X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

         Формирование читательской грамотности на уроках

русскогоязыка и литературы 

 

Что же такоефункциональная грамотность? Отечественный лингвист и психолог А.А.Леонтьев даеттакое определение данному понятию:

«Функциональная грамотность — это способностьчеловека использовать приобретаемые в течение жизни знания для расширениядиапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общенияи социальных отношений». Исходя из данного определения выделяются составляющиефункциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • читательская грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление.

Сегодня мынаблюдаем кардинальные изменения в системе школьного образования. Для любогоучителя по-прежнему актуальными остаются два вопроса: «Чему учить?» и «Какучить?». Насколько успешно продвигается работа в данном направлении нампоказывает выполнение образовательных международных стандартов, в которыхформирование функциональной грамотности обозначено одной из приоритетных задач.

Что мы подразумеваем под понятием читательскаяграмотность? Читательская грамотность — это способность человека понимать ииспользовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей, расширять свой образовательный потенциал.

На своих уроках формирую у обучающихсячитательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание, форму текста;
  • использовать информацию из текста.

Вот несколько примеров методических подходов,техник, приемов, которые позволяют успешно формировать читательскуюграмотность.

1. «Чтение с остановками» — данный приём проверяет умение учащихся находить и извлекатьинформацию из текста. Например, на этапе изучения нового материала прошуучащихся поработать с текстом: восстановить текст, используя слова для справок,озаглавить прочитанный текст, найти основную мысль текста, предугадатьпродолжение сюжетной линии. На каждой или некоторых остановках в чтении можнопредложить сформулировать вопрос автору, найти в отрывке важную подтекстовуюинформацию. Данные задания предлагаю выполнять как индивидуально, так и вгруппах сменного или статичного состава.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

3. «Чтение с пометками» — этот приём проверяет умение учащихся осмыслить текст и оценитьего содержание. Предлагаю учащимся определить, к какому типу речи можно отнестипредложения контрольного текста, поработать с предложениями и восстановитьпропущенные слова, сформулировать собственную точку зрения на предмет,обсуждаемый в тесте.

4. Прием «Мозговой штурм». Например, после чтения сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», вкоторой автор знакомит нас с главными героями, Рукодельницей и Ленивицей, делаюостановку и предлагаю учащимся вспомнить пословицы о трудолюбии и лени. В концеурока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отображающуюглавную мысль сказки.

5. Приём «Уголки» -подразумевает составление характеристики героев произведения. Класс делится надве группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя,используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свойответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всегопроизведения. В конце урока делается совместный вывод.

Таким образом,развитие читательской грамотности у обучающихся помогает лучше и быстрееусваивать учебный материал, а процесс чтения становится интересным иувлекательным.

Главная задача учителя — научить ученикаучиться. Справедливо говорят, что знания не дают — знания берут, ничему нельзянаучить, можно только научиться.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет