ТЕМА. Особенности преподавания современного курса «Технология»
в 2022-23учебном году
Концепцияпреподавания предметной области «ТЕХНОЛОГИЯ»
Цель-создание условий для формирования технологической грамотности и компетенцийобучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетамнаучно-технологического развития Российской Федерации.
Основныенаправления Концепции
— Модернизация содержания, методик итехнологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-техническогообеспечения.
-Получение опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессеразработки технологических решений и их применения, изучения и анализаменяющихся потребностей человека и общества.
-Введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональноесамоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности,структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации врегионе проживания, стандартов Ворлдскиллс).
ФГОСООО (2021),
45.10.Предметные результаты по учебному предмету Технология предметнойобласти Технология должны обеспечивать:
1)СФОРМИРОВАННОСТЬ (взамен«осознание роли техники и технологий») целостного представления отехносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание ролитехники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальныхи экологических последствий развития технологий промышленного исельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2)Сформированность представлений о современном уровне развития технологий ипонимания трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровыхтехнологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем,ресурсосберегающей энергетики и другим приоритетным направлениямнаучно-технологического развития Российской Федерации; овладение основамианализа закономерностей развития технологий и навыками синтеза новыхтехнологических решений;
3)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решениятворческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформленияизделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
4)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,знаниями правил выполнения графической документации;
5)СФОРМИРОВАННОСТЬ (взамен «формирование») уменийустанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решенияприкладных учебных задач;
6)СФОРМИРОВАННОСТЬ (взамен «развитие») умений применятьтехнологии представления, преобразования и использования информации, оцениватьвозможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современномпроизводстве или сфере обслуживания;
7)СФОРМИРОВАННОСТЬ (взамен «формирование») представлений омире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности нарынке труда.
Стыковкатребований к результатам ФГОС второго поколения с новым ФГОС
ФГОСвторого поколения
-оценка способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практическихзадач, основанных на изучаемом учебном материале.
ФГОСтретьего поколения
-оценка функциональной грамотности направлена на выявление способностиобучающихся применять предметные знания и умения во вне учебной ситуации, вситуациях, приближенных к реальной жизни.
Формированиеобновленной рабочей программы по предмету «Технология»
Статья 12 Закона Российской Федерации «Об образовании»
п.5«Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей)» относится к компетенции образовательного учреждения
п.7«Организации… разрабатывают образовательные программы в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами и с учетомсоответствующих примерных основных образовательных программ».
ПРИМЕРНАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПООП ООО)
-в ПООП ООО не выделены направления технологической подготовки школьников(индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственныетехнологии), т.е. предмет носит комплексный, общеобразовательный, универсальный,политехнологический характер (все обучающиеся осваивают единую программу);
-содержание учебных программ по технологии на базовом уровне в сельских школахидентичны содержанию программ для городских школ;
-способ деления класса на подгруппы на уроки «Технологии» определяетобщеобразовательная организация и фиксирует его в ООП ООО;
-механизм реализации единой (универсальной) программы по предмету «Технология»определяет образовательная организация, что затем отражается в рабочихпрограммах учителей технологии.
ПРИМЕРНАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПООП ООО)
2.2.2.15. Примерная программа по предмету
-программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5–8 классах, 1 час —в 9классе;
-сопровождение со стороны педагога должно быть направлено на отход от формыпрямого руководства к форме консультационного сопровождения и педагогическогонаблюдения за деятельностью с последующей рефлексией;
-рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение педагога в тойили иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объемапрограммы;
-внеурочная активность.
Примерная Рабочаяпрограмма содержит:
Инвариантныемодули:
1.«Производство и технология».
2.«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
Вариативныемодули:
1.«Робототехника».
2.«3D-моделирование, прототипирование, макетирование».
3.«Компьютерная графика, черчение».
4.«Автоматизированные системы».
5.«Животноводство».
6.«Растениеводство».
Инвариантные модули |
5-6 классы
|
7-9 классы
|
Производство и технологии
|
Разделы: 1. Преобразовательная Деятельность человека. 2. Простейшие машины и механизмы. 3. Задачи и технологии их решения. 4. Основы проектирования. 5. Технологии домашнего хозяйства. 6. Мир профессий. |
Разделы: 7. Технологии и искусство. 8. Технология и мир. Современная техносфера. 9. Современные технологии. 10. Основы Информационно-когнитивных технологий. 11. Элементы управления. 12. Мир профессий.
|
Технологии обработки материалов, пищевых продуктов
|
Разделы: 1. Структура технологии: от материала к изделию. 2. Материалы и изделия. 3. Основные ручные инструменты. 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии. 5. Технология обработки конструкционных материалов. 6. Технология обработки текстильных материалов. 7. Технология обработки пищевых продуктов. |
Разделы: 8. Моделирование как основа познания и практической деятельности. 9. Машины и их модели. 10. Традиционные производства и технологии. 11. Технологии в когнитивной сфере. 12. Технологии и человек.
|
МИНИМУМ –малокомплектная/малочисленная школа
Составительрабочей программы имеет право самостоятельно:
-дополнить перечень изучаемых тем, понятий в рамках модуля;
-устанавливать последовательность изучения учебного материала (например, сучетом структуры используемого УМК, учебного пособия);
-корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных модулейПримерной программы, исходя из степени сложности усвоения материала учащимися,с учетом материально-технической базы;
-конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательнойпрограммы учащимися (следует учесть, что планируемые результаты не должны бытьниже заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте иПримерной программе);
-выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня подготовленностиобучающихся, виды контроля.
Важно:
-реализация обновленной программы в полной мере возможна на площадках с высокооснащённой материально-технической и кадровой базой;
-образовательные организации должны делать акцент на те части программы(модули), которые могут быть реализованы на высоком уровне самостоятельно (спривлечением сетевого взаимодействия), а затем поэтапно интегрировать вобразовательную деятельность остальные модули;
-создание в России в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта«Образование» Центров образования гуманитарного и цифрового профилей «Точкароста» как структурных подразделений школ, расположенных в сельской местности ималых городах (в 2021 году открываются 154 Центра, к 2024 году планируетсяоткрыть 400 центров «Точка роста» в Воронежской области).
