МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
|
||||
|
||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018- 2019 уч. год
по курсу внеурочной деятельности
«Основы православной культуры Крыма»
1-Г класс
Касьяненко Е.В., учителя начальных классов
первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНО
назаседании ШМО
учителейначальных классов
МБОУ«СОШ № 4»
г.Симферополя
председатель
_______Владыкина Ю.В.
Протокол№___ от «___» ____2020г
|
Программа внеурочной деятельности разработанана основе авторской программы Л.В.Наумовой «Основы православной культуры Крыма.Начальная школа» и предназначена для учащихся 1 класса МБОУ «СОШ № 4».
Рабочаяпрограмма составлена в соответствии: с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования срекомендациями примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основноеобразование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011, учебного плана, годового календарногоучебного графика МБОУ «СОШ №4»г. Симферополя на 2020-2021учебный год. Рабочая программа рассчитана 33 часа ,1 раза в неделю.
Содержаниеучебного курса
Изложение материала носит личностно-ориентированныйхарактер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятияучащимися начальной школы.
Курс «Основы Православной культуры» носит светскийхарактер, является культурологическим и направлен на развитие у школьниковпредставлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основурелигиозных и светских традиций многонациональной культуры, на понимание их значенияв жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
С переходом начальной школы на федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования одним их приоритетных направленийявляется формирование ключевых и общечеловеческих компетентностей, чтоспособствует организации работы по духовному обогащению младшего школьника,формированию внутреннего мира ребенка, его мыслей, поступков, стремлений,чувств и переживаний. А среди важнейших качеств, которыми должен обладатьсовременный выпускник начальной школы, названа духовность.
Систематизация работы по духовно-нравственномувоспитанию – одна из важных проблем образования. Особенно актуальна она вКрыму, где, согласно общепринятой в Древней Руси и церковной историографииверсии, Православие и православная культура берут свое начало с первыхпроповедей Андрея Первозванного.
Цельпрограммы – формирование личности младшего школьникана основе православных культурно-исторических традиций.
Задачи:
— датьобщие сведения о православной культуре;
— познакомитьс нравственными нормами Православия, с краткой историей его развития наКрымском полуострове, православными праздниками, традициями; именами иподвигами выдающихся православных исторических личностей, оставивших свой следв истории Крыма; всемирно известными памятниками православной культуры Крыма(Херсонес, «Пещерные города» и монастыри и пр.);
— приобщатьк нравственным устоям православной культуры, пониманию духа Православия какодной из особенностей национальной истории и культуры;
— способствоватьусвоению основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русскихлетописях, исторических повестях, преданиях, житиях святых, фольклоре,литературных произведениях для детей, а также в исторической и краеведческойлитературе крымских ученых, писателей;
— воспитыватьдуховно-нравственную личность;
— формироватьвысокие общечеловеческие качества, ценностные ориентиры;
— развиватьбогатый внутренний мир младшего школьника, личностное отношение к православнымсвятыням Крымского полуострова.
Ожидаемыйрезультат: ожидается, что усвоение курса поможет формированию у школьниковуважительных отношений по отношению к другим людям, ознакомит их с традициямиПравославной семьи, выработает навыки духовной жизни, в том числе будетспособствовать установлению духовной и творческой атмосферы в классе, развитиюсовести и высоконравственной гражданской позиции детей, выработает умение ижелание преодолевать свои пороки.
Местокурса в учебном плане МБОУ «СОШ № 4»
Курс «Основы Православной культуры Крыма» рассчитан на101 час. Рабочая программа в 1-м классе составляет 33 часа, во 2-3-х классах–34 часа с учетом федеральных и региональных праздников.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты:
— формированиепредставлений о православных святынях Крыма, об их значении в системенравственного воспитания младших школьников;
— формированиепредставлений о православных праздниках и их тесной связи с жизнью народа,обычаями, традициями, искусством, творчеством; основных памятниках истории иправославной культуры Крымского полуострова;
— знание ипонимание особенностей распространения христианства в Крыму;
— историисоздания крымских православных монастырей и храмов;
— формированиеумения использовать дополнительные источники информации;
— овладениенавыками использования различных справочных изданий (словарей, энциклопедий) идетской литературы с целью поиска информации, ответов на вопросы для созданиясобственных устных или письменных ответов о главных святынях Крымскогополуострова, народных традициях, положенных в основу Православия;
— формированиеумений строить содержательные рассказы об истории крымских «пещерных городов»и монастырей, других святынь полуострова; рассуждать о значениикультурно-исторической роли Православия в Крыму.
СОДЕРЖАНИЕ,ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа включает разделы: «Любовь, добро, зло», «Радостьжизни», «Крымские основы русского православия».
Формы проведения занятий:утренник,праздник, инсценировка, театрализованное представление, экскурсия, устныйжурнал, творческая мастерская, конференция, заочные путешествия и т.д. Основныевиды деятельности: беседа, викторины, игры, дискуссии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1. |
Любовь, добро, зло |
9 |
2. |
Радость жизни |
18 |
3. |
Крымские основы русского православия |
6 |
|
Итого |
33 |
КАЛЕНДАРНО– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Сроки выполнения |
Название раздела (кол-во часов), темы урока |
|
|
План |
факт |
|
Любовь, добро, зло (9 ч.) |
|||
1 |
|
|
Прекрасный мир, в котором мы живём. |
2 |
|
|
Бог – Троица. Библия. Как разговаривать с Богом? |
3 |
|
|
Рождество Богородицы. |
4 |
|
|
Бог есть любовь. Сотворение Богом мира. Мир видимый и невидимый |
5 |
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
|
Дни Творения. Шестой день – сотворение человека. |
6 |
|
|
Покров Пресвятой Богородицы. |
7 |
|
|
Свобода человека творить добро и зло. |
8 |
|
|
Грехопадение и его последствия. |
9 |
|
|
Мог бы Адам вернуться к Богу? Покаяние. Обетование Спасителя. |
Радость жизни (18 ч.) |
|||
10 |
|
|
Первое чудо Иисуса Христа. Христос и дети. |
11 |
|
|
О чём учил Иисус Христос? Самая главная заповедь. |
12 |
|
|
Чудеса, сотворённые Иисусом Христом. О благодарении. |
13 |
|
|
Введение Богородицы во Храм. |
14 |
|
|
Жизнь Девы Марии в доме Иосифа. Наша семья. |
15 |
|
|
Рождество Христово. Подготовка к празднику Рождества Христова. |
16 |
|
|
Крещение Иисуса Христа. Смысл крещения человека. |
17 |
|
|
Таинство исповеди. |
18 |
|
|
Преображение Господне. |
19 |
|
|
Воскрешение Лазаря. |
20 |
|
|
Сретение Господне. Бегство в Египет. |
21 |
|
|
Великий пост и притча о блудном сыне. |
22 |
|
|
Благовещенье. Вход Господень в Иерусалим. |
23 |
|
|
Тайная Вечеря. |
24 |
|
|
Распятие Господа ради спасения людей. |
25 |
|
|
Воскресение. Празднование Пасхи. |
26 |
|
|
Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на Апостолов и образование Церкви Христовой. Христиане. |
27 |
|
|
Путешествия Апостолов. Распространение Христианской Церкви. |
Крымские основы русского православия (6 ч.) |
|||
28 |
|
|
Мое знакомство со святынями. Как вести себя в храме. Почему говорят «святыня, святое место». Самые известные святыни Крыма. |
29 |
|
|
Кого мы называем крымскими святыми и подвижниками. |
30 |
|
|
Путешествую по Крыму. Где находится Херсонес? |
31 |
|
|
Путешествую по Крыму. Экскурсия в храм Св. Вениамина. |
32 |
|
|
Путешествую по Крыму. Симферополь – не просто столица |
33 |
|
|
Итоговое занятие «Святые места, которые мне запомнились» |