Формирование читательской грамотности на уроках
русскогоязыка и литературы
Что же такоефункциональная грамотность? Отечественный лингвист и психолог А.А.Леонтьев даеттакое определение данному понятию:
«Функциональная грамотность — это способностьчеловека использовать приобретаемые в течение жизни знания для расширениядиапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общенияи социальных отношений». Исходя из данного определения выделяются составляющиефункциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- читательская грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Сегодня мынаблюдаем кардинальные изменения в системе школьного образования. Для любогоучителя по-прежнему актуальными остаются два вопроса: «Чему учить?» и «Какучить?». Насколько успешно продвигается работа в данном направлении нампоказывает выполнение образовательных международных стандартов, в которыхформирование функциональной грамотности обозначено одной из приоритетных задач.
Что мы подразумеваем под понятием читательскаяграмотность? Читательская грамотность — это способность человека понимать ииспользовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей, расширять свой образовательный потенциал.
На своих уроках формирую у обучающихсячитательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать информацию;
- осмысливать и оценивать содержание, форму текста;
- использовать информацию из текста.
Вот несколько примеров методических подходов,техник, приемов, которые позволяют успешно формировать читательскуюграмотность.
1. «Чтение с остановками» — данный приём проверяет умение учащихся находить и извлекатьинформацию из текста. Например, на этапе изучения нового материала прошуучащихся поработать с текстом: восстановить текст, используя слова для справок,озаглавить прочитанный текст, найти основную мысль текста, предугадатьпродолжение сюжетной линии. На каждой или некоторых остановках в чтении можнопредложить сформулировать вопрос автору, найти в отрывке важную подтекстовуюинформацию. Данные задания предлагаю выполнять как индивидуально, так и вгруппах сменного или статичного состава.
3. «Чтение с пометками» — этот приём проверяет умение учащихся осмыслить текст и оценитьего содержание. Предлагаю учащимся определить, к какому типу речи можно отнестипредложения контрольного текста, поработать с предложениями и восстановитьпропущенные слова, сформулировать собственную точку зрения на предмет,обсуждаемый в тесте.
4. Прием «Мозговой штурм». Например, после чтения сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», вкоторой автор знакомит нас с главными героями, Рукодельницей и Ленивицей, делаюостановку и предлагаю учащимся вспомнить пословицы о трудолюбии и лени. В концеурока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отображающуюглавную мысль сказки.
5. Приём «Уголки» -подразумевает составление характеристики героев произведения. Класс делится надве группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя,используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свойответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всегопроизведения. В конце урока делается совместный вывод.
Таким образом,развитие читательской грамотности у обучающихся помогает лучше и быстрееусваивать учебный материал, а процесс чтения становится интересным иувлекательным.
Главная задача учителя — научить ученикаучиться. Справедливо говорят, что знания не дают — знания берут, ничему нельзянаучить, можно только научиться.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)