КобцеваЕлена Николаевна,
учительначальных классов
Формирование семейныхценностей у младших школьников
В основе ФГОС НОО лежит концепциядуховно — нравственного развития, воспитания личности гражданина России,задачами которой в области формирования семейной культуры являются:
1. Формирование отношения к семье как основероссийского общества;
2. Формирование семейных ценностей, гендерныхсемейных ролей и уважения к ним;
3. Знакомство учащихся скультурно-историческими и этническими традициями русской семьи.
ФГОСНОО определил «портрет» выпускника начальной школы:
1. Любящий свой народ, свой край и своюРодину.
2. Уважающий и принимающий ценности семьи.
Именнов семье человек начинает формироваться как личность, и чем выше культура семьи,тем выше культура всего общества. В настоящее время идёт утрата традиционныхценностей: обрядов, привычек и навыков бытовой и общественной деятельности,передаваемых из поколения в поколение.
В силуобозначенных проблем необходимо содействовать воспитанию бережного отношения ксемейным традициям и реликвиям, расширению знаний о семейных ценностях,правилах взаимоотношения, уважительному отношению к членам семьи, гордости засемью.
Семейноевоспитание в школе начинается с первого класса и неразрывно идёт как сучащимися, так и с родителями.
Общениес родительским коллективом должно быть полезным, а взаимодействие эффективным,поэтому идет изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, еговзаимоотношений с членами семьи. Полученныеданные используются при планировании работы с родителями во время собраний ииндивидуальных консультаций, что помогает родителям избежать множестваошибок при общении с детьми.
Установить теплые доверительные отношения,эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьмипомогают совместные творческие и тематические мероприятия: «Новый год», «Деньзащитника Отечества», «Восьмое марта», «День Победы». К праздникам организуюсовместную подготовку плакатов, презентаций, рисунков, открыток. Родителиучаствуют в театральных сценках. Например, в работу над проектом «Мой дед –ветеран» активно включились все семьи. Прикосновение к истории своей семьивызывает как у ребенка, так и взрослых сильные эмоции, заставляет сопереживать,внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.Участие родителей в праздничных мероприятияхвсегда мотивирует детей, растёт самооценка обучающихся, у родителей появляетсяудовлетворение от совместной работы.
Часто родители сами предлагаютмероприятия, которые можно было бы организовать и провести для детей.В данном классе сложилась традиция завершения каждого года обучения. Мывыезжаем на природу для проведения спортивных праздников.
Формирование семейных ценностей у учащихсяосуществляется не только во время проведения мероприятий, но и на уроках ивнеурочных занятий.
Спервого класса изучается курс «Уроки нравственности, или что такое хорошо и чтотакое плохо». В нем есть цикл «Я и семья», который помогает актуализироватьзнания детей о семейных взаимоотношениях:
· Занятия «Я исемья», «Под крышей дома моего» раскрывают знания детей о семье, о ценностисемейных отношений; воспитывают любовь к родственникам.
· Занятия«Учимся обсуждать проблему», «У камина» формируют умение обсуждать проблему;воспитывают такие качества как: доброту, справедливость, стремление приходитьна помощь.
· Занятия «Орабочих руках и трудолюбии», «В мире профессий» знакомят учащихся сразнообразием профессий своих родителей; воспитывают уважение к труду.
· Занятия«Поезд везет подарки мамам», «Роза для мамы», «Давайте друзья потолкуем о маме»воспитывают уважение к матери, чувство доброты, любви, заботы и благодарности.
Формы занятий: тренинги, игры, беседы,где учащиеся получают информацию, ведут дискуссии, отгадывают загадки,кроссворды, ребусы, выкладывают танграм, играют в обучающие игры, игры сиспользованием мимики и жестов, рисуют по клеточкам, составляют синквейны.Ученики читают произведения, на основе которых делают выводы о поступках людей,их характерах. Материал учит детей взаимодействовать со своей семьей.
С этого года введен курс классных часов«Разговоры о важном», на занятиях которого формируются представления учащихся о семье какчасти общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
26 сентября, в «День пожилых людей» былаорганизована эвристическая беседа, в ходе которой дети осознали,что пожилые люди – это чьи-то мамы и папы, бабушки и дедушки, много сделавшиеза свою жизнь для молодого поколения и они нуждаются во внимании и заботе.После беседы сделаны открытки для своих бабушек и дедушек. Учащиеся привели примеры повседневнойзаботы: не забывать уступать место старичку в транспорте, доносить тяжелуюсумку бабушке, вежливо отвечать на вопрос старшим, оказывать поддержкустарушке-соседке.
Ко«Дню пожилых людей» дети приняли участие в школьной акции «Помоги пожилымлюдям» и собрали при помощи родителей необходимые вещи для людей, оставшихсябез своих родных.
Одновременноотправили свои работы на всероссийский конкурс «С любовью в сердце», в которомзаняли пять призовых мест.
Все мероприятия были направлены навоспитание в детях чувства милосердия, сочувствия, желания прийти на помощьстаршему поколению.
10октября в «День отца» проведена беседа, во время которой прививалось чувствоуважения и благодарности к отцу, а так же уважение к семейным традициям иценностям. Для своих пап дети сделали открытки с пожеланиями. Данный день важен для детей, так как формирует правильное представление о роли отца в семье, воспитываетчувство гордости и уважения к отцу.
21ноября «День матери» был посвящен мамам. Учащиеся рассказывали о своих мамах,сделали им открытки, написали письма с пожеланиями, составили и синквейн кслову «мама». Мамам было подготовлено видео-поздравление с песней в исполнениидетей всего класса.
Входе участия в школьном социальном проекте «Тепло материнских рук» был созданмузыкальный видеоролик. Двенадцать учащихся заняли призовые места вовсероссийском конкурсе рисунков «Мамино тепло».
Такимобразом, в своей педагогической деятельности, на уроках и во внеурочной работе,применяю различные традиционные и инновационные формы: коллективные, групповыеи индивидуальные; использую различные воспитательные технологии дляформирования у младших школьников семейных духовно-нравственных ценностей.
Данное направление вработе позволяет развивать интерес учащихся к истории своей семьи, семейнымтрадициям, способствует воспитанию чувства любви к семье, гордости за своюсемью. Обучающиеся осознают значениесемьи в жизни каждого человека и понимают, что семейные ценности помогают семьеустоять перед любыми жизненными трудностями. Дети учатся взаимному пониманию,уважению, поддержке, помощи, сопереживанию, благодарности и любви к ближнему.