Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Дисграфия и дислексия – что это такое?
-
2 слайд
-
3 слайд
Дислексия и дисграфия- неспособность ( или затрудненность ) овладения чтением и письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе.
Этиология.
Главный фактор-предрасположенность к ней. (конституциональные особенности). Под конституцией подразумевается ряд особенностей организма: иммунитет, потенциальные ресурсы
различных физических процессов, характер мозговой нейродинамики, перенесенные заболевания ЦНС и т.д Часты случаи передачи по наследству. -
4 слайд
Виды дислексии и дисграфии:
Фонематическая
Оптическая
Моторная
ОрфографическаяФонематическая дислексия и дисграфия.
Пирамида, составленная неречевым слухом, речевым слуховым гнозисом, фонематическим слухом, фонематической осведомленностью, которая необходима для овладения письменной речи. Центральным звеном является связь фонемы с графемой(буквой)
-
5 слайд
Мозговые механизмы выработки таких связей состоят в том, чтобы осуществлять взаимодействие левой височной зоны (ответственной за фонематические коды языка) и нижнетеменной области. Если нет взаимодействия, то ребёнок с трудом усваивает, какая буква соответствует графеме.
Причина — плохая проводимость нервных путей этой области. Ребенок вместо одной фонемы пишет другую, так как не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слова.
Помимо ассоциативной связи между буквой и звуком, для письма необходимо уловить нужный звук в потоке быстро произносимых звуков, входящих в состав слова -произвести фонематический анализ.
Если фонематический слух и фонематический анализ не страдают, то ребенок очень легко справляется с узнаванием звуков речи на слух- как отдельно звучащих, так и в потоке.
-
6 слайд
Оптическая дислексия и дисграфия.
Это зрение на буквы или буквенный гнозис. Область, отвечающая за букву- в левом, главном по речи полушарии. Если буквенный гнозис сохранен, то ребёнок легко запоминает буквы , если нет , то появляются ошибки в написании.Вторичная дислексия и дисграфия связана с плохой слухо-речевой памятью, мешающей запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его, а также обусловленная непосильным темпом деятельности для ребёнка, что приводит к отвращению к русскому языку.
-
7 слайд
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в логопедической группе ДОУ.
ОНР 1 уровня ———————————
ОНР 2 уровня———————————-
ОНР 3 уровня: учить выделять заданный звук и слог ; определять звук в начале и конце слова; выделять гласный и согласный в прямом и обратном слоге и односложных словах; учить навыкам звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных слов.
-
8 слайд
ОНР 4 уровня:
-продолжать формировать оптико-пространственные ориентировки;
-совершенстовать графо-моторные навыки;
-закреплять понятия: звонкий, глухой, твердый, мягкий;
-введения понятия «ударный звук»;
-закреплять ранее изученные звуки, учить их написанию;
-знакомить с буквами, звуки которых близки по своим акустическим признакам;
-закреплять графические и оптико-пространнственные признаки изученных букв , формировать навыки их дифференциации;
-продолжать деление слов на слоги;
-формировать операции звукового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем;
-вводить буквы в изученную наглядно-графическую схему;
-обучать чтению слогов и слов аналитико-синтетическим способом;
-формировать навыки написания слогов и слов;
-знакомить со словами сложной слоговой структуры, учить их анализировать, выкладывать из разрезной азбуки читать и писать;
-формировать навык преобразовывать слова за счет замены букв, удаления или прибавления;
— учить определять количество слов в предложении, их последовательность;
-учить выкладывать из букв предложения и прочитывать их;
-формировать послоговое, сознательное, беглое чтение небольших текстов.
