Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Косковская основная школа»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы от 30.08.2022 г. Протокол № 1
|
|
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Косковская основная школа» _______ Червяков М.И. Приказ № 49 от 31.08.2022 г.
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Алгоритмика. Мой КУмир»
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель: Ивашкина Ирина Сергеевна,
учитель информатики
д. Коски 2022
Пояснительная записка.
Авторскаядополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алгоритмика. МойКуМир» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
—Законом «Обобразовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
-Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (ПриказМинпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
-СанПиН2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главногогосударственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
-Концепциейразвития дополнительного образования детей (Распоряжениеправительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающихпрограмм (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября2015 г. N 09- 3242);
— Уставом МБОУ «Косковскаяосновная школа» .
Направленность — техническая.
Актуальностьпрограммы
Компьютерные науки и информационные технологии стали общедоступными и продолжают развиваться стремительными темпами. Предмет «Информатика и ИКТ» сложен имногообразен, поэтому изучение этой областитребует много времени,терпения и заинтересованности. С введением новогоФГОС все большую значимость приобретают занятия по выбору учащихся – кружки, факультативы, элективные курсы. Являясьнеобязательными, данные курсы создают условиядля развития личностикаждого школьника, предоставляя им выбор с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений, что позволяет на практике реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Большаячасть современных школьников вырослав условиях, когда компьютер превратился в привычныйобъект, который всегда был дома. В курсе «Алгоритмика. Мой КуМир» учащиеся расширят свое представление о принципахработы компьютера, о программируемой компьютерной графике. С помощьюисполнителей среды Кумир, школьники приобретут основные навыки структурного программирования, чтоособенно важно в связи с увеличением доли заданийна алгоритмизацию и программирование в ЕГЭ и ОГЭ.
Направленность программы — естественнонаучная, направлена на обучение учащихсяпрограммированию.
Отличительные особенности
Отличительнымиособенностями данной программы является то, что она расширяет и дополняетраздел алгоритмизации и программирования курса информатики в основной школе.
Адресат программы —ориентирована на учащихся 7-9 классов.
Цель и задачи программы
Цель – содействовать в приобретенииобучающимися навыков алгоритмизациии программирования, освоении возможностей среды КуМир, развитие творческих способностей.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать общеучебные навыки:
· самостоятельного анализапроблемы, ее осмысления,
· поиска решения
· выделения конструктивно независимых подзадач (разбиение сложной задачи на болеепростые составляющие),
· составления алгоритма решения поставленной задачи, самоконтроля (тестирование и отладкапрограммы).
Развивающие:
Способствовать развитию:
· исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
· алгоритмического и логическогомышления.
Воспитательные:
· воспитание интересак программированию, целеустремленности при достижении результата.
Объём и срок освоения программы: образовательная программа«Алгоритмика. Мой КуМир» рассчитана на 1 год, 34 часав год.
Формы обучения: занятия проводятся в компьютерном классе и включают:теоретические занятия, выполнениепрактических заданий с исполнителями, работу в среде КуМир. Специфика предмета,структура урока и подбор заданий способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность: целеполагание, планирование, аргументация, поиск информации,обобщение, сравнение, анализ, синтез, контроль и самоконтроль. Использование методов активного обученияпозволяет перенести акцент на самостоятельнуюи индивидуальную работу. Следует поощрять творчество и самостоятельность учащихся при постановке задачи.Высокий уровень работоспособности учащихся среднего звена обеспечивается сменой деятельности обучаемых. Поэтому рекомендуется отдаватьпредпочтение комбинированным занятиям.
Режим занятий:Занятиепроводится 1 раз в неделю по 45 минут, всего — 34 часа в год.
Планируемые результаты:
Основные личностные результаты, формируемые в процессе освоения программы «Алгоритмика. Мой КуМир»:
· формированиеоснов мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития информационных технологий;
· осознаниезначения математики и информатики в повседневной жизни человека;
· формирование способности к саморазвитию и самообразованию
средствами информационных технологий на основе приобретённой мотивациик обучению и познанию;
· формированиеответственного отношения к учению, способностидовести до конца начатое дело на примере завершённых творческих учебных проектов;
· формированиеосознанного позитивного отношения к другомучеловеку, его мнению,результату его деятельности;
· развитиеэстетического сознания через творческую деятельность на базе среды КуМир.
Основные метапредметные результаты, формируемые в процессе освоения программы «Алгоритмика. Мой КуМир»:
· умениесамостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новыезадачи в учебе и познавательной деятельности;
· умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способырешения учебных и познавательных задач;
· умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе достижения
результата,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действияв соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умениеформализовать решение задач с использованием моделей и схем, знаков и символов;
· умение организовывать учебноесотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Основные предметные результаты, формируемые в процессе освоения программы «Алгоритмика. Мой КуМир»:
· формирование представлений об основных предметных понятиях —
«информация»,«алгоритм», «модель» и их свойствах;
· развитиелогических способностей и алгоритмического мышления, умений составить и записать алгоритм для конкретногоисполнителя, знакомство с основнымиалгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· развитие представлений о числах, числовыхсистемах;
· овладениесимвольным языком алгебры, умение составлять ииспользовать сложные алгебраические выражения для моделирования
учебных проектов, моделировать реальные ситуации на языке алгебры;
· развитиепространственных представлений, навыков геометрических построений и моделирования таких процессов, развитие изобразительных уменийс помощью средствИКТ;
· формированиеинформационной и алгоритмической культуры, развитие основных навыков использования компьютерных устройств и программ;
· формированиеумения соблюдать нормы информационной этики иправа.
Учебный план дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Алгоритмика. Мой КуМир»
№ п/п. |
Название раздела, темы |
Количество часов
|
Формы аттестации/контроля |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
|
1 |
Путешествие в компьютерную страну. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, первичная диагностика. |
2 |
Исполнитель Черепаха |
3 |
1 |
2 |
Просмотр и анализ работ |
3 |
Исполнитель Кузнечик |
1 |
0,5 |
0,5 |
Просмотр и анализ работ |
4 |
Исполнитель Робот |
16 |
8 |
8 |
Просмотр и анализ работ |
5 |
Исполнитель Водолей |
2 |
1 |
1 |
Просмотр и анализ работ |
6 |
Исполнитель Чертежник |
10 |
5 |
5 |
Просмотр и анализ работ |
7 |
Подведение итогов. |
1 |
— |
1 |
Итоговое тестирование |
Итого |
34 |
16 |
18 |
Содержание учебного плана.
1. Введение. «Путешествие в компьютерную страну».
Теория: понятия «исполнитель», «алгоритм».
Практика: выполнение заданийв тетради.
2. ИсполнительЧерепаха.
Теория: круг решаемых задач, среда и система команд исполнителя; разработка алгоритмов исполнителя.
Практика: выполнение в тетрадиготовых программ для исполнителя; программирование алгоритмов для исполнителя в среде КуМир.
3. ИсполнительКузнечик.
Теория: круг решаемых задач, среда и система команд исполнителя; выявление/сравнение режимовработы исполнителя; разработка алгоритмов исполнителя.
Практика: выполнение в тетради готовыхпрограмм для исполнителя; программирование алгоритмов для исполнителя в среде КуМир.
4. ИсполнительРобот.
Теория: круг решаемых задач, среда и система команд исполнителя; выявление/сравнение режимовработы исполнителя; разработка алгоритмов исполнителя.
Практика: выполнение в тетради готовыхпрограмм для исполнителя; программирование алгоритмов для исполнителя в среде КуМир.
5. ИсполнительВодолей.
Теория: круг решаемых задач, среда и система команд исполнителя; выявление/сравнение режимовработы исполнителя; разработка алгоритмов исполнителя.
Практика: выполнение в тетради готовыхпрограмм для исполнителя; программирование алгоритмов для исполнителя в среде КуМир.
6. ИсполнительЧертёжник.
Теория: круг решаемых задач, среда и система команд исполнителя; выявление/сравнение режимовработы исполнителя; разработка алгоритмов исполнителя.
Практика: выполнение в тетради готовыхпрограмм для исполнителя; программирование алгоритмов для исполнителя в среде КуМир.
7. Итоговое занятие.«Битва титанов».
Теория: повторение основных понятийкурса.
Практика: итоговоетестирование.
Календарный учебный график
№ п/п |
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Место проведения |
|
Месяц |
Время |
||||||
Введение |
|
||||||
1 |
сентябрь |
15.05- 15.50 |
Путешествие в компьютерную страну |
1 |
Вводное тестирование |
Наблюдение, самоанализ |
Кабинет информатики |
Исполнитель Черепаха |
|
||||||
2 |
сентябрь |
15.05- 15.50 |
Исполнитель Черепаха. План для Черепахи. Масштаб. Правильные многоугольники |
1 |
Лекция |
Наблюдение, анализ алгоритма |
Кабинет информатики |
3 |
сентябрь |
15.05- 15.50 |
Рисуем узоры |
1 |
Практическое занятие |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
4 |
сентябрь |
15.05- 15.50 |
Обобщение по теме «Исполнитель Черепаха» |
1 |
Викторина+ демонстрация программ |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
Исполнитель Кузнечик |
|
||||||
5 |
Октябрь |
15.05- 15.50 |
Исполнитель Кузнечик |
1 |
Занятие- практикум |
Наблюдение, анализ алгоритма |
Кабинет информатики |
Исполнитель Робот |
|
||||||
6-7 |
Октябрь |
15.05- 15.50 |
Исполнитель Робот |
2 |
Лекция, урок- практикум |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
8-9 |
Октябрь
Ноябрь |
15.05- 15.50 |
Вспомогательные алгоритмы |
2 |
Лекция, практическое задание |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
10-11 |
Ноябрь |
15.05- 15.50 |
Метод последовательного уточнения |
2 Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524 |
Лекция, практическое задание |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
12-13 |
Ноябрь Декабрь |
15.05- 15.50 |
Ветвление |
2 |
Лекция, практическое задание |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
14-15 |
Декабрь |
15.05- 15.50 |
Выбор. Датчики |
2 |
Лекция, практическое задание |
Наблюдение, анализ |
Кабинет информатики |
|
|
|
|
|
|
программы |
|
||
16-17 |
Декабрь Январь |
15.05- 15.50 |
Цикл с предусловием |
2 |
Лекция, практическое задание |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
18-19 |
Январь |
15.05- 15.50 |
Робот играет и работает. Определяем границы |
2 |
Лекция, практическое задание |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
20-21 |
Январь Февраль |
15.05- 15.50 |
Обобщение по теме «Исполнитель Робот» |
2 |
Урок- практикум |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
Исполнитель Водолей |
|
||||||||
22 |
Февраль |
15.05- 15.50 |
Исполнитель Водолей |
1 |
Просмотр обучающ го фильма+ лекция |
Наблюдение, анализ алгоритма |
Кабинет информатики |
||
23 |
Февраль |
15.05- 15.50 |
Наполняем большие емкости |
1 |
Урок- игра |
Наблюдение, анализ алгоритма |
Кабинет информатики |
||
Исполнитель Чертежник |
|
||||||||
24 |
Февраль |
15.05- 15.50 |
Исполнитель Чертежник |
1 |
Лекция |
Наблюдение, анализ алгоритма |
Кабинет информатики |
||
25 |
Февраль |
15.05- 15.50 |
Вектор |
1 |
Индивиду альная практическая работа |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
26 |
Март |
15.05- 15.50 |
Работаем с координатами |
1 |
Индивиду альная практическая работа |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
27 |
Март |
15.05- 15.50 |
Поиск другого решения |
1 |
Урок- практикум |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
28 |
Март |
15.05- 15.50 |
Работаем с процедурами |
1 |
Урок- практикум |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
29 |
Апрель |
15.05- 15.50 |
Повторяем фрагменты рисунка |
1 |
Урок- практикум |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
30 |
Апрель |
15.05- 15.50 |
Прямоугольник – основа рисунка |
1 |
Урок- практикум |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
31 |
Апрель |
15.05- 15.50 |
Циклические алгоритмы |
1 |
Индивиду альная практическая работа |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
32 |
Апрель |
15.05- 15.50 |
Повторяем процедуры и циклы |
1 |
Индивиду альная практическая работа |
Наблюдение, анализ программы |
Кабинет информатики |
||
33 |
Май |
15.05- 15.50 |
Время сложных программ. |
1 |
Урок- практикум |
Наблюдение, |
Кабинет информатики |
||
Итоговое занятие. |
|
||||||||
34 |
Май |
15.05- 15.50 |
Подведение итогов. Итоговое тестирование |
1 |
Практическое занятие |
Наблюдение, анализ. |
Кабинет информатики |
||
Педагогическая диагностика – система методов и приемов, специальноразработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, чтобывыявить уровень развития обучающегося, а также диагностировать причинынедостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг.
Первичная диагностика.
1. Алгоритм– это …
1. некоторыеистинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленнойцели,
2. отражениепредметного мира с помощью знаков и сигналов, предназначенное для конкретногоисполнителя,
3. понятноеи точное предписание исполнителю совершить определённую последовательностьдействий,
4. представлениекода программы на языке программирования,
5. системаинструкций для исполнителя.
2. Какойиз документов является алгоритмом?
1. Правилатехники безопасности
2. Рецептприготовления торта
3. Списоккниг в библиотеке
4. Расписаниедвижения поездов
5. Режимдня школьника
3. Какназывается свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим крешению целого класса задач?
1. понятность
2. определенность
3. результативность
4. массовость
5. дискретность
4. Какназывается свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен наотдельные шаги?
1. понятность
2. определенность
3. результативность
4. массовость
5. дискретность
5. Уисполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
1) раздели на 2;
2) прибавь 1.
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, втораяувеличивает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами.Составьте алгоритм получения из числа 23 числа 4, содержащий не более 5 команд.В ответе запишите только номера команд.
(Например, 11222 — это алгоритм:
раздели на 2
раздели на 2
прибавь 1
прибавь 1
прибавь 1,
который преобразует число 36 в 12).
Итоговая диагностика ( тестирование)
Какие из команд не принадлежат алгоритмическому языку КуМир?
1. рц
2. кц
3. нач
4. кон
5. нц
6. пц
7. нг
Установите правильнуюпоследовательность в соответствии со структурой программы
o Алгклетка
o Кон
o ИспользоватьРобот
o Нач
o Закрасить
Сколько раз должен выполниться цикл, чтобы роботпереместился из точки А в Б
o 6
o 4
o 5
Результат работы алгоритма
Вязыке КуМир к зарезервированным словам относятся?
1. Надо,арг, рез
2. Пока,для, от
3. В,на, про
Словов языке КуМир представляет собой последовательность разрешенных (словарных)символов. К словарным символам относятся:
1. Буквы
2. Символыи знаки
3. Дваспециальных знака @_
4. Цифры
Послекакого знака записывается комментарий в программе на языке КуМир?
1. после знака |
2. после знака /
3. есликомментарий занимает несколько строк, то каждая строка должна начинаться знакомкомментария |
4. записываетсяпроизвольно
Необходимопровести Робота по коридору шириной в одну клетку из начального положения (◊)до конца коридора, закрашивая при этом все клетки коридора, которые имеютвыход. Выходы размером в одну клетку располагаются произвольно по всей длинекоридора. Коридор заканчивается тупиком. Коридор имеет два горизонтальных идиагональный участки в форме . Пример коридорапоказан на рисунке.
Методическиематериалы
Специфика предмета, структураурока и подбор заданий способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность: целеполагание,планирование, аргументация, поиск информации, обобщение, сравнение, анализ, синтез,контроль и самоконтроль.
Использование методов активногообучения (проектной и исследовательской деятельности) позволяет перенести акцент на самостоятельную и индивидуальную работу.
При выборе тем проекта поощряется творчество и самостоятельность учащихся припостановке задачи.
Условия реализации программы
Материально-техническоеобеспечение: для проведения занятий используется кабинет № 11. Помещение хорошо освещено. В кабинете имеются:
· парты – 6 шт.
· стулья – 12 шт
· компьютерные столыучащихся – 3 шт
· кресла – 3 шт
· шкафы– 2 шт
· компьютеры учащихся– 3 шт
· стол учительский – 1 шт
· компьютер учительский – 1шт
· ноутбуки- 10
· МФУ
· Колонки
· Программное обеспечение: КуМир
Список литературы
1. Информатика: изучаем алгоритмику.Мой КуМир / Е. А. Мирончик, И. Д.Куклина, Л. Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю.Агентство Информатика. 8 класс. Учебник. – М.; БИНОМ.Лаборатория знаний.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю.Агентство Информатика. 9 класс. Учебник. – М.; БИНОМ.Лаборатория знаний.
4. https://licey.net/free/18-sistema_programmirovaniya_kumir/70-sistema_programmirovaniya_kumir/stages/3581-zadachi_dlya_ispolnitelya_
