МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГАПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Выступление на ШМО
<<Учителейпредметников и специалистов» по теме:
«(Дифференцированный подход на уроках обществознания»
Составилаи провела учитель: Волкова А. А.
2022г.
Дифференцированный подход на уроках обществознания
Преподаваниеобществознания в специальной (коррекционной) школе осуществляется с учетомумственных и физических возможностей ребенка с интеллектуальнойнедостаточностью. Поскольку внимание у детей с нарушением интеллектанеустойчиво, то они через 10 — 15 минут от начала урокаперестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуютсязначительные пробелы. Невозможность сосредоточиться на задании вызывает у однихраздражение, у других — категорический отказ от работы. Как следствие, у детейразвивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебнойдеятельностью.
Индивидуальные различия детей и ихдифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных иявляется не только социально-психологической и философской, но и собственнопедагогической проблемой.
Индивидуализация учебной деятельностипредусматривает создание всех необходимых условий для того, чтобы обучение незамыкалось, не задерживалось на уже сформированноминтеллектуальном уровне ученика, а вызывало те интеллектуальные свойства,которые еще отсутствуют, но для их развития имеются необходимые предпосылки,тогда оно пробуждает и вызывает к ювни целый ряд функций, находящихся в стадиисозревания, лежащих в ”зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский, 1956, Л.И.Божович , 1968, М.В.Зверева, 1970). Этой проблеме уделяется достаточноевнимание в научной литературе, наиболее полно она представлена в работах Л.С.Выготского, Г.К. Селевко, В. В. Фирсовой, И.С,Якиманской, Н. П. Гузик,
Е.А.Юниной.
Скажи мне и язабуду;
Покажи мне — и я запомню: Дай сделать — и я пойму.Китайская притча, И.С.Якиманская в книге <<Личностно-ориентированноеобучение в современной теоретически обосновывает технологиюличностно-ориентированного обучения, в современной школе иосновывается на высказывании Л. С. Выготского: <<То, что сегодняребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становитсяспособен выполнять самостоятельно» и доказывает, что индивидуальный подцодявляется одним из важных принципов обучения.
Индивидуальныйподход в обучении направлен на создание благоприятных условий обучения,учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и егоспецифические особенности, характерные для детей с отклоненижии в развитии.Цель данного подхода в обучении — это создание благоприятного психическогоразвития каждого ученика в классе. За последниегоды проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен рядпедагогических работ И.Э.Унт, А. А. Кирсанова, Г.Ф.Суворовой(малокомплектные школы в сельской местности), С. Д.
Шевченко и других авторов.
Помнению И. Унт, понятие индивидуализации, популяризируемое в педагогическойлитературе, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого,чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп обучающихся сходных покакому-либо признаку. Инге Унт считает, что на практике, речь идет не обабсошотной, а об относительной индивидуализации. По мнению автора,индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процессаобучения, содержания образования, построения школьной системы. Перваяиз них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая— создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемыхобучающимся, и третья — формирование различных типов школ и классов.
Действительно,на практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительноредко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированнымобучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Дифференциация — этоучет индивидуальных особенностей обучающихся в той форме, когда обучающиесягруппируются на основании каких-либо особенностей для обучения. Принципиндивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся — это один изосновных дидактических принципов коррекционной школы. Дифференциация обучения —один из путей индивидуального подхода. Поскольку та или иная индивидуальнаяособенность часто является типической, т.е. характерной для несколькихучеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников,отличающихся одними и теми же особенностями.
Кирсанов,А.А. в своей работе «Индивидуализация учебной деятельности школьников» пишет,что дифференцированный подход — это («особый подход учителя к различньпи группамучеников или отдельньпл ученикам, заключающийся в организации учебной работыразличной по содержанию, объему сложности, методам и приемам». Цельданной работы: изучить особенности индивидуально-дифференцированного подхода вобучении учащихся с нарушениями интеллекта.
Что бы достичь поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
Изучение литературы по данной проблеме.
Распределение детей по группам с учётомрезультатов диагностики.
Реализация дифференцированного подхода кобучающимся на различных этапах урока.
Разработкасборника разноуровневых заданий по обществознанию в 8-9 классе. Дляосуществления дифференцированного подхода, прежде всего, проведенадифференциация обучающихся на группы по классификации В.В.Воронковой. 1группа — успешно овладевают программньпи материалом в процессе фронтальногообучения. Все задания выполняют самостоятельно;
2 группа — достаточно успешнообучаются в классе. В основном понимают фронтальное объяснениеучителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарныевыводы и обобщения не в состоянии;
3 группа — с трудом усваивают программныйматериал, нуждаясь в разнообразных видах помощи(словесно-логической, наглядной, предметно-практической).
Группы для дифференцированной работы быјшразделены по следующим критериям: Работа с учебнико.и
I группа — самостоятельно находятсоответствующий материал в учебнике. Отвечают на вопросы.
2 группа — учитель указывает страницу вучебнике, помогает найти нужный абзац.
3 группа — работают с помощью учителя,одноклассников, опорньж слов, схем. Работа с картой
1 группа — самостоятельно находятсоответствующий объект на карте; 2 группа — находят объекты с помощьюпредложенных ориентиров; З группа — работают с помощью учителя.
Ответы на вопросы
1 группа— дают развёрнутый ответ.
2 группа— отвечают с помощью плана или наводящих вопросов.
3 группа — работают с помощью учителя,опираются на предложения с незаконченньпли предложениями илиопорньпии словами.
В процессе обучения следует использоватьвсе виды и формы организации учебной деятельности.
Одной из распространенных формвнутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различногоуровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлеченияпройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальниесвязи между различньпии фрагментами содержания.
Усложнение заданий может происходитьи за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческойдеятельности необходимой при выполнении задания. При разработке и подбореупражнений использованы следующие способы дифференциации:
— Дифференциация материала по объемуучебного материала.
Необходимостьдифференциации заданий по объёму обусловлена разньпи темпом работы обучающихся.Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успеваютвьшолнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, имтребуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время навыполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.
—Дифференциация учебных заданий по уровнютворчества.
Такой способ предполагает различия вхарактере познавательной деятельности школьников, которая может бытьрепродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивньпи заданиям относятся,например, пересказ текста параграфа, ответы на вопросы учителя, объяснениезначений исторических понятий, знание дат исторических событий и. т.д. Кпродуктивным относятся задания, отличающиеся от стандартных. В процессе работынад продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческойдеятельности:
классификацияисторических терминов и понятий;
составлениекроссвордов по предложенной тематике;
заданияс недостающими или лишними данньми;
выполнениезадания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельноесоставление тестовых заданий, презентаций;
— Дифференциация работы по степени самостоятельностиобучающихся.
При таком способе дифференциации непредполагается различий в учебных заданиях для разных групп обучающихся.Все дети вьшолняют одинаковые задания, но одни это делают под руководствомучителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.
Такимобразом, степень самостоятельности обучающихся различна. Наиболее широкиевозможности для индивидуализации обучения, для внугренней дифференциациипредставляет дифференцированная самостоятельная работа. Индивидуализация здесьосуществляется главньп.л образом таким способом, что обучающимся даются неодинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости отиндивидуальных особенностей обучающихся, а также путём группировки обучающихсявнутри класса по различньпи признакам,
— Дифференциация работы по степени ихарактеру помощи обучающимся,
Вашему вниманию представляю разноуровневыеулражнения на этапе закрепления нового материала.
Ив заключении хочется отметить, что индивидуальный и дифференцированный подходна уроках дает возможность включиться в учебную деятельность всех безисклочения обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно суверенностьюсказать, что дифференцированный подход в изучении предмета обществознаниешкольниками отвечает современньпл требованиям и является приоритетньмпри изучении данного предмета.