X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Особенноститьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

 

КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА: тьюторское сопровождение / тьютор / расстройство аутистического спектра(РАС) / социализация / адаптация / психологическое развитие.

 

Детскийаутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психическогоразвития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации исоциальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудностистановления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которыеопределяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипностьсобственного поведения.

Удетей с РАС ограничены когнитивные возможности, прежде всего, это трудностипереключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервныхпроцессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой,интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительнойсфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в учебнойдеятельности. Как правило, процесс адаптации ребенка с РАС является длительными нестабильным. Наблюдения показывают, что для ребенка с РАС важнапродолжительность контактов. Это относится, прежде всего, к основному педагогуи тьютору, которые проводят с этими детьми максимально длительное время.

Вследствиеособенностей восприятия у аутичного ребенка часто наблюдается отставание вразвитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- илигипочувствительность к отдельным раздражителям; ему сложно установить контактсо сверстниками без помощи взрослого. Отсюда следует, что сопровождение ребенкатьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, которыйприведет к успеху в процессе социализации.

Еслив классе ребенок с аутизмом, необходимо создать ему тихое, уединенное место,где бы он мог побыть один. Ребенок должен иметь возможность выйти из класса, онможет иметь при себе привычный любимый предмет, игрушку, при этом надостараться, чтобы это не отвлекало других учеников. Такому ученикупредпочтительнее сидеть на последней парте, где он будет постепенно привыкать кобстановке. Важно предоставить ребенку возможность самостоятельно обследоватьпомещение класса, комнаты для занятий. Нужно дозировать контакты с ребенком,т.к. может наступить пресыщение – тогда даже приятная ситуация становится дляребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенкомдолжно осуществляться негромким голосом, в некоторых случаях, особенно еслиребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда наребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросамиили настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одеждаспециалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство – это поможетребенку привыкнуть к нему.

Аутичнымдетям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться вкоррекционной работе. Ребенку с аутизмом необходима постоянная поддержкавзрослого, его ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям смиром. Здесь необходимо умение чувствовать настроение ребенка, понимать егоповедение. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы,на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы.

Вфедеральном образовательном стандарте прописана современная система обучениядетей с РАС, где особое место уделено тьюторскому сопровождению. Тьюторскоесопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализацииобразования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов иинтересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальнойобразовательной траектории. Дети с РАС это особая категория.

1

Практическикаждый ребенок с аутизмом, особенно на начальном этапе обучения, нуждается втьюторском сопровождении. Это его «инструмент» вхождения в социум. Правильнопродуманная и слаженная работа тьютора и педагогов способствует успешнойадаптации ребенка в школе и дальнейшему обучению.

Тьюторское сопровождение ребёнка с интеллектуальными нарушениями -взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет действие, а тьюторсоздает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итогисопровождения — не только знания, способы работы, самостоятельная образовательнаядеятельность, но и осознание самим обучающимся смысла и значения результатоввзаимодействия.

Основная цель тьюторского сопровождения — персональноесопровождение обучающегося с РАС, способного самостоятельно, в меру своихвозможностей, решать жизненно важные проблемы. В задачи сопровождения входят :охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формированиекоммуникативных умений, установление и поддержание социальных контактов с окружающимилюдьми, адекватное поведение в социальной среде; формированиесоциально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;формирование элементарных практических знаний об окружающем мире,способствующих социальной абилитации и адаптации; обучение доступным творческимвидам деятельности.

Для наиболее эффективной организации тьюторского сопровожденияданной категории обучающихся необходимы специальные формы, методы и средства, такиекак:

— метод структурированного обучения;

— визуальная поддержка;

— методы и техника, применяющиеся в рамках прикладного анализаповедения (АВА);

— способы преодоления дезадаптивного поведения;

— методы альтернативной коммуникации.

В связи с вышеизложенным, особое внимание уделяется этическойсоставляющей при работе тьютора с детьми, имеющими РАС. Вследствие того, чторасстройства аутистического спектра очень разнообразны, в работе педагоговтребуются предельные осторожность и внимание, а также хорошее знаниеособенностей поведения каждого ребенка, что ведет к усилению эмоциональнойнагрузки на педагогов. Все коммуникации тьютор производит только на позитивномэмоциональном фоне.

Особое внимание следует уделить взаимоотношениям тьютора сродителями, так как родители детей с ОВЗ, особенно, с РАС, отличаютсяповышенной тревожностью, ранимостью и отягощены грузом двойной ответственности.Поскольку тьютор находится с детьми от начала учебного дня до конца уроков,следит за их достижениями и помогает преодолевать трудности, естественно,родители хотят от него узнать о каждом шаге своего ребенка. Именно поэтомуэтика отношений в системе тьютор — родители строится по принципуоптимистичности, положительного отношения даже к минимальным достижениямребенка. Конечно, при необходимости, для соответствующего реагированияродителей тьютор сообщает им и о происшествиях с участием ребенка.

Ещё одним немаловажным аспектом тьюторского сопровождения являетсянеобходимость построения занятия по принципу от простого к сложному, то есть неследует усложнять требования к детям. Например, сначала нужно научить ребенкаприходить в класс и самостоятельно находить свою парту, а в дальнейшем онучится следить за расписанием уроков, меняя в нем карточки.

Так как развитие детей с РАС проходит неравномерно, то припостроении образовательного маршрута педагоги должны учитывать все вариантыразвития, в том числе и возможный регресс.

И наиболее важным является успешная социализация ребенка с РАС какполноправного члена общества. Ведь именно она помогает человеку чувствоватьсебя комфортно в любой среде вне зависимости от диагноза, от физического илипсихического состояния и возраста.

Тьюторскоесопровождение состоит из трех блоков: сопровождение на уроках, сопровождениепо режиму и сопровождение во внеурочной деятельности.

2

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

Сопровождениена уроках характеризуется уровнями интенсивности.Эти уровни помощи тьютора зависят от психофизических возможностей ребенка.

Первыйуровень «рука в руке », когда ребенку нужна постояннаямаксимально интенсивная помощь со стороны тьютора, когда все действия ребеноквыполняет совместно с тьютором.

Второйуровень тьюторской помощи, когда ребенкуоказывается направляющая помощь. Например: учитель дает задание классу,а тьютор либо индивидуально объясняет задание ребенку, либо дает подсказку квыполнению.

Итретий уровень помощи, самый легкий по интенсивности, когда ребенкунеобходима только организующая помощь. Например: подсказать ребенку, чтонужно выйти к доске, взять в руки необходимый материал и т.д.

Сопровождениепо режиму. Здесь мы проводим работу на протяжениивсего учебного дня. С того момента как ребенка привели в класс и до тогомомента как ребенка забрали домой. Сюда входит:

-сопровождение в другой кабинет;

-помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур;

-помощь в подготовке к уроку физкультуры.

-организация перемен.

Хочетсяотметить, что каждый раз, когда тьютор оказывает помощь детям, то эта помощьнесет и обучающую направленность. И такая ежедневная поэтапная работа даетположительную динамику. Дети становятся более самостоятельными. Помощь тьютораот первого уровня постепенно переходит к третьему.

Сопровождениево внеурочной деятельности включает в себя:

-сопровождение на прогулке, когда тьютор активно помогает детям одеться,добраться до места, следит за поведением детей;

-сопровождение детей в столовую, раздевалку;

-сопровождение детей на школьных мероприятиях;

 Взавершении можно сказать, что результатом работы тьютора должен статьпостепенный переход ребенка с РАС от постоянного сопровождения до минимальнойпомощи тьютора, а в некоторых случаях до максимальной самостоятельности вучебе.

Такимобразом, в успешном осуществлении обучения, социализации и адаптацииребенка с РАС тьюторскому сопровождению отводится ключевая роль. Тьюторсодействует осуществлению данных процессов совместно с другими субъектамиобразовательного процесса: и родителями, и педагогами,и одноклассниками ребенка. Совместная деятельность и выбранные стратегипозволяют успешно социализироваться и адаптироваться ребенку с РАС,а также усваивать учебный материал и формировать социальные навыки.

 

Литература

 

1.      Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.
Изд 10-е. — Москва: Теревинф, 2016-288 с.

2.      ЛубовскийВ.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическаянаука и образование — 2013 — № 5-с.

3.      Особыйребенок. Исследования и опыт помощи / Науч-практ. сб. Вып. 8 — Москва: Теревинф,2014 — 296 с.

4.      ПисьмоМинистерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровожденииобразования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»

 

 

3


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет