Развитие математических компетенцийучащихся начальных классов
Выступлениена педагогическом совете учителя начальных классов
Обрядиной Виктории Ивановны
Человеку,вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда ибыстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным,конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным,ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные иколлектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умениенаходить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. |
|
У учащихся формируются ключевые компетенции — универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. |
Компетентностный подход является одним изнаправлений обновления образования. Предполагается, что в основу обновленногосодержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевыхкомпетентностей учеников.
Под ключевыми компетентностямипонимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуациинеопределенности при решении актуальных для них проблем.
Согласно А.А.Леонтьеву, “функциональная грамотность” — “способность человека использоватьприобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненныхзадач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальныхотношений”.
ключевые компетентности
Ценностно-смысловаяЛичностная
(самосовершенствование)
Общекультурная
Социально-трудовая
Учебно-познавательная
Коммуникативная
Информационная
Учебно-познавательнаякомпетенция — это совокупность
компетенций ученика в сфере самостоятельнойпознавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебнойдеятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами.
Сюда входят знания и умения целеполагания,планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельностии т.п.
По отношению кизучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности:добывания знаний непосредственно из реальности, владения приемами действий внестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
|
|
Изучениематематики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:математическое развитие младшего школьника- формирование способностей кинтеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления),пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения,выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вестипоиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.) освоениеначальных математических знаний — понимание значения величин и способов ихизмерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетныхситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствамиматематики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; развитиеинтереса к математике, стремления использовать математические знания вповседневной жизни.
Ценностно-смысловая компетенция
Ученикдолжен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующемзанятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Для развитияэтого вида компетентности можно применять следующие приемы.
Учебно-познавательная компетенция
Познавательный интерес –избирательная направленность личности на предметы и явления окружающейдействительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением кпознанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь иразвиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношенияк учению. Познавательный интерес носит поисковый характер.
Информационная компетенция Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика , обучить его способам работы с информационными технологиями. |
Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира. |
|
|
Коммуникативная компетенция
Этот видкомпетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализацияподразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмовработы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данныеприёмы активно используются в современной школе и им посвящено множествоисследований.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). |
Можнонаучить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворениепридёт лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не простознания, а гибкость ума.
У.У. Сойер.(Декан математического факультета университетского колледжа в Новой Зеландии )
