Государственноеобластное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оленегорская коррекционнаяшкола-интернат»
Адаптированная рабочая ПРОГРАММАучебного предмета
«Обществознание»
Среднее общее образование
10а класс
Срок реализации программы 1 год
Учитель: Пашинина А.А.
Утверждена приказом №189 от 31.08.22г.
Решение педсоветапротокол №1 от 31.08.22г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету«Обществознание» предназначена для обучающихся 10 класса с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующихнормативно – правовых документови программно — методического обеспечения:
1. Федеральный закон «Об образовании РФ» № 273 – фз от29.12.2012 г., статья 28.
2. Устав ГОБОУ «Оленегорская коррекционная школа-интернат длядетей».
3. Учебный план ГОБОУ «Оленегорская коррекционная школа-интернатдля детей».
4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл.: /Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г. Сб. 1.
5. Обществознание. Рабочая программа. Поурочныеразработки. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовыйуровень/Л. Н. Боголюбов и др. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2021. —272 с.
6.Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, А. Ю.Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 255 с.
7. Положение о формах, периодичности и порядкетекущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГОБОУОленегорская КШИ (Утверждено приказом ГОБОУ Оленегорская КШИ № 105 от20.04.2022г.).
Рабочая программа конкретизируетсодержание предметных разделов и используется учителем дляпоурочно-тематического планирования, содействует сохранению единогообразовательного пространства. Преподаваниеобществознания носит характер морально-этической и политико-правовойпропедевтики. Материал дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях,уделяя большее внимание практикоориетированной деятельности учителя. Материал,несмотря на свою элементарность, сохраняет свою структурную целостность. Курспризван способствовать самореализации личностного потенциала детей снарушениями интеллекта.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Базисный план отводит 34 часа для обязательного изучения обществознанияиз расчета 1 час в неделю.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначенадля учащихся 10 классов и составлена с учётом возрастных и психологическихособенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Структура документа
Рабочая программа по учебному предмету«Обществознание» представляет собой целостный документ, включающий разделы:пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовкиучащихся; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Программы рассчитаны:
10 класс – 34 часа, 1 раз в неделю.
Цель курса: освоение системы знаний об обществе, оего сферах, различных видах деятельности людей, моральном и правовомрегулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия ссоциальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Задачи:
· освоениеучащимися комплекса систематизированных знаний о развитии общества, о человекеи о человеческом отношении ко всему, что его окружает;
· помощьучащимся в создании условий для социальной адаптации путем повышения ихправовой и эстетической грамотности;
· созданиеосновы для безболезненной интеграции в современном обществе через знание своихгражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами;
· воспитаниеобщероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальнымнормам.
Наряду с этими задачами на занятияхрешаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельностишкольников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- коррекция речи и мышления;
- коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
В содержание курса обществознаниявключены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах иобязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формированияу детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых нормжизни в обществе. На уроках обществознания происходит не только формированиесистемы нравственных ценностей, норм и правил поведения, навыков взаимодействияс людьми, но и выработка правильных мировоззренческих представлений обокружающей действительности, умений анализировать, рассуждать, выбирать,принимать решения. В совокупности обретение этих знаний, умений, качествспособствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личностиумственно отсталых учащихся, а также их более успешной социализации. Отборсодержания произведён с учетом психологических возможностей исоциально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. Из данногоколичества времени половина или две трети материала предназначено длясознательного освоения и закрепления изучаемого материала через выполнениеразличных практических заданий. Это помогает умственно отсталым учащимсяпознакомиться с реальной действительностью, использовать на практике знания поправовым вопросам, полученные на уроках.
Основныесодержательные линии курса
- Введение.
- Человек и общество.
- Основные сферы общественной жизни.
- Право, как особая система норм.
- Социальная сфера
- Политическая сфера
- Повторение.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа,индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые,здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые;личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
Ø правила поведения в современном обществе;
Ø названия кодексов РФ и их примерное содержание;
Ø свои основные обязанности и права;
Учащиеся должны уметь:
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø отвечать полными ответами на вопросы;
Ø использовать части понятий в активной речи;
Ø использовать помощь учителя при выполнении учебныхзадач;
Ø написать просьбу, ходатайство, поручение,заявление, расписку;
Ø обращаться при необходимости всоответствующие правовые учреждения.
Основными видами деятельности учащихся по предметуявляются:
- анализ, обобщение, группировка, систематизация материала;
- работа с дополнительной литературой;
- работа с тестами, создание определенных ситуаций;
- составление связных рассказов по плану и вопросам;
- установление причинно-следственных связей;
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю;
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия;
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения;
- игры, кроссворды, тесты.
Способы и формы оценки образовательных результатов
- Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ;
- При оценке устных ответов принимаются во внимание;
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
1. Оценка устных ответов.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыковобучающихся, с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы.При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного циклапринимается во внимание:
-правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанностиусвоения изученного материала;
-полнота ответа;
-умение практически применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общимидля всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживаетпонимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосноватьсамостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки,которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, но допускаетнеточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему,излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок вречи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постояннойпомощи учителя.
2. Итоговая оценка знаний и уменийучащихся.
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика.
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
10 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
Введение — 1 час.
1.Общество и человек.
Человек и общество – 6 часов.
Общество – 2 часа.
2.Что такое общество?
3.Общество, как сложная динамическая система.
Человек – 4 часа.
4.Природа человека.
5.Человек, как духовное существо.
6.Деятельность – способ существования людей.
7.Человек в системе социальных связей.
Основные сферы общественной жизни – 19 часов.
Духовная культура – 3 часа.
8.Культура и духовная жизнь людей.
9.Наука. Образование.
10.Мораль. Религия.
Экономика – 2 часа.
11.Роль экономики в жизни общества.
12.Экономическая культура.
Право, как особая система норм – 7 часов.
13.Что такое право?
14.Источники права.
15.Правоотношения и их виды.
16.Правонарушения и ответственность.
17.Современное российское законодательство.
18.Ответственность государства перед гражданами.
19.Конституционные обязанности граждан.
Социальная сфера – 7 часов.
20.Социальная структура общества.
21.Социальные институты.
22.Социальная сущность человека. Социальные качества личности.
23.Социальные роли подростка.
24.Социальный конфликт и пути его разрешения.
25.Социальные нормы и отклоняющее поведение.
26.Социальная значимость здорового образа жизни.
Политическая сфера – 7 часов.
27.Политика и власть.
28.Политическая система.
29.Кто такой гражданин?
30.Гражданское общество и правовое государство.
31.Демократические выборы и политические партии.
32.Участие гражданина в политической жизни.
33.Политические права человека.
34.Повторение – 1час.