Изопыта взаимодействия с социальными партнёрами в работе по профессиональнойориентации обучающихся МБОУ «Средняя школа №8 с углубленным изучениеминостранных языков» города Смоленска
Эффективнаяорганизация профориентационной работы в образовательной организации требуетособого ресурсного обеспечения. Для организации качественной профориентационнойработы целесообразно использование ресурсов организаций дополнительного,среднего и высшего профессионального образования, дистанционного образования,предприятий и организаций реального сектора экономики. Поэтому особое значениев работе данного направления имеет социальное партнёрство. Наша школа активноработает с такими социальными партнёрами как Центр дополнительногообразования № 1 города Смоленска, справочно-игровой сервис SkillCity, Информационныйцентр по атомной энергии Смоленска, учреждения среднего и высшегопрофессионального образования нашего региона, а также других регионов России,промышленные предприятия и организации Смоленской области. Рассмотрим болееподробно опыт взаимодействия с некоторыми социальными партнёрами.
Ворганизации профориентационной работы большую помощь оказывает Отдел профессиональнойориентации обучающихся «Центра дополнительного образования №1» г. Смоленска.Данное учреждение является координатором муниципальных проектов Объявляюсвоим делом и «Дегустация профессий». Целью городскогопрофориентационного проекта Объявляю своим делом являетсяспособствовать созданию в образовательных организациях городапрофориентационной среды, способствующей самореализации обучающихся в условияхрегионального рынка труда. В рамках данного проекта специалисты центраразрабатывают и предоставляют материалы для проведения анкетированияобучающихся 9,10 и 11 классов по вопросам профессионального самоопределения ипрофессиональных намерений; организуют заседания творческой лаборатории дляспециалистов образовательных организаций, занимающихся профориентационнойработой с обучающимися; проводят ряд городских конкурсов и квестов дляобучающихся всех ступеней образования, ярмаркуучреждений профессионального образования. Обучающиеся нашей школы принимаютактивное участие в данных мероприятиях. Так, традиционно мы являемся активнымиучастниками и часто становятся призёрами, а иногда и победителями, конкурсов «Азбукапрофессий моей семьи», интеллектуальной профориентационной игры «Битвапрофессионалов», конкурса презентаций «Моя будущая профессия», web-квестов«Смоленск – город рабочих профессий», «Смоленск – город научной мысли»,«Загадки птицы Гамаюн», «Смоленск – город искусств». По запросу школыспециалисты проводят проблемные дискуссии со старшеклассниками по вопросампрофессионального самоопределения, а также помогают с организацией экскурсий напредприятия города. Так, на предыдущей неделе обучающиеся 11А класса посетилигородскую ветеринарную станцию, где познакомились с организацией работыветеринарной службы, осмотрели специализированые кабинеты, пообщались соспециалистами учреждения. По итогам реализацииданного проекта в предыдущем учебном году наша школа была отмеченаблагодарностью от Управления образования и молодежной политики Администрациигорода Смоленска.
Ещё один городской проект, координатором котороготакже выступает ЦДО № 1, является проект «Дегустация профессий».Его целью является повышение качества и доступности профориентационных услуг,реализуемых в совместной деятельности организаций общего, профессиональногообразования и других социальных партнеров для обеспечения сознательного выбораобучающимися направления профессиональной деятельности. В рамках данногопроекта наши обучающиеся активно посещают мастер-классы и профессиональныепробы в учреждениях среднего профессионального образования, а также специалистыданных учреждений приходят в школу и знакомят старшеклассников соспециальностями, направлениями подготовки и правилами поступления в учреждения.
С 2022 года школа начала сотрудничество со справочно-игровымсервисом SkillCity, участвуя в данном Федеральном социальном проекте попрофориентации и киберсоциализации детей и молодежи. SkillCity — это игроваяплатформа, где пользователь может узнать больше о возможностях мобильноготелефона и Интернета. Это мобильная игра, дополненная справочной информацией иподсказками виртуального мобильного наставника. В рамках реализации проекта вклассах проходят занятия по знакомству школьников с цифровыми профессиями,команды классов принимают участие в ежемесячных профориентационных квизах. Иесли начинали мы с участия одной команды от школы, то в последнем квизе,состоявшемся позавчера, 31 января, уже приняло участие 8 команд, 2 из которыхстали призёрами. Участие в таких мероприятиях позволяет значительно расширитькругозор их участников в области профориентации и киберсоциализации, мотивируетребят к развитию необходимых навыков. Сотрудничество с данным социальнымпартнёром продолжается совсем недолго, но мы уже видим его результаты инадеемся на дальнейшую плодотворную работу.
Информационный центр по атомной энергии Смоленска –один из наиболее интересных социальных партнёров в данном направлении. Нашиобучающиеся регулярно посещают интерактивные занятия – атомные практикумы, накоторых знакомятся с особенностями работы энергетической отрасли. Неоднократнообучающиеся школы посещали Смоленскую АЭС в г.Десногорск, в организации поездкина которую также помогали специалисты Центра. На электростанции ребятазнакомились с принципами её работы, видели, какое внимание уделяется тамсоблюдению техники безопасности, расширяли свои представления о специальностях,работники которых там трудятся, могли оценить созданные на станции условиятруда. К сожалению, в данное время эта возможность ограничена, но мы надеемсяна её возобновление. Ещё одним направлением работы Информационного центраявляется регулярное проведение интеллектуальных игр для школьников. Принимаяучастие в данных мероприятиях, наши старшеклассники посещают СмолГУ, знакомятсяс данным учреждением изнутри, имеют возможность проверить и расширить свойкругозор, в том числе и в направлении профессионального выбора. Центр уделяетбольшое внимание популяризации науки, приглашая ведущих учёных и практиков России– специалистов разных отраслей для проведения научно-популярных мероприятий. Периодическитакие мероприятия посещают и наши школьники. Так, на предыдущей неделе, 26января, ребята, интересующиеся IT-направлением, посетили лекциюруководителя компании Whisper Arts Олега Демьянова «Мобильные приложения: этапыразработки», на которой спикер пошагово разложил, как создать свое первоемобильное приложение — от генерации идеи до выпуска обновлений, а также далочень много ценных советов и пояснил, какие инструменты и технологии следуетприменять, создавая мобильные приложения. Видя одушевление ребят после данногомероприятия, мы уверены, что призыв ведущего «Я хочу, чтобы вы былиайтишниками!» не прошёл мимо них, а способствовал их уверенности в будущемпрофессиональном выборе.
Ещё одним социальным партнёром можно считать всероссийский проект по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 – 11 классов «Билетв будущее», в котором мы принимали участие в 2021 – 2022 учебном году. Данныйпроект реализуется по поручению Президента РФ В. В. Путина и входит в паспортфедерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта«Образование». Участие происходит за счет государственной субсидии, поэтомубесплатно для детей. Главная цель проекта – помочь школьникам 6-11 классоввыбрать профессию. Ребятам было предложено пройти профориентационныедиагностики и профориентационные пробы, чтобы определить свою профессиональнуютраекторию. В проекте были задействованы 99 обучающихся 6А, 7Б, 8А, 8Б, 10А и10Б классов.
Наша школа является школой с углубленным изучениеминостранных языков и, конечно, большое внимание в профориентационной работеуделяется профессиям, связанным с данным направлением. Так, одним из важныхсоциальных партнёров является филологический факультет Смоленскогогосударственного университета, а именно кафедры английского языка, английскогоязыка и переводоведения, французского языка, немецкого языка. Нашистаршеклассники регулярно посещают лекции и мероприятия на данных кафедрах, астуденты факультета проходят производственную практику в нашей школе. Ребятаимеют возможность пообщаться со студентами и преподавателями университета,видят студентов, в том числе выпускников нашей школы, и стремятся стать такимикак они.
Долгое время активным социальным партнёром школы былМолодёжный клуб РГО при СмолГУ. Наши обучающиеся посещали его заседания, гдезнакомились со специалистами разных географических направлений, расширяли свойкругозор, в том числе о многообразии мира профессий. Одним из наиболееинтересных мероприятий стала встреча с профессором Сиракузского университета(США) Энтони Фавро, специалистом в области пространственного планирования, вовремя которой ребята активно общались на английском языке с его носителем насамые разные темы, связанные не только с географией. К сожалению, послековидных ограничений Молодёжный клуб РГО не возобновил практику приглашенияшкольников на свои заседания, но мы всегда открыты к сотрудничеству.
Среди других профессиональных учебных учрежденийгорода можно выделить сотрудничество со Смоленским строительным колледжем,который в настоящее время принимает участие в федеральном проекте «Специалитет»и проводит ряд мероприятий в рамках данного проекта. Наша школа принялаприглашение колледжа и его представители в январе текущего учебного годапровели встречи с девятиклассниками на тему «Профессионалитет: надёжноебудущее». На ближайшие месяцы у нас также запланирован ряд мероприятий состроительным колледжем.
Профориентационная экскурсия – одна из самыхэффективных форм ознакомления обучающихся с производством, техникой,технологией различных предприятий и основами профессий. Привлекательностьданной формы профориентации определяется следующими факторами:
– проведение экскурсий не требует от сторон большихкадровых, правовых и инфраструктурных затрат;
– экскурсии являются наиболее традиционной иестественной формой сотрудничества;
– эта форма профориентационной работы являетсянеобходимым элементом профессионального самоопределения, формирующим уобучающихся положительное отношение к рабочим профессиям.
Профориентационные экскурсии мы начинаем осуществлятьс уровня начального общего образования, когда начинается формированиепрофессиональных интересов детей. На этом этапе они знакомятся с разнообразнымивидами трудовой деятельности, формируется интерес к профессиям, элементарныепредставления о культуре труда. Во время экскурсий обучающиеся получают, частовпервые в жизни, представление о работе, отрасли, предприятии. Они могутнаблюдать и изучать процесс работы, а также непосредственно участвовать в производительномтруде. Среди предприятий и организаций, которые посетили наши обучающиеся впоследнее время, можно выделить Смоленский авиационный завод, Завод«Комплексные дорожные машины», Кондитерская «Фыр-Фыр», трамвайное депо, 25-йотдельный отряд специального назначения «Меркурий». Несомненно, проведениеэкскурсий на предприятия региона – это эффективная форма взаимодействия ссоциальными партнёрами в области профессиональной ориентации.
Никто не расскажет о своей профессии лучше соответствующегоспециалиста. Встречи с профессионалами – важная часть социального партнерства впрофориентационном направлении.
Знакомство с профессиями в области охраны природы мыосуществляем совместно с такими организациями как «Смоленский зоопарк» и«Станция юных натуралистов». Участвуя в конкурсах и мероприятиях, проводимыхданными организациями, ребята расширяют свои представления как о мире природы,глобальных экологических проблемах, так и о тех специалистах, которые помогаютв их преодолении.
Конечно, за отведенное время невозможно показать весьопыт школы по социальному партнёрству в области профориентации. Но даже изпредставленного здесь опыта можно сделать вывод о том, что успешная реализацияпрофориентационного направления невозможна силами одной школы. Необходимопривлечение социальных партнёров из разных областей, каждый из которыхобогащает нашу деятельность и приводит её к позитивным результатам.
Информационные источники:
1. Социальноепартнерство в профориентационной деятельности. Методические рекомендации. –Саратов, ГАУ ДПО «СОИРО», 2020.
