Научная статья.
Некоторые противоречияКонституции РФ
Конституция РФ1993, принятая на всенародном референдуме – это отправная точка нового этапагосударственно — политического развития России. Несомненно, ее влияние наразвитие всей правовой системы, всего российского законодательства. Запрошедшее время законодательство РФ обновилось и стало занимать ведущееположение в регулировании общественных отношений. Конституция отразилакачественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключенклассовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания оведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построенииобщенародного государства, о трудовых коллективах как активной частиполитической системы. В то же время закреплены институты частной собственностии свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной насвободном рыночном хозяйстве.
Недавноотмеченное двадцатилетие Конституции России заставляет задуматься о дальнейшихперспективах российской государственности и о судьбе ныне действующейКонституции страны.
Основной закон каждойстраны всегда вызывает интерес собственных граждан, политиков, представителеймировой общественности. Это также относится и к Конституции РФ. Онапринималась, как известно, в особых условиях, которые сложились осенью 1993 г.После вооруженного противостояния Президента и Парламента государства.
Поспешность в принятииОсновного закона государства проявляется в неотработанности и небрежности приподготовке текста, уклончивых и двусмысленных (а порой и противоречивых)формулировках. Эти обстоятельства привели к тому, что в России уже нескольколет на страницах различных научных изданий ведется дискуссия о реформеКонституции. Период действия Конституции России 19993 г. обнаружил недостаткиконституционного регулирования как в содержательном плане, так и втехнико-юридическом.
Одно из наиболеесерьезных противоречий – это противоречие между принципом равноправия субъектови разной конституционно-правовой природой субъектов Федерации с вытекающимиотсюда различиями в правовом статусе составных частей России.[1]
Россия – федеративнойгосударство, состоящие из более чем восьмидесяти субъектов. Три вида субъектовобразованы по территориальному признаку и три (республики, автономные округа иавтономная область) по национальному. Ст. 5 Конституции РФ определяетравноправие всех субъектов, что дает основание теоретически считать Россиюсимметричной федерацией. Но практике же наша Федерация сложна, асимметрична, аее субъекты разноплановы и основаны на различных принципах. Это косвенно подтверждаетсяи самой Конституцией. Провозгласив в ч.4 ст.5 равноправие субъектов как междусобой, так и в отношениях с федеративной властью, Конституция тем не менеепротиворечиво решает вопрос о статусе субъектов РФ. Она практически не даетпредставления о содержании правовых норм, определяющих статус субъекта РФ, отом, что понимается под изменением статуса, а также чем статус субъектаФедерации, упоминаемый в ст.66. отличается от конституционно-правового статусасубъекта Федерации, упоминаемого в ст.137. [2]
Как уже говорилось,различия в государственно-правовой природе и соответственно статусе субъектовпредопределены в российской модели национальным фактором, и поэтому, покабудет сохраняться национальный принцип в организации республик и автономий каксубъектов Федерации, будут существовать и различия.
Следует признать, чтонациональный фактор во многом в Российской Федерации является«квазинациональным». Только в 6 из 21 республики титульная нация составляетбольшинство населения. Такая же ситуация имеется и в автономиях. Наибольшийудельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%),наименьший — в Ханты-Мансийском (1,4%). Что касается Еврейской автономнойобласти, то ее сохранение является, скорее, данью традиции, поскольку еврейскогонаселения в ней почти нет (4%). По численности и структуре населения все округаневелики и многонациональны.[3]
Следовательно, трудноговорить о различиях в статусе субъектов, обусловленных именно национальнымфактором. Пора уже прийти к тому, что в мировом восприятии государство – этоскорее этатическое, а не этническое понятие. Нация любого государствапредставляет собой многонациональный народ. Построение федерации понациональному признаку представляет собой бомбу зам6едленного действия(вспомним национальные Чехословакию, Югославию, СССР…).[4]
Другой вопрос –количество субъектов Федерации. Сейчас уже всем очевидно, что, во-первых, ихочень много. Во-вторых, то, что субъекты были формально созданы на основеадминистративно-хозяйственных единиц. Сейчас идет тенденция сокращения числасубъектов. Хотя даже, если субъектов и станет меньше, то среди них должны быть,по смыслу ч.1 ст.5 Конституции РФ, республики, края, области, городафедерального значения, автономная область и автономные округа. Это связано стем, что ст.5 относится к гл.1 «Основы Конституционного строя», положениякоторой не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Для подобныхизменений необходимо принятие новой Конституции.[5]
Другая проблема –отсутствие в Основном законе главы об избирательной системе. Все предшествующиеКонституции нашего государства имели подобные главы. Ее наличие необходимо длятого, чтобы фундаментальная часть правового массива об организации и проведениивыборов, о гарантиях избирательных прав граждан сохранялась и развивалась врамках федеральных основ законодательства.
Большие сложностив реальной действительности вызвала формулировка ст.12 Конституции РФ о том,что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти. [6]
В российской Конституциинет норм о роли политической оппозиции. В демократическом обществе оппозициянеобходима, ее вовсе не следует стремиться уничтожить. Оппозиция указывает наболевые точки, недостатки государственного управления и тем самым содействуетрешению общественных задач.[7]
Другая группапротиворечий, имеющихся в Конституции РФ, возникла в результате недоработки инебрежности при ее подготовке и принятии. Непонятно, чем можно объяснить то,что в ст.71 и 72 Конституции, провозглашающих предметы ведения РФ и совместноеведение РФ и субъектов, встречаются совпадающие предметы:
· п. «в»ст.71: «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина»;
· п. «б»ст.72: «защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальныхменьшинств».[8]
Также по п. «а»ст. 71 изменение Конституции отнесено к ведению Российской Федерации, а ст.136гласит, что поправки принимаются и вступают в силу после их одобрения органамизаконодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.[9]
Явнойнедоработкой авторов Конституции является также и включение в главу 7 «Судебнаявласть» ст.129, посвященной прокуратуре. Это создает ошибочное впечатление о еевхождении в число органов, осуществляющих судебную власть. Хотя прокуратура иоказывает существенное содействие осуществлению судебной власти, она и судявляют собой системы с различными функциями. Почему из всех правоохранительныхорганов, куда входят ФСБ, МВД, Министерство юстиции, адвокатура, и другие неменее значимые организации, только прокуратура заслужила чести быть упомянутойв Конституции, непонятно. Ряд специалистов объясняет это данью традиции. Впрежней Конституции этой структуре был отведена целая глава.[10]
Приразработке Конституции 1993 г. Произошло смешение понятий «права человека» и«права гражданина». Этого допускать нельзя, так как права человека являютсяисходными, они присущи все людям от рождения независимо от того, являются онигражданами государства, или нет, а права гражданина включают в себя те права,которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству(гражданство). К примеру: право на мирные собрания принадлежит только гражданам(«Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» — ст.31), хотя Международныйпакт о гражданских правах и политических правах закрепляет его без такогоограничения.[11]
Подобнаяситуация и со ст.33 Конституции РФ, в которой говорится, что граждане РФ имеютправо обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективныеобращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Почему этоправо предоставляется только гражданам, а не всем, находящимся временно ипроживающим постоянно на территории России, — непонятно.[12]
Та жепутаница и с самой главной обязанностью, лежащей на гражданах РФ, — соблюдениеКонституции и законов (ч.2 ст.15).[13]По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобыкто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие встане законы – всеобщее правило, не знающее исключений.
Исходя из сказанного, явно напрашивается вывод, что уже сейчас естьправовые основания для изменения ряда статей и глав Конституции РФ. Но вряд лисейчас можно внести сразу все изменения, о необходимости которых говорится, итем более принять новую Конституцию.
Список источникови литературы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Добрынин Н. М. Конституционная реформа в России: миф или очевидность//Конституционноеи муниципальное право.-2006-N 3.
3. Статычнюк И. О некоторых противоречиях российскойКонституции//Конституционное и муниципальное право.-2008.-N 1.