М-КСтратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальныхучебных действий
Цель: создать условия, мотивирующие к применению в деятельности стратегий иприёмов смыслового чтения.
Задачи:
-познакомить со стратегиями и приемами смыслового чтения;
— научить использовать в своей работе приемы смыслового чтения;
— оценитьсобственное профессиональное мастерство;
— определитьзадачи саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования исамосовершенствования
Оборудование:
проектор, экран, тексты для работыв группах, Кубик Блума, карточки для рефлексии.
1.Организационный
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги, гости, я рада вас видеть. Разрешите мне представить ваммоих помощников – фокус-группу в составе 6 человек.
Индукция
Короткаяпритча от Леонардо Да Винчи:
Встретилисьоднажды Кремень и Огниво. Получив сильный удар, кремень возмущенно вскрикнул:
– С чего тытак набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-топутаешь. Оставь мои бока в покое.
– Не сердисьпопусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешьсянемного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этихсловах кремень стал терпеливо сносить удары огнива. Наконец из него был высеченогонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугамвознаграждено.
— Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Ноесли запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знаниянепременно дадут добрые всходы.
Сегодня мыбудем совершенствовать свои знания и умения на мастер – классе, темакоторого записана на слайде. Прочитайте.
Прежде чем начать занятие, я предлагаювам разделиться на группы. У вас на столах лежат розовые листочки сословами. Найдите пару своему высказыванию и создайте группы.
Толькотот счастлив, кто способен распространять счастье. ПаулоКоэльо (предтекстовые стратегии)
Любить чтение — это обмениватьчасы скуки на часы большого наслаждения. Монтескье (текстовые стратегии)
Читать и не понимать — то же, чтосовсем не читать. Коменский Я. (послетекстовые стратегии)
Прочитаем высказывания, которые у васполучились.
Как вы думаете, какая основная задачапедагога зашифрована в них? (научить детей читать, понимая текст, а этодоставит удовольствие и самому педагогу, и его ученику)
Какова цель нашей встречи? изучить некоторые приёмы смысловогочтения и получить от этого удовольствие
Задачи вы можете увидеть на слайде
Приступаем к работе.
Чтотакое «смысловое чтение»? В основной образовательной программе основногообщего образования под смысловым чтением понимается «осмысление целичтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимойинформации из прослушанных текстов различных жанров; определение основнойи второстепенной информации; свободная ориентация и восприятиетекстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;понимание и адекватная оценка средств языка массовой информации».
Во ФГОС подчеркивается «метапредметный» характер смыслового чтения. Умения смыслового чтенияотносятся к универсальным учебным действиям, поэтому владение приемамисмыслового чтения поможет вам сделать любой урок продуктивным.
— Я подготовила для вас информационные карты. Туда же япоместила цель и задачи, которые мы определили.
В них вы можете увидеть определения стратегии чтения. Ниже вколонках помещены приемы работы с текстом.
Определите недостающие слова в названии каждой колонки. Вэтом вам помогут ваши мудрые высказывания на розовых листочках.
Прочитайте цель в каждой колонке. Посмотрите, какие приемыможно использовать на том или ином этапе работы с текстом. Я бы хотелаостановиться на нескольких приемах.
Предтекстовые стратегии
«Рассечениевопроса»
Цельюприема является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе егозаглавия.
Ходработы:
УЛьва Толстого есть интересное произведение. Прочитайте его заглавие — «Детство.Отрочество. Юность» и разделите его на смысловые группы. О чем, как выдумаете, пойдет речь в тексте?
-Прочитайтееще раз. Подумайте, что такое отрочество? (это период жизни между детством июностью — 11-15 лет)
-Запомнитеэто слово хорошо. В 11 классе на ЕГЭ оно вам пригодится.
(сюдаже добавится «Глоссарий» — Отрочество)
Текстовые стратегии
«Слова-ключики».
Цель: найти в тексте слова, несущие главную смысловую нагрузку
ФУТБОЛ
Сказалатетя: — Фи, футбол!
Сказала мама: — Фу,футбол!
Сестра сказала: — Ну,футбол…
А я ответил: — Во, футбол!
(Г.Сапгир) «Слова-ключики»здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разноеотношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение –фи, пренебрежение – фу,разочарование – ну, а у мальчика – восторг– во!
Послетекстовые стратегии
Кластер
Цель:систематизация материала
Кластерпомогает лаконично и наглядно систематизировать учебный материал. Работа сматериалом в графическом виде учит детей строить логичные высказывания.
Практическая часть.
-А сейчас переходим кпрактической части занятия. Мы рассмотрим приемы стратегии «Направленногочтения» Цель: сформировать умение целенаправленно читатьтекст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
Мы знакомимся с приемом «Антиципация», цель которогозаинтересовать обучающихся личностью писателя, создать мотивацию к чтению.
-Посмотрите на слайд. Это фотография писательницы ТатьяныТэсс. Как думаете, «Тэсс» — это фамилия или псевдоним?
-Для чего берут псевдонимы? Какие вы знаете псевдонимы?
Татья́на Тэсс (псевдоним;настоящее имя Татьяна Николаевна Сосю́ра) (12 [25]октября 1906, — 1983, Москва) —советская писательница, журналистка и публицистка, многолетняясотрудница газеты «Известия».
УТатьяны Сосюры была фамилия, известная в литературном мире: ее двоюродныйбрат Владимир Сосюра былизвестным украинским поэтом. Поэтому она решила взять псевдоним.
Обинтересном случае с ним вы можете прочитать на слайде.
-ТатьянаНиколаевна написала интересный рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.
Но сначала яхочу спросить, что может быть голубым?(небо, мяч, море,мечта, дали…)
Могут бытьголубыми деревья?(ели)
Почему ельназывают голубой? (особый восковый налет на каждой хвоинке создает тонкуюпленочку, которая в общей массе создает видимость не зеленой хвои, аголубоватой, сероватой или даже сиреневатой. Если восковый налет убрать, хвоябудет зеленой)
Где можно встретить голубую ель?
Вывод: Мыразобрали прием «Антиципации» (предвосхищения). Интересен такой прием работы?
Татьяна Тэсс назваларассказ «Голубая ель»
-Сейчас мыпрочитаем текст, используя прием «Чтение с остановками». Цель приема – создатьусловия для внимательного прочтения произведения, создания собственнойинтерпретации текста.
Будьтевнимательны, после каждой остановки я буду задавать вопросы.
(на столахприкреплены скотчем листы с рассказом. Обучающиеся отклеивают скотч снизу иоткрывают листок до 1 (2,3..) сгиба)
Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево изсказки.
– Что вы знаете о голубых елях?Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении?
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги.Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…
– Очень часто после слова«однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды вмосковском дворе?
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома раннимутром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юнуюпушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластавоставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью,содроганием, гневом.
– Какие действия предпримут, повашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятникподлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена досих пор.
– Рассказ почти завершен. Как выдумаете, о чем в конце написал автор?
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждыйдень. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему осодеянном.
— Что будет дальше и почему?
Вывод: Внимательнопрочитали текст? Все детали рассказа были бы вами замечены, если бы не быловопросов? У каждого в голове сложился определенный образ , связанный спроизведением.
-Поработаем сословами. Прием «Глоссарий». Его цель – расширении словарного запасаобучающихся.
Датьопределение словам «принялось», «содрогание», «подлец» (по группам).
Вывод:выувидели 3 способа толкования значения слов. Можно использовать прием «Синоним»,«Антоним» и др.
А сейчаспоиграем. Прием «Кубик Блума». Ябросаю кубик, на гранях которого написаны первые слова вопросов. Ваша задача –ответить на вопрос. (3 вопроса)
Работу можнопостроить несколькими способами. Изменим подход.
Попробуйте самисформулировать вопрос по содержанию рассказа (3 вопроса)
Можно построитьработу так: каждый ученик задает вопрос всему классу. Или только соседу.
-Почему люди неубирают засохшую ель?
-Объясни, какиеэмоции испытывали жители дома?
-Назови героя,срубившего ель
-Предложиспособы борьбы с такими людьми
-Придумайслова, которые могут остановить человека от плохого поступка
-Поделисьсвоими чувствами о рассказе
Вывод: прием помогаетглубже погрузиться в текст, соотнести собственную интерпретацию с авторскимзамыслом, учит отвечать на «толстые» вопросы, самим формулировать вопросы потексту.
А мы переходимк следующему приему — «Картинный план».Цель: воссоздания последовательностичастей текста. Прием проверяет глубину восприятия произведения, вниманиешкольников к деталям рассказа.
-А сейчасобратим свое внимание на доску. Художник изобразил события рассказа. Нопорядок иллюстраций нарушен. 1 человек будет читать рассказ выразительно, а мы восстановим правильный порядок. (по 1 к доске)
Вывод: А вы чувствуете, как ваш урок сразу заиграл красками? Какзагорелись глаза детей? Сколько заинтересованности в каждом ребенке?Последовательность частей рассказа восстановили? Тут у нас работают и аудиалы,и визуалы, и кинестетики.
Рефлексия
— Спасибо, коллеги, я вынуждена завершить нашу теплую встречу. Ясейчас снова подбрасываю кубик. У меня выпала грань «ПРОАНАЛИЗИРУЙ». Я прошусейчас участников фокус-группы поделиться своими впечатлениями, проанализировать свою работу,ее продуктивность за столь малое время.
— Что вы узналисегодня на мастер-классе?
— Что былосамым трудным для вас?
-Что возьмете всвою копилку?
Разрыв.
Вернемся к притче, о которой шла речь в начале занятия. Чтопоявилось благодаря взаимодействию кремня и огнива? (огонь). Какую пословицу выможете подобрать к притче?(Ученья кореньгорек, да плод сладок. Ученье -свет, а неученье — тьма)
-Так и мы с вами сегодня взаимодействовали и высекли огонь.Это огонь знаний!
-А дарю вам огонь знаний, а вы несите его с собой и дарите егодетям!
Спасибо заактивное участие в мастер-классе!
Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
– Что вы знаете о голубых елях?Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении?
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги.Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…
– Очень часто после слова«однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды вмосковском дворе?
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома раннимутром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юнуюпушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластавоставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью,содроганием, гневом.
– Какие действия предпримут, повашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятникподлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена досих пор.
– Рассказ почти завершен. Как выдумаете, о чем в конце написал автор?
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждыйдень. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему осодеянном.
— Что будет дальше и почему?
ИНФОРМАЦИОННАЯКАРТА МАСТЕР-КЛАССА
«Стратегиии приемы смыслового чтения как средство формирования
универсальныхучебных действий»
Цель: создать условия, мотивирующие к применению в деятельности стратегий иприёмов смыслового чтения.
Задачи:
— узнатьстратегии и приемы смыслового чтения;
— научиться использовать в своей работе приемы смыслового чтения;
— оценить собственноепрофессиональное мастерство;
— определить задачи понимание текста за счёт овладения приемами его освоения наэтапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Стратегии предтекстовой деятельности |
Стратегии текстовой деятельности
|
Стратегии послетекстовой деятельности
|
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
|
Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации.
|
Цель: усвоение, расширение, углубление, обсуждение прочитанного, корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. |
· «Мозговой штурм» · «Батарея вопросов» · «Предваряющие вопросы» · «Рассечение вопроса» · «Алфавит за круглым столом» · «Соревнуемся с писателем» |
· «Чтение в кружок» · «Чтение про себя с вопросами» · «Чтение про себя с пометками» «Слова –ключики» |
· «Вопросы после текста» · «Тайм-аут» · «Проверочный лист»
|
«Антиципация»
|
· «Глоссарий» · «Чтение с остановками» |
«Кубик Блума» «Картинный план» |
Голубая ель.
Татьяна Тэсс.
Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги.Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома раннимутром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юнуюпушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластавоставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели сболью, содроганием, гневом.
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятникподлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена досих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждыйдень. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему осодеянном.
