг другу пожелаем плодотворной работы, отличного настроения.

1.                 Подготовка к восприятию

Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Задачи:

— осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение;

— определить границы знания и незнания;

— актуализировать опорные знания и изученные способы действий;

— подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».

 

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: выявить знания учащихся о погоде

   Название вида учебной работы: беседа, работа с вопросами

Ø    Учебная задача для учителя: повторить знания о  погоде

Ø    Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о погоде и видов осадков

Ø    Учебная задача для учащихся:

Показать знания о погоде и её видах

Ø    Организация работы детей: фронтальная.

Формы и организация контроля  за работой: учитель выслушивает ответы учащихся, при наличии ошибок спрашивает остальной класс, верно ли данное утверждение.

Ø    Подведение результатов работы: учитель отмечает правильность ответов и хорошую работу детей

 

– Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (мы говорили о погоде и ее видах ).

ü    Какую погоду мы наблюдали?

ü    Как погоду различают по облачности?

ü    Как различают погоду по осадкам?

ü    Какие виды осадков вы наблюдали?

ü    Как в зависимости от погоды одеваются  люди? С какой погодой это связанно?

– Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: “Интересно, насколько это горячо?” Или: “Интересно, насколько это холодно?” 
– Как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно? (Тепло, когда мне жарко. Холодно, когда мерзнешь.)
– Что вы делаете, когда вам очень тепло? Холодно? (Когда очень тепло человек хочет пить, хочется снять верхнюю одежду, можно прижаться лбом к холодному окну. Когда холодно хочется одеться потеплее, погреться у батареи, огня.)

Вывод: Когда мы говорим “холодно”, “жарко”, “тепло”, “прохладно” мы говорим о температуре и ее изменениях.

– Какие природные явления влияют на температуру? (На температуру влияют осадки: дождь или снег; ветер.)
– Как температура влияет на окружающий мир? На растения, животных, человека? (Ответы детей)

Вывод: для растений, животных, человека опасна сильная жара и сильный холод.

2. Восприятие

Цель: формулирование с учащимися  цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

Задачи:

— выявить место и причины затруднения учащихся

-подвести  учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач

— определить и сформулировать проблему;

— разработать план учебных действий по достижению цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осмысление

Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию

Цель: обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий:

Задачи:

— построить план выхода из затруднения.

ü    ставят цель,

ü    согласовывают тему урока,

ü    выбирают способ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).

 

Цель: организация  самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.

Задачи:

организовать  самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий

организовать  самопроверку учащимися своих решений по эталону

оценить уровень усвоения материала, определить затруднения.

 

 

 

Открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с термометрам и его видами

          Название вида учебной работы: знакомство с новым материалом

Учебная задача для учителя: познакомить детей с  видами термометра

Учебная задача для учащихся: познакомиться и усвоить виды термометра

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля  за  работой: учитель задает вопросы, а ученики отвечают.

      Подведение результатов работы: Обобщают имеющиеся знания по предложенной теме, формулируют проблему.

Обсуждают в парах ситуацию, выдвигают свои варианты ответов

поощрение ребят за хорошую работу.

Ребята, тему сегодняшнего урока вы узнаете с помощью разгадывания загадок.

ü   Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять.

— Что это? (градусник)

 

ü   О чем идет речь в  этой загадке?

Живет за рамой

Человек стеклянный.

Любит погоду

Вымеряет с ходу.

Поступает просто

Отмеряет ростом. (термометр)

– Продолжите определение термометр – это………..
– Почему в загадке термометр назван стеклянным человечком?
– Как вы понимаете:

 

Проблемная ситуация.

Игровая ситуация «Что перепутал художник» (Предлагаю картинки, на которых что-то не соответствует данному времени года)

(Проблемный вопрос) Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Ответы детей: осадки, ветер, облачность, температуру)

 

Сегодня нам предстоит узнать ещё об одной характеристике погоды, которая тесно связана с изменениями вида облаков, ветра, осадков.

Предлагаю:

-проанализировать проблемную ситуацию;

-определить в группах, что такое температура.

-предположить, как и чем можно измерить температуру

-Для чего заклеивают окна на зиму?

-Для чего служат батареи в доме?

-Для чего кладут продукты в холодильник?  (Ответы детей)

Высказывают свои обобщения, что температура — это степень нагретости воздуха, земли, тел.

 

Ребята как вы думаете, какая  наша тема сегодняшнего урока?

 Да, на сегодняшнем уроке мы поговорим о термометрах и об их устройстве  и видах.

Какую цель на уроке, мы себе поставим? (ответы детей)

Наглядно — образное знакомство с термометром  

Посмотрите на слайд и расскажите, из каких частей состоит термометр. Каждое деление на шкале термометра обозначает 1 градус. 0 – граница между градусами тепла и градусами холода или мороза. Вверх от 0 идут градусы тепла, а вниз градусы холода.

Рассмотрим термометр как систему. 
– Назовите НС термометра, т.е. в какую “семью” или “группу” предметов он входит.
– Назовите ПС термометра (из каких частей состоит).
– Как в прошлом люди узнавали температуру? А как ее будут узнавать в будущем?

Практическая работа: Выполняют практическую работу в группах по определению температур.

Записывают результаты в тетрадь.

 

«К вам приехал Айболит»

Предлагает определить температуру

-классной комнаты

-чая в стакане

— ученика Петрова Саши

Работа по уяснению понятия «термометр»

— Для точного определения состояния воздуха люди изобрели простой и надёжный прибор — термометр.

— Ребята, откройте учебник. Найдите определение «термометр», прочитайте, что же такое термометр (повторяют несколько учеников).

Термометр — слово иностранного происхождения и состоит из двух частей: термо — тепло, а метр — измерение.

— Ребята, термометрами можно измерять температуру воздуха, почвы, воды, тела человека и животных.

 Работа с учебником. Учащиеся  читает текст учебника

Беседа с учащимися. Мы познакомились с новой классификацией что такое термометр.

 Проблемные вопросы к беседе:

Ребята, что такое термометр? (Термометр — прибор для измерения температуры.)

  Читает учитель:

Откройте учебник. Рассмотрите рисунок термометров.

Послушайте внимательно, я сейчас вам прочитаю, из чего он состоит.

Главная часть любого из них — стеклянная трубочка, наполненная жидкостью, и пластинка с делениями. Её называют шкалой. Шкалу изобрёл шведский учёный-естествоиспытатель Андерс Цельсия почти 300 лет тому назад, в 1742 году.

Принцип работы термометра, основан на способности жидкостей, сжиматься при охлаждении и расширяться при нагревании. Свойство расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении имеют и другие жидкости: спирт и ртуть. Поэтому человек стал использовать эти жидкости в приборах, измеряющих температуру тел. Если расширенную часть трубочки, заполненную спиртом, поместить в тающий лёд, то столбик с жидкостью вначале будет опускаться, а потом остановится. Это место на шкале отмечают точкой и ставят число 0 (ноль).

Затем расширенную часть трубочки опускают в кипящую воду. Жидкость расширяется, быстро поднимается вверх и останавливается. Это место также отмечают на шкале точкой и ставят число 100.

Расстояние от 0 до 100 делят на сто частей. Одну такую часть своей шкалы Цельсий назвал градусом. Следовательно, по Цельсию, температура тающего льда или замерзающей воды равна 0 градусов. А температура кипения воды — 100 градусов выше ноля.

По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода — от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода — со знаком «-». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: -50.

Беседа о видах термометров:

– Какие виды термометров вы знаете и что с их помощью можно узнать?

В зависимости от назначения термометры бывают: воздушные.

— Как вы думаете, для чего они необходимы? (для измерения температуры воздуха в комнате или на улице)

медицинские — Для чего они необходимы? (для измерения температуры тела человека или животных)

водные – Как они используются? (для измерения температуры воды), почвенный — для измерения температуры почвы.

— Ребята, у всех этих термометров не все шкалы одинаковые.

Медицинский термометр. На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла. Почему? Да потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар). При такой температуре человек погибает, поэтому на термометре не выносят больше деления тепла.

Комнатный термометр.

У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100 .

Водный термометр. Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар.

Воздушный термометр. Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Почему? Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы.

Физкультминутка.  

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Отдохнули, а теперь давайте поработаем в парах

Учащиеся выполняют в парах задания.

– Ребята, давайте попробуем составить  правила пользования с термометрами.

Подведение итогов.

4 пары зачитывают свои правила.

Практическая работа: Работа в группах

Опыт № 1. (Слайд 6, 7. 8)

Возьмите баночку с теплой водой и постепенно опускайте туда термометр. Внимательно наблюдайте, что произойдет. Что вы видите?

Вывод: При опускании термометра в горячую воду он нагревается, а столбик ртути находится выше нуля.

Опыт № 2. (Слайд 9–10)

Возьмите баночку со снегом и опустите туда термометр. Что наблюдаете?

Вывод: При опускании термометра в снег, он охлаждается, а столбик ртути находится ниже нуля.

– Значит, при повышении температуры столбик ртути выше нуля, при понижении ниже нуля.

 

— Чтобы определить, в какой баночке вода холодная, в какой – теплая, а в какой – горячая, ученые создали специальный прибор – термометр.

4. Закрепление


Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Задачи:

— организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации);

 — установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать;

— организовать  самопроверку учащимися своих решений по эталону;

— повторить и закрепить ранее изученное на уроке.

Название вида учебной работы: работа в группах

Цель: закрепить полученные знания

о термометре его видах и свойствах.

Учебная задача для учителя: закрепить полученные знания.

Учебная задача для учащихся:  показать полученные знания о термометре его видах и свойствах.

Организация работы детей: парная работа.

Запись показаний термометра.

— А сейчас научимся правильно записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек. Например, на комнатных термометрах, на ваших партах:+22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д.

— Попробуйте записать значения температуры. Работа в парах.

Дети записывают данные в своей тетради. Затем обмениваются тетрадями в паре и проверяют работы друг друга.

— Запишите эти значения на листах бумаги: 5° ниже нуля, 10° тепла, 3° мороза, 20° выше нуля.

 

Формы и организация контроля  за работой: учитель контролирует ответы учащихся, учащиеся контролируют ответы друг друга.

Подведение результатов работы: поощрение ребят за работу

 

Ребята, вы сегодня познакомились с новым прибором – термометром. Опишите этот прибор.

Термометр – очень хрупкий прибор. С ним нужно обращаться очень аккуратно. Попробуем определить правила, которые обязательно нужно соблюдать при обращении с термометром.

Послушайте стихотворение. Вам необходимо запомнить, какова температура тела здорового человека.

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

Ты нездоров, мой мальчик? Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять!

ü     О чём говорится в этом стихотворении?

ü    Какая температура здорового человека?

ü    Какова температура больного человека?

ü    Как поступил ученик? Плохо или хорошо? Почему? ( Ответы детей)

 

5. Применение

Цель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

Задачи:

— тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;

— повторить  и закрепить  изученное для введения в последующем новых способов действий;

— выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.

 

Работа в группах: Представляют полученные результаты всему классу, доказывают объективность определения температуры.

 Цель: контроль, за результатами деятельности.

 

Подведение итогов.

Запиши числами: десять градусов тепла; восемь градусов мороза; шесть градусов выше нуля; семь градусов ниже нуля.

2. Определите с помощью термометра и запишите температуру воздуха в классе, на улице;

3. Покажите на модели термометра 12° мороза, 23° тепла, -8°, +5°;

 

Очень важная задача:

Используйте термометр исключительно для измерения температуры.

Берегите термометр от ударов и перегрева. 

Никогда не подвергайте термометр кипячению.

Вопросы для закрепления:

С помощью какого прибора измеряют температуру? ( Термометр)

— Что такое термометр?  (Термометр — прибор для измерения температуры.)

— Кто изобрел шкалу термометра? (Цельций)

— О каких видах термометров мы сегодня говорили? (  Воздушные, медицинские, водные, почвенные.)

Рефлексия учебной деятельности.

 Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

— установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

 — зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

— организовать рефлексию и самооценку учащихся;

 — проанализировать и оценить успешность достижения цели

 

 

 

 

 

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

 закрепить изученный учебный материал;

— сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

— проверить понимание  выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

 

Предлагаю учащимся вспомнить «Когда температура может быть опасной?» и дома нарисовать творческий плакат по ОБЖ.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

 Ребята у вас на столах лежат листы самооценки, пожалуйста возьмите и соедините стрелочкой, покажите свою работу на уроке.

– Кто доволен работой на уроке?

– Сможете удивить родителей  тем, что узнали на уроке?

­– Какое задание особенно понравилось?

работой членов

клуба?

1.                 Урок полезен, все понятно

2.                 Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.                 Ещё придется потрудиться.

4.                 Да, трудно всё-таки учиться!

 

Всем большое спасибо!

 

Цель: Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

Учебная задача для учителя: Направить на выполнение самостоятельного домашнего задания

Организация работы детей: Дети записывают в дневниках

Формы и организация контроля за работой:

1.            

2.           Учебная задача для учащихся: Выполнить домашнее задание 

ü    Повторить правила пользования термометром

ü    Самостоятельно измерить и записать в дневник наблюдений температуру воды в аквариуме, молока в холодильнике и своего тела.

Подведение результатов работы

 

 

 

 

Спасибо за работу! Было интересно работать с наблюдательными и внимательными учениками.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет