X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Использование кинофильмов в работепедагога-психолога СВУ

 

Военно-профессиональная ориентация обучающихся– одно из главных направлений деятельности педагога-психолога суворовскоговоенного училища. Каким должен быть офицер современной России, какимиличностными качествами должен обладать?  Для суворовцев, будущих офицеровРоссийской армии, данные вопросы важны и актуальны. В течение всего периодаобучения в СВУ суворовцы не только получают необходимые знания, осваивают  азывоинской дисциплины, делают первые шаги в работе с личным составом,  но ипостепенно формируют в себе необходимые для будущей воинской профессии качестваличности.

Образ офицера в любом обществеформируется под воздействием системы факторов объективного и субъективногохарактера. Среди этих факторов – сложившаяся система экономических отношений,функционирующая политическая система, господствующие духовные ценности и нормы.Отдельным фактором, определяющим формирование образа современного российскогоофицера, является воспитательное и просветительское воздействие на различныекатегории общества посредством средств массовой информации (в общем) и влияниемкинематографа (в частности) [1].

То, что кинематограф прочно входит всистему средств массовой коммуникации, сегодня не требует специальногодоказательства. Социолог Борис Фирсов характеризует массовые коммуникации какпроцесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных иправовых норм и  так далее) на численно большие рассредоточенные аудитории спомощью технических средств, среди которых наряду с печатью, радио и телевидением,есть и кинематограф [2].

В отличие от книг, газет и радио,кинематографом осуществляется воздействие, как на зрительное восприятие, так ина слуховое. Это позволяет создавать многомерные образы в сознании человека.Оно реализуется благодаря методам преобразования коммуникативно-содержательнойстороны транслируемой информации, методам эмоционального воздействия, лингвистическиеметодам и приемам.

Кинои телевидение использует негласно принятую вступившими в коммуникациюдоговоренность: поверить в реальность персонажей, которые предстают на экране,а значит идентифицировать себя с ними, переживать их радости и печали. Говоря овлиянии кинематографа на общественное сознание с целью формированияположительного образа современного российского офицера, необходимо отметить,что кинематограф выполняет следующие функции: воспитательную; образовательную;эстетическую.

Использованиефильмотеки в работе педагога-психолога СВУ помогает более целостно, ярко, передатьвоспитанникам эмоциональную составляющую положительного образа офицераРоссийской армии. Какое влияние оказывает кинематограф на восприятие образаофицера, какие фильмы близки и понятны современным подросткам, обучающимся СВУ?В нашем исследовании была предпринята попытка ответить на поставленные вопросы.

Цельисследования: выявить особенностивосприятия суворовцами образа офицера российской армии, представленного вкинематографе.

Висследовании приняли участие суворовцы 9-11 классов (15-17 лет), в количестве 126человек.

Образофицера в Российском кино раскрывается, прежде всего, через военные фильмы, чтотрадиционно для кинематографа. Фильмы на военную тематику в России снимались и вгоды Первой Мировой войны, и в годы Великой Отечественной войны, и в периодсовременной России. Мы составили список фильмов, так или иначе раскрывающихобраз советского и российского офицера, снятых в разные периоды, анализируякоторый можно сделать вывод о том, что количество и самое главное качествотаких фильмов не всегда было достойным. Так, в период 1992 – 2000 годов быловыпущено в прокат большое количество художественных фильмов и сериалов, которыеносят больше антиармейский характер, а фильмы послевоенного период являются идо настоящего времени образцом киноискусства. Это еще раз подчеркиваетзависимость формирования образа офицера армии (в том числе в кинематографе) отсоциально-экономических и военно-политических факторов.

Безусловно,жемчужиной среди художественных фильмов, раскрывающих образ офицера, и внастоящее время является фильм «Офицеры».

ОбучающиесяСВУ в возрасте 15-17 лет  на вопрос, «Какие изроссийских (советских) фильмов, раскрывающие, по вашему мнению, образ офицераРоссийской (советской) армии и оказавшие на вас особое впечатление, высмотрели?», ответили следующим образом (в сумме нет 100%, так какпредполагалось несколько вариантов ответов):

1.    «Офицеры» — 87%.

2.    «В бой идут одни старики» — 58 %.

3.    «А зори здесь тихие» — 36%.

4.    «9 рота» — 21%.

5.    «Т-34» — 18%.

6.    «Брестская крепость» — 15%.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

7.    «Сталинград» — 10%.

8. «Белое солнце пустыни» — 10%

В ходе исследования 87%респондентов ответили, что кинематограф, несомненно, оказывает влияние наформирование образа современного российского офицера. Особо не интересуютсятемой офицерства и армии 9% респондентов и 4% ответили, что кинематограф неоказывает влияния на формирование образа офицера.

Обучающиеся суворовского военногоучилища сошлись во мнении, что главным качеством, которым должен обладатьофицер – любовь к Родине, патриотизм. Так считают 72% опрошенных.  Навтором месте, по мнению суворовцев важными для офицера являютсяинтеллектуальные качества: ум, логика (35%).

На третьем месте воспитанники училищаотметили личностные качества, необходимые для офицера:

1. Честность, справедливость (31 %).

2. Целеустремленность, уверенность,смелость (29 %).

3.Уважение к личному составу (21%).

Таким образом, можно отметить, что кинематографоказывает важное влияние на восприятие образа и личности современного офицера воспитанникамиСВУ.

Золотой фонд отечественногокинематографа, который используется в работе педагога-психолога, способствуетформированию положительного отношения воспитанников к армии, военнослужащим иофицерскому составу, мотивирует на выбор будущей военной специальности.

Список литературы:

1.  Зелинский С. А.    Информационно-психологическое воздействиена массовое сознание. — CANADA.: Altaspera Publishing & Literary AgencyInc. —  2014. — 403 с.

2.Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. — СПб., 2012. — 188с.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет