Технологическая карта урока в Уголке Боевой Славы краеведческого музея «Истоки» МКОУ «ХубарскаяСОШ».
Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе!»
Цели:
-развитие гражданско-патриотических качеств, проявление творческого потенциала набазе школьного краеведческого музея;
-разработка новых, инновационных методов и форм работы музея в образовательной организации,повышение мотивации учебы за счёт внеурочной музейной деятельности;
-популяризация деятельности школьного музея как пространства для творчества и получениязнаний;
Задачи:
-провести обзорэкспонатов Уголка Боевой Славы музея;
-привлечь вниманиеи интерес учащихся к боевому и трудовому героизму жителей нашего села в годы Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах XX века;
-развитие интереса к истории страны, края, села;
-развитиепатриотических чувств, уважительного отношения к памяти;
-погружение в эпоху войны за счёт прослушивания аудиозаписей, детального изучения«ожившей» исторической карты по Великой Отечественной войне с помощью цветныхфлажков;
-повышение мотивации обучения, интереса к работе музея, включение учащихся в музейнуюдеятельность;
-глубокое изучение хода истории Великой Отечественной войны и локальныхконфликтов по исторической карте;
-развитие коммуникационных навыков учащихся;
-подготовка к олимпиадным заданиям и заданиям ОГЭ, связанным с картой Великой Отечественнойвойны.
Планируемыерезультаты:
Личностные:
-формирование чувства патриотизма и гражданственности, развитие высоких духовныхценностей и идеалов, творческого подхода в учебной деятельности;
-развитие лидерских качеств, умение отстаивать собственную точку зрения в групповойработе;
Метапредметные:
-формирование навыков поиска информации в видеоматериале, среди музейных экспонатови стендов;
-формирование коммуникативных навыков (групповая работа) при распределении функцийв поиске информации;
-формирование межпредметных связей с МХК, литературой;
-умение планирования учебной деятельности при групповой работе;
Предметные:
-знания истории Великой Отечественной войны (основные этапы, хронологию, ход войныпо карте);
-запомнят историческую карту по ходу Отечественной войны (все этапы);
-изучат форму и вооружение времён Отечественной войны;
-узнают о дискуссионных вопросах в историографии по вопросу подготовки к войне,соотношения сил;
Место проведения: Уголок Боевой Славы школьного краеведческого музея «Истоки»
Оборудование: компьютер,слайд – презентация, карты, материал Уголка Боевой славы.
План урока:
I. Оргмомент
II. Основная часть:
1. Этап — вызов (актуализация).
2. Этап открытия новых знаний.
III.Закрепление.
IV.Рефлексия.
V.Подведение итогов.
VI.Оценки. Д/з.
|
Деятельность учителя: |
Деятельность учащихся: |
||
I.Оргмомент (1 мин) |
Приветствие, установка на деятельность,
|
Отвечают на приветствие, настраиваются на работу. |
||
II.Основная часть:
1. этап — вызов (актуализация) (4 мин)
2.Этап открытия новых знаний (25 мин)
III.Закрепление (3 мин.)
IV. Рефлексия (3 мин)
V. Подведение итогов. (2 мин)
VI. оценки.
Д/з.(2 мин)
|
1. Включает песню «Вставай, страна, огромная!». Спрашивает, какую песню они сейчас слушают, чему посвящена? Выслушивает ответы.
Учитель: это звучит песня «Вставай, страна, огромная», которая относит нас в далекий 1941 год. С каким событием в нашей истории связан 1941 год? (ответы детей). Сегодня у нас необычный урок – урок в школьном музее, посвященный нашим односельчанам, участникам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов XX века. Скажите, что же нам нужно сегодня узнать на уроке? Что изучить? Сегодня мы остановимся на изучении вклада нашего села в победу в Великой Отечественной войне и участии в с помощью экспонатов нашего школьного музея. Учитель ставит ключевой вопрос урока: какое участие приняли жители нашего села в событиях Великой Отечественной войны и локальных конфликтах XX века?
1)Определение проблемы. Запись на доске. Для нас важно не только знать материал, но и понимать, нужен ли он нам, зачем мы к нему обращаемся, поэтому вы определили проблему. (запись проблемы на доске). И еще. Как вы понимаете слова С.О.Макарова: «Помни войну»?
Учитель: Наш урок будет проходить в школьном краеведческом музее, и вы будете работать в группах.
Но перед тем, как вы приступите к выполнению практических заданий, ваши одноклассницы – члены совета музея проведут для вас обзорную экскурсию. В течение 5-6 минут дети знакомятся с основными экспозициями и экспонатами Уголка Боевой Славы.
Практическая часть:
Учитель делит класс на 2 группы и раздаёт рабочие листы с заданиями, которые необходимо выполнить в ходе урока.
Учитель раздает первой группе фотографии фронтовиков, на оборотной стороне написаны имена и фамилии. Также группа получает книги «Солдаты Отечества». Задание группе: найти в книге сведения о каждом участнике войны, найти среди них своих родственников. Оживить карту «Великая Отечественная война», отмечая на ней места сражений, в которых участвовали наши сельчане.
Вторая группа получает задание отметить на карте государства, где воевали воины – интернационалисты. Выяснить, есть ли среди них родственники участников Великой Отечественной войны. Группа получает книгу «Летят журавли», краткие биографии воинов – интернационалистов, их фото.
Учитель предлагает группам отчитаться. Собирает рабочие листы, приглашает учащихся с фотографиями ветеранов. Раздает флажки из цветной бумаги. Задание: прикрепить флажки на карту, отметив места сражений односельчан, государства, где воевали воины – интернационалисты.
Учитель корректирует ответы, исправляет ошибки. Задает вопросы. Дает дополнительный материал. Подводит к выводам. Предлагает записать выводы в тетрадь. Из Хубара на войну ушли 159 человек, вернулись -69. Хубарцы участвовали во всех крупных операциях, освобождали страны Европы, воевали против Японии. Среди воинов – интернационалистов — семеро – дети, 3- внуки- участников Великой Отечественной войны.
Учитель: в дополнение к вашим выступлениям и для закрепления полученных знаний, предлагаю просмотреть презентацию «ЧЕСТЬ и СЛАВА ХУБАРА», подготовленную вашими одноклассниками по материалам Уголка Боевой Славы. Предлагаю придумать названия слайдам. Записывайте номера слайдов, а напротив – название. Это будет своеобразный конкурс. Дерзайте.
Ребята, мы сегодня хорошо поработали. Но есть еще одно задание: вам самим предстоит проанализировать вашу деятельность на уроке, т. е. провести рефлексию. Как мы оценим нашу работу? (оценки две: удовлетворительно и неудовлетворительно).
Материал урока был впечатляющим и должен был повлиять на ваше настроение. Рисуем настроение. Красный – радостное, восторженное настроение, Синий – грустное настроение, пассивность, усталость; Жёлтый – приятное, спокойное настроение; Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
Учитель: Подводя итоги урока, вернемся к ключевому вопросу и проблеме, которые мы озвучили в начале урока.
На Ключевой вопрос урока: «Какое участие приняли жители нашего села в событиях Великой Отечественной войны и локальных конфликтах?» вы ответили самостоятельно. Узнали много интересных фактов о боевом и трудовом подвиге наших односельчан в годы войны. Многие из вас нашли свидетельства героизма своих предков. Думаю, вы совсем по – другому будете смотреть на обелиск с именами ветеранов, по – другому будут звучать для вас военные песни и стихи. Потому что, сегодня вы поняли свою причастность к великим событиям Великой войны.
Но у нас остается еще задание — ответить на вопросы проблемы:
Зачем, спустя 73 года, мы снова и снова обращаемся к теме войны? Как вы понимаете слова С.О.Макарова: «Помни войну»?
Собирает оценочные листы. Объявляет оценки.
Д/З. написать мини – сочинение по вопросам проблемы на выбор. 1) Зачем, спустя 73 года, мы снова и снова обращаемся к теме войны? 2) Как вы понимаете слова С.О.Макарова: «Помни войну»?
Спасибо за урок. До свидания. |
1. Слушают песню, дают ответы
2. Примерные ответы: началась Великая Отечественная война, война с гитлеровской Германией. Нужно узнать точные даты войны, почему она началась, как проходила, кто в ней участвовал, чем закончилась. Участвовали ли в войне наши родственники.
Читают проблему: Зачем, спустя 73 года, Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487 мы снова и снова обращаемся к теме войны? (записи в тетради).
Дети выдвигают версии ответов.
Дети слушают, рассматривают экспонаты, делают записи в тетрадях.
Делятся на группы, выбирают лидера в группе, получают рабочие листы и смотрят на задания.
1) Рассматривают фото. 2) соотносят сведения из книг с участником. 3) находят родственников. 4) отмечают на карте территорию, где воевал ветеран, прикрепляя флажки. 5)изучают материалы СМИ, документы и награды. Заполняют рабочие листы.
Лидеры групп отчитываются, члены групп выполняют задания на доске.
Учащиеся делают выводы, записывают в тетрадь.
Дети смотрят презентацию, придумывают и записывают названия.
Дети получают лист оценки со списком класса и напротив своей фамилии ставят оценку «уд», или «неуд».
Дети выбирают цвет своего настроения, закрашивают свой цветок. Закрепляют цветы на ватман, прикрепленный на доске.
Лидеры в группах отвечают на ключевой вопрос урока.
Ответ на проблемные вопросы дети дадут в письменном виде.
Ставят оценки в дневники.
Записывают д/з в дневники.
Прощаются. |
||
|
Проходят в музей, ищут ответы на задание №3 из рабочего листа (поиск информации из экспозиции музея). Возвращаются в класс, завершают работу над рабочим листом – ответ на ключевой вопрос урока, подсчитывают количество баллов за задания.
Лидер в группе отвечает на ключевой вопрос урока, учащиеся отвечают, что узнали, что хотели бы узнать. |
|||
|
|
|
||
Приложения .
Рабочий лист.
№ |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Год призыва |
Место службы |
Примечание* |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
Рефлексиянастроения и эмоционального состояния
Словорефлексия происходит от латинского reflexio –обращение назад. Словарьиностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннемсостоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию каксамоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализдеятельности её результатов.
Рисуемнастроение.
Красный– радостное, восторженное настроение,
Синий– грустное настроение, пассивность, усталость;
Жёлтый– приятное, спокойное настроение;
Фиолетовый– беспокойное, тревожное настроение, близкое кразочарованию;
Чёрный– унылое настроение, отрицание, протест;
Оценочный лист.
№ |
Ф.И.О. |
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Технологическаякарта урока истории в краеведческом музее «ИСТОКИ»
МКОУ«Хубарская СОШ»
Тема:
«О доблестях, о подвигах, о славе…»
Зав.Музея «Истоки», учитель истории
МКОУ«Хубарская СОШ»
ПирахмаеваБ.С.
2022год.
