ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГОКОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ
Общеизвестно, что одним из самых важных этапов развития ребенкаявляется младший школьный возраст. Именно в этот период под влиянием ближайшегоокружения, а также целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развиваютсяважнейшие психические процессы, происходит приобщение к учебной деятельности, стимулированиеинтереса к ней, формируются базовые учебные знания, умения и навыки, которые вдальнейшем предопределят эффективность всего процесса обучения. В этой связи образовательнаясреда, в которую погружается ребенок младшего школьного возраста, а такжевопросы ее совершенствования на основе использования инновационных технологий являютсяпредметом пристального внимания специалистов данной сферы.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются с трех основныхпозиций: социально-экономической, психолого-педагогической, организационно-управленческой.От совокупности этих факторов во многом зависит общий климат и условия, вкоторых организуется образовательная деятельность, соответственно они могут стимулировать,либо серьезно затруднять её.
В научной литературе, посвящённой проблемам развития педагогическогопроцесса, учеными многократно подчеркивается, что на сегодняшний деньзначительно улучшить качество образования и обучения невозможно безиспользования инновационных технологий.
На основе обобщения теоретического материала и практического опыта, яполагаю, что в системе дополнительного образования в процессе техническогоконструирования и моделирования целесообразнее всего использовать несколькоинновационных образовательных технологий, которые могут чередоваться либоиспользоваться одновременно для достижения синергетического эффекта.
В частности, представляет интерес игровая технология, котораяпредставляет собой целую совокупность методов и приемов организациипедагогического процесса в форме различных дидактических игр, котораястимулирует познавательную активность детей, стимулирует их к самостоятельномупоиску ответов на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опытдетей, включая их обыденные представления о чем-либо.
Применение игровой технологии в процессе технического конструирования имоделирования должно базироваться на нескольких ключевых принципах:
— в игре педагогработает с детьми «на равных», выполняя одну из игровых ролей;
— игровойпроцесс должен быть динамичен и вариативен, что означает невозможность егополного прогнозирования, требующего от педагога гибкости мышления и готовностивместе с обучающимися проходить образовательный путь;
— инновационныеигровые технологии должны создавать широкие возможности для формирования удетей способностей к сотрудничеству, толерантности, бесконфликтноговзаимодействия, развития воображения и креативности.
Кроме того, немаловажным представляется использование в ходеобразовательного процесса технологии уровневой дифференциации обучения,поскольку успешность усвоения учебного материала зависит не только от педагога,но и от особенностей и возможностей детей, обусловленных особенностями памяти,мышления, восприятия и т.д. Применение технологии уровневой дифференциации назанятиях по моделированию и конструированию позволяет создать разнообразныеусловия для каждого ребенка, позволить им получить максимальные по егоспособностям знания, умения и навыки, в полной мере реализовать свой потенциал.
На основе уровневой дифференциации, когда к ребенку применяют методы,формы и средства обучения, подходящие под индивидуальные особенности ученика, позволяетмаксимально индивидуализировать подход к обучению.
Применение технологии уровневой дифференциации обучения предполагает:
— наличие базового,обязательного уровня подготовки, который должен быть выполнен всеми обучающимисябез исключения;
— открытость ипрозрачность требований, предоставление детям возможности выбора уровняусвоения материала и перехода с более легкого на более сложный уровень;
— предоставлениевозможности повышенной подготовки, определяющейся глубиной освоения программыдополнительного образования;
В ходе занятий по конструированию и моделированию учебные заданиядифференцируются по степени творчества, по объему, по степенисамостоятельности, по характеру помощи обучающимся, и уровню сложности.
Таким образом для каждого ребенка реализуется индивидуальная траекторияразвития, что позволяет формировать и поддерживать высокую степень мотивации кобучению, создает благоприятные условия для развития ребенка.
Еще одной инновационной технологией обучения, применяемой на занятияхпо конструированию и моделированию, является технология проблемного обучения,представляющее собой систему методов и средств обучения, основой котороговыступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемнойситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этомпроисходит как самостоятельное открытие их обучающимися с помощью педагога.
Как правило, постановка проблемы и коллективный поиск ее решения вызываетсо стороны обучающихся живые споры, обсуждения, яркие эмоции, тем самым, создаётсяобстановка увлечённости, творческого поиска. В ходе занятия организованного сприменением технологии проблемного обучения дети самостоятельно планируют своидействия, находят ресурсы и материалы для достижения поставленной цели,контролируют свою деятельность и оценивают её результаты, что положительносказывается на отношении ребенка к процессу обучения.
Особенность проблемного обучения состоит в том, что оно делает ребенкане пассивным слушателем, а активным участником, «творцом» учебного процесса,что с одной стороны значительно облегчает процесс стимулирования ребенка кобучению, с другой – изменяет роль педагога в учебном процессе. В данном случаепедагог осознанно идёт на творческое сотрудничество с детьми при выполненииучебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов крешению, борьбу мнений, столкновение различных (подчас противоположных) точекзрения. Педагог и обучающиеся становятся равноправными участниками совместнойучебной деятельности. Проблемное обучение на занятиях по конструированию имоделированию позволяет развить аналитическое мышление, навыки бесконфликтнойкоммуникации, делает процесс обучения более привлекательным для детей,ориентирует их на системное мышление и комплексное использование знаний.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что использованиеинновационных технологий обучения детей младшего школьного возраста в процессетехнического конструирования и моделирования позволяет обеспечить благоприятныеусловия для развития личности обучающихся, выбирать наиболее эффективныетехнологии для решения педагогических задач, возникающих в процесседополнительного образования; с большей определенностью предсказывать результати эффективно управлять педагогическим процессом.