X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

УДК 372.8:811.512.141

Г.Д. Рахимова ,

преподаватель первой квалификационной  категории

башкирского языка, ГБПОУ СХТК, г. Стерлитамак

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В ССУЗЕ

USING THEINTERNET-RESOURCES IN BASHKIR LANGUAGE LESSONS

Аннотация. Преподаватель,идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готовиспользовать интернет-ресурсы в преподавании. Использование интернет-ресурсов вучебном процессе позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательнойдеятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельнуюработу обучающихся, повысить интерес к изучению родного языка, развиватьтворческий потенциал обучающихся. Эффективность применения интернет-ресурсов науроках башкирского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ ихиспользования в качестве средства обучения можно назвать субъективнуюориентацию гибкость и вариативность. Интернет нам помогает повысить уровеньпреподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации,являясь, наконец, стимулом в обучении.

Ключевыеслова: интернет, башкирский язык, урок, вертуальная среда, технология,комппьтерные технологии.

Abstract. The teacher, keeping up with the times,today a psychologically and technically ready to use Internet resources inteaching. The use of Internet resources in the learning process enables theteacher to organize different forms of educational-cognitive activity in the classroom,to make active and purposeful independent work of students, increase interestin learning the native language, to develop creative potential of students. Theeffectiveness of Internet resources at lessons of Bashkir language isunquestionable. The advantages of their use as a means of learning can becalled the subjective orientation, flexibility and variability. The Internet helps us to improve the level of teaching, providingvisibility, control, a large amount of information, being, finally, a stimulusto learning.
Keywords: Internet, Bashkirlanguage, lesson, virtual environment, technology, komputer
 technology.

 

     Впоследние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационныхтехнологий в процессе обучения. Это не только новые технические средства, но иновые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основнойцелью обучения башкирскому языку является формирование и развитие коммуникативнойкультуры обучающихся, обучение практическому овладению башкирским языком.

Интернет — объективное явлениесегодняшнего дня, в мире невозможно существовать без него. Интернет являетсясредством обучения в учебном процессе, источником информации для преподавателейи обучающихся, их самообразования. Таких понятий как информация, обменинформацией, хранение информации уже недостаточно для объяснения процессов,происходящих в сложной системе, требуются дальнейшие исследования. Компьютернаясеть отличается от книги тем, что она не только источник, хранитель, обработчикинформации, но и генератор новых форм коммуникативной активности .

Использование компьютерных технологий позволяет совершенствоватьметодику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различныетипы занятий, способствует развитию интереса к овладению родными языками.Учителя могут использовать их для приготовления тестов, оформления упражнений,написания отчетов об учащихся, сохранения информации, общения при помощиэлектронной почты, использования компьютерной сети Интернет.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практическогоовладения языком для каждого обучащегося, выбрать такие методы обучения,которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своётворчество, активизировать познавательную деятельностьобучающегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие,как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новыхинформационных технологий, Интернет — ресурсов помогают реализовать личностноориентированныйподход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения сучётом способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Целью моей деятельностиявляется повышение качества обучения башкирскому языку  через использованиеинтернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владения башкирским языкомс расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы.

Формы работы скомпьютерными обучающими программами на уроках башкирского языка включают:

 — изучение лексики;

 — отработкупроизношения;

 -обучение диалогической и монологической речи;

 -обучение письму;

 -отработку грамматических явлений.

Для достижения целипоставлены следующие задачи:

1.          способствовать овладению учащимисяпрочными и глубокими знаниями по предмету;

2.          обучать умению получать информацию изразличных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях;

3.          развивать познавательную активность;содействовать творческому развитию каждого обучающегося;

Возможности использованияИнтернет — ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия дляполучения любой необходимой обучащимся и преподавателям информации, находящейсяв любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизнимолодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Использованиекибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютноновым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящиеизменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемови стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровнюобучающихся. Основная цель изучения башкирского языка — формированиекоммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная,воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главнойцели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированиеспособности к межкультурному взаимодействию, что является основойфункционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла — этомеждународное многонациональное, культурное общество, чья жизнедеятельностьоснована на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящиходновременно — самый гигантский по размерам и количеству участников разговор,который когда-либо происходил.

При всем обилииобразовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого преподавателя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, скоторыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят,прежде всего, порталы«Башкирский язык», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «1сентября», «Портал учителей башкирского языка», «Башҡорт Википедияһы», «Грамота.ру»,«История Башкортостана» и т.д.. На мой взгляд, одним из самых «серьезных» ресурсов Интернета дляпреподавателей башкирского языка является «Портал учителей башкирского языка» (https://vk.com/club31352255), где преподаватели башкирского языка всей республики делятсясвоим опытом. А также группа в социальной сети «Вконтакте» «Башкирский язык» (https://vk.com/bashyaz) , привлекательность его в том, что, во-первых, он содержитлицензированный систематизированный материал по всему курсу башкирского языка кдействующим учебникам; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР:интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы,электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразноиспользовать на любых видах и этапах урока.

Приобъяснении нового материала уместна работа с включением интерактивных таблиц,схем, электронных учебников, словарей  (Интенсивный курсбашкирского языка [PDF], Башкирско-русский словарь. Автор: Ахмеров К.З. [DJVU]).

На этапезакрепления и контроля целесообразно использование электронных тестов изаданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становитсяиндивидуальная работа с электронными заданиями. Преимущества такой работы втом, что, во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала обучащихся,во-вторых, сэкономить время, в-третьих, предоставить обучающимся возможностьобъективно оценить свои знания и, в-четвертых, способствовать развитиюинформационной компетентности. Например:

Открыть  сайт«Башкирский язык », пройти по этой ссылке https://vk.com/bashyaz?w=wall-45254497_5625 и составить рассказ, используя данные слова:

Мин Башҡортостанда йәшәйем — Я живу в Башкортостане Мин Башҡортостанды яратам — Я люблюБашкортостан Башҡортостандың тәбиғәтебик матур — Природа Башкортостана очень красивая Башҡортостандың баш ҡалаһы – Өфө. СтолицаБашкортостана — Уфа Башҡортостандаиң ҙур йылға — Ағиҙел — В Башкортостане самая большая река – Агидель Башҡортостандың төп халҡы — башҡорттар -Коренной народ Башкортостана – башкиры. Өфөлә бер миллиондан ашыу кеше йәшәй — В Уфе проживает более 1 млнчел.Башҡортостанда 4 миллиондан ашыу кеше йәшәй — В Башкортостане проживаетболее 4 млн чел. ОктябрьскийБашҡортостандың көнбайышында урынлашҡан — Октябрьский расположен на западеБашкортостана Мин тыуған ҡаламды бикяратам — Я очень люблю родной город

Работа сподобными дидактическими единицами повышает эффективность урока, обеспечиваядоступность, делая урок более увлекательным, что, в свою очередь, безусловно,повышает качество усвоения материала.

Решаяпроблемы повышения грамотности, обратилась к электронному учебнику «Самоучительбашкирского языка» (https://vk.com/doc166458090_23349123?hash=c1ab537aef362915c9&dl =3600b6 aca42 bd8e14), представляющему собой информационно-справочную систему, основанную насобрании башкирских текстов в электронной форме и включающую много заданий иупражнений по грамматике башкирского языка. Познакомив учащихся на одном изуроков с данным электронным учебником, предложила в качестве домашнегопомощника для выполнения упражнений.  

На сайте«Башкирский язык» имеются аудиозаписи правильного произношения башкирскихспецифических звуков, что очень облегчает работу преподавателя и обучающегося,который в любое время может прослушать, как звучит определенный звук. А такжемногочисленные задания, электронные учебники, диалоги, наглядные материалы, аудио-и видеозаписи и самое главное — это общение на родном языке в сети Интернет.

Использование на уроках электронных учебников дают желаемый результат [1, 36]. Я использую на таких этапах урока, как изучение новой темы,закрепление пройденного. Ко многим урокам башкирского языка можно подготовитьслайды с иллюстрациями к художественным произведениям, снабдив их вопросами дляанализа, а можно провести сопоставительную работу, сравнивая иллюстрации разныххудожников к одному и тому же произведению.

Даннаясистематическая работа направлена не только на формирование грамотности, но ирешает задачи, определенные государственным стандартом в области формированияключевых компетенций, в частности, информационной,  планированиеинформационного поиска в соответствии с поставленной задачей,  самостоятельноепроведение наблюдения в соответствии с задачей информационного поиска,  извлечениеинформации по заданному вопросу и ее обработка. В то же время решается проблемаобогащения словарного запаса, что обеспечивает возможность использованияизучаемых слов в различных сферах жизни.

ИспользуюИнтернет-ресурсы и при организации проектной и исследовательской деятельности обучащихся. Проектно-исследовательскаядеятельность всегда ориентирована на самостоятельный поиск информации в сетиИнтернет. Если участниками проекта являются продолжающая группа обучающихся,первоначально организовываю совместный поиск и отбор необходимой информации,указываю на необходимые ссылки, в дальнейшем лишь осуществляю контроль задеятельностью и консультирую по текущим вопросам и проблемам. Приведу лишь одинпример подготовки проекта обучащихся группы Л-11.

Тема проекта«Пещеры Башкортостана». Ссылки: http://mirznanii.com/a/303519/peshchery-bashkiriihttp://www.shulgan-tash.ru/http://perevalnext.ru/priroda-bashkirii/

Этапы работы:

1.      Найтиинформацию о пещерах Башкортостана

2.      Подготовитьсообщение.

3.      Сделатьпрезентацию.

4.      Защитаработы, представление презентации.

Даннаядеятельность также обеспечивает формирование информационной компетенции икомпетенции разрешения проблем.

Чаще всегоматериалы сайта использую при подготовке к урокам и отсылаю обучащимся копределенным разделам портала при подготовке индивидуальных сообщений,акцентируя внимание при этом на соблюдение авторских прав используемогоресурса, тем самым прививая элементы информационной культуры. Кроме того, вкачестве дополнительного домашнего задания предлагаю найти по словарюправописание и толкование словарных слов.

Для достижения целипоставлены следующие задачи:

способствоватьовладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

обучатьумению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применятьв реальных ситуациях;

развивать познавательную активность;

содействоватьтворческому развитию каждого студента;

Широкоевнедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности [3, 34] — в науку,производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры. Нокомпьютеризация образования — это не только обеспечение компьютернойграмотности или изучение одного, двух языков программирования и основинформатики. Это в первую очередь средство для увеличения производительноститруда преподавателей и обучающихся, способ повышения эффективности иинтенсификации обучения и самообучения. Компьютер должен освобождатьпреподавателя от рутины и однообразия, а компьютерные технологии должны впервую очередь способствовать творческим начинаниям обучающихся, стать ступеньюдля повышения эффективности учебного процесса.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

В последниегоды учебная среда становится шире, учебная работа частично выходит за пределы аудитории,«уходит» от учебников и рабочих тетрадей за пределы колледжа, в том числе ввиртуальное пространство. Современный преподаватель должен уметь эффективнопользоваться этими ресурсами.

В рамкахинформатизации образования проводятся многочисленные конкурсы, фестивали,проекты и.т.д.

Такимобразом, для преподавателей открывается интересная перспектива использованияинтернет-ресурсов как средства повышения эффективности обучения вобразовательном колледже, установления обратной связи «преподаватель-студент»,позволяющей реализовать личностно-ориентированный подход, дифференциацию ивариативность образования, подготовить обучающихся к непрерывному образованию.

Грамотно интегрируяинформационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, можно:

1) формировать исовершенствовать речевые умения, используя современные аутентичные материалы;

2) пополнятьсловарный запас лексикой современного башкирского языка;

3) знакомиться с особенностями речевого поведения, культурой, традициямиродного народа и других народов в  условиях общения;

4) формироватьустойчивую мотивацию  речевой деятельности  при общении на родном языкеобучающихся  на  основе   систематического   использования  «живых»   материалов и обсуждения актуальных  проблем

Однако, для меня остаются актуальнымивопросы, связанные с методикой преподавания предмета с использованиеминформационных технологий, поскольку повышение квалификации решается на уровнепроблематики формирования начальной компьютерной грамотности педагогов.Получить объективную оценку опыта своей деятельности пока не являетсявозможным. Кроме того, в связи с развитием Интернета, важно не потеряться вмногообразии предлагаемых ресурсов, научиться производить отбор наиболеесодержательных, качественных и удобных в применении сайтов.

Литература

1.    Валиева Г.Д. Использованиетехнических средств на уроках башкирского языка. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2016.– 80 с.

2.     Валиева Г.Д.Юғары уҡыу йорттарында компьютер технологияһын ҡулланыу // «Википедия һәммәғлүмәти йәмғиәт» халыҡ-ара конференцияһы материалдары. – Өфө, 2015. – 24-се б.

3.                  Валиева Г.Д.Компьютерные технологии на уроках башкирского языка/Г.Д. Валиева. –Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. – 82 с.

4.    Глазов Б.И.,Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник — основа новойинформационно-педагогической технологии. // Педагогика. — 1995. — №6.

5.     http://irorb.ru/

6.      http://urokikb.narod2.ru/

7.     СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М., 2008. -256 c.

8.     СемушинаЛ.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальныхучебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования.- М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

ЗАЯВКА

научастие во Всероссийской научно-практическойконференции

«Башкортостан – территорияроста: предпринимательство, экология, язык и культура

(проблемы, поиски, перспективы)»

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Рахимова Гульчибяр Даригатовна

Должность, кафедра (без сокращений)

Преподаватель  башкирского языка  

Место работы (полностью)

ГБПОУ СХТК г.Стерлитамак

Тема доклада

Использование интернет-ресурсов на уроках башкирского языка в ССУЗе

Секция

Расширение сферы употребления и популяризации башкирского языка через Интернет.

Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя)

г.Стерлитамак , ул.Артема д.118, кв. 136, 453100, Рахимова Г.Д.

Телефон служебный

 

Телефон мобильный

89191447386

E-mail

gulchibyarrahimova@mail.ru

Форма участия (очная, заочная, через интеренет)

заочная

Необходимость в гостинице

 

Требуемое количество экземпляров сборника

1

Сумма и дата оплаты (на почтовые расходы)

 

Дата, подпись

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет