X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Анализстихотворения А. Рембо «Бедняки в церкви».

 

 

Впровинции меня воротит от церквей.


Что может быть глупей? – Облезлая сутана


зверинцу вшивому крестьянских сыновей


слюнявые псалмы талдычит неустанно…

 

Это строки изстихотворения А. Рембо «Праведник»,в котором звучит мотив отверженности мятежника, восставшего против Бога иотказывающегося от прощения, выпад против «оцепенелости» христианства,усыпляющего человека, отвлекающего его от борьбы за жизнь. Яростная,антихристианская направленность стихотворения перекликается с критикойхристианства как рабской идеологии у Ф. Ницше. 

Стихотворения А. Рембоотличает издевательский тон, богохульский, кощунственный характер. Такова «Вечерняя молитва», гдевозвышенная форма сонета и возвышенная тема молитвы резко контрастирует снизменным содержанием, сводящимся к описанию потребления пива и отправленияестественных надобностей. К стихотворениям этого рода относятся и «Бедняки в церкви», где А. Рембовысмеивает набожность прихожан, суетность и мелочность их молитв:

«На печень Господу пожалуетсядама,

слизнув с перстов своих святой воды чуток».

        В стихотворении «Семилетние поэты» А.Рембо писал, что «он бога не любил», но любил «он прокопченный // Народ, что вблузах шел в предместье». Однако эти люди не заняли в поэзии А. Рембо тогоместа, которое можно было бы себе представить, судя по тому, как не любил онбога и «сидящих», «людей-конторок».

Особо следуетсказать об отношении А. Рембо к церкви, к христианству, на котороераспространяется его неистовое бунтарство: он поразительно рано расстался сдетской верой, увидев в религии некое заблуждение ума, сознательный обман,унижающий человека, лишающий его этой самой «свободной свободы». Все вызываетотвращение поэта («в провинции меня воротит от церквей»): лицемерие служителейцеркви, ложная значительность религиозных таинств и предметов культа («ДеваПресвятая становится опять картинкою дрянной… а риза золотая — медяшкойтусклою, нелепой стариной»). Вместе с девочкой, наивно ожидающей первогопричастия, поэт богохульствует и отвергает Христа, испоганившего ее своимлобзанием.

          Стихотворение «Бедняки в церкви» оттеняетзначение того, что было создано А. Рембо немедленно вслед за ним, под влиянием ПарижскойКоммуны, значение совершенного поэтом рывка. И одновременно в немалой степенибросает свет на то, что случилось с А. Рембо после Коммуны. Видно, что нетолько женщина и любовь, но и бедные заняли свое место в том мире, который всеболее и более представлялся А. Рембо непривлекательным, убогим и косным.

       А. Рембо не позволяет себе издеваться над бедными так, как ониздевался над «сидящими» и над «возлюбленными малютками». Рембо негодуетпотому, что «бедняки — в церкви», потому, что они верят в того самого бога,которого Рембо так «не любил» и от которого ничего хорошего не ожидал. Поэтавозмущает смирение — что было противнее его натуре, нежели покорность? 

     Едва было написано стихотворение «Бедняки в церкви» (1871), как Рембоувидел иных бедняков — инсургентов, бойцов Коммуны. К периоду Коммуны, к этойновой фазе в творчестве Рембо, относятся всего четыре-пять стихотворений, ноэто действительно новая фаза его стремительного движения! Все эти стихотворенияпоражают уже не просто взрослостью поэта (а ему шестнадцать лет!), но тем, чтоможно назвать мудростью.

      Обратимся к заглавию стихотворения: в заглавие вынесен образ бедняков в церкви,что наталкивает на мысль, что бедняки пришли в церковь за помощью, кровом, какэто принято в христианской традиции. Церковь всегда была местом спасения,помощи, всем тем, кто в ней нуждался, несмотря на социальное положение,возраст, материальный достаток. А. Рембо преломляет этот стереотип и образцеркви в его стихотворении представляет собой как некий «загон», бедняков, какнеких животных, загнанных в этот «загон».

Страшную, отталкивающуюкартину являют собой собравшиеся в церкви бедняки.

В загоне из скамей дубовых, в закоулках,
Согретых смрадом их дыханья, взор вперив
В хор позолоченный, чьи двадцать глоток гулко
Горланят без конца заученный мотив;

    Описывая образ бедняков, автор не случайно выбираеттакие сочетания, как: согретых смрадом (слово смрад можно соотнести сосказочной рекой Смородиной, рекой мертвых), взор вперив, —  бедняки, выглядятнеживыми, подчиненными воли того Бога, о котором говорит А. Рембо.

    Церковное искусство, одним из видов которого являетсяцерковный хор, автор сравнивает с неким бесчувственным механизмов, не видя вэтом искусстве святости, чистоты. (Горланят без конца заученный мотив)

Как хлеба аромат, вдыхая запах свечек,
Смиреннее собак, которых ждут пинки,
Все разом к боженьке, хозяину овечек,
Молитвы глупые возносят Бедняки.

    Автор неслучайно сравнивает запах хлеба с запахомсвечек, делая акцент на физическом голоде бедняков. А. Рембо смешивает высокоеи низкое, чтобы показать ничтожность бедняков перед «боженькой», а также то,что они глупы, как и их молитвы, которые не помогают им выйти из своегоположения, а делают их рабами Бога, стадом овец, бездумно следующих за ним.

Отвергая церковь, ееунижающие человека запреты и ограничения, ее лицемерие, А. Рембо не ставит подсомнение существование Бога, но спорит с ним, ибо совсем недавно сам хотел бытьБогом, Творцом (еще Изамбару он писал: «Страдания безмерны, но нужно бытьсильным, быть от рождения поэтом, а я сознаю себя поэтом… Я тот, кто создастБога»).

Просиживать скамью их женщинам здесь любо:
Бог заставлял страдать шесть беспросветных дней!
Качают женщины, укутав, словно в шубы,
До посинения рыдающих детей.

    Автору чуждо бездействие и глупаявера бедняков, они не ищут других путей, они «просиживают скамьи» и это им«любо», т.к. это самых легкий выход для них, в надежде на то, что Бог воздастим за их смирение. Они ищут спасения у Бога, забывая, что он заставлял страдатьнарод.

  С младенчества приучают женщины детейэтому рабству, слепому подчинению, несмотря на то, что их дети «рыдают допосинения».

Наружу груди их, увядшие от супа;
Глаза, которые молиться не хотят,
Глядят, как шествует девчонок скверных группа,
И на бесформенные шляпки их глядят.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.6%
НЕТ
40.4%
Проголосовало: 1208

     В церкви не остается ничего святого. Глаза бедняков нехотят молится, что показывает внутреннее противоречие и внешнее (глаза- зеркалодуши, духовному чужды эти глупые молитвы, но внешнее, как механизм повторяетзаученные молитвы, которые в связи с этим теряют свою сакральность). И хор, идевушки, все в храме противоречит святости религии, это все последствиечеловеческого культа веры в Бога, слепого подчинения его законам.

За дверью ветра свист, и пьяный муж, и голод…
Остаться бздесь еще, уйдя от стольких бед!
А между тем вокруг, распространяя холод,
Старухи шепчутся, вздыхают, застят свет.

Здесь эпилептики толкутся и калеки,
Чей вид на улице был неприятен вам;
Здесь требник нюхают, не поднимая веки,
Слепцы, ходившие с собакой по дворам.

     Этот «загон» для многих бедняков спасение от бедвнешнего мира, которые они не хотят преодолевать. Мир церкви становится мироммертвых, холодный, мир тех, кому чужд свой внешний вид. Тем, что беднякиприходят в церковь ради низменных своих потребностей оскверняет святость этогоместа.

Слюнями исходя бездарной нищей веры,
Здесь каждый без конца молитвы петь готов
Христу, что наверху мечтает в дымке серой,
Вдали от тощих стерв и злобных толстяков,

    Вера становится «нищей», так как те, кто ее исповедуетнищие внутри (духовно) и нищие внешне (бедняки). Молитва в устах бедняковстановится простым набором слов, которая теряет свою силу. Автор не случайноразграничивает пространства Христа и людского мира, мир Христа в егорелигиозном представлении сакральный, там нет низменных желаний.

Вдали от запаха замшелых риз и свечек,
От фарса мрачного, что вызывает дрожь…
А проповедь цветет изысканностью речи,
И все настойчивей мистическая ложь.

     Свечи, ризы, также отвратительно пахнут, как дыханьебедняков. Вся атмосфера вызывает дрожь, но она не чужда тем, кто внутри церкви,в загоне. Атмосфера не отталкивает от того, чтобы вести проповедь, так как ипроповедь полна лжи, полна истин, ложных истин, в которые глупо верят бедняки,как стадо.  Красива по форме проповедь представляет собой такую же пустоту, каки молитвы, что произносятся в стенах церкви.

Когда у выхода, где солнце гибнет, Дамы
В шелках банальных и несущие печать
Болезни печени — о, господи! — упрямо
Кропильницам велят им пальцы целовать.

    Для бедняков свет есть только в пространстве церкви,замкнутом пространстве, где нету святости, истины, где все есть один механизм,бездушный, пустой, где существуют проповеди, которые ложные, где есть церковныххор и служащие, которые полумертвы, они как механизм горланят заученные текст.

    Внешнее пространство – это пространство нищеты, бед,страха, холода. В церкви они обманом заполняют физическое желание есть запахомсвечек, механическими молитвами, обрядами и ритуалами, которые делают из нихживотных, рабов.

     Автору чужды их низменные просьбы, с которыми ониприходят к Богу, если же и идти в церковь, идти к Богу, то только для духовногонасыщения, для лечения боли душевной, а не для спасения от нищеты, голода. Неслучайно Бог и человек находятся в разных пространствах, так как люди должнырешать свои физические проблемы, материальные трудом, упорством, но немолитвами, и мольбами к Богу, ибо Бог есть чистое, святое, сакральное, аобращаясь к нему с земными проблемами, люди делают из религии и всех еесоставляющих механический ритуал, слепую веру, рабскую стихию, которая убиваетв человеке живое и делает его животным, готовое делать все то, что ему скажут,верить в то, в чем кроется ложь.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.    Балахонов, В. Гимн загадочной свободе(Французский поэт Артюр Рембо).  [Электронный ресурс] / В.Балахонов. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/balahonov-gimn-zagadochnoj-svobode.htm,свободный. Загл. с экрана (дата обращения 10.03.2019).

2.    Андреев, Л.Г. Феномен Рембо.  [Электронныйресурс] / В. Балахонов. – Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/REMBO/rembaud_andreev.txt_with-big-pictures.html,свободный. Загл. с экрана (дата обращения 10.03.2019).

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.6%
НЕТ
40.4%
Проголосовало: 1208

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет