Муниципальное общеобразовательноеучреждение
«Средняяобщеобразовательная школа №____ г. Надыма»
|
|
|
Рабочаяпрограмма
учебногопредмета «Окружающий мир»
(2-4классы)
2022-2023 учебный год
Составители:
Волкова А.П., учительначалных классов
г. Надым, 2022 год
1. Пояснительная записка
1.1. Основание для разработки
Программа составлена всоответствии с требованиями Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, приказа Минобрнауки России от 31декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО» на основе Примернойпрограммы начального общего образования (одобрена решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля2015 г. № 1/15)). Обеспечена УМК «Школа России» для 2-4 классов.
1.2. Перечень учебникови пособий:
1. Плешаков,А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2018.
2. Плешаков,А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
3. Плешаков,А. А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2019.
4. Плешаков,А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
5. ПлешаковА.А., Крючкова Е.А.Окружающий мир. 4 класс.: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2020
6. ПлешаковА.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие дляучащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
Учебники входят в федеральный перечень и допущены киспользованию при реализации ООПНОО приказами Министерства просвещения РФ от 20мая 2020 г № 254, от 23.12.2020 № 766 О внесении изменений в федеральныйперечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254.
1.3 Место учебного предмета в учебномплане.
«Окружающий мир» изучается во 2-4классах по 2 часа в неделю: — по 68 часов (34 учебные недели).
2. Планируемыерезультаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школыследующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительногоотношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьнойдействительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности,включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебномуматериалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебнойдеятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализсоответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценокучителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этническойпринадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле каксобственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на ихвыполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести какрегуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживаниеим;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природногомира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основезнакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровнеположительного отношения к образовательной организации, понимания необходимостиучения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтениисоциального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивацииучения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса кновымобщим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешностиучебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценкина основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне,способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров вобщении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведенииморальным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её вреальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений иориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей исопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим иобеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании иконтроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль порезультату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровнеадекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям даннойзадачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенногорезультата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решениязадачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебномсотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контрольпо результату и по способу действия, актуальный контроль на уровнепроизвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнениядействия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу егореализации, так и в конце действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всегоречевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строитьмонологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальнойподдержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числесредства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различныхточек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироватьсяна позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координацииразличных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению всовместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания,учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решенияразличных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владетьдиалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позициидругих людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновыватьсобственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решениюпроблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её спозициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов наоснове учёта интересов и позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно,последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентирдля построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организациисобственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать всотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства дляэффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования ирегуляции своей деятельности.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметныерезультаты)
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервнойсистемы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютероми другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения(минизарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственнойинформации в компьютере.
– вводить информацию в компьютер с использованием различныхтехнических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию,набирать небольшие тексты на родном языке
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качествурезультат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители(флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесснаблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используяинструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научныхнаблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон идругие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений,слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включаяредактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей,фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартноготекстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль;использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следоватьосновным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровыхсловарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поискавнутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (втом числе с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио ивидеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций,видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшойаудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическимивозможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов(аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательнойсреде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации;участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационнойобразовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и вфайлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– грамотно формулировать запросы при поиске в сетиИнтернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденнуюинформацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
– проектировать и моделировать несложные объекты и процессыреального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.
Предметные результаты:
Врезультате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начальногообщего образования:
получатвозможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления оприродных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке иобществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий;
обретутчувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают своюэтническую и национальную принадлежность в контексте ценностеймногонационального российского общества, а также гуманистических идемократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российскойгражданской идентичности;
приобретутопыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единствеи взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомымии предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получатвозможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научногопознания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми,обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иномумнению, истории и культуре других народов;
познакомятсяс некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать уменияпроводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и пониматьнекоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность егоизменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материалеприроды и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыкамиадаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получатвозможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поискаинформации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатсясоздавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить ипроводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примути освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения,самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе.
Врезультате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической икультурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правилаповедения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоятэлементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения вокружающей природной и социальной среде.
Человеки природа
Выпускникнаучится:
– узнаватьизученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описыватьна основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживойприроды, выделять их существенные признаки;
– сравниватьобъекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известныххарактерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектовприроды;
– проводитьнесложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшеелабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
– иправилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использоватьестественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе вконтролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов навопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использоватьразличные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растенийи животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерныеиздания) для поиска необходимой информации;
– использоватьготовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описаниясвойств объектов;
– обнаруживатьпростейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живойприроде; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения кприроде;
– определятьхарактер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этихотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– пониматьнеобходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохраненияи укрепления своего здоровья.
Выпускникполучит возможность научиться:
– использоватьпри проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру,микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов
– моделироватьобъекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальныхлабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознаватьценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбормусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоватьсяпростыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознаннособлюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнятьправила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказыватьпервую помощь принесложных несчастных случаях;
– планировать,контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающегомира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человеки общество
Выпускникнаучится:
– узнаватьгосударственную символику Российской Федерации и своего региона; описыватьдостопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РоссийскуюФедерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различатьпрошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события сдатами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «лентевремени»;
– используядополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в томчисле в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни,обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличатьреальные исторические факты от вымыслов;
– оцениватьхарактер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группасверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувствдругих людей и сопереживания им;
– использоватьразличные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу очеловеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений,для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускникполучит возможность научиться:
– осознаватьсвою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироватьсяв важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувствоисторической перспективы;
– наблюдатьи описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательнойдеятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума,этноса, страны;
– проявлятьуважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости иправила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальнойобстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности винформационной образовательной среде;
– определятьобщую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться ораспределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. Содержаниеучебного предмета
Человеки природа
Природа.Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явленийприроды: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена временисуток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество.Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы свеществами, жидкостями, газами.
Звездыи планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всегоживого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, ихназвания, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своейстраны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Сменадня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года,их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца какпричина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основенаблюдений.
Погода,ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение запогодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формыземной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условноеобозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы,их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,человека.
Вода.Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живыхорганизмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезныеископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей кполезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва,ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения,их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдениероста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие икультурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношениечеловека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристикана основе наблюдений.
Грибы:съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные,их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разныхживотных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизнилюдей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, ихназвания, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес,луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природномсообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространителиплодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природныесообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природныезоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительныйи животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природуизучаемых зон, охрана природы).
Человек– часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое иэстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законовжизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь(приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительноеи отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе напримере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природныхбогатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книгаРоссии, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека засохранность природы.
Общеепредставление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль вжизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры телачеловека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояниесвоего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительноеотношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человеки общество
Общество– совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другомсовместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурныеценности – основа жизнеспособности общества.
Человек– член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, какскладывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общеепредставление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззренийразных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения спредставителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мирчеловека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья– самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семьеи взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота одетях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи.Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословногодрева, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народовРоссии и мира.
Младшийшкольник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценкавеликой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьныйколлектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья,взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правилавзаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и другихобщественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющимрусским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значениетруда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценностьв культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственностьчеловека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественныйтранспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт.Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средствамассовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность припользовании средствами массовой информации в целях сохранениядуховно-нравственного здоровья.
НашаРодина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий«Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимнРоссии; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной законРоссийской Федерации. Права ребенка.
ПрезидентРоссийской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства засоциальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздникв жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочениядуховно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, ДеньРоссии, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздникии памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты кобщественному празднику.
Россияна карте, государственная граница России.
Москва– столица России. Святыни Москвы – святыни России. ДостопримечательностиМосквы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельныхисторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительствоКремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
ГородаРоссии. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I– Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотогокольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,связанных с ним.
Россия– многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерныеособенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие,ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, ихрелигии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основетрадиционных детских игр народов своего края.
Роднойкрай – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край,республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивныекомплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названияразных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерныеособенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родногокрая. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
ИсторияОтечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной икультурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московскоегосударство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные историческиевремена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальныхценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охранепамятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждогочеловека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страныи народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий наЗемле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями):название, расположение на политической карте, столица, главныедостопримечательности.
Правилабезопасной жизни
Ценностьздоровья и здорового образа жизни.
Режимдня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена.Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения иукрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение иукрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефоновэкстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),обмораживании, перегреве.
Дорогаот дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёмев разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения сгазом, электричеством, водой.
Правилабезопасного поведения в природе.
Заботао здоровье и безопасности окружающих людей
Учебно-тематический план
2 класс
№ раздела |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
Где мы живем? |
4 |
2. |
Природа |
20 |
3. |
Жизнь города и села |
10 |
4. |
Здоровье и безопасность |
9 |
5. |
Общение |
7 |
6. |
Путешествия |
18 |
Итого |
68 |
3 класс
№ раздела |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
Как устроен мир |
7 |
2. |
Эта удивительная природа |
19 |
3. |
Мы и наше здоровье |
10 |
4. |
Наша безопасность |
8 |
5. |
Чему учит экономика |
12 |
6. |
Путешествие по городам и странам |
12 |
Итого |
68 |
4 класс
№ раздела |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
Земля и человечество. |
9 |
2. |
Природа России. |
11 |
3. |
Родной край – часть большой страны. |
12 |
4. |
Страницы всемирной истории. |
6 |
5. |
Страницы истории России. |
21 |
6. |
Современная Россия. |
9 |
Итого |
68 |
4. Календарно-тематическоепланирование учебного материала
2 класс
№ п/п |
Дата |
Тема
|
|
Где мы живём (4 часа) |
|||
1. |
01.09 |
Родная страна (постановочный). |
|
2. |
06.09 |
Город и село (освоение нового материала). |
|
3. |
08.09 |
Проект «Родной город» |
|
4. |
13.09 |
Природа и рукотворный мир. Проверим себя (решение частных задач). |
|
Природа (20 часов) |
|||
5. |
15.09 |
Неживая и живая природа. Экскурсия |
|
6. |
16.09 |
Явления природы. Практическая работа |
|
7. |
20.09 |
Что такое погода (освоение нового материала) |
|
8. |
22.09 |
В гости к осени. Экскурсия |
|
9. |
27.09 |
В гости к осени |
|
10. |
29.09 |
Звёздное небо (освоение нового материала). |
|
11. |
04.10 |
Заглядываем в кладовые земли. Практическая работа. |
|
12. |
06.10 |
Про воздух…(освоение нового материала) |
|
13. |
11.10 |
И про воду (освоение нового материала |
|
14. |
13.10 |
Какие бывают растения. ( освоение нового материала) |
|
15. |
18.10 |
Какие бывают животные |
|
16. |
20.10 |
Невидимые нити |
|
17. |
25.10 |
Дикорастущие и культурные растения |
|
18. |
27.10 |
Дикие и домашние животные |
|
19. |
08.11 |
Комнатные растения. Практическая работа |
|
20. |
10.11 |
Животные живого уголка. Практическая работа |
|
21. |
15.11 |
Про кошек и собак |
|
22. |
17.11 |
Красная книга |
|
23. |
22.11 |
Будь природе другом! Проект Красная книга или возьмём под защиту |
|
24. |
24.11 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
|
Жизнь города и села ( 10 часов) |
|||
25. |
29.11 |
Что такое экономика |
|
26. |
01.12 |
Из чего что сделано. Практическая работа |
|
27. |
06.12 |
Как построить дом. |
|
28. |
08.12 |
Какой бывает транспорт |
|
29. |
13.12 |
Культура и образование. |
|
30. |
15.12 |
Все профессии важны. Проект «Профессии» |
|
31. |
20.12 |
В гости к зиме. Экскурсия |
|
32. |
22.12 |
В гости к зиме |
|
33. |
29.12 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
|
34. |
10.01 |
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии» |
|
Здоровье и безопасность (9 часов) |
|||
|
|||
35. |
12.01 |
Строение тела человека |
|
36. |
17.01 |
Если хочешь быть здоров |
|
37. |
19.01 |
Берегись автомобиля |
|
38. |
24.01 |
Школа пешехода. Практическая работа |
|
39. |
26.01 |
Домашние опасности |
|
40. |
31.01 |
Пожар! (решение частных задач) |
|
41. |
02.02 |
На воде и в лесу |
|
42. |
07.02 |
Опасные незнакомцы (решение частных задач). |
|
43. |
09.02 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
|
Общение (7 часов) |
|||
44. |
14.02 |
Наша дружная семья |
|
45. |
16.02 |
Проект «Родословная» |
|
46. |
21.02 |
В школе (решение частных задач). |
|
47. |
28.02 |
Правила вежливости (решение частных задач). |
|
48. |
02.03 |
Ты и твои друзья (решение частных задач). |
|
49. |
07.03 |
Мы – зрители и пассажиры (решение частных задач). |
|
50. |
09.03 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
|
Путешествия (18 часов) |
|||
51. |
14.03 |
Посмотри вокруг (постановка учебной задачи, поиск ее решения). |
|
52. |
16.03 Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209 |
Ориентирование на местности (освоение нового материала) |
|
53. |
28.03 |
Ориентирование на местности. Практическая работа. |
|
54. |
30.03 |
Формы земной поверхности. (освоение нового материала) |
|
55. |
04.04 |
Водные богатства (освоение нового материала). |
|
56. |
06.04 |
В гости к весне. Экскурсия (решение частных задач) |
|
57. |
11.04 |
В гости к весне (решение частных задач). |
|
58. |
13.04 |
Россия на карте. Практическая работа |
|
59. |
18.04 |
Проект «Города России» |
|
60. |
20.04 |
Путешествие по Москве. Виртуальная экскурсия |
|
61. |
25.04 |
Московский Кремль (решение частных задач). |
|
62. |
27.04 |
Город на Неве. Виртуальная экскурсия |
|
63. |
04.05 |
Путешествие по планете. Виртуальная экскурсия |
|
64. |
11.05 |
Путешествие по материкам. Виртуальная экскурсия |
|
65. |
16.05 |
Страны мира. Проект «Страны мира» |
|
66. |
18.05 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу (контроль знаний). |
|
67. |
23.05 |
Впереди лето (обобщение и систематизация знаний). |
|
68. |
24.05 |
Презентация лучших проектов ( обобщение и систематизация знаний) |
|
3 класс
№ п/п |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Как устроен мир (7 ч) |
||
1. |
02.09 |
Природа |
2. |
07.09 |
Человек |
3. |
09.09 |
Общество |
4. |
14.09 |
Проект «Богатства, отданные людям» |
5. |
16.09 |
Российская Федерация |
6. |
21.09 |
О чём расскажет план |
7. |
23.09 |
Что такое экология Проверим себя и оценим свои достижения. |
Эта удивительная природа (19 ч) |
||
8. |
28.09 |
Звёздное небо – Великая книга Природы. |
9. |
30.09 |
Тела, вещества, частицы. |
10. |
05.10 |
Разнообразие веществ. |
11. |
07.09 |
Воздух и его охрана. |
12. |
12.10 |
Вода |
13. |
14.10 |
Превращения и круговорот воды. |
14. |
19.10 |
Берегите воду! |
15. |
21.10 |
Что такое почва. |
16. |
26.10 |
Разнообразие растений. |
17. |
28.10 |
Солнце, растение и мы с вами. |
18. |
09.11 |
Размножение и развитие растений. |
19. |
14.11 |
Охрана растений. |
20. |
16.11 |
Разнообразие животных. |
21. |
18.11 |
Кто что ест? |
22. |
23.11 |
Проект «Разнообразие природы родного края». |
23. |
25.11 |
Размножение и развитие животных. |
24. |
30.11 |
Охрана животных. |
25. |
09.12 |
В царстве грибов. |
26. |
02.12 |
Великий круговорот жизни. Итоговая контрольная работа №1 по теме «Эта удивительная природа». |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
||
27. |
07.12 |
Анализ контрольной работы. Организм человека. |
28. |
09.12 |
Органы чувств. |
29. |
14.12 |
Надёжная защита организма. |
30. |
16.12 |
Опора тела и движение. |
31. |
21.12 |
Наше питание. |
32. |
23.12 |
Проект «Школа кулинаров». |
33. |
28.12 |
Дыхание и кровообращение. |
34. |
11.01.23 |
Умей предупреждать болезни. |
35. |
13.01 |
Здоровый образ жизни. |
36. |
18.01 |
Как устроены и работают наши органы чувств. Проверим себя и свои достижения. |
Наша безопасность (8 ч) |
||
37. |
20.01 |
Огонь, вода и газ. |
38. |
25.01 |
Чтобы путь был счастливым. |
39. |
27.01 |
Дорожные знаки. |
40. |
01.02 |
Проект «Кто нас защищает». |
41. |
03.02 |
Опасные места. |
42. |
08.02 |
Природа и наша безопасность. |
43. |
10.02 |
Экологическая безопасность. |
44. |
15.02 |
Проверим себя и свои достижения по разделу «Наша безопасность». |
Чему учит экономика (12 ч) |
||
45. |
17.02 |
Для чего нужна экономика. |
46. |
22.02 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
47. |
24.02 |
Полезные ископаемые. |
48. |
01.03 |
Растениеводство. |
49. |
03.03 |
Животноводство. |
50. |
10.03 |
Какая бывает промышленность? |
51. |
15.03 |
Проект «Экономика родного края». |
52. |
17.03 |
Что такое деньги |
53. |
29.03 |
Государственный бюджет. |
54. |
31.03 |
Семейный бюджет. |
55. |
05.04 |
Экономика и экология |
56. |
07.04 |
Итоговая контрольная работа №2 по теме «Чему учит экономика». |
Путешествие по городам и странам (12 ч) |
||
57. |
12.04 |
Анализ контрольной работы. Золотое кольцо России. |
58. |
14.04 |
Проект «Музей путешествий». |
59. |
19.04 |
Наши ближайшие соседи. |
60. |
21.04 |
На севере Европы. |
61. |
26.04 |
Что такое Бенилюкс. |
62. |
28.04 |
В центре Европы. |
63. |
05.05 |
По Франции и Великобритании. |
64. |
10.05 |
На юге Европы. |
65. |
12.05 |
Всемирное наследие. |
66. |
17.05 |
По знаменитым местам мира. |
67. |
19.05 |
Обобщение по теме: «Путешествия по городам и странам» |
68. |
24.05 |
Экскурсия |
4 класс
№ п/п |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Земля и человечество (9 ч) |
||
1. |
01.09 |
Мир глазами астронома. |
2. |
06.09 |
Планеты Солнечной системы. |
3. |
08.09 |
Мир глазами географа. |
4. |
13.09 |
Мир глазами историка. |
5. |
15.09 |
Когда и где? |
6. |
20.09 |
Мир глазами эколога. |
7. |
22.09 |
Международная Красная книга. |
8. |
27.09 |
Наши проекты |
9. |
29.09 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Земля и человечество». |
Природа России (11 ч) |
||
10. |
04.10 |
Равнины и горы России. |
11. |
06.10 |
Моря, озёра и реки России. |
12. |
11.10 |
Природные зоны России. |
13. |
13.10 |
Зона Арктических пустынь. |
14. |
18.10 |
Тундра. |
15. |
20.10 |
Леса России. |
16. |
08.11 |
Лес и человек. |
17. |
10.11 |
Зона степей. |
18. |
15.11 |
Пустыни. |
19. |
17.11 |
У Черного моря. Обобщение по разделу. |
20. |
22.11 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа России». |
Родной край – часть большой страны (12 ч.) |
||
21. |
24.11 |
Поверхность нашего края. |
22. |
29.11 |
Водные богатства нашего края. |
23. |
01.01 |
Наши подземные богатства. |
24. |
06.12 |
Земля – кормилица. |
25. |
08.12 |
Жизнь леса. |
26. |
13.12 |
Жизнь луга. |
27. |
15.12 |
Жизнь в пресных водах. |
28. |
20.12 |
Экскурсия в природные сообщества родного края. |
29. |
22.12 |
Растениеводство в нашем крае. |
30. |
27.12 |
Животноводство в нашем крае. Обобщение по разделу. |
31. |
10.01 |
Проверочная работа по разделу: «Родной край – часть большой страны». Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. |
32. |
12.01 |
Наши проекты. |
Страницы всемирной истории (6 ч) |
||
33. |
17.01 |
Мир древности: далекий и близкий. |
34. |
24.01 |
Средние века: время рыцарей и замков. |
35. |
26.01 |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
36. |
02.02 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по разделу. |
37. |
07.02 |
Экскурсия в музей |
38. |
09.02 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы всемирной истории» |
Страницы истории России (21 ч) |
||
39. |
14.02 |
Государство Русь |
40. |
14.02 |
Страна городов. |
41. |
16.02 |
Из книжной сокровищницы Руси. |
42. |
21.02 |
Трудные времена на Русской земле. |
43. |
28.02 |
Русь расправляет крылья. |
44. |
02.03 |
Куликовская битва. |
45. |
07.03 |
Иван Третий. |
46. |
09.03 |
Россия в правлении царя Ивана Васильевича Грозного |
47. |
14.03 |
Патриоты России. |
48. |
16.03 |
Петр Великий. |
49. |
28.03 |
Михаил Васильевич Ломоносов. |
50. |
30.03 |
Екатерина Великая. |
51. |
04.04 |
Отечественная война 1812 года. |
52. |
06.04 |
Страницы истории XIX века. |
53. |
11.04 |
Россия вступает в XX век. |
54. |
13.04 |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов. |
55. |
18.04 |
Великая Отечественная война и Великая Победа. |
56. |
20.04 |
Страна, открывшая путь в космос. Обобщение по разделу. |
57. |
25.04 |
Экскурсия в музей/ библиотеку. |
58. |
27.04 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории России». |
59. |
02.05 |
Наши проекты. |
Современная Россия (8+1ч) |
||
60. |
04.05 |
Основной закон России и права человека. |
61. |
11.05 |
Мы — граждане России. |
62. |
11.05 |
Славные символы России. |
63. |
16.05 |
Такие разные праздники. |
64. |
16.05 |
Путешествие по России. По дальнему востоку. По Сибири. |
65. |
18.05 |
Путешествие по России. По Уралу. По северу Европейской части России |
66. |
18.05 |
Драгоценное ожерелье старинных русских городов. Обобщение по разделу. |
67. |
23.05 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия». |
68. |
23.05 |
Экскурсия |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Плешаков,А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2018.
2. Плешаков,А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
3. Плешаков,А. А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2019.
4. Плешаков,А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
5. ПлешаковА.А., Крючкова Е.А.Окружающий мир. 4 класс.: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2020
6. ПлешаковА.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие дляучащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическиерекомендации «Окружающий мир» 2-4 класс. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений: А.А. Плешаков, М.А.Ионова, О.Б. Кирпичева, А.Е. Соловьева.
М.: «Просвещение»
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2-4класса, авт. Е.П. Фефилова, Е.А.
Поторочина, издательство«Вако» Москва
Поурочные разработки. Технологические карты уроков«Окружающий мир», 2-4 класс. Пособие для учителей общеобразовательныхучреждений: Ю.И.Глаголева, Л.С.Ильюшин, Т.Г.Галактионова.
Н.И.Роговцева. – М.,Спб.: Просвещение
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель:пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение
Тесты к учебнику для 2-4 класса «Мир вокруг нас»(авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга дляуч-ся нач. классов, М: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Окружающий мир:электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова http://school-collektion.edu/ru
Российский образовательный порталhttp://www.school.edu.ru
Каталог учебных изданий, электронногоhttp://www.ndce.edu.ru
оборудования и электронных образовательных
ресурсов для общего образования 1-4 класс
Единая Коллекцияцифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа:/school-collection.edu.ru/.
Мир природы.Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режимдоступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
Умники. Изучаемжизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режимдоступа:/smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html.
Электронное приложение кучебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
Энциклопедияживотных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа:/onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы природоведческого содержания в соответствии спрограммой обучения Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток идр.)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, гербарий, коллекция Горныепороды